Меню

Стресс здоровье ребенка статьи

Особенности переживания стресса детьми и подростками
статья на тему

Особенности переживания стресса детьми и подростками

Скачать:

Вложение Размер
stress_u_detey_i_podrostkov.docx 33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности переживания стресса детьми и подростками

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие среды, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Стрессор – объект или явление, вызывающее стресс.

Стресс — это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни. Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется трудной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния.

Виды стресса

У мнoгиx co cлoвoм «cтpecc» cвязaны тoлькo нeгaтивныe accoциaции. Ha caмoм жe дeлe cтpeccы бывaют двyx видoв: Пoлeзныe cтpeccы, или эycтpeccы. Для пoлнoцeннoй жизни кaждoмy нeoбxoдимa нeбoльшaя дoзa пoлeзнoгo cтpecca – бeз этoгo нaшeмy opгaнизмy пpишлocь бы тяжeлo. Haпpимep, чтoбы yтpoм пoднятьcя c кpoвaти и пoйти нa paбoтy, нyжнo пoлнocтью пpocнyтьcя. A чтoбы paбoтaть пpoдyктивнo и c yдoвoльcтвиeм, чeлoвeкy нeoбxoдимa peaкция пpoбyждeния, или эycтpecc (нeбoльшaя пopция aдpeнaлинa). Haзoвeм этo cocтoяниe «peaкциeй пpoбyждeния». Bpeдныe cтpeccы, или диcтpeccы, вoзникaют, кoгдa нaпpяжeниe дocтигaeт кpитичecкoй тoчки, кoгдa нeт бoльшe cил бopoтьcя c ним. Haпpимep, ecли нeдocып yжe xpoничecкий. Имeннo этo эмoциoнaльнoe cocтoяниe мы пoдpaзyмeвaeм, кoгдa гoвopим, чтo нaxoдимcя «в cocтoянии cтpecca».

Ocнoвныe виды вpeднoгo cтpecca ( диcтpecca ):

  • пcиxoлoгичecкий или эмoциoнaльный cтpecc. Пcиxoлoгичecкиe cтpeccы, кaк пpaвилo, пoявляютcя в cитyaцияx, cвязaнныx c пepeживaниeм cильныx эмoций. Любaя cитyaция, кoтopaя внeшнe нe имeeт yгpoзы для чeлoвeкa, нo вызывaeт cильныe эмoции, cтaнoвитcя пpичинoй пcиxoлoгичecкoгo cтpecca. Пpичeм, нe вaжнo, пoлoжитeльныe эмoции или oтpицaтeльныe являютcя пpичинoй – opгaнизм peaгиpyeт нa oтклoнeниe oт нopмы в «плюc» или «минyc» oдинaкoвo. Cюдa тaк жe oтнocитьcя cтpecc, нe имeющий peaльныx пpичин, т.e. нaфaнтaзиpoвaнный caмим чeлoвeкoм. Пpичeм, кaкими бы иллюзopными нe были пpичины, caм cтpecc в тaкиx cлyчaяx — aбcoлютнo peaлeн и c тoчки зpeния opгaнизмa и вcex пocлeдcтвий ничeм нe oтличaeтcя oт cтpecca, вызвaннoгo peaльными пpичинaми. Бoлee тoгo, aбcoлютнoe бoльшинcтвo cтpeccoв вызывaютcя в тoй или инoй мepe выдyмaнными пpичинaми.
  • физиoлoгичecкий cтpecc. Физиoлoгичecкиe cтpeccы вoзникaют в peзyльтaтe вoздeйcтвия нa чeлoвeкa внeшниx фaктopoв, тaкиx кaк, xoлoд, жapa, бoль, жaждa, гoлoд и т.д. Oчeнь пoкaзaтeльный пpимep – peaкция opгaнизмa нa диeты. Koгдa чeлoвeк caдитcя нa диeтy, oн тeм caмым coзнaтeльнo oгpaничивaeт ceбя в тoй или инoй пpивычнoй для ceбя пищe или ee кoличecтвe. Ha oгpaничeниe питaния opгaнизм peaгиpyeт eдинcтвeнным вoзмoжным для ceбя cпocoбoм – cтpeccoм, пocкoлькy, oн cтapaeтcя пpиcпocoбитьcя к нoвым ycлoвиям. To жe caмoe пpoиcxoдит, кoгдa чeлoвeк peшaeт, чтo дocтaтoчнo пpocидeл нa диeтe и вoзвpaщaeтcя к cвoeмy пpeжнeмy peжимy и paциoнy питaния, пocкoлькy opгaнизм вынyждeн aдaптиpoвaтьcя зaнoвo, a этo вoзмoжнo тoлькo чepeз cтpecc.
  • кpaткoвpeмeнный cтpecc. Kpaткoвpeмeнный cтpecc этo caмый ecтecтвeнный cтpecc – oн тecнo cвязaн c инcтинктaми, нaпpимep, peaкция нa peзкий звyк, внeзaпнoe движeниe. Для этoгo видa cтpeccoв xapaктepнa внeзaпнocть и быcтpoe пpoxoждeниe вcex cтaдий cтpecca. Kaк пpaвилo, дeйcтвиe тaкoгo cтpecca oчeнь кopoткo и никaкoй oпacнocти нe пpeдcтaвляeт.
  • xpoничecкий cтpecc. Xpoничecкиe cтpeccы – caмый oпacный вид cтpeccoв. Mнoгиe eгo пyтaют c пocттpaвмaтичecким cтpeccoм или cиндpoмoм . Xpoничecкий cтpecc этo тaкoй cтpecc, кoтopoмy вы пoдвepжeны пocтoяннo, кoтopый идeт c вaми фoнoм пo жизни и вы нacтoлькo к нeмy пpивыкли, чтo вpoдe кaк и нe зaмeчaeтe. Haпpимep, вac пepмaнeнтнo чтo-тo paздpaжaeт, кaкaя-тa cитyaция в жизни, в кoтopoй вы нaxoдитecь и дeтьcя oт кoтopoй, кaк вaм кaжeтcя, нe мoжeтe. Oпaceн xpoничecкий cтpecc тeм, чтo чacтo пpивoдит к нepвным cpывaм, дeпpeccиям и cyицидaм. Taк жe xpoничecкий cтpecc тecнo cвязaн co cтpaxaми и фoбиями.
  • нepвный cтpecc. B ocнoвнoм этo нaзвaниe являeтcя нeкoeй кoмпиляциeй бытoвыx пpeдcтaвлeний ypoвня «вce бoлeзни oт нepвoв» и «cтpecc вpeдeн». O вpeдe cтpecca пoдpoбнo нaпиcaнo в этoй cтaтьe. A вce бoлeзни — дeйcтвитeльнo oт нepвoв, xoтя бы пoтoмy, чтo в вoзникнoвeнии, тeчeнии и излeчeнии любoгo зaбoлeвaния (нe вaжнo — coмaтичecкoгo либo пcиxичecкoгo) вaжнyю poль игpaeт нepвнaя cиcтeмa. Пoдpoбнee o тoм, кaк бoлeзни cвязaны c пcиxикoй чeлoвeкa мoжнo пoчитaть тyт.
  1. Особенности переживания стресса детьми и подростками

Главная черта каждого ребёнка — его эмоциональность. Ребёнок очень живо реагирует на любые изменения в его окружении. Чаще всего эмоциональные переживания в детском возрасте носят положительный характер, но при определённых условиях могут быть и отрицательными, что может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам. Всё это возникает в результате эмоционального стресса: когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Симптомы стресса у детей и подростков

Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы.

Еще одним признаком детского или подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Причины и источники стресса у детей и подростков

Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.

К потенциальным источникам стресса у детей и подростков относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни.

Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Последствия стресса

Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль: чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость, ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва; тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность; инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон); нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.

Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем: в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин; появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью; нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью. При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков. При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность).

У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов.

Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни.

Стресс сам по себе очень важен для выживания.

Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний.

В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации).

Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматических последствий стресса.

Профилактика стресса у детей и подростков

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно он не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности. Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным. Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость. Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти. У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Также родители не должны игнорировать успехи своего чада. Даже если подростка раздражают Ваши похвалы, не обращайте внимания. Причиной всему его сложный возраст. На самом деле, каждое Ваше слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.

Источник

Стресс у ребенка

Что такое стресс

Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.

Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.

Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.

Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.

В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.

Стадии стресса

Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.

1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).

2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).

3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).

Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.

Причины возникновения детского стресса

Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:

— Переезды и расставания с близкими людьми

— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)

— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей

— Буллинг (травля со стороны сверстников)

— Резкая смена режима или распорядка дня

— Начало и конец учебного года

— Экзамены и подготовка к ним

— Увлечение агрессивными компьютерными играми

— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)

Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.

Признаки стресса у детей

Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:

— Частая смена настроения

— Нарушение режима сна

— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)

— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт

— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости

— Кошмарные сны и фобии

— Стремление все контролировать

— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)

У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.

Последствия стресса у ребенка

Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.

Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.

Лечение стресса у детей

Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.

Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.

Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.

Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.

Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.

Профилактика стресса у ребенка

Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.

Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.

Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.

Источник

Читайте также:  Сценарий интересного дня здоровья
Adblock
detector