Формирование психологического здоровья дошкольников
Клавдия Петровна Дроздетская
Формирование психологического здоровья дошкольников
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение психического здоровья детей, которое одновременно является условием благоприятного личностного развития ребенка. Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:
-поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
-социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
-положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
-равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
-доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка,основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье.
Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя её.
Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
Обобщенный портрет психологически здорового человека – это, прежде всего творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина). Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
Задачи психологической поддержки:
1. обуение положительному взаимоотношению и принятию других людей;
2. обучение рефлексивным умениям;
3. формирование потребности в саморазвитии.
Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:
1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
3. психологические игры;
5. решение проблемно-практических ситуаций;
6. элементы арттерапии;
8. подвижные игры;
9. чтение и анализ сказок;
11. творческие игры;
12. сочинение сказок;
13. коллекивное рисование.
Само формирование психологического здоровьявключает в себя несколько структурных компонентов:
-положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;
-формирование и развитие познавательной сферы;
-чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;
-формирование личности, как таковое.
Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.
Психологического здоровья детей в дошкольном учреждении строится:
-на положительном эмоциональном состоянии ребёнка;
-на дозволенности ребёнку само реализовываться и само утверждаться;
-на развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребёнка;
-на развитии и формирование эмпатии (сопереживании);
-на частичной «ликвидации» или «подавлении» определённых черт характера: агрессивность, страхи, робость, застенчивость, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость.
Рекомендации по формированию психологического здоровья детей в дошкольном учреждении:
-развивайте у детей эмоциональную сферу;
-способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими;
-помогите ребёнку овладеть способностями распознавания чувства и эмоции других;
-развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания);
-дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!
-проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.
-развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.
-повышайте самооценку ребёнка;
-хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение;
-научите детей относиться к себе с уважением;
-окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние;
-постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка;
-чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах;
Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!
1. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, — 2007. – 208с. (Школа развития)
2. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб. : Дидактика Плюс, 2000.
3. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М. : Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника Аннотация к мультимедийной презентацииПрезентация посвящена актуальной, на сегодняшний день, проблеме процесса обучения и воспитания. Последовательно.
Здоровьесбережение дошкольников второй младшей группы ВАЖНО ЗНАТЬ! Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения.
Источник
Книга: М. Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольников»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Математика — учимся играя | Книга посвящена проблеме обучения дошкольников математике в игровой занимательной форме. Предложенные формы и методы работы достаточно просты в применении и интересны для детей дошкольного возраста… — Феникс, (формат: 84×108/32, 208 стр.) Школа развития Подробнее. | 2008 | 51 | бумажная книга |
Формирование школьной зрелости дошкольников | — ФЛИНТА, электронная книга Подробнее. | 2016 | 150 | электронная книга |
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности | — ФЛИНТА, электронная книга Подробнее. | 2013 | 150 | электронная книга |
См. также в других словарях:
Черницкий, Александр Михайлович — Черницкий Александр Михайлович Дата рождения … Википедия
Здоровый образ жизни — Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско социологического направления рассматривают… … Википедия
Здоровье — У этого термина существуют и другие значения, см. Здоровье (значения). Здоровье состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное… … Википедия
Источник
Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника (старшая группа)
Пояснительная записка
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А так же гармония между человеком и окружающими людьми.
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).
Предлагаемая система занятий направлена на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.
Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
- обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- обучать детей рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии;
- способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов.
Первый раздел – «Какой Я?» — предусматривает осознание ребенком своей уникальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, воспитание уверенности в себе.
Второй раздел — «Мои эмоции и чувства» — направлен на знакомство с эмоциями человека, обучение опознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций окружающих, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.
Третий раздел – «Я и мои друзья» — направлен на формирование навыков совместной деятельности, умений устанавливать и поддерживать контакты, обучение навыкам бесконфликтного поведения.
Программа рассчитана на два учебных года и включает 60 занятий: 30 занятий в старшей группе и 30 занятий в подготовительной. Занятия проводятся в форме тренинга по 25–30 минут.
Тематический план занятий. Старшая группа
Раздел
Тема
Задачи
Время проведения
Какой Я?
Формировать позитивное отношение детей к своему «Я». Способствовать позитивному взаимодействию детей друг с другом. Снять мышечное напряжение.
1 неделя октября
Дать возможность детям почувствовать свою значимость. Помочь увидеть отличие от других. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка.
2 неделя октября
3. «Каким я себя вижу?»
Помочь осознать собственную индивидуальность. Развивать умение познавать собственное тело. Воспитывать положительный образ своего «Я».
3 неделя октября
Способствовать осознанию ребенком своего имени. Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени. Способствовать повышению у детей уровня самопринятия.
4 неделя октября
5. «Я – мальчик, я — девочка»
Помочь детям осознать себя как представителя определенного пола. Дать детям представление о внешности и манере поведения у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.
1 неделя ноября
6. «Что мне нравится?»
Помочь осознать детям свои предпочтения и вкусы, сравнить с предпочтениями других детей. Развивать интерес к себе и другим.
2 неделя ноября
Помочь осознать детям собственные цветовые пристрастия. Развивать воображение.
3 неделя ноября
8. «Воспитай в себе уверенность»
Способствовать осознанию детьми собственных возможностей. Формировать чувство доверия к окружающим.
4 неделя ноября
9. «Обыкновенное чудо»
Способствовать развитию навыков взаимодействия. Снять напряжение, тревожность. Развивать интерес к себе.
1 неделя декабря
10. «Я и ты такие разные»
Учить различать индивидуальные особенности детей в группе. Развивать интерес к себе и другим.
2 неделя декабря
Мои эмоции и чувства
11. «Мое настроение»
Познакомить с понятием «настроение».Показать в доступной форме изменчивость настроения. Учить понимать настроение другого. Учить передавать свое эмоциональное состояние в рисунке.
3 неделя декабря
Знакомство с эмоцией радости. Упражнять в выражении эмоции радости доступными средствами (мимика, пластика). Развивать способность делиться своими переживаниями. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
4 неделя декабря
Учить распознавать настроение по мимике. Развивать слуховое восприятие, умение отличать на слух оттенки музыкальных произведений. Развивать способность с помощью жестов передавать внутренние переживания.
3 неделя января
Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения.
4 неделя января
15. «Радуюсь, злюсь»
Учить различать эмоции радости и гнева. Познакомить с адекватными способами выражения гнева. Тренировать детей в изменении эмоциональных состояний радости и гнева.
1 неделя февраля
Продолжать знакомство с эмоцией гнева. Учить выделять эмоции гнева при чтении литературных произведений. Обучать детей вживаться в образ, овладеть мимикой лица. Упражнять в выражении эмоций гнева с помощью цвета.
2 неделя февраля
Учить отличать эмоцию страха на пиктограммах. Упражнять в выражении эмоции страха средствами эмоциональной экспрессии. Развивать способность делиться своими переживаниями. Помочь справиться со своими страхами.
3 неделя февраля
Знакомство с эмоцией удивления. Учить различать эмоции страха и удивления на пиктограммах и в сюжетных картинках.
4 неделя февраля
Ввести понятия положительной и отрицательной эмоции.
Способствовать осознанию положительного эмоционального опыта. Развивать эмоциональную экспрессию. Закреплять умение с помощью изобразительных средств передавать свое настроение.
20. «Отрицательные эмоции»
Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения. Закреплять способы управления отрицательными эмоциям.
Я и мои друзья
21. «Что такое дружба?»
Познакомить с понятием «дружба». Стимулировать творческое самовыражение. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками.
22. «С кем я хочу дружить»
Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать, какую роль играют друзья в нашей жизни. Воспитывать стремление дружить с окружающими.
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.
1 неделя апреля
24. «Ребята, давайте жить дружно»
Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения.
2 неделя апреля
25. «Дразнить, обижать»
Продолжать развивать добрые отношения между детьми. Развивать умение снижать эмоциональное напряжение.
3 неделя апреля
26. «Учимся видеть в друге хорошее»
Учить замечать положительное в окружающих. Развивать у детей позицию безусловного принятия себя и других.
4 неделя апреля
27. «Друг заболел»
Учить понимать эмоциональное и физическое состояние сверстника. Формировать у детей осознание значимости проявления сочувствия к заболевшему другу.
Дать представления о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Актуализировать стремление совершать добрые поступки.
29. «Дерево дружбы»
Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
30. «Вместе с друзьями
Способствовать формированию положительных отношений между детьми.
Литература
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. — СПб.: Речь, 2006.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение, 2005.
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А.В.Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
- Романюта В.М. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М: АРКТИ, 2007.
- Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Д: Феникс, 2007.
- Семенака С.И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
Источник
➤ Adblockdetector