Стоматологическое здоровье детского населения
Сохранение стоматологического здоровья является важной задачей современного общества. Несмотря на множество эффективных профилактических мер, заболевания полости рта, особенно кариес зубов, являются кумулятивными и прогрессирующими. Особенно это характерно для детей, относящихся к группе риска [1, 4].
Для повышения уровня стоматологического здоровья детей и подростков необходимо выявить факторы развития основных заболеваний полости рта, диагностировать признаки их появления на ранних стадиях, а также разработать и внедрить комплексные программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний среди школьников [2, 3, 5, 6].
Цель исследования
Изучить уровень стоматологического здоровья и стоматологического просвещения учащихся одной из школ промышленного города.
Материалы и методы исследования
Для оценки распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний было проведено внутришкольное обследование 120 детей в возрасте 6 и 12 лет (по 60 человек в каждой группе). Стоматологический статус оценивали в соответствии с критериями и рекомендациями ВОЗ, определяли распространенность и интенсивность кариеса молочных и постоянных зубов, некариозных поражений, заболеваний пародонта, уровень гигиены полости рта, оценивали соотношение челюстей, аномалии формы зубных дуг, аномалии отдельных зубов. Данные стоматологического обследования регистрировали в индивидуальные карты пациента, уровень стоматологического просвещения оценивали с помощью специально разработанных анкет.
Результаты исследования
Результаты внутришкольного обследования свидетельствуют о высокой распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний среди детского населения.
Стоматологическое обследование выявило достаточно высокую поражаемость кариесом как временных, так и постоянных зубов у детей. Так, распространенность кариеса временных зубов у детей в возрасте 6 лет составила 41% при интенсивности по индексу КПУ 5,04± 0,65.
Распространенность кариеса постоянных зубов у школьников 6 и 12 лет увеличивалась с возрастом и составляла 61% и 80% соответственно. Интенсивность кариеса по индексу КПУ в этих возрастных группах в среднем составила 0,48±0,14 и 2,65±0,52 соответственно.
Среди обследованных школьников регистрировались некариозные поражения эмали у 6-летних детей в виде пятнистости в 10% и гипоплазии в 14% случаев, у 12-летних подростков — в 12% и 18% случаев соответственно.
При оценке состояния тканей пародонта было выявлено, что начальные признаки воспаления десны в виде кровоточивости десен присутствуют у 57% 6-летних и 64% 12-летних детей и отмечаются у обследованных 1,6 и 2,1 сектантах пародонта соответственно.
Совместно со стоматологическим осмотром детей 6- и 12-летнего возраста проводили их анкетирование по вопросам гигиены полости рта.
По данным анкет 6-летних детей выяснилось, что: не имеют зубной щетки и пасты и не чистят зубы 10% детей; не регулярно чистят 35%; один раз в день — 40%; два раза в день под контролем родителей — 15 %. В среднем 90% детей начали обучать чистке зубов в возрастной период с 2 до 6 лет. Смену зубной щетки родители проводят через 1–2 месяца у 15% детей, через 3 месяца — у 25%, у 60% — более чем через 3 месяца. Величина индекса гигиены Федорова—Володкиной у 6-летних детей составила в среднем 2,8 балла, что соответствует плохому уровню гигиены. Все дети 12 лет имеют зубную щетку и зубную пасту, но 7% детей не чистят зубы совсем. Нерегулярно чистят зубы 15%, один раз в день — 30%, два раза в день — 48%. В период с 2 до 6 лет в среднем 97% начали обучать чистке зубов. У 50% детей замену зубной щетки родители проводят через 1–2 месяца, у 47% — через 3 месяца, у 3% — через 4–6 месяцев. Величина индекса OHI-S в исследуемых группах варьирует от 1,89±0,35 до 2,45±0,25, что соответствует плохому уровню.
При оценке ортодонтического статуса было выявлено, что среди 6-летних школьников в ортодонтической помощи нуждаются 80%, а среди 12-летних – 85%. За консультацией к ортодонту обращалось в среднем 15% обследованных детей в возрасте 12 лет. На ортодонтическом лечении находится 10,5% 12-летних, а дети младшей возрастной группы ранее никогда не обследовались ортодонтом.
Аномалии соотношения челюстей у 6-летних детей регистрировались в 48% случаев, из которых: 22% с дистальным прикусом, 2,5% с мезиальным прикусом, 10,5% с перекрестным прикусом и 15% с аномалиями в вертикальной плоскости; среди 12-летних детей аномалии соотношений челюстей отмечались в 59,5%, из которых: 30% с дистальным прикусом, 2% с мезиальным прикусом, 17% с перекрестным прикусом и 10,5% с аномалиями в вертикальной плоскости.
Все обследованные дети 6 и 12 лет, имеющие аномалии соотношения челюстей, имеют также аномалии формы и величины зубных дуг, аномалии отдельных зубов. Также отдельные подгруппы составили дети, имеющие только аномалии формы и величины зубных дуг (5% от общего количества обследованных) и аномалии отдельных групп зубов (15% от общего количества обследованных).
Среди обследованных школьников широко распространены вредные привычки (прикусывание губ, щек, карандашей, неправильная поза во время сна, неправильная поза за столом), но процент выявления вредных привычек уменьшается от младшей возрастной группы с 40% у 6-летних детей до 21% в старшей возрастной группе 12-летних детей.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой распространенности зубочелюстных аномалий у детей обеих возрастных групп. Исследование показало отсутствие к снижению частоты зубочелюстных аномалий с возрастом, что свидетельствует о существовании устойчивых механизмов их формирования, удерживающих распространенность патологии на стабильном уровне.
При отсутствии коррекции со стороны врача-ортодонта процент детей с аномалиями прикуса возрастает от младшей к старшей возрастной группе. Также было подтверждено, что с возрастом аномалии прикуса усугубляются.
Таким образом, уровень стоматологической заболеваемости среди обследованных школьников остается высоким, что требует разработки и внедрения комплексных профилактических мероприятий. Для повышения эффективности профилактических программ, предусматривающих стоматологическое просвещение, обучение гигиены полости рта, реминерализирующей терапии, необходимо совместное участие детей, родителей, педагогов, гигиенистов стоматологических, детских врачей-стоматологов и врачей-ортодонтов.
Рецензенты:
Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород;
Гажва С.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии ФПКВ ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород.
Источник
Стоматологическое здоровье детского населения
Федеральная программа «Стоматологическое здоровье России» нацелена на привлечение внимания общественности к вопросам стоматологического здоровья
В 2018 году ВОД «Волонтеры-медики» запустило федеральную программу «Стоматологическое здоровье России», чтобы привлечь внимание общественности к вопросам стоматологического здоровья.
В рамках проекта предполагается проведение в регионах регулярных профилактических мероприятий в детских садах, школах, образовательных или иных учреждениях, а также организация региональных и всероссийских акций, нацеленных на профилактику стоматологических заболеваний и привлечение внимания населения к сохранению здоровья полости рта.
Ц ель программы: снижение стоматологической заболеваемости посредством повышения грамотности населения в отношении профилактики стоматологических заболеваний и ухода за полостью рта, а также вовлечение студентов-стоматологов в медицинское добровольчество.
Задачи:
— профилактика стоматологических заболеваний среди населения и их своевременное выявление;
— обучение навыкам индивидуальной гигиены полости рта;
— привлечение внимания населения к заботе о здоровье полости рта;
— информирование населения о взаимосвязи заболеваний полости рта со здоровьем всего организма в целом;
— привлечение молодых стоматологов в медицинское волонтерство.
Целевые аудитории:
— дети разных возрастных групп;
— взрослые;
— беременные женщины;
— люди с ОВЗ.
Источник
Стоматологическое здоровье детского населения
Стратегия и тактика находится в полном соответствии с приказом
№ 639/271 Министерства здравоохранения СССР и Государственного комитета народного образования СССР от 11.08.1988 г. Подробно мероприятия изложены в нашей работе [6].
Цель исследования–провести анализ ситуации по оказанию стоматологической помощи детям школьного возраста г. Самары.
Материал и методы исследования.Проведено эпидемиологическое обследование среди 1443 детей в возрасте от 6 лет до 17 лет по методике ВОЗ [5;7;12]. Изучены годовые статистические отчеты детских стоматологических поликлиник с 2000 по 2006 год, сводные ведомости (Ф-039-2/у). Осведомленность населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний изучалась методом анонимного анкетирования. Роздано 400 анкет, возвращено – 304, что составило 76%. Оценка знаний по данным анкетирования проводилась в соответствии со следующими критериями: «полный ответ» (все ответы правильные), «неполный ответ» (количество правильных ответов более 70%), «неправильный ответ» (количество правильных ответов менее 70%).
Определение эффективности комплексной программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей проводилось путем сравнения данных, полученных в ходе нашего исследования, с показателями ранее проводимого мониторинга [7].
Анализ данных исследования, построение таблиц и диаграмм проводились на персональном компьютере с использованием программ Microsoft Excel/XP.
Результаты исследования и их обсуждение.Анализ статистических отчетов областного центра профилактики стоматологических заболеваний показал, что охват стоматологическим просвещением с 2000 по 2005 год составил: 78-91% среди акушеров-гинекологов; 59-88% — педиатров; 68-75% — воспитателей; 65-71% — учителей начальных классов, 18-22% — родителей. Анализ осведомленности персонала первичного уровня медико-санитарной помощи и работников, занимающихся воспитанием детей, показал, что полные и неполные знания по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта имели в 2005 году – от 48 до 74% респондентов, а через 2 года – только 35-51% (рис. 1). Эти факты свидетельствуют о том, что гигиеническое обучение и воспитание населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний должно носить регулярный характер для выработки привычек здорового образа жизни у ребенка [12]. Подобные образовательные мероприятия имеют большое значение в поддержании здоровья и качества жизни детей[3;8; 9;10;11;13].
Рис. 1.Осведомленность нестоматологического персонала, участвующего в реализации комплексной программы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта среди детского населения Самары
Более высокую осведомленность нестоматологического персонала в 2005 году по сравнению с 2007 годом можно объяснить тем, что в течение 5 лет работали гигиенисты стоматологические, которые активно занимались гигиеническим обучением и воспитанием различных групп населения по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний (ОСЗ).
Одним из критериев эффективности оказания стоматологической помощи является показатель доступности стоматологической помощи, характеризующийся посещаемостью населением стоматологических учреждений [3]. Нами выявлено, чтодоля первичных обращений пациентов к стоматологу снизилось с 75% в 1986 году до 45,2% в 2006. Хотя половина опрошенных родителей знают, что стоматолога необходимо посещать 2 раза в год, но фактически посещают его реже одного раза в связи с занятостью (52%) и отдаленностью специализированного учреждения от дома (21%). Выявлена тенденция к снижению количества посещений стоматолога в течение 2000-2006 годов с 1,91 до 1,66 в расчете на 1 ребенка. Доля первичных посещений за это период снизилась с 75 до 62%, что означает, что такая большая армия детских стоматологов (5,0 на 10000) оказывает регулярную стоматологическую помощь только 2/3 детского населения.
Нами проведен анализуровня стоматологической помощи (УСП), оказываемой детям школьного возраста, по методике П.А. Леуса (1987), который 2005 году колебался от 33% в 6 лет до 72% у выпускников школ (17 лет). В среднем для детей школьного возраста (6-17 лет) УСП составил 47%, для детей в возрасте 6-15 лет – 39%.Отрицательная динамика индекса УСП за период с 1986 по 2005 год связана с уменьшением доли первичных посещений по обращаемости, с проблемами организации стоматологической помощи детскому населению, отсутствием адекватного количества вспомогательного персонала на фоне улучшения обеспеченности стоматологами (с 3,3 до 5,0 на 10000 детей).
Анализ показателей стоматологического здоровья показал, что распространенность кариеса постоянных зубов увеличивается с возрастом с 19% в 6 лет до 78% в 15 лет, при возрастании КПУ от 0,3 зуба в 6 лет до 3,7 зуба к окончанию периода обучения в школе. У детей 6лет интенсивность кариеса зубов по индексу КПУ зубов снизилась с 0,67±0,06 (1986 г.) до 0,3±0,06 (2005). Редукция прироста интенсивности кариеса составила 52%. Отмечается тенденция к снижению его в постоянном прикусе к окончанию школы: с 81,2% в 6 лет до 20% в 17 лет. Санация полости рта в отрыве от внедрения программы первичной профилактики ОСЗ не влияет на распространенность и интенсивность кариеса зубов: в структуре индекса КПУ компонент «К» имеет тенденцию к увеличению, а «П», наоборот, к снижению на фоне снижения заболеваемостиИнтенсивность кариеса постоянных зубов у детей 12-летнего возраста в 1986 году составляла 3,86±0,18, в 1996 – 2,87±0,22, а к 2005 уменьшилась до 2,30±0,26. Редукция прироста интенсивности кариеса у 12-летних детей возросла к 2005 до 40,4%. КПУ зубов у детей 15 лет снизилась с 5,3±0,28 в 1986 году до 2,9±0,24, а редукция прироста интенсивности кариеса увеличилась к 2005 году до 45,3%.
Второй массовой стоматологической проблемой у детей школьного возраста являются заболевания пародонта. В таблице 1 приведены данные заболеваемости пародонта с 1986 по 2005 год.Распространенность заболеваний пародонта в возрасте 15 лет составляла в 1986 году 94,4%, а в 1996 — 93,5%. В 2005 году этот показатель снизился до уровня 43,7 %, тоесть в 2 раза. Количество здоровых секстантов возросло в 3 раза к 2005 году по сравнению с 1986. Распространенность заболеваний пародонта можно реально снизить только при участии семьи в выработке привычек здорового образа жизни у ребенка.
Динамика распространенности и интенсивности заболеваний пародонта
у детей 15 лет г. Самара по индексу СРІ
Источник