Меню

Стоматологическое здоровье у подростков

Стоматологическое здоровье у подростков

Сохранение стоматологического здоровья является важной задачей современного общества. Несмотря на множество эффективных профилактических мер, заболевания полости рта, особенно кариес зубов, являются кумулятивными и прогрессирующими. Особенно это характерно для детей, относящихся к группе риска [1, 4].

Для повышения уровня стоматологического здоровья детей и подростков необходимо выявить факторы развития основных заболеваний полости рта, диагностировать признаки их появления на ранних стадиях, а также разработать и внедрить комплексные программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний среди школьников [2, 3, 5, 6].

Цель исследования

Изучить уровень стоматологического здоровья и стоматологического просвещения учащихся одной из школ промышленного города.

Материалы и методы исследования

Для оценки распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний было проведено внутришкольное обследование 120 детей в возрасте 6 и 12 лет (по 60 человек в каждой группе). Стоматологический статус оценивали в соответствии с критериями и рекомендациями ВОЗ, определяли распространенность и интенсивность кариеса молочных и постоянных зубов, некариозных поражений, заболеваний пародонта, уровень гигиены полости рта, оценивали соотношение челюстей, аномалии формы зубных дуг, аномалии отдельных зубов. Данные стоматологического обследования регистрировали в индивидуальные карты пациента, уровень стоматологического просвещения оценивали с помощью специально разработанных анкет.

Результаты исследования

Результаты внутришкольного обследования свидетельствуют о высокой распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний среди детского населения.

Стоматологическое обследование выявило достаточно высокую поражаемость кариесом как временных, так и постоянных зубов у детей. Так, распространенность кариеса временных зубов у детей в возрасте 6 лет составила 41% при интенсивности по индексу КПУ 5,04± 0,65.

Распространенность кариеса постоянных зубов у школьников 6 и 12 лет увеличивалась с возрастом и составляла 61% и 80% соответственно. Интенсивность кариеса по индексу КПУ в этих возрастных группах в среднем составила 0,48±0,14 и 2,65±0,52 соответственно.

Среди обследованных школьников регистрировались некариозные поражения эмали у 6-летних детей в виде пятнистости в 10% и гипоплазии в 14% случаев, у 12-летних подростков — в 12% и 18% случаев соответственно.

При оценке состояния тканей пародонта было выявлено, что начальные признаки воспаления десны в виде кровоточивости десен присутствуют у 57% 6-летних и 64% 12-летних детей и отмечаются у обследованных 1,6 и 2,1 сектантах пародонта соответственно.

Совместно со стоматологическим осмотром детей 6- и 12-летнего возраста проводили их анкетирование по вопросам гигиены полости рта.

По данным анкет 6-летних детей выяснилось, что: не имеют зубной щетки и пасты и не чистят зубы 10% детей; не регулярно чистят 35%; один раз в день — 40%; два раза в день под контролем родителей — 15 %. В среднем 90% детей начали обучать чистке зубов в возрастной период с 2 до 6 лет. Смену зубной щетки родители проводят через 1–2 месяца у 15% детей, через 3 месяца — у 25%, у 60% — более чем через 3 месяца. Величина индекса гигиены Федорова—Володкиной у 6-летних детей составила в среднем 2,8 балла, что соответствует плохому уровню гигиены. Все дети 12 лет имеют зубную щетку и зубную пасту, но 7% детей не чистят зубы совсем. Нерегулярно чистят зубы 15%, один раз в день — 30%, два раза в день — 48%. В период с 2 до 6 лет в среднем 97% начали обучать чистке зубов. У 50% детей замену зубной щетки родители проводят через 1–2 месяца, у 47% — через 3 месяца, у 3% — через 4–6 месяцев. Величина индекса OHI-S в исследуемых группах варьирует от 1,89±0,35 до 2,45±0,25, что соответствует плохому уровню.

При оценке ортодонтического статуса было выявлено, что среди 6-летних школьников в ортодонтической помощи нуждаются 80%, а среди 12-летних – 85%. За консультацией к ортодонту обращалось в среднем 15% обследованных детей в возрасте 12 лет. На ортодонтическом лечении находится 10,5% 12-летних, а дети младшей возрастной группы ранее никогда не обследовались ортодонтом.

Аномалии соотношения челюстей у 6-летних детей регистрировались в 48% случаев, из которых: 22% с дистальным прикусом, 2,5% с мезиальным прикусом, 10,5% с перекрестным прикусом и 15% с аномалиями в вертикальной плоскости; среди 12-летних детей аномалии соотношений челюстей отмечались в 59,5%, из которых: 30% с дистальным прикусом, 2% с мезиальным прикусом, 17% с перекрестным прикусом и 10,5% с аномалиями в вертикальной плоскости.

Все обследованные дети 6 и 12 лет, имеющие аномалии соотношения челюстей, имеют также аномалии формы и величины зубных дуг, аномалии отдельных зубов. Также отдельные подгруппы составили дети, имеющие только аномалии формы и величины зубных дуг (5% от общего количества обследованных) и аномалии отдельных групп зубов (15% от общего количества обследованных).

Среди обследованных школьников широко распространены вредные привычки (прикусывание губ, щек, карандашей, неправильная поза во время сна, неправильная поза за столом), но процент выявления вредных привычек уменьшается от младшей возрастной группы с 40% у 6-летних детей до 21% в старшей возрастной группе 12-летних детей.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой распространенности зубочелюстных аномалий у детей обеих возрастных групп. Исследование показало отсутствие к снижению частоты зубочелюстных аномалий с возрастом, что свидетельствует о существовании устойчивых механизмов их формирования, удерживающих распространенность патологии на стабильном уровне.

При отсутствии коррекции со стороны врача-ортодонта процент детей с аномалиями прикуса возрастает от младшей к старшей возрастной группе. Также было подтверждено, что с возрастом аномалии прикуса усугубляются.

Таким образом, уровень стоматологической заболеваемости среди обследованных школьников остается высоким, что требует разработки и внедрения комплексных профилактических мероприятий. Для повышения эффективности профилактических программ, предусматривающих стоматологическое просвещение, обучение гигиены полости рта, реминерализирующей терапии, необходимо совместное участие детей, родителей, педагогов, гигиенистов стоматологических, детских врачей-стоматологов и врачей-ортодонтов.

Рецензенты:

Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород;

Гажва С.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии ФПКВ ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород.

Источник

Стоматологическое здоровье у подростков

По данным различных эпидемиологических обследований детей 7–17 лет последние годы наблюдается тенденция ухудшения стоматологического здоровья у школьников старших классов (старше 12 лет) [1, 2]: увеличение показателей распространенности кариеса постоянных зубов в 12 лет – 66,1–84 %, в 15 лет – 88–97,6 % [3–5], распространенности заболеваний пародонта – в 12 лет – 34–80 %, в 15 лет – 41–85,5 % [6, 7]. При этом основное заболевание пародонта у школьников – это хронический катаральный гингивит, который протекает без ярких клинических проявлений и не вызывает беспокойства у детей [8]. Одним из значимых показателей стоматологического здоровья у подростков является распространенность зубочелюстных аномалий, которая занимает третье место в структуре стоматологической заболеваемости после кариеса и заболеваний пародонта и способствует прогрессированию основных стоматологических заболеваний. По данным исследований последних лет также наблюдается рост распространенности зубочелюстных аномалий – в 12 лет – 47–77 %, в 15 лет – 47–88 % [9, 10]. Высокому уровню кариеса постоянных зубов и заболеваний пародонта способствует неудовлетворительная гигиена полости рта у школьников. Анализ структуры уровней гигиенического состояния полости рта выявил низкий уровень гигиены у подростков: у 12-летних удовлетворительный уровень 51 %, плохой – 22 %, у 15-летних удовлетворительный уровень 47 %, плохой – 16 %. [11]. На этом фоне обращает на себя внимание недостаточное участие стоматологов в формировании санитарно-гигиенических знаний и навыков по уходу за полостью рта у школьников [12].

Читайте также:  Как изменить психологическое здоровье

Формирование здорового образа жизни – важное звено первичной профилактики основных стоматологических заболеваний [13], поэтому в стоматологии детского возраста много внимания уделяется гигиене полости рта, общесоматическому статусу здоровья, уровню стоматологического просвещения детей и их родителей и правильному подбору предметов и средств гигиены полости рта с учетом возраста ребенка. Школьник подвергается выраженной информационной и стрессовой нагрузке в школе, а часто и дома, находится в состоянии активного роста на фоне гормональных изменений в его организме, при этом он может психоэмоционально недооценивать роль некоторых лечебно-профилактических мероприятий для полости рта. Подростки нуждаются не только в санации полости рта и адекватном гигиеническом уходе, но и в рациональном ортодонтическом лечении, что снизит риски развития основных стоматологических заболеваний полости рта. Поэтому так важно проводить ежегодное профилактическое обследование здоровых детей [14] и разрабатывать индивидуальные программы профилактики кариеса и заболеваний пародонта для школьников старшего возраста [15].

Целью данного исследования явилось создание и внедрение эффективной программы профилактики кариеса постоянных зубов и заболеваний пародонта у старшеклассников.

Материалы и методы исследования

С целью изучения стоматологического здоровья, распространенности и интенсивности кариеса постоянных зубов и заболеваний тканей пародонта и влияния на них социальных факторов нами было проведено клинико-эпидемиологическое обследование 71 ребенка в возрасте 14 лет на базе стоматологического кабинета школы № 176 г. Нижнего Новгорода, из них 40 мальчиков и 31 девочка. После получения положительного информированного согласия родителей на проведение стоматологического осмотра и лечебно-профилактических мероприятий в полости рта у школьников было проведено анкетирование на основании разработанной нами анкеты. Она включала следующие вопросы: характер питания детей, наличие воспаления и кровоточивости десен, наличие вредных привычек, владение навыками индивидуальной гигиены полости рта, правильность выбора предметов и средств гигиены полости рта для старшеклассников, кратность посещения врача-стоматолога, в том числе ортодонта, знания детей о возможных периодических гигиенических процедурах у врача-стоматолога детского, таких как профессиональная гигиена полости рта, курсы реминерализирующей терапии, эмоциональный настрой 14-летних детей по поводу важности ухода за полостью рта в данном возрасте. Анкетирование позволило оценить у этих школьников знания вопросов, касающихся сохранения стоматологического здоровья. А для правильного планирования лечебно-профилактических мероприятий в полости рта важное практическое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возраста.

Интенсивность кариеса зубов определяли по индексу «КПУ» – сумма кариозных, пломбированных и удаленных постоянных зубов. Индекс «К» определяли при наличии кариозных полостей или вторичного кариеса после восстановительного лечения. Индекс «П» определяли при наличии пломб без признаков вторичного кариеса, «У» – при удалении постоянного зуба. Гигиеническое состояние полости рта оценивали по индексу ИГРУ Грин-Вермиллиона (1964), эффективность гигиенического ухода за полостью рта – по индексу PHP (Podshadley, Haley (1968)). Воспалительные заболевания тканей пародонта выявляли, используя индекс гингивита PMA в модификации Parma (1960) и индекс CPI (1995) с регистрацией показателя кровоточивости.

Обследованные дети были нами поделены на две группы: первая группа профилактическая (38 человек), где после стоматологического осмотра и регистрации всех индексов проводилась профессиональная гигиена полости рта с использованием щетки и пасты «Полидент» без фтора и обработка всех зубов препаратом глубокого фторирования «Глуфторед» (фирма «ВладМиВа», Россия), и вторая группа контрольная (33 человека), для которой после осмотра и оценки индексов лечебно-профилактические мероприятия не осуществлялись. Всем школьникам составлялся план лечебно-профилактических мероприятий, включающий рекомендации по санации полости рта и консультациям дополнительных специалистов, в том числе врача-ортодонта, обучение стандартному методу чистки зубов, назначение предметов и средств гигиены полости рта в соответствии с возрастом ребенка и эндогенная лекарственная профилактика (поливитаминные комплексы, препараты кальция, иммуномодуляторы). Также подростки получили печатные памятки по уходу за полостью рта после первого стоматологического осмотра.

Через три месяца было проведено повторное стоматологическое обследование этих детей в двух группах с регистрацией стоматологических индексов. Лечебно-профилактические мероприятия вновь осуществлялись только у детей первой профилактической группы. Санитарно-гигиеническое просвещение подростков было дважды в месяц в течение трех месяцев. Оно включало индивидуальные беседы с каждым ребенком о важности ежедневного ухода за полостью рта с контролем навыка стандартного метода чистки зубов на моделях, уроки стоматологического здоровья для четырех восьмых классов, в которых обучаются данные дети.

Статистическая обработка полученных результатов исследования проводилась методами вариационной статистики с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 (Statsoft Inc., USA). Данные представлялись в виде среднего значения М и среднеквадратичного отклонения m. Для оценки различий между группами использовался t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. Номинальные переменные представлялись в виде абсолютных и относительных частот ( %). Для сравнения групп использовался классический критерий χ2. Критический уровень значимости р принимался равным 0,05. Различия между сравниваемыми группами считались статистически значимыми при р

Источник

Стоматология для подростков

Пациентами подростковых стоматологов являются обладатели так называемого сменного прикуса, то есть те дети, молочные зубки которых начали меняться на постоянные, или коренные. А суть подростковой стоматологии заключается в лечении, с одной стороны, постоянных, с другой – еще детских зубов, имеющих некоторые отличия в строении от зубов взрослого человека. Во-первых, корни постоянных зубов у детей еще не до конца сформированы, а апикальные отверстия (верхушки каналов зубов) расширены. Во-вторых, эти зубы имеют очень широкую и массивную коронковую пульпу, рога которой расположены близко к твердым тканям зуба – дентину и эмали.

Только со временем, во взрослом возрасте, происходит окончательное формирование верхушек корней, укрепление (за счет минерализации) внутренних тканей зубов и эмали, и за счет этого – «уменьшение» коронковой пульпы. А раз уж есть особенности в строении зубов, то при их лечении необходим особый подход…

Читайте также:  Здоровье лучшие витамины для детей

Возраст пациентов подросткового стоматолога

Важно понимать, что в случае «подростковой стоматологии» мы говорим не о как таковом периоде пубертата, то есть собственно подросткового возраста. Речь идет именно о периоде сменного прикуса, когда молочные зубы постепенно меняются на постоянные.

Таким образом, подростковая стоматология начинается с 6 лет. Именно в этом возрасте появляются первые постоянные зубы. Если до этого момента проблемами молочных зубов занимается детский стоматолог, то с появлением первого коренного зуба (и первых проблем с ним) малыш должен посещать двух врачей – детского, пока во рту еще есть молочные зубки, и подросткового, под «юрисдикцию» которого попадают прорезавшиеся постоянные. Полностью смена прикуса завершается к 13 годам. И в 14 лет подросток переходит в руки уже взрослых докторов.

Основные проблемы и особенности лечения

Даже у шестилетних детей нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда только что прорезавшийся постоянный зуб уже поражен кариесом, а также с осложнениями этого заболевания – пульпитами и периодонтитами. В этих случаях приходится частично удалять корневую пульпу и временно (!) пломбировать каналы лечебной пастой. В дальнейшем в динамике наблюдаем такой зуб: возможно, через какое-то время корень зуба доформируется и апикальное отверстие начнет сужаться, и мы обтурировать корневые каналы постоянным пломбировочным материалом.

Но в сложных случаях такие зубы подлежат удалению. И связано это с тем, что качественно обтурировать и создать герметизм в корневом канале с незавершенным формированием корня невозможно, а это может привести к дальнейшим осложнениям. Вот представьте: в канале 6-го жевательного зуба продолжается воспалительный процесс из-за плохой герметизации, в результате этого образуется киста, которая может серьезно повлиять на зачаток соседнего 7-го, зуба, вызвав и там воспаление. В результате малыш может лишиться обоих зубов, участвующих в акте жевания. Чтобы не допустить этого, нам приходится удалять «возмутителя спокойствия». Однако после удаления зуба у ребенка на помощь приходит врач-ортодонт: в его силах «подвинуть» постоянные 7-е и 8-е зубы, которые прорежутся позже, на место утраченной «шестерки» и таким образом полностью восстановить зубной ряд.

Наиболее подвержены кариесу жевательные (постоянные) зубы, такие как 6-е, — они самыми первыми прорезаются и первыми же становятся жертвами кариозного процесса. Связано это, в первую очередь, с затрудненной гигиеной, которая нередко бывает свойственна даже взрослому человеку, а зачастую и с полным ее отсутствием, так как малыши еще не могут или ленятся сами чистить зубы. Как мы говорили в самом начале, у «детских» коренных зубов коронковая пульпа расположена слишком близко к твердым тканям зуба. Из-за этого стремительно развивающийся кариес довольно быстро переходит в пульпит, то есть в воспаление нерва.

В целом возникновение осложнений кариеса – это, конечно, ошибка родителей. Причиной кариеса является несоблюдение гигиены и своевременной профилактики, а пульпит и периодонтит – результат запущенного процесса. Очевидно, что ребенок еще не в состоянии контролировать и оценить возникшие проблемы самостоятельно, не может сам сходить к врачу на профосмотр и т.п. И эту ответственность, безусловно, родители должны взять на себя…

Все как у взрослых

Прорезавшиеся коренные зубы – довольно крупные с большим нервом, пораженные пульпитом, – беспокоят детей ничуть не меньше, чем взрослых, как говорится, по полной программе. Пульпит вызывает жуткую боль, не дает есть, спать по ночам, чистить зубы…

Еще одна напасть, которая чаще всего касается маленьких непосед. В процессе активных игр и занятий спортом дети получают различные травмы, в том числе и травмы зубов – отлом коронковой части зуба, перелом корня, скол со вскрытием пульпы зуба. В этих случаях мы прибегаем к щадящим методам лечения с сохранением пульпы. На вскрытый рог пульпы устанавливается лечебная прокладка, и затем мы в динамике наблюдаем, как пойдет процесс формирования заместительного дентина. В целом у детей пульпа имеет свойство быстро регенерировать. Но очень важно, чтобы в открытую, незащищенную пульпу не попала инфекция. Именно поэтому на успех применения этой методики очень сильно влияют временные рамки. Например, достичь наилучших результатов можно в том случае, если ребенка привели на прием в течение 24 часов после травмы.

А вот если с момента травмы прошло более двух суток, то придется полностью экстерпировать коронковую и корневую пульпу (то есть удалить нерв). А дальнейшее лечение будет зависеть от возраста ребенка. Если каналы зуба еще не полностью сформированы, то пломбируем их временной пастой и наблюдаем, как будет идти процесс в дальнейшем. Вероятно, что в дальнейшем, в случае если каналы правильно сформируются, мы сможем заменить временную пасту на постоянный материал. Если же апикальное отверстие достаточно сформировано (в более позднем возрасте) и у нас есть возможность хорошо обтурировать канал, мы сразу используем постоянные материалы, которые применяются во взрослой стоматологии. В случае травмы действует правило: чем раньше Вы обратитесь к стоматологу, тем легче спасти такой зуб, а в случае позднего обращения, тем более не благоприятный прогноз на будущее Вас ожидает.

Ортопедия у подростков

Во взрослой стоматологии пролеченные и депульпированные зубы в обязательном порядке закрывают коронкой. Аналогично и с подростками. Главная задача — сохранить корень зуба, поэтому если коронковая часть была разрушена более чем на 50%, такой зуб необходимо покрыть коронкой.

Однако в подростковой стоматологии бывают некоторые временные исключения. Например, если пациент готовится к ортодонтическому лечению, то зачастую мы делаем временную реставрацию зуба с помощью пломбировочного материала. Это дает возможность ортодонту поставить брекет-систему и полностью исправить прикус. И уже после этого делается культевая вкладка и на зуб покрывают коронкой.

Да, весь этот процесс растягивается на долгое время, иногда на несколько лет, но ставить брекет-систему на «коронованные» зубы нельзя. Дело в том, что искусственная коронка ставится на полмиллиметра под десну, с тем чтобы полностью закрыть коронковую часть зуба. И когда зубы начнут двигаться под воздействием брекет-системы, то это неизбежно повлияет на состояние десны, край коронки может оголиться. В результате после исправления прикуса придется делать новую коронку и… снова тратить деньги на ортопедическое лечение. А это, согласитесь, нецелесообразно.

Особенности при удалении постоянных зубов

Основная сложность заключается в сохранении зачатков еще не прорезавшихся постоянных зубов, соседствующих с пораженным зубом. Поэтому необходимо максимально нетравматичное, аккуратное обращение с хирургическим инструментарием, так как чрезмерная сила может повредить стоящий рядом зачаток.

Бывает и так, что образовавшаяся киста граничит с зачатком соседнего зуба или возникли глубокие и серьезные в костной ткани. В этом случае нужна особо тщательная, буквально ювелирная, работа. Если киста достигла очень больших размеров, то ребенка приходится направлять в стационар.

Читайте также:  Конфеты счастья здоровья добра

И конечно, после удаления при необходимости назначается антибактериальная терапия, если больной зуб был удален, мы в обязательном порядке наблюдаем за зачатком соседнего зуба в динамике до тех пор, пока не убедимся, что с ним все в порядке. Если зачаток зуба развивается нормально, то впоследствии вырастет нормальный здоровый зуб.

Что делать на этапе сменного прикуса, чтобы избежать поражений зубов кариесом и более тяжелых осложнений?

В первую очередь, необходима тщательная гигиена полости рта: она предполагает правильную чистку зубов (Как чистить зубы правильно!) 2 раза в день – утром и вечером. Это очень важно, так как от техники чистки зубов, на самом деле, зависит их здоровье. Даже если чистить зубы по 5-7 минут, но делать это, не соблюдая необходимых правил, все равно будет накапливаться налет в пришеечной области и поражаться эмаль. Произойдет ее деминерализация и образование кариеса. Поэтому очень важно хорошо вычищать зубы, но при этом не переусердствовать. Если прилагать, наоборот, слишком много усилий, то возникают некариозные поражения зубов: клиновидный дефект, стираемость в области шейки зуба и оголение внутренних тканей (дентина) зуба. Что уж говорить, даже не все взрослые в совершенстве владеют этим, казалось бы, незамысловатым «искусством»… Все наши доктора, независимо от возраста пациента, с удовольствием покажут и расскажут, как это нужно делать.

Не менее важно и подобрать подходящую зубную щетку. В целом жесткость щетки зависит от структуры эмали. Что касается детей и подростков, то мы советуем приобретать, как и взрослым, щетку средней жесткости при условии, что зубы нормально минерализованы, а эмаль крепкая, здоровая. Но при наличии флюороза (избыточного количества фтора) эмаль становится очень хрупкой, и в этом случае нужно применять мягкие зубные щетки. В детском и подростковом возрасте не стоит применять электрические зубные щетки – ребенок, по сути, еще и с обычной не очень-то хорошо ладит. А электрическая щетка при неправильном использовании может нанести только вред: повредит эмаль в пришеечной области, что приведет к появлению эрозии. Помочь сделать правильный выбор опять же должен доктор.

Для подростков используются обычные взрослые пасты, которые нужно выбирать с учетом структуры эмали. Например, при флюорозе рекомендуется применять пасту с кальцием.

Посещения стоматолога должны быть регулярными

Регулярные профосмотры позволяют выявить кариес на его начальных стадиях или даже предотвратить его развитие. Например, если мы замечаем во рту ребенка зубы с глубокими уже пигментированными фиссурами (а нередко пигментированными могут быть даже только что прорезавшиеся зубки), то в этом случае мы, чтобы предотвратить развитие кариеса, проводим инвазивную или не инвазивную герметизацию фиссур, то есть очищаем фиссуры и заливаем их специльным герметиком. Такие процедуры проводятся раз в 3-6 месяцев (так как герметик имеет свойство раскалываться) в зависимости от состояния зубов и… гигиены в домашних условиях. Если ребенок сам не справляется с чисткой зубов дома, то также нужно посещать врача-гигиениста для профессиональной чистки зубов раз в 1-3 месяца. Если же малыш научился тщательно прочищать зубы и у него нет склонности к кариозным поражениям, то тогда навещать клинику достаточно раз в полгода.

Первые признаки кариеса родители могут выявить и сами. Старайтесь иногда заглядывать в рот малышу – в прямом смысле этого слова. Увидели изменения цвета зубной эмали – бегом к врачу! Ведь под пигментацией уже может скрываться кариес. Чем менее запущен процесс, тем легче будет предотвратить его дальнейшее развитие.

Кроме того, регулярные осмотры ребенка у стоматолога также позволяют отследить какие-либо изменения прикуса. Если патология прикуса достаточно выражена, подростковый стоматолог сам может увидеть и, например, слишком узкую челюсть, и нехватку места для постоянных зубов и т.д. Такого пациента мы незамедлительно направляем к ортодонту. Однако мы рекомендуем посещать этого специалиста всем детям без исключения. То, что не увидит терапевт или хирург, безусловно, не скроется от опытного взгляда специалиста по прикусу. И только в его силах предотвратить его неправильное формирование на начальных «незаметных» стадиях.

Также мы в обязательном порядке осматриваем малыша на наличие коротких уздечек. Например, при несвоевременном иссечении короткой уздечки верхней губы может образоваться диастема (щель между зубами). А это уже эстетический дефект, который мы стараемся предотвратить. Для подрезания уздечек применяется лазерный бескровный метод без наложения швов. Рана затягивается сама в течение двух недель при соответствующей антисептической обработке и применении мазей.

Особенности коммуникации с подростками

Конечно, найти психологический подход к малышу – это отдельное искусство. Доктору, который не работал с детьми, будет очень сложно принимать подростков. Здесь есть особая грань – этот человечек вроде бы еще ребенок, но уже «полувзрослый», понимаете? Бывают детки капризные, испуганные, неусидчивые. Требуются и терпение, и умение подбирать правильные слова. Это взрослому легко сказать: «Откройте рот!» С детьми это далеко не всегда работает.

Есть дети 6-7 лет, с которыми приходится обращаться, как с совсем маленькими детьми: например, вместо «сделаем укол» мы говорим, что «польем зуб сонной водичкой» или положим «снежинку» и т.п. То есть стараемся найти альтернативные способы, чтобы объяснить малышу, что с ним будет происходить, при этом не напугав. В некотором смысле, такая полуправда.

Есть дети, не поверите, напуганные своими же родителями. Одно неправильное слово способно вывести малыша «из душевного равновесия». Поэтому нередко нам приходится, прежде чем приступить к лечению или даже осмотру, проводить «воспитательные» беседы с родителями.

Сложные моменты возникают с детьми, напуганными неудачным посещением доктора в прошлом. И процент таких детей довольно высок – порядка 30%. Подобные страхи, к сожалению, сидят глубоко, как говорится, в подкорке. И в таких ситуациях на первых порах приходится применять седацию (внутривенную или закись азота) или даже наркоз для ребенка. Тогда мы работаем в тесном сотрудничестве с нашими анестезиологами и вместе стараемся найти пути выхода из этой ситуации, с тем чтобы малыш понял, что лечить зубки совсем нестрашно, и впоследствии нам не приходилось применять никаких седативных препаратов. Со временем дети привыкают к посещению стоматологов, и им это нравится. У нас даже есть программа, позволяющая избавить наших пациентов от стоматофобии – то есть страха перед лечением зубов.

Источник

Adblock
detector