Меню

Стили борьбы за здоровье

Стили борьбы за здоровье

Здоровый образ жизни — секрет долголетия!

В современном обществе отношение к здоровью стало меняться: модно не курить, не злоупотреблять спиртным, не использовать наркотики, заниматься спортом. Большинство людей понимают, что только здоровье даст им возможность реализовать свои самые смелые социальные планы, создать семью и иметь здоровых и желанных детей. Здоровье имеет непреходящую ценность в любом возрасте для каждого человека.

Как же сохранить и укрепить здоровье? Совет один — вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни — это такой образ жизни, который способствует укреплению здоровья, профилактике болезней и несчастных случаев.

Факторы, положительно влияющие на здоровье: соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия спортом. Факторы риска для здоровья: гиподинамия, нерациональное беспорядочное питание, курение, употребление алкоголя, наркотиков и других токсичных веществ, эмоциональная и психическая напряженность дома, На работе, а также экологические факторы риска.

«Береги здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка, для того чтобы у молодого человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Соблюдая простые правила, ведя здоровый образ жизни, читая статьи о здоровье и следуя их советам, мы можем избежать серьезных проблем со здоровьем, различным заболеваний даже таких, как онкологические, и просто продлить себе жизнь на несколько лет.

Нет, наверно, человека, который не хочет быть здоровым.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: “Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья». А что такое здоровье, здоровый образ жизни.

Здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

В ритме современной жизни мы не успеваем следить за своим здоровьем. А зря.

Задумайтесь о своем здоровье, довольны вы им?

Выберите пункты, которые вам наиболее подходят, и соблюдайте их каждый день:

  1. 1. Никого не удивлю, сказав, занимайтесь физической культурой, хотя бы 30 мин в день. А если у вас и на это нет времени, то совершайте пешие прогулки. Старайтесь больше двигаться.
  2. 2. Рационально питайтесь. Ешьте больше пищи, содержащей клетчатку и цельные зерна, и меньше – пищу, содержащую сахар и приготовленную из пшеничной муки. Не забывайте об овощах и фруктах. Готовьте пищу на растительном масле, уменьшите потребление жира.
  3. 3. Избегайте избыточного веса.
  4. 4. В течение дня пейте больше жидкости. К тому же это благотворно сказывается на состоянии кожи, позволяя продлить ее молодость.
  5. 5. При приготовлении пищи используйте низкие температурные режимы и готовьте короткое время. Это позволит сохранить в пище полезные витамины.
  6. 6. Соблюдайте режим дня. Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Это самый простой совет выглядеть красивым, здоровым и отдохнувшим.
  7. 7. Будьте психологически уравновешены. Не нервничайте, ведь нервные клетки не восстанавливаются. Хотя, говорят, восстанавливаются, но очень – очень медленно. Так что находите везде положительные моменты.
  8. 8. Закаливайте свой организм. Лучше всего помогает контрастный душ – теплая и прохладная водичка. Не только полезно, но и помогает проснуться.
  9. 9. И конечно не курите, не злоупотребляйте алкоголем и другими вредными привычками. Ведь это основные факторы, ухудшающие здоровье.
  10. 10. Чаще гуляйте в парке, на свежем воздухе, подальше от автомобилей и других загрязнителей воздуха.
  11. 11. Творите добро. Ведь на добро отвечают добром. Оно обязательно к вам вернется в виде хорошего самочувствия и настроения.

Если вы будете придерживаться здорового образа жизни, результаты не заставят себя ждат.

Источник

Стили борьбы за здоровье

Социальная политика государства, которая направлена на создание благоприятных условий жизни своих граждан, в обязательном порядке должна предусматривать меры, способствующие укреплению их здоровья. Одной из главных функций государства являются повышение жизненного уровня граждан, обеспечение безопасности среды обитания, снабжение людей экологически чистыми и полноценными продуктами питания, оказание квалифицированной первичной медико-санитарной помощи, контроль за соблюдением требований гигиены к условиям жизни, труда, социальная защита в трудных жизненных ситуациях и другое. Государство обязано взять на себя обязательство по охране здоровья граждан, обеспечить соответствующее правовое сопровождение программ по осуществлению политики здорового образа жизни и контроль за исполнением такого рода законов на местах. Государственная политика в этом направлении должна опираться на законодательно-правовую базу, предусматривающую нормирование факторов окружающей среды (вода, воздух, почва, жилье и т.д.), которые влияют на здоровье населения. Соблюдение регламента в данной сфере в Российской Федерации возложено на государственные службы: медицинскую (санитарно-эпидемиологический надзор), техническую (экологический надзор), пожарную, полицейскую и т.д. Для руководства государство разработало соответствующие документы, такие как Санитарные правила и нормы (СанПиН), Государственный стандарт (ГОСТ) и т.д.

Вместе с тем здоровье населения – это также предмет и личной заботы и ответственности самих граждан, и роль государства заключается в формировании с малых лет бережного отношения к своему здоровью, чтобы вести образ жизни не наносящий вред нездоровыми привычками, как себе, так и окружающим. Вот почему удручающее состояние здоровья граждан России стало фактором, способствовавшим на самом высоком государственном уровне принять меры по принятию незамедлительных мер, по формированию здорового образа жизни.

Состояние здоровья общества: статистика и методика

За последнее время исследования, посвященные данной проблематике, не редки в российской научной среде, достаточно представить работы В. Бердниковой, Л.С. Засимовой, М.Г. Колосницыной, Н.А. Хорхиной [1]. Как указывали авторы, попытки провести мониторинг состояния здоровья российского общества и связь социально-экономического развития регионов РФ с формированием здорового образа жизни предпринимались в новой России с момента распада СССР. Однако материальное положение и моральная застарелость форм принятия управленческих решений в системе здравоохранения и образования не позволяли предпринимать какие-либо существенные шаги в данном направлении.

Если сравнить положение страны в мировом сообществе по профилактике рискованного поведения, то согласно данным Росстата по состоянию на 2009 год Россия стояла на третьем месте в мире по потреблению крепких алкогольных напитков [2, с. 127]. (Кстати, в 2017 мы опустились на 16 место, что не может не радовать нас). Среди российских мужчин было около 60 % курильщиков, а более половины взрослого населения имело избыточный вес. Регулярно занимались спортом или физической культурой не более 20 %. По большинству показателей здоровья Россия до сих пор значительно отстает от других государств мира: младенческая смертность в 2–4 раза выше, чем в развитых европейских странах, несмотря на то, что за последние годы сократилась вдвое. Ожидаемая продолжительность жизни российских граждан уступает многим странам, как СНГ, так и Восточной Европы, Южной Америки, Азии, Северной Африки.

Кроме прямых расходов государства на оплату медицинской и социальной помощи, ухудшение здоровья и ранняя смертность трудоспособного населения приносят и значительные косвенные издержки для экономики страны. Прежде всего это касается количественных и качественных характеристик рабочей силы: происходит сокращение доли трудоспособного населения, увеличиваются потери рабочего времени из-за болезни и снижается продуктивность. Плохое здоровье взрослых негативно сказывается на репродуктивности их детей, означает частую заболеваемость детского населения страны. Ухудшение здоровья подрастающего поколения ведет к изменению качества будущей рабочей силы и трудовых ресурсов. Речь идет о сокращении и снижении эффективности человеческого капитала страны, что само собой не сулит экономического роста и благополучия.

Среди причин, которые повышают риски, как заболеваемости, так и смертности, многие находятся в области управления и могут стать объектом социальной политики государства. Это касается, прежде всего, количества и качества потребления алкоголя, курения, продуктов питания, экологических условий проживания населения и вредных условий производства. Опыт многих развитых (и не только) стран показывает, что целенаправленная политика государственных органов власти, поощряющая здоровый образ жизни, может привести общество к желаемым результатам.

Читайте также:  Включить индикатор здоровья врагов вов

В докладе министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой на Президиуме по приоритетным национальным проектам и демографическому развитию при Президенте России в 2009 г. [3, с. 4] было отмечено, что основными факторами, определяющими здоровый образ жизни, принято считать следующее:

– отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем и табакокурение);

– полноценное и сбалансированное питание;

– регулярная профилактика и медицинские осмотры;

– культура обучения и труда;

– экология: состояние окружающей среды.

Основные направления борьбы за здоровье россиян

В 2009 году отношение государства к алкоголизации населения начинает меняться: проводится совещание у Председателя Правительства РФ В.В. Путина и Президента России Д.А. Медведева, результатом которой стало одобрение «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года» [4].

На сегодня формирование здорового образа жизни стало приоритетным направлением российского государства в социальной сфере и зафиксировано в стратегических документах РФ, в том числе в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5] и в «Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» [6]. Формирование здорового образа жизни становится проблемой не только здравоохранения и системы образования. По мнению авторов документов, у граждан должно сформироваться чувство полной ответственности за свое здоровье, желание принимать участие в укреплении собственного здоровья. К осуществлению программы формирования здорового образа жизни должны привлекаться широкий спектр специалистов, например, в области здравоохранения – это педиатры, врачи первого звена (пульмонологи, кардиологи, онкологи, гастроэнтерологи и т.д.), диетологи, специалисты по лечебной физкультуре, специалисты по охране труда и т.д.

Надо сказать, что в зарубежной литературе вопросы социально-экономических детерминантов здорового поведения человека и воздействия на него с помощью государственной политики давно были подняты как на уровне теоретическом, так и в плоскости практического повышения эффективности такого рода инструментов. Среди наиболее известных авторов можно назвать Г. Беккера, М. Гроссмана, П. Коппа, К.М. Мерфи, Х. Саффера, Ф.Дж. Чалупка.

Можно сказать, что теоретико-методологические основы политики государства в формировании здорового образа жизни были уже заложены и был проведен достаточно глубокий дескриптивный анализ проблемы. Однако незатронутыми остаются размеры и возможные методы вмешательства государства в образ жизни граждан, типы экономических рычагов, которые могут использоваться, а также желательные эффекты от такого рода воздействия. Также в тени остается вопрос связи микроэкономических факторов, характеризующих индивида и его домохозяйство с образом жизни людей в условиях рыночной экономики.

Например, необходимость введения государственных мер, регулирующих объем потребления алкоголя, с точки зрения макроэкономики может быть обоснована рациональностью (или, скорее всего, отсутствием таковой) потребительского выбора граждан. К внешним эффектам можно отнести возникновение дополнительных медицинских расходов, снижение производительности, преждевременную смертность, вовлеченность в криминальную деятельность, нанесение ущерба здоровью других людей и т.д. Наличие этих отрицательных внешних факторов приводит к тому, что рыночное равновесие не совпадает с патеро-эффективным состоянием. В этом случае цель государственных мер – уменьшение объема потребления алкоголя с равновесного уровня до уровня оптимального. Это возможно путем влияния на цену фискальными средствами, находящимися в руках государства.

При либеральной рыночной экономической системе путь государственного регулирования может оказаться не столь эффективным, как это было в российской истории в период ее тоталитарного развития. Ведь индивид все равно будет руководствоваться лишь своими личными предпочтениями и сложившимися бюджетными возможностями – его доходом и ценами на товар и услуги, сложившимися на рынке.

Вопрос о рациональности (или нерациональности) поведения потребителя аддиктивных благ (алкоголь, табак, наркотики и т.д.) занимает исследователей давно. Теория рациональной аддиктивности Беккера – Мерфи [7] демонстрирует, что молодежь часто делает выбор относительно потребления аддиктивных благ не рационально, как они выражаются, «близоруко» – не учитывая влияния текущего потребления блага на издержки и потребление этого аддиктивного блага в будущем. Выбор индивидов в отношении потребления алкоголя не является рациональным, государственные меры должны регулировать не только внешние издержки (издержки третьих лиц), но и внутренние, которые сами индивиды, употребляющие алкоголь или сигареты, не предвидели. В этом случае государство могло бы напрямую регулировать цены и устанавливать более высокий уровень акцизов или вводить меры по ограничению доступности алкоголя.

Из сложившегося на Западе опыта по изменению характера индивидуальных предпочтений (информационные, административные, образовательные и т.д.) мы можем сделать вывод, что налоги можно рассматривать как наиболее эффективные в рамках рыночной экономики мер коррекции поведения, в отличие от иных типов действий. В условиях жестких бюджетных ограничений действия потребителя вполне можно прогнозировать и даже запрограммировать. Например, из известных медицинских исследований становится ясно, что риски, связанные с потреблением табака, растут по мере роста стажа курения. Вместе с тем именно молодежь относится более чувствительно к увеличению цены на табачные изделия, так как доходы этой категории граждан наиболее ограничены, а вредная привычка еще не устоялась. По этой причине антитабачная реклама может оказаться более эффективной к этой части населения страны.

Первые достижения в формировании здорового образа жизни россиян

В последнее время в Российской Федерации активизировалась борьба за здоровый образ жизни. Конечно, прошедшее со дня принятия соответствующих законов время слишком короткое, чтобы делать какие-то окончательные выводы о повышении уровня здорового образа жизни россиян. Но вместе с тем уже сегодня можно рассмотреть, какие направления концепции оказались более действенными, а какие меры следует скорректировать.

В мае 2013 г. в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялась презентация Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации «Устойчивое развитие: вызовы Рио» [8]. В докладе были проанализированы первые результаты перехода России к устойчивому развитию, с учетом социальных, экономических и экологических факторов. В 10 главах данного доклада представлены новые подходы к развитию образования и науки, улучшению здоровья граждан, разработке модели «зеленой» экономики и индикаторов развития. Уделено особое внимание усовершенствованию экологической, климатической и региональной политик, роли гражданского общества и бизнеса.

В частности, говорится, что в 2009 г. запущена государственная программа «Здоровая Россия», в рамках которой проводится комплексная федеральная коммуникационная кампания: телевизионные и рекламные проекты по снижению потребления табака, алкоголя, вопросам здорового питания. Согласно данным исследований ВЦИОМ, доля граждан РФ, которые охвачены кампанией «Здоровая Россия» и мотивированы на ведение здорового образа жизни, продолжает расти: в 2012 г. он зафиксирован на уровне 34 % – этот показатель выше данных 2011 года на 3 %.

Во исполнение Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» Минздравом Российской Федерации утвержден приказ от 5 мая 2012 г. № 490н: «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками». В соответствии с этим введены изображения, сопровождающие предупредительные надписи о вреде курения в соответствии со ст. 11 Рамочной конвенции Всемирной Организации Здравоохранения. Широкомасштабные меры по снижению табакокурения предполагаются в соответствии с новым Федеральным законом «О защите населения от последствий потребления табака», который вступил в силу с 1.06.2013.

В данном направлении – уменьшении числа курящих, как из числа подрастающего поколения, так и взрослого, России пока похвастаться нечем. Если меры по снижению табакокурения в соседней Украине были отмечены на 6 Европейской конференции «Табак или здоровье», проходившей 26 марта с. г. в Стамбуле (Турция), то ни агрессивная антиреклама табака, ни повышение цен на сигареты не привели к желаемому результату в нашей стране. Кстати, деятельность в сфере контроля над табаком в соседней стране привела к тому, что она заняла 10 место среди 34 стран Европы. Видимо, РФ придется принять еще более жесткие меры не столько по снижению количества курящих (в том числе пассивных), сколько по отношению к производителям табака, постоянно лоббирующим свои интересы на федеральном и на местном уровне.

Читайте также:  Вред причиненный здоровью человека средней тяжести статья

Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» к алкогольной продукции отнесена та пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, а также введен запрет потребления (распитие) алкогольной продукции в соответствующих общественных местах, запрет розничной продажи алкогольной продукции лицам моложе 18 лет и т. д.

Согласно данным главного нарколога РФ Е. Брюна за последние годы наблюдается снижение потребления алкоголя на душу населения с 18 до 13,5 литров [9]. По мнению исследователей, в России пьют не больше, чем в Америке и Европе. Но в нашей стране пьют в основном крепкие спиртные напитки, которые совмещены с низкой культурой потребления и с неправильным потреблением пищи. И хотя вклад алкоголя в уровень смертности в России довольно высок, вместе с тем стратегия государства на формирование здорового образа жизни россиян до 2020 г. уже дает некоторые положительные тенденции.

Согласно проведенным лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. Ломоносова исследованиям [10], в целом по РФ мы наблюдаем рост уровня качества жизни. Правда темпы роста за последние два года замедляются, что обусловлено частично некоторым снижением темпов инвестирования в социальную сферу, а отчасти – исчерпанием резервов «инерционного» роста после провала 1990-х гг. В этой оценке качества жизни немаловажную роль играет состояние здоровья россиян.

В рамках реализации вышеуказанной Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем принято более чем 230 региональных программ в субъектах РФ, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения, с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения. Противоалкогольные мероприятия включены в качестве подпрограмм в Программы по формированию здорового образа жизни у населения отдельно для каждого региона, Программы развития здравоохранения, Программы антинаркотической борьбы, Программы профилактики правонарушений, Программы по развитию физкультуры и спорта и др.

Для реализации «Основ государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 г. в субъектах Российской Федерации» разрабатываются различные программы. Разработаны и утверждены Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (МР 2.3.1.2432-08), приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 593н утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, которые отвечают современным требованиям здорового питания. Минздравом России и РАМН проводится работа по созданию Консультативно-диагностического центра «Здоровое питание» на базе ФГБУ «НИИ питания» РАМН, а также сети консультативно-диагностических Центров здорового питания в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации создана и по многим позициям гармонизирована с международными требованиями законодательная, нормативная и методическая базы в области обеспечения безопасности пищевых продуктов.

Проекты «Здоровые города», проходящие под эгидой Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, реализуются в городах Череповце и Великом Устюге, Чебоксарах и Новочебоксарске, Ижевске, Ставрополе, Самаре, Якутске и Ульяновске. В его рамках проводится работа по следующим направлениям: «здоровое» городское планирование, здоровье в пожилом возрасте, активный образ жизни. Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, поддержка отказа от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на групповом и индивидуальном уровнях определены Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», как важнейшее направление политики в области охраны здоровья.

Согласно данным Минздрава России на базе государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципалитетов созданы и оснащены 502 Центра здоровья для взрослых и 204 Центра здоровья для детей, укомплектованные специалистами, прошедшими специальную подготовку. С целью формирования здорового образа жизни у сельских граждан и граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, Центру здоровья определена зона территориальной ответственности, которая обслуживается за счет выездных форм работы.

В ряде субъектов РФ организована работа мобильных Центров здоровья. На базе ФГБУ «Государственный НИЦ профилактической медицины» создан Федеральный координационно-методический центр здоровья, основными целями деятельности которого является повышение эффективности работы Центров здоровья для взрослых в медицинских организациях, оптимизация оказания профилактической помощи населению на основе разработки и внедрения научно обоснованных методов формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний. В структуре Федерального координационно-методического центра здоровья создана научная лаборатория «Формирование здорового образа жизни» и клиническое отделение «Центр здоровья».

Основной функцией Центров здоровья является выявление и коррекция факторов риска для развития различных заболеваний. В целях сохранения здоровья детского населения страны в Центрах здоровья для детей проводится их обследование с учетом физиологических особенностей детского возраста, обучение гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих отказ от потребления алкоголя и табака, а также работа, в том числе психо-коррекционная, с семьей.

Летом 2017 г. Правительство Российской Федерации одобрило проект «Формирование здорового образа жизни», который должен быть направлен на повышение числа граждан, ответственно относящихся к своему здоровью. Так как становится понятно, что без поддержки основной массы населения, без изменения мировоззрения россиян на свой образ жизни добиться успехов вряд ли удастся. Как говорится в сообщении: «В рамках реализации проекта предполагается к концу 2019 г. увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 45 %, а к концу 2025 г. – до 60 %» [11].

Паспорт данного проекта был утвержден по итогам заседания совета при Президенте России В.В. Путине 26 июля 2017 г. Согласно этому документу предполагается не только увеличить количество россиян постоянно и регулярно занимающихся физкультурой и спортом, но и во многом снизить потребление табака, правительственными мерами усовершенствовать законодательство о рекламе, в части связанной с потреблением алкогольных напитков, курением, в том числе нетрадиционными способами, а также нерационального и нездорового питания.

Также правительство выступило с инициативой снизить долю курильщиков среди взрослого населения с 30,5 % в текущем году до 29,5 % к 2019 г. Также рассчитано суммарное увеличение числа регулярно занимающихся спортом до 38 % в 2019 г. и повышение этого показателя до 45 % к 2025 г.

Надо сказать, что несмотря на снижение доли потребления алкоголя населением России, все-таки мы стабильно держим 4 место в мире и, по мнению Всемирной Организации Здравоохранения, ситуация вряд ли существенно изменится в течение пяти лет. Однако правительство обязуется принять действенные меры в этом направлении, в том числе власти намереваются снизить потребление алкоголя на душу населения с нынешних 10 литров до 9,3 литров к 2019 г., а к 2025 г. – до 8 литров. Ранее глава Минздрава Российской Федерации Вероника Скворцова сказала, что проект предполагает специально разработанный правительством блок программы по маркировке продуктов питания на предмет их пользы для здоровья.

Читайте также:  Биологические факторы здоровья человека это

Как подчеркнул на заседании совета председатель российского правительства Дмитрий Медведев, все больше россиян уже сегодня бросают курить и стараются следить за здоровьем. По его мнению, людей нужно мотивировать к занятиям спортом с самого детства, чтобы они сохранили эту привычку на всю жизнь.

Практические советы и рекомендации

Понимая сложность осуществления предпринимаемых усилий Правительства РФ, возможно, следовало бы добавить отдельными пунктами проекта следующие меры по отношению к средствам массовой информации, а именно:

– кампанию по постепенному отказу от курения для детского населения и поэтапное запрещение продажи табака для совершеннолетних, родившихся до 1995 г.;

– кампания против злоупотребления алкоголем, в том числе запрет рекламы безалкогольных товаров как отечественных, так и зарубежных пивных брендов;

– своеобразный «детский брендинг» в данной области; в особенности обратить внимание на пропаганду здорового питания;

– материальное стимулирование некурящих и ведущих здоровый образ жизни работников, начиная с бюджетной сферы, а далее и для иных работодателей;

Конечно, надо сказать, что многое сделано. Например, в основе анализа зарубежного опыта по пропаганде и введению в массовое сознание здорового образа жизни считается своевременным разработка и запуск десять лет назад цикла телепрограмм на федеральном и региональном каналах. Задача этих программ состояла в том, чтобы показать отрицательное воздействие нездорового образа жизни на человеческий организм и рассказать о возможностях предотвращения преждевременного старения, и даже смерти, на примере конкретно взятого из массы человека.

Вполне понятно, что формирование здорового образа жизни будет невозможным без всемерной общественной поддержки и дальнейшего расширения совместных проектов, как с бизнес-сообществом, так и с общественными организациями.

В связи с этим было предложено проводить:

– разработку профессиональных, образовательных и методических стандартов для специальностей, связанных с формированием и поддержкой на протяжении всей жизни здорового образа семейного и социального бытия;

– проведение конкурсов федеральных, региональных и корпоративных проектов по формированию здорового образа жизни на местах;

– разработка и реализация совместных программ с общественными организациями (например, Российского Союза промышленников и предпринимателей, Сбербанка, Газпрома, Опора России и т.п.);

– каталогизация и анализ опыта существующих в России и за рубежом сообществ, связанных с формированием здорового образа жизни.

В области профилактики нездорового образа жизни в настоящее время в мировой медицинской практике признано, что наиболее прогрессивным подходом к решению данных проблем, которые связаны с лечением социально значимых заболеваний, является организация системы эффективной профилактики. Легче предупредить, чем бороться с последствиями, тем более если эти последствия являются непредсказуемыми и не сложно прогнозируемыми. Важным компонентом развития профилактического звена здравоохранения является создание в регионах и на местах кабинетов здорового ребенка, кабинетов профилактики, возможно целой сети центров здоровья.

Сейчас функцию санитарно-гигиенического воспитания и образования осуществляют специалисты районных и городских поликлиник, что не всегда является эффективным: врачи в основном встречаются с людьми уже заболевшими, когда как профилактика должна быть среди здоровых людей. Кабинеты же здорового ребенка и кабинеты профилактики различных заболеваний и нездорового образа жизни входят в структуру амбулаторно-поликлинических учреждений, что также не способствует повышению их эффективности.

Понятно, что профилактическое звено к настоящему моменту, несмотря на принятые на федеральном и региональном уровне нормативно-правовые акты, все еще не представляет собой единую систему. Недостаточно внимания уделяется организации и проведению на местах мероприятий, как по первичной, так и вторичной профилактике социально значимых заболеваний и укреплению здоровья населения.

В настоящее время актуальна необходимость создания системы медицинской профилактики заболеваний, которые провоцируются нездоровым образом жизни.

В рамках реализации мероприятий по формированию в массовом сознании россиян здорового образа жизни планируется развитие кабинетов профилактики, которые предполагается разместить во всех учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ясно, что такие центры должны плотно контактировать с образовательными учреждениями региона. Деятельность центров должна способствовать осознанию строгой приверженности к лечению заболеваний, соблюдению рекомендаций врача и инструктора здоровья для повышения качества жизни, продления собственной жизни, сохранения на долгое время и восстановления (при необходимости) трудоспособности и активного долголетия.

Например, гражданин, который приходит в центр здоровья, смог бы оценить состояние своего здоровья: узнать уровень никотина или холестерина в крови, степень угрозы набора лишнего веса. Специалист не только проконсультирует, но и поможет составить индивидуальную для каждого клиента программу оздоровления. Те же центры здоровья могли бы предоставлять некоторые инфраструктуры для ведения здорового образа жизни: залы или комнаты лечебной физкультуры, «школы здоровья» по различным группам заболеваний и т.д. Очень предпочтительны были бы именно индивидуальные комнаты, для занятия физической культурой; не все имеют желание и психологическую готовность заниматься совместно с молодежью или людьми, физически подготовленными, в условиях обычных тренажерных залов. А врачи кабинетов профилактики будут следить за результативностью прохождения этими клиентами программ оздоровления, своевременно корректировать нагрузки.

По мнению вновь избранного президента страны В.В. Путина, здоровый образ жизни лежит в основе решения многих проблем нашей страны. «Я полагаю, что здоровый образ жизни – это чрезвычайно важная вещь, которая лежит в основе решения очень многих важных проблем, в том числе и здоровья нации. Невозможно с помощью таблеток решить проблемы здоровья миллионов людей. Нужно, чтобы у людей был навык, было пристрастие, была мода на здоровый образ жизни, на занятия физкультурой и спортом», – рассказал он в интервью американскому журналисту Чарли Роузу перед открытием 70-й сессии Генассамблеи ООН.

Российский лидер считает особенно важным, когда он и его коллеги – премьер, министры, депутаты – участвуют в спортивных соревнованиях. «Вот отсюда в том числе – не только, но в том числе – зарождаются интересы и любовь миллионов людей к занятиям физической культурой и спортом. Я считаю, что это чрезвычайно важная вещь», – заметил Путин.

Можно сделать вывод, что за эти неполные 10 лет население поддерживало и поддерживает меры политики здорового образа жизни, которое проводится исполнительной властью, хотя реакция различных слоев и категорий населения страны могут отличаться друг от друга. Это следует учитывать при планировании мер по формированию ответственного отношения к своему здоровью. Например, в 2014 г. наблюдались пиковые значения всеобщего интереса граждан к спорту, физической культуре и здоровому образу жизни, например, в период проведения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Такое же положение, правда, в несколько умеренном виде, мы наблюдали и во время Олимпиады в Пхёнчхане этой зимой. Такое внимание общественности было вполне прогнозируемым.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что наибольшее внимание следует уделять подрастающему поколению – молодежи и подросткам. Специфика работы с людьми, уже имеющими вредные привычки, также должна иметь целенаправленный характер. При данной работе было бы рациональным обратиться к полезному историческому опыту советского периода развития нашей страны – организация клубов по месту жительства, специальная медико-психологическая работа по месту работы, обучающие программы, досуговая деятельность и т.д. На первый план должно ставиться не желание региональных руководителей построить за государственный счет как можно больше спортивных объектов, а реальная доступность занятий спортом для большого количества местного населения, возможность заниматься физкультурой всем слоям населения страны.

Необходимо отдельно указать основной недостаток принимаемых государством мер по формированию здорового образа жизни населения: отсутствие систематической статистической информации по мониторингу данного процесса в каждом из российских регионов, до сих пор не разработана технология и методика оценки уровня человеческого развития, как в субъектах РФ, так и в целом по России.

Источник

Adblock
detector