Меню

Степени здоровья у новорожденных

Группы здоровья новорожденных

Д (1) – здоровые дети от здоровых матерей, гестоз 1 половины беременности, имеющие нормальное физическое и психическое развитие.

Д (2) – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты после перенесенных острых заболеваний; часто болеющие дети респираторными инфекциями.

«А» подгруппа – дети от матерей, имеющих узкий таз, дети с физиологической незрелостью, недоношенностью I степени, токсической эритемой, отечным синдромом I степени, переношенностью I степени;

«Б» подгруппа – дети от матерей, имеющих осложненный анамнез: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания ССС, аллергические заболевания, заболевания мочевыделительной системы.

Осложненный акушерско-гинекологический анамнез матери: о. и хр. заболевания половых органов, роды в ягодичном предлежании, вакуум-экстракция, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение. Гипогалактия у матери.

Асфиксия легкой степени (оценка по шкале Апгар 6 – 7 баллов ), ребенок от многоплодной беременности, задержка в/утробного развития, переношенность II степени, дети с массой менее 2000 г или более 4000 г, множественные малые анатомические аномалии (более 4-5), транзиторная лихорадка, патологическая убыль массы тела (более 8%).

Д (3) – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями. Дети, родившиеся в асфиксии средней и тяжелой степени, с родовой травмой, кефалогематомой, с катетеризацией пупочной вены, недоношенностью III степени, с эмбриофетопатиями, геморрагической болезнью н/р, гемолитической болезнью н/р, с внутриутробным инфицированием.

Д (4) – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями.

Д (5) – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, непрерывно рецидивирующим течением; дети – инвалиды.

4-ю и 5-ю группу здоровья присваивают при наличии врожденных пороков развития с признаками выраженной декомпенсации.

Группы риска новорожденных детей (методические рекомендации мз ссср от 1984 г.)

1-я группа – н/р с риском развития патологии ЦНС.

2-я группа – н/р с риском в/у инфицирования.

3-я группа – н/р с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий.

4-я группа – н/р с риском развития врожденных пороков органов и систем.

5-я группа – н/р из группы социального риска.

Выделяют также дополнительные группы (согласно приказу МЗ РФ №108 от 29.03.96 г.):

Группа риска по тугоухости;

Группа риска по анемии;

Группа риска по развитию синдрома внезапной смерти;

Группа риска по развитию аллергических заболеваний.

Здоровый новорожденный – ребенок, родившийся от практически здоровой матери, не имевшей осложнений во время беременности и родов, получивший оценку по шкале Апгар 8 – 10 баллов, имеющий массу тела 3 – 4,5 кг, массо-ростовой коэффициент 60 – 80, при условии нормального течения периода адаптации и максимальной убыли массы тела (МУМТ) не более 6 – 8%, находящийся на естественном вскармливании с первых дней жизни.

При 1-м врачебном патронаже у детей 1 группы здоровья возможны умеренно выраженные переходные состояния, свойственные новорождённым: половой криз, токсическая эритема новорождённых, слабая конъюгационная желтуха, замедленная эпителизация пупочной ранки. При этих состояниях, как правило, лечение не нужно (необходим лишь гигиенический уход); их динамику оценивают при 2-м врачебном патронаже. При затяжном течении указанных состояний, наслоении инфекционных осложнений, выявлении ранее скрытых заболеваний (в том числе аномалий развития) и вынужденном переводе новорождённого ребёнка на смешанное и искусственное вскармливание группу здоровья изменяют на II (иногда и на Ш-У) и проводят лечение выявленных нарушений. В комнате здорового ребёнка мать обучают первому комплексу массажа и гимнастики.

Читайте также:  Правильный завтрак для здоровья утром

Частота осмотра педиатром в течение 1-го месяца жизни:

1-й врачебный патронаж на дому в первые 3 дня после выписки из родильного дома;

2-й врачебный патронаж на 18-20-й день жизни;

3-й на 28 – 30 день жизни – посещение ребенком поликлиники.

На 2-м месяце жизни здоровый ребенок посещает поликлинику 2 раза, далее ежемесячно (дополнительно 2-3 раза патронаж проводит медсестра).

в первые 3 дня после выписки из родильного дома;

На 28 – 30-й день жизни – посещение ребенком поликлиники.

На 2-м месяце жизни ребенок посещает поликлинику 2 раза, далее ежемесячно.

в первые сутки после выписки из родильного дома;

каждые 5 дней в течение первого месяца жизни детей осматривает педиатр. Далее наблюдение ведут по основному заболеванию вместе с узкими специалистами.

4-ю и 5-ю группу наблюдают по основному заболеванию в стационаре.

Если выписан из роддома:

в первые сутки после выписки из роддома или больницы,

через день в течение первого месяца жизни

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Читайте также:  Как смех помогает здоровью

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Читайте также:  Крем здоровье при варикозе

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше — отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник

Adblock
detector