Социальная обусловленность общественного здоровья и факторы, его определяющие, их классификация. Модель социальной обусловленности здоровья.
Социальная обусловленность общественного здоровья — это комплекс факторов, характеризующих образ и условия жизни субъектов, социальную организацию на уровне общества, локального сообщества и социальной микросреды, влияющий на состояние и динамику общественного здоровья.
Социальная обусловленность подразумевает объективную зависимость состояния здоровья, отношений и поведения людей в сфере здоровья от системы социального неравенства, социальных типов культуры, социальных стереотипов и устойчивых наборов социальных ролей в локальном сообществе.
4.
Медико-социальные аспекты образа жизни населения. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на образ жизни. Меры по модификации образа жизни. Роль участкового врача в формировании здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
К основным направлениям формирования ЗОЖ относятся:
1) безопасные условия труда;
2) социальный оптимизм, высокий культурный уровень;
3) медицинская активность;
4) экологическая активность;
5) физическая активность;
6) рациональное, сбалансированное питание;
7) устроенность быта, хорошие семейные отношения;
8) здоровая наследственность;
9) другие факторы.
Помимо указанных направлений необходимо еще различать два аспекта формирования ЗОЖ:
1) создание и развитие позитивных для здоровья условий;
2) преодоление или уменьшение факторов риска.
Наиболее важные факторы риска — пониженная масса тела, небезопасный секс, высокое артериальное давление, потребление табака и алкоголя, отсутствие чистой воды, антисанитарные условия, слабая гигиена.
Выделяют управляемые (модифицируемые) и неуправляемые (немодифицируемые) факторы риска.
•Управляемыми считают факторы риска, степень выраженности которых может быть снижена медикаментозными и немедикаментозными воздействиями (это артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение и др.).
•Неуправляемые факторы риска не поддаются коррекции (это возраст, пол).
Меры по модификации образа жизни
- Отказ от вредных привычек.
- Снижение веса.
- Повышение физической активности.
- Увеличение потребления пищи растительного происхождения и снижение – животных жиров и поваренной соли.
- Учиться справляться со стрессовыми ситуациями, снимать психо-эмоциональное напряжение.
Участкрово-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительскую работу на обслуживаемой поликлиникой территории. ЭТа работа проводится в двух направлениях : работа с больными и родственниками при посещенияз на дому ,работа с населением.
Гигиеническое обучение и воспитание больныз проводится при посещеничх больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) И психологическом плвне . На основе полученных данных , в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций и привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов ,отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.
5.
Укрепление здоровья населения. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Виды медицинской профилактики по отношению к населению: индивидуальная, групповая, популяционная. Роль и место участкового врача в работе по укреплению здоровья населения.
В комплекс мероприятий по укреплению здоровья населения со стороны здравоохранения входит:
- Оздоровление продуктов массового потребления;
- Санитарный контроль над чистотой окружающей среды;
- Запрещение курения в общественных местах;
- Проведение вакцинаций и диспансеризаций;
- Предоставление профилактических оздоровительных услуг.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.
Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Третичная профилактика
Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию
Современные взгляды на профилактику и диспансеризацию с учетом оценки состояния здоровья, пола индивидуума и определение факторов уровней риска.
●индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;
●групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);
●популяционная(массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительскую работу на обслуживаемой поликлиникой территории. ЭТа работа проводится в двух направлениях : работа с больными и родственниками при посещенияз на дому ,работа с населением.
Гигиеническое обучение и воспитание больных проводится при посещениях больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) И психологическом плане . На основе полученных данных , в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций и привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов ,отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.
Источник
«Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ Допущено методическим советом Пермского государственного национального исследовательского университета в . »
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
Федеральной бюджетное учреждение науки
«Федеральный научный центр медико-профилактических технологий
управления рисками здоровью населения»
Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева
СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
Допущено методическим советом
Пермского государственного национального
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по направлению и специальности «Социология»
(квалификация «дипломированный специалист» и «магистр»)
Пермь УДК 316+614(470) ББК 60. Н Лебедева-Несевря Н.А. Социология здоровья: учеб. пособие для Н55 студ. вузов / Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева; Перм. гос. нац.
иссл. ун-т. – Пермь, 2011. – 238 с.
ISBN 978-5-7944-1745- В учебном пособии излагаются основные подходы, концепции и теории, отражающие социальные аспекты здоровья человека. Рассматриваются проблемы социальной детерминированности здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях, отношения к здоровью человека и общества. Раскрываются особенности функционирования здравоохранения как части социальной сферы общества и медицины как социального института.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социология» (квалификация «дипломированный специалист»
и «магистр»), а также для читателей, специализирующихся в области социального знания или интересующихся социальной теорией. Может быть полезно студентам и преподавателям, специализирующимся в области социальной гигиены, социальной эпидемиологии и организации здравоохранения.
УДК 316+614(470) ББК 60. Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского государственного национального исследовательского университета Рецензенты: зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения, проф., д-р мед.
наук Т.М. Лебедева (ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава); зав. каф. физической культуры, проф., д-р соц. наук В.Д. Паначев (Пермский национальный исследовательский политехнический университет); кол. рецензент: кафедра социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета.
© Лебедева-Несевря Н.А., ISBN 978-5-7944-1745- Гордеева С.С., © ПГНИУ,
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Здоровье как междисциплинарная категория научного знания
1. Концепция биосоциальной природы человека – отправная точка в изучении здоровья
2. Подходы к определению понятия «здоровье».
Индивидуальное и общественное здоровье
3. История научного изучения здоровья
Тема 2. Социальные аспекты здоровья
1. Здоровье как медико-социальная, социально-экономическая и социально-политическая категория
2. Сущность социологического подхода к анализу здоровья. 3. Становление и развитие социологического изучения здоровья за рубежом и в России
Тема 3. Социология здоровья как отраслевая социологическая дисциплина
1. Объект и предмет социологии здоровья
2. Роль и место социологии здоровья в системе социального знания
3. Институционализация социологии здоровья
Тема 4. Многофакторная обусловленность здоровья
1. Многофакторная модель обусловленности здоровья:
экзогенные и эндогенные факторы
2. Классификация и структура факторов, формирующих здоровье
3. Понятие сочетанности воздействия факторов на здоровье человека
Тема 5. Социальные детерминанты здоровья
1. Проблема социальной обусловленности здоровья:
основные направления социологического изучения
2. Социальные факторы, формирующие здоровье населения:
сущность и типология
Тема 6. Образ жизни и здоровье человека
1. Понятие «здоровый образ жизни».
Компоненты здорового образа жизни
2. Влияние образа жизни на здоровье различных социальных групп
3. Физическая культура как фактор формирования здоровья человека
Тема 7. Отношение к здоровью индивида и общества
1. Отношение к здоровью на различных уровнях общественной системы
2. Субъективная оценка здоровья и факторы ее детерминации
3. Самосохранительное поведение индивида:
понятие и факторы
4. Особенности самосохранительного поведения современной молодежи
1. Здравоохранение как система институтов, 2. Здравоохранительная деятельность в сфере семьи, образования, труда
3. Социальные проблемы современного здравоохранения в России и за рубежом
Тема 9. Медицина как социальный институт
1. Основные измерения медицины как социального института
2. Структура и функции медицины как социального института
3. Взаимодействие медицины с другими социальными институтами
Тема 10. Управление здоровьем населения
1. Сохранение здоровья населения как глобальная стратегическая задача
2. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни в контексте 3. Региональные аспекты сохранения и укрепления здоровья населения
Примеры тестовых заданий по курсу
Контрольные вопросы по курсу
Рекомендуемый список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие человеческого потенциала, как необходимое условие прогресса современного общества, декларируемое на самом высоком уровне власти в качестве абсолютного национального приоритета России на ближайшее десятилетие, предполагает, в первую очередь, обеспечение возможностей развития и удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Высокий уровень и качество жизни, гарантированные образование и занятость, правовая и личная безопасность, социальная защищенность обусловливают наращивание человеческого капитала. Однако важнейшим фактором, детерминирующим достижение заявленных стратегических целей, является здоровье населения. Именно комплексные продуманные действия на всех уровнях управления, ориентированные на сохранение и укрепление индивидуального, и следовательно, общественного здоровья на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи, способны внести наибольший вклад в обеспечение устойчивого социальноэкономического развития нашей страны.
Вопросы управления здоровьем изучают медицинская, биологическая, философская, управленческая и другие науки. Роль социологии в осмыслении проблем сохранения и укрепления здоровья нации заключается в комплексной характеристике здоровья как глобальной социальной ценности, исследовании отношения к здоровью на различных уровнях – от индивидуального до социетального, выявлении и обсуждении проблем, связанных со здоровьесохранными стратегиями, реализуемыми социальными группами, критическом анализе государственной политики в сфере здоровья. Социологическая интерпретация данных о состоянии здоровья населения, факторах, его детерминирующих, а также прогнозирование показателей здоровья в зависимости от социально-экономических процессов, реализуемой политики – одна из важнейших актуальных задач современной социальной науки.
Курс «Социология здоровья» является новым для российского образовательного пространства, кроме того, социальные аспекты здоровья не так часто выступают предметом научного исследования в нашей стране, что обусловливает недостаточность учебно-методического обеспечения дисциплины. Предлагаемое учебное пособие призвано отчасти восполнить пробел в освещении социальных проблем здоровья, здравоохранения и медицины, социальных процессов и явлений, связанных с индивидуальным и общественным здоровьем.
Материал учебного пособия включает 10 тем. Логика изложения строится от освещения общих проблем здоровья человека, исторического экскурса в научное изучение общественного здоровья к характеристике особенностей специфических социальных институтов, реализующих функцию сохранения и укрепления здоровья населения. Значительное внимание авторов сконцентрировано на проблемах социальной обусловленности здоровья (темы 5, 6 «Социальные детерминанты здоровья» и «Образ жизни и здоровье человека»).
Каждая тема внутренне структурирована на отдельные вопросы.
Определенную помощь в освоении материала могут оказать основные понятия тем, приведенные вначале. Наиболее важные тезисы, понятия и определения выделяются в тексте курсивом. В конце каждого вопроса темы приводится небольшое резюме, обобщающее основные положения и проблемы, рассмотренные в тексте.
Принципиальное изменение образовательного процесса, обусловленное интенсивным развитием информационного пространства, связанное с сокращением аудиторной нагрузки, заменой пассивного слушания лекций значительным объемом внеаудиторной самостоятельной работы, детерминировало необходимость включения в пособие материала, направленного на повышение эффективности самостоятельной работы студентов. В конце каждой темы приводятся вопросы и упражнения для самопроверки, способствующие не только успешной оценке степени усвоенности материала, но и развитию творческого мышления. Ряд упражнений требует обращения к ресурсам сети Интернет, ссылки на которые также предлагаются после каждой темы.
Текст пособия оснащен значительным количеством сносок на используемую и цитируемую литературу. Авторы сочли необходимым как можно более полно охарактеризовать источниковую базу пособия, поскольку это поможет читателю лучше ориентироваться в дискурсивном поле социологии здоровья, обеспечит возможности самостоятельной дополнительной проработки интересующих проблем. Кроме того, фамилии иностранных ученых приводятся в оригинальном написании, что связано с частым отсутствием общепринятой транскрипции фамилий авторов на русский язык (например, фамилия французского врача Guerin в отечественных источниках пишется и как «Герен», и как «Гуерин»). Это также призвано облегчить поиск и самостоятельную работу с источниками.
Определить качество освоения материала пособия помогут тестовые задания, структурированные в соответствии с тематической логикой изложения текста. По каждой теме предлагается 8 тестовых вопросов с четырьмя вариантами ответов, из которых только один является правильным. Кроме того, читателю предлагается перечень контрольных вопросов по теме, сформулированных в традиционной форме. Данный перечень может служить основой для разработки материалов аттестации студентов по курсу «Социология здоровья».
Человек – это субъект культурно-социально-исторической деятельности, представляющий собой единство биологической и социальной природы. При этом под термином «биосоциальное» необхоEdward O. Wilson. Sociobiology: The New Synthesis. Belknap Press, 1975.
См. об этом: Философия: учебное пособие для высших учебных заведений (изд. 6е, перераб. и доп.) / ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 206-213.
Олескин А. В. Биополитика. Политический потенциал современной биологии.
М.: Научный мир. 2007.
димо понимать не механическое соединение этих двух понятий, а их диалектически неразрывную взаимосвязь1.
Парадигма биосоциальности природы человека является ключевой в современном социальном знании. Так, социологами признается, что целостность устойчивых свойств и качеств индивида, выражающаяся в социологии понятием «личность», вырастая, во-первых, из системы связей и отношений групп, общностей и институтов, в которые он был включен и тех, в функционировании которых он в данный момент участвует, во-вторых, из его воспитания и интегрированности в определенную культуру, в-третьих, из его пребывания и активности в определенных макро- и микро-социокультурных средах и ситуациях, формируется на основе биопсихологических задатков человека2.
Биологическое никогда не проявляется в человеке в чисто природном виде – оно всегда опосредовано социальным. Природнобиологическая сторона существования человека «очеловечивается»
социокультурными факторами. Это справедливо и в отношении таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, безопасность и т.п.
Проблема соотношения социального и биологического в человеке – это ключ к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории, так как здоровье и болезни человека, по сравнению с животными, – это новое, опосредованное социальным, качество.
Здоровье является интегрированным показателем состояния человека. Дуальная обусловленность человеческой сущности определяет многомерность категории здоровья, позволяя говорить о соматическом (физическом) и социальном аспектах здоровья. Показательно, что комплексный подход к анализу здоровья человека принимается и современной медициной (медики выделяют три аспекта здоровья: соматический, душевный и социальный): «было бы вульгарным биологизаторством упускать из виду высшие, специфически человеческие аспекты здоровья, особенно если учесть, что возможна Батуев А.С., Соколова Л.В. Указ. соч. С. 85.
Абушенко В.Л. Социология личности // Социология: энциклопедия / сост.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.
Мн.: Книжный дом, 2003.
взаимная компенсация одних элементов здоровья другими. Например, недостаточное соматическое здоровье может быть компенсировано хорошим психическим (душевным) здоровьем, качествами личности: силой воли, целеустремленностью и пр.»1.
Здоровье определяется взаимодействием биологических и социальных факторов, т.е. внешние воздействия опосредуются особенностями функций организма и его регуляторной системы. Необходимость учитывать влияние на человека биологических факторов, прежде всего его генетической обусловленности, подтверждается данными современной науки. Кроме того, значительная часть происходящих в обществе событий зависит от умственных способностей, прирожденных талантов, физической силы, выносливости и, безусловно, здоровья человека2.
Наконец, сама природа здоровья двойственна – с одной стороны, здоровье представляется естественным феноменом, отражающим специфическое состояние данного природой организма или психики, но, с другой стороны, здоровье – феномен искусственный, формируемый социальными требованиями, предъявляемыми к состоянию и функционированию организма (психики) со стороны общества, т.е.
Таким образом, обобщающей теоретической концепцией в рассмотрении природы человека является концепция его биосоциальной сущности, позволяющая подойти к рассмотрению понятия здоровья человека с двух сторон – с позиции его анализа как состояния биологической системы – организма и с позиции его рассмотрения как компонента социальной системы – общества.
Становление здоровья в качестве научной категории прошло определенные этапы. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб.; Петрополис, 1992.
Рагимова О.А. Теоретические основы определения понятия здоровья // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009.
признаков болезни. Подобный подход встречается в работах античных авторов – Платона, Аристотеля, ибн Сины (Авиценны). Действительно, между здоровьем и болезнью существует множество связей, однако даже самый больной человек обладает определенным уровнем здоровья (существенно сниженным). Поэтому метод оценки здоровья путем выявления или исключения заболеваний в настоящее время большинством авторов признан несостоятельным.
С начала XIX в. исследователи указывают на более сложный и многогранный характер категории здоровья. Так, G.W.F. Hegel (Гегель) подчеркивал, что здоровье есть «пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием»1. Из этого вытекает мысль, что здоровье определяется как объективными, так и субъективными факторами; кроме того, здоровье, по мнению Гегеля, есть состояние социального организма, связанное с возвышением ко всеобщему, т.е. духовному бытию. Сложившаяся благоприятная духовная атмосфера в обществе обусловливает здоровье его членов, обеспокоенных состоянием социальных и нравственных проблем.
В 1989 г. на I Международном симпозиуме в бельгийском Louvain-la-Neuve была отмечена необходимость глубокой «ревизии»
представлений о здоровье и было введено понятие «науки о здоровье» не как новой академической дисциплины, а как междисциплинарной проблемы с целью теоретической и практической трансформации и переориентации научных исследований, выявления фундаментальной природы здоровья, разработки теории и моделей для исследования. Кроме того, были предложены новые биомедицинские концепции, экзистенционально-антропологические и культурологические парадигмы анализа здоровья человека2.
В настоящее время в научной литературе имеется множество определений понятия здоровья. Причем одновременно используют не только разные определения, но и различные подходы к их формулиГегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. — Философия природы.
М.: Мысль, 1975. Т. 2. С. 558.
Глазачев О.С. Современные подходы к анализу понятия «здоровье» в аспекте формирования экологической культуры // ЭКОЛОГИЯ. URL: http://www.ecogeo.info/ publications/7 (дата обращения: 20.02.2011).
ровке. В работе П.И. Калью представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений1. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но, как справедливо замечают В.И. Горовая и Н.Ф. Петрова, «даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия»2.
По мнению П.И.Калью, многообразие определений понятия «здоровье» может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей здоровья, основными среди которых являются:
медицинская модель здоровья предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов;
биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье;
биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные факторы, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение;
ценностно-социальная модель рассматривает здоровье как ценность, необходимую предпосылку для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.
Следует отметить, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом – здороКалью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация // ВНИИМИ. 1988. 69 с.
Горовая В.И., Петрова Н.В. Идея системности в определении понятия здоровья // Философские науки. 2006. № 3. С. 25-27.
вье рассматривается как динамический процесс, в третьем – причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется.
Еще один подход к типологизации подходов к определению категории «здоровье» предложен в работах T. Faresjio1. Все существующие дефиниции, по мнению ученого, можно подразделить на три основные группы:
биологической направленности, рассматривающих здоровье как категорию функционального состояния организма;
социальной направленности, представляющих здоровье как условие эффективного участия в общественной жизни;
смешанной или биосоциальной направленности, рассматривающей здоровье как общее хорошее самочувствие личности.
Анализ существующих определений здоровья позволяет выделить ряд приоритетных признаков изучаемого феномена: во-первых, здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации; во-вторых, здоровье характеризует динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой; в-третьих, здоровье определяет способность к выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности; в-четвертых, здоровье отражает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма; в-пятых, здоровье характеризует оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения; в-шестых, интерпретация здоровья предполагает реализацию принципа единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Множественность интерпретаций категории здоровья приводит к значительному разнообразию направлений (подходов) в изучении указанного феномена (табл. 1).
Faresjio T. Social environment and health // Scand. I. Prim. Health Care. 1992.
Комплексный сочетающий в себе гетерогенные, качественно различные компоненты и отра- М. Мюррэй Здоровье – это совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, В.М. Розин Нормоцентрический эмоционального реагирования и поведения в сочетании с определенными нормальными показателями соматического состояния здоровья Здоровье – «нулевая степень болезни», некая абстракция, подразумевающая не- В.В. Пашутин кую умеренную выраженность патологических черт личности. Любой человек при таком подходе может рассматриваться как вариант того или иного патологиПатоцентрический ческого типа, а его здоровое состояние – лишь показатель недостаточно интенсивного развития заложенных в его организме и психике болезненных предрасположенностей Любое проявление человеческой природы признается здоровым или больным в В.И. Вернадский Эволюционистский зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации. В.П. Казначеев Здоровье и болезнь – специфические способы индивидуального бытия в мире, К. Ясперс Феноменологический несводимого к каким-либо схемам и объяснительным моделям. Эти феномены И. Ялом Составлено по материалам: Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001; Верминенко Ю.В. Социологическая интерпретация здоровья // Социальные проблемы: научно-практический журнал. 2008. № 1.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения предложили следующее определение здоровья: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).
Здоровье – обретаемая в процессе онтогенеза целостность, которая предполагает Э. Эриксон, Холистический личную зрелость, интеграцию (ассимиляцию) жизненного опыта и применение, Г. Олпорт Здоровье – основное и необходимое условие актуализации высших возможностей А.А. Бодалев человеческой природы. В основе этого подхода лежат представления о личности, Г.Т. Ганжин Акмеологический достигающей высших пределов самореализации и подлинной зрелости в разные Здоровье – универсальная человеческая ценность, соотносящаяся с основными А. Кемпински ценностными ориентациями личности. Доминирование тех или иных ценностей, А. Маслоу Аксиологический их переоценка и кризис рассматриваются в качестве факторов, определяющих Здоровье – социокультурная переменная; характеристики здоровья рассматрива- Г. Маркузе ются как относительные, детерминированные специфическими социальными ус- Э. Фромм Социокультурный ловиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и З. Фрейд Здоровье рассматривается как социальное явление, представляющее собой проек- М. Фуко цию и объективацию сложной системы дискурсов. Любое представление о здороДискурсивный (дисповье может быть исследовано как продукт определенного дискурса, имеющего зитивный) собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной реальности Из множества дефиниций здоровья наибольшее распространение (по количеству ссылок и цитирования) получило определение, предложенное экспертами Всемирной организации здравоохранения в 1946 г. Однако сегодня данный подход подвергается серьезной критике. В пользу несостоятельности определения здоровья «по ВОЗ»
приводятся следующие аргументы:
понятие «благополучие» субъективно, неопределенно (Ю.П. Лисицын);
цель «достижение полного благополучия» идеальна, нереализуема (H. Noack);
термин «состояние» или его аналоги («потенциал» и т.п.) недостаточен (статичен, является описательным и характеризует, по сути, результат здоровья) (В.А. Лищук, Е.В. Мосткова).
Отметим, что рассматриваемое определение, как и большинство других, характеризует в большей степени индивидуальное здоровье и не может быть полностью применено для анализа здоровья на популяционном уровне.
Таким образом, представляется важным уточнить, сформулировать понятия индивидуальное и общественное здоровье.
Индивидуальное здоровье – это состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с окружающей средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Индивидуальное фактическое здоровье – состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои социальные и биологические функции.
Понятие индивидуального здоровья (отдельного человека) следует рассматривать с двух позиций: а) чисто теоретической – как максимально возможный оптимум для человека, к которому нужно стремиться в идеале, но которого практически невозможно достичь;
б) практической – как фактическую характеристику уровня здоровья конкретного человека, с помощью которой можно достаточно легко ответить на вопрос, здоров ли данный индивид.
Для характеристики здоровья большой группы населения, проживающей на какой-либо территории, либо сформированной по другим признакам, используется понятие общественное (или популяционное) здоровье. Отсюда вытекает определение общественного здоровья как «здоровья населения на групповом и популяционном уровнях, оцениваемое по совокупности медико-демографических, санитарно-статистических и психологических показателей»1.
В связи с отрицательным характером многих медицинских показателей здоровья населения (заболеваемость, смертность и др.) предприняты попытки дать положительные показатели общественного здоровья. В качестве примера приведем определение Д.Д. Бенедиктова: «Общественное здоровье – это такая интегративная характеристика всей совокупности индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая, с одной стороны, отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой трудоспособности на протяжении максимально продолжительной индивидуальной жизни, а с другой – характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма, его возможности самозащиты и дальнейшего пропорционального роста и социально-экономического развития, рационального использования природных ресурсов и поддержания экономического и другого равновесия с окружающей природой и социальной средой»2.
Общественное (популяционное) здоровье – основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальную и биологическую функции. Качество популяционного здоровья каждого человека отражает степень вероятности для достижения максимального уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продленной индивидуальной жизни, Кулешова К.В. Общественное здоровье // Клиническая психология: словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ, 2007.
Бенедиктов Д.Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования // Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987.
а также характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития1.
Анализ проблемы здоровья свидетельствует о ее сложности и многогранности, что обусловливает существование различных подходов к определению здоровья вполне естественным. Очевидно, что каждое из определений имеет свои основания и, следовательно, является в той или иной степени полезным вкладом в общее понимание столь многосторонней проблемы. Выбор адекватного подхода к анализу здоровья должен рассматриваться с позиций перспективности того или иного определения для дальнейших возможностей поиска средств контроля, прогноза и управления уровнем здоровья и функциональным состоянием организма современного человека2.
На протяжении всей истории человечества индивидуальное здоровье являлось объектом исследования различных отраслей знания:
медицины, биологии, философии, антропологии и пр. Первоначально исследования были связаны с развитием медицины в Древней Греции. В античном сознании здоровье соотносилось с устойчивыми понятийными конструктами – «гармония», «красота», «соразмерность» и по аналогии с ними мыслилось как определенное («правильное») соотношение (Платон, Гиппократ). Гален из Пергама писал, что здоровье – это то состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности3. Сочинения по медицине и гигиене, рассматривающие различные аспекты индивидуального физического и психического здоровья человека, принадлежат как средневековым авторам, так и ученым нового времени и современным исследователям.
Прохоров Б.Б. Здоровье населения / ВИНиТИ. URL : http://science.viniti.ru/ index.php?&option= com_content&task=view&Itemid=139&Section=&id=316&id_art=H (дата обращения: 20.02.2011).
Глазачев О.С. Указ. соч.
Солопова М.А. Гален // Античная философия: энциклопедический словарь. М., 2008. С. 245-251.
Концепции общественного здоровья едва ли два столетия. Одна из первых широко известных работ – исследование выдающегося ученого и врача из Падуи Bernardino Ramazzini (Рамаццини) «О болезнях ремесленников» (1700 г.). Комплексные научные исследования здоровья различных социальных групп появляются только в конце XVIII – начале XIX в. Предпосылки возникновения отдельных отраслей медицины (социальной медицины, социальной гигиены), изучающих общественное здоровье, во многом связаны с идеями Великой французской революции1. Так, французский врач, последователь утопического социализма J. Guerin, и другие врачи, участники революции 1848 г., осознавая остро стоящие социальногигиенические проблемы, возлагали на социальную медицину важную общественную миссию по переустройству общества.
Во Франции в первой половине XIX в. появился ряд работ явившихся результатом официальных обследований или наблюдений отдельных ученых на основе применения статистического метода изучения проблем здоровья. Наиболее крупным ученым в этой области был Louis-Ren Villerm, опубликовавший в 1840 г. результаты исследования положения рабочих текстильной промышленности, что способствовало принятию в 1841 г. во Франции закона, регламентировавшего труд детей.
В 1847 г. немецкий врач Salomon Neumann выпускает книгу «Общественное здравоохранение и собственность», в которой анализирует связь состояния здоровья с доходами. Подчеркивая социальную детерминированность здоровья, S. Neumann пишет: «. большая часть заболеваний, отравляющих человеку существование или уносящих его преждевременно в могилу, объясняется не состоянием мертвой природы, а господствующими общественными отношениями. Медицинская наука по существу своему и своему внутреннему содержанию является социальной наукой и пока это значение не будет учтено в практических мероприятиях, нельзя будет использовать всех плодов медицины»2.
Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. М.:
Мысль, 1988. С. 14.
Neumann S. Die Oeffentliche Gesundheitspflege und das Eigenthum. Berlin, 1847.
В самом начале ХХ в. (1903 г.) немецкий врач Alfred Grotjahn, автор трудов по вопросам алкоголизма, венерических заболеваний, регуляции рождаемости, начал издавать журнал по социальной гигиене. В 1905 г. он основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, в 1912 г. добился доцентуры, а в 1920 г. – учреждения кафедры социальной гигиены в Берлинском университете. Наряду с кафедрой A. Grotjahn стали создаваться аналогичные подразделения в Германии и других странах. Их руководители (Friedrich Prinzing, Salomon Neumann, Alfons Fischer и др.), занимающиеся проблемами общественного здоровья и медицинской статистики, сосредоточили свое внимание на социальных условиях и факторах, определяющих здоровье населения, на разработке предложений и требований по государственной охране здоровья населения, прежде всего трудящихся, по осуществлению социальной, государственной политики, включая эффективное медицинское (санитарное) законодательство, страхование здоровья, социальное обеспечения1.
Среди представителей социально-гигиенической науки, занимавшихся исследованием социальной обусловленности общественного здоровья, в середине XX в. следует назвать бельгийского врача Ren Sand, американского биолога Ren Jules Dubos, бразильского врача, генерального директора Всемирной организации здравоохранения с 1953 по 1973 г. Marcolino Gomes Candau, французского ученого, профессора Jacques Parisot. Их труды, учебные курсы и выступления содержат важные наблюдения, обобщения, исследования общественного здоровья и социальной патологии с применением эффективных социологических, статистических, психологических, экономических и других методов.
В России впервые уделили внимание проблеме здоровья обычных людей – крепостных крестьян М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.
Изучение здоровья по показателям заболеваемости и смертности началось почти сто лет назад в процессе сплошного обследования снаBorowy I. In the Shadow of Grotjahn. German Social Hygienists in the International Health Scene / Iris Borowy / Anne Hardy (eds.), Of Medicine and Men. Biographies and Ideas in European Social Hygiene between the World Wars. Berlin: Peter Lang Verlag, 2008. P. 145-171.
чала в Московской губернии, а затем по всей стране силами земских санитарных статистиков. Кроме того, и в России, и в мире было предпринято изучение заболеваемости населения по данным обращаемости к врачу. Сбор материала происходил ежегодно по единой программе и касался, помимо заболеваемости, санитарной культуры и условий быта городского и сельского населения1.
Помимо медицинской статистики земские врачи впервые актуализировали вопрос о влиянии социальных условий жизни на формирование и развитие заболеваний. Так, в 1872 г. съезд земских врачей Тверской губернии вынес постановление: «Деятельность земского врача может принести полную и существенную пользу только при обширном знакомстве его со всеми сторонами народной жизни: он должен быть знаком с условиями местности своего участка, с гигиенической обстановкой местных жителей. Только при таком всестороннем знакомстве с народной жизнью ему сделаются вполне ясны причины многих болезней, господствующих в той или другой местности» 2.
Большой вклад в разработку проблемы социальной детерминированности здоровья населения и профилактики заболеваемости внесли ученые-медики Казанского университета. В 1865 г. профессор гигиены А.И. Якобин писал в официальной записке: «Я всегда был вполне убежден, что гигиене, как учению о народном здравии и счастии, предстоит играть высокую, решающую роль в деле народного и государственного развития. Гигиена. разбирает почти всю общественную жизнь; поскольку она относится к области медицины, ее законы применимы на деле и вдобавок обязательны для общества».
Три года спустя, в актовой речи «Гигиена и цивилизация» он определил гигиену как науку о человеческом счастии, опирающуюся на См. об этом: Социология быта, здоровья и образа жизни населения / Л. Гордон, А. Возьмитель, И. Журавлева, Э. Клопов, Н. Римашевская, В. Ядов // Социология в России / под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.
Фролова Н.А. Съезды земских врачей Тверской губернии и их значение для улучшения медицинского обслуживания населения // Материалы научной конференции, посвященной 100-летию первого съезда земских врачей Тверской губернии.
знание биологии и социологии. Профессор того же университета И.П. Скворцов в речи «Гигиена и цивилизация» (1873 г.) утверждал, что именно гигиена должна регулировать взаимоотношения между человеком и цивилизацией1.
В первые послереволюционные и далее, в 1920-1930-е гг., изучение заболеваемости стало проводиться более дифференцированно:
по отдельным профессиональным группам, регионам и наиболее распространенным заболеваниям с использованием выборочных методов. Началось систематическое изучение структуры причин смертности и факторов отдельных заболеваний. Позже это позволило продолжить и развернуть исследования в различных направлениях:
коммунальной гигиены, географической медицины, социологии медицины, медицинской демографии и др. Однако серьезной проблемой стало существенное ограничение открытости статистической информации в период правления И.В. Сталина. Так, даже общепринятые во всем мире статистические сведения о демографических процессах – смертности, составе населения, заболеваемости, плодовитости и других закрывались. Отсутствовала возможность получить сведения о детской смертности и ее структуре, инфекционной, психической заболеваемости, травматизме, даже о числе врачей по специальностям и др. В это время (конец 1920-х – начало 1930-х гг.) были расформированы, закрыты институты социальной гигиены, существовавшие почти во всех республиках СССР2. Подобное положение сохранилось до середины 1950-х гг.
Одним из ведущих исследователей социальных аспектов здоровья в советское время был первый нарком здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко. Подчеркивая необходимость «глубоко изучить влияние на здоровье человека социальной среды», он считал, что задачу разработки эффективных мероприятий по устранению вредных См. об этом: История земской медицины // Медицинская информационная сеть [сайт]. URL: http://www.medicinform.net/history/nauka/8.htm (дата обращения:
См. об этом: Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 3-е изд. М. ГЭОТАР-Медиа, 2011. С. 24-27.
влияний этой среды может решить важная для советской России наука – социальная гигиена1. В 1922 г. Н. А. Семашко при поддержке З. П. Соловьева, А. В. Молькова и других авторитетных ученых и деятелей общественной гигиены организовал при I Московском университете кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней.
Большой вклад в развитие научных исследований общественного здоровья и факторов, его обусловливающих, во второй половине XX в.
в России внесли гигиенист, демограф, геронтолог З.Г. Френкель, социал-гигиенист, демограф Б.Я. Смулевич, врач, ректор Казанского медицинского института С.В. Курашов, врач-гигиенист С.Я. Фрейдлин, социал-гигиенист, академик РАМН Ю.П. Лисицын и др.
Многочисленные и разноплановые исследования индивидуального и общественного здоровья в России и за рубежом в рамках медицины, гигиены, демографии, социальных наук определили формирование трех основных подходов к анализу здоровья: биомедицинского, социального и гуманитарного.
В рамках биомедицинского подхода здоровье определяется через отсутствие болезни (нарушений, неспособности) не только телесной, но и душевной. В исследованиях превалирует установка на диагностику и лечение заболеваний. Акцент делается на симптоматические проявления, которые отодвигают на второй план причины психосоматического, психического и социального характера, лежащие в основе болезни. Здоровым индивид является до тех пор, пока у него не появились отклонения от нормы или пока он не испытывает беспокойства, боли, страха, связанного с болезнью. Критерием здоровья является оптимальное функционирование органов и систем. Человек представляется некоей конструкцией, функционирующей в рамках определенных параметров, и описывается рядом характеристик. Выход какой-либо подсистемы из заданных параметров означает нарушение, которое влечет за собой болезнь. Обеспечение здоровья в этом случае может достигаться применением различных медицинских технологий, в том числе и новых биоСемашко Н.А. Социальная гигиена в СССР // Избранные произведения. М.:
Педагогика, 1967. С. 135-144.
медицинских, которые позволяют не только вернуть систему в заданные параметры, но и усовершенствовать ее.
В рамках социальных подходов акцент делается на изучении общественного здоровья: демографических тенденций, заболеваемости различными видами нозологий и причин смертности в разных возрастных группах, количества и качества трудоспособного населения, отношения к здоровью и здравоохранению в масштабах популяции, экономических и социальных средств обеспечения здоровья населения и т. п. Человек в рамках такого рода подходов рассматривается как общественная единица, а его здоровье – как ресурс для оптимального функционирования на благо социума. При этом он предстает, прежде всего, как объект потребления, использования в процессах производственной или социальной практики. Критерием здоровья в этом случае выступает экономическая и социальная эффективность жизнедеятельности человека. В качестве мер по улучшению общественного здоровья предлагается совершенствование политики государства в сферах, связанных с обеспечением здоровья населения:
здравоохранении, образовании, социальной защите, поддержке общественных организаций, разработке социальных технологий сохранения и укрепления здоровья т. п. Однако человек, его здоровье и потенциал не может рассматриваться только в качестве трудового ресурса, экономической единицы, и тем более как средство достижения экономических целей.
Современные гуманитарные представления о здоровье отличает их связь не столько с негативным пониманием здоровья как «здоровья от» – в смысле отсутствия болезни, но и с пониманием его как «здоровья для» – в смысле тех возможностей, которые оно предоставляет человеку. Здоровье человека, таким образом, является одним из важнейших его ресурсов, в буквальном смысле жизненно необходимых ему для того, чтобы реализовать свой потенциал, свои возможности, причем не только в производственной сфере, но и во всех других областях его жизнедеятельности. Принятие этой предпосылки в качестве исходной позволяет не только строить и реализовывать программы целенаправленных социогуманитарных исследований в области здоровья, но и разрабатывать критерии для гуманитарной оценки проводимой в масштабах страны, региона и т.п. политики в сфере здравоохранения. Значимым становится учет возможностей человека, его приспособленности к окружающему миру, физических и психических ресурсов, качества его жизни, его потенциала. При этом акцентируется растущая независимость человека от ограничений, задаваемых его собственной телесностью. В центре гуманитарных исследований – целостный человек в качественном своеобразии своих физических, психических, социальных и духовных проявлений. Эта система знаний не столько предопределяет и жестко ограничивает от имени объективных законов природы действия человека, сколько помогает ему решать задачи раскрытия собственного потенциала, способности к саморазвитию. Критерием здоровья является полноценная жизнь, развитие и самореализация человека как биосоциального существа в современном мире и обществе. Такой целостный подход подчеркивает личную ответственность человека за свое здоровье и благополучие. Человеку предоставляется право выбора стратегии сохранения и укрепления своего здоровья1.
Таким образом, в связи с большой значимостью для развития государства и общества здоровье является объектом изучения многих наук.
Каждая конкретная наука, исходя из собственных задач исследования, определяет свой круг вопросов в этом общем объекте познания.
1. Представьте доказательства тезиса «человек – биосоциальное существо».
2. В чем сущность современного представления о биосоциальной природе человека?
3. Прокомментируйте одно из первых определений категории «здоровье», данное Алкмеоном: «здоровье есть гармония противоположно направленных сил».
4. Ниже приведены формулировки понятия «здоровье», сделанные различными отечественными и зарубежными авторами. Вам неСтепанова Г.Б. Гуманитарная экспертиза в контексте современных подходов к изучению здоровья // Информационно-исследовательский портал Московского гуманитарного университета URL: http://www.hdirussia.ru/103 (дата обращения:
обходимо: а) выявить общие черты и особенности; б) определить, какое из понятий является наиболее «социологичным»; в) аргументировать свой ответ.
Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни.
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.
Здоровье – состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с окружающей средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты.
Здоровье – интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума (оптимальная зона, в пределах которого организм не выходит на патологический уровень саморегуляции).
5. Ознакомившись с работой О.А. Рагимовой «Теоретические основы определения понятия здоровья», выявите основные подходы к определению понятия «здоровье».
6. Дайте определение понятиям «индивидуальное здоровье»
и «общественное здоровье».
7. Охарактеризуйте основные этапы научного изучения общественного здоровья в России и за рубежом.
8. Назовите основные отличительные черты становления научного изучения общественного здоровья в нашей стране.
9. В чем специфика социально-ориентированного подхода в изучении здоровья?
10. Что общего и что различного в биомедицинском, социальном и гуманитарном подходах к рассмотрению здоровья?
Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация // ВНИИМИ, 1988. 69 с.
Рагимова О.А. Теоретические основы определения понятия здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия.
Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 2. С. 41-47.
Социология быта, здоровья и образа жизни населения / Л. Гордон, А. Возьмитель, И. Журавлева, Э. Клопов, Н. Римашевская, В. Ядов // Социология в России / под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С.472-495.
Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в проблеме человека // Вопросы психологии. 1994.
Бенедиктов Д.Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования // Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука;
Верхименко Ю.В. Социологическая интерпретация здоровья // Социальные проблемы. 2008. №1. С. 37-44.
Глазачев О.С. Современные подходы к анализу понятия «здоровье» в аспекте формирования экологической культуры // ЭКОЛОГИЯ: URL: http://www.ecogeo.info/publications/7 (дата обращения:
Горовая В.И., Петрова Н.В. Идея системности в определении понятия здоровья // Философские науки. 2006. № 3. С. 25-27.
Димов М.В. Здоровье как социальная проблема // Социально– гуманитарные знания. 1999. № 6. С.170–185.
Лисицын Ю.П. Обусловленность общественного здоровья // Медико-социальные аспекты здоровья и воспроизводства населения:
материалы науч. конф. М., 1997. Ч. 2. С.139–140.
Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. М.: Мысль, 1988.
Прохоров Б.Б. Здоровье населения // ВИНиТИ. URL: http://science.viniti.ru/ index.php?&option=com_content&task=view&Itemid=139&Section=&id=316&id_art=H003841 (дата обращения: 20.02.2011 г.).
Соломонов В.А. Субъективная модель здоровья // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 8.
Медицинская информационная сеть. Портал о здоровье и медицине. URL: http://www.medicinform.net/ (дата обращения: 28.03.2011).
Медкнигасервис. Каталог медицинской литературы. URL:
http://www.medknigaservis.ru/catalog/ (дата обращения: 28.03.2011).
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Первого Московского государственного медицинского университета. URL:
http://www.mma.ru/mpf/health (дата обращения: 28.03.2011).
Кафедра социальной гигиены Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова. URL:
http://socgig.spsma.spb.ru/ (дата обращения: 28.03.2011).
ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ
Вопросы для рассмотрения 1. Здоровье как медико-социальная, социально-экономическая и социально-политическая категория.
2. Сущность социологического подхода к анализу здоровья.
3. Становление и развитие социологического изучения здоровья за рубежом и в России.
Основные понятия: социальная гигиена; социальная медицина;
социология здоровья; социальное здоровье; социальные детерминанты здоровья; социальный градиент здоровья.
1. -, Здоровье представляет собой сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия1.
Интегративная сущность здоровья и междисциплинарный статус данной категории как предмета научного исследования позволяет говорить о здоровье в контексте медицины, биологии, философии, антропологии, психологии, экономики, педагогики и пр. Здоровье современного человека рассматривается в различных аспектах: медицинском, психофизиологическом, медико-биологическом, экономическом, общественно-политическом, культурологическом, морально-эстетическом и др.
Науки, изучающие здоровье, взаимно связаны и обусловлены. Именно поэтому анализ собственно социологической интерпретации здоровья следует предварить описанием медико-социальных, социально-экономических и социально-политических аспектов проблемы.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Социальные аспекты здоровья изучаются в рамках ряда направлений профилактической медицины – социальной гигиены, социальной эпидемиологии, социальной медицины. Провести однозначные границы в сферах интересов и предметной области указанных дисциплин в отношении социальных проблем здоровья достаточно сложно. Так, социальная гигиена, определяемая как наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины, концентрирует свое внимание на изучении закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп1. Социальная медицина призвана изучать закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов и определять пути его сохранения и укрепления2. В фокусе социальной эпидемиологии (эпидемиологии общественного здоровья) находятся закономерности здоровья во времени, в пространстве, среди различных групп населения в связи с воздействием условий и образа жизни, факторов внешней среды с целью разработки мер медикосоциального и организационного характера, направленных на улучшение показателей общественного здоровья. Социальная эпидемиология определяется как исследование влияния социальных факторов на заболеваемость и смертность3.
Можно выделить следующие общие для всех областей медицинской науки, обращающихся к социальным аспектам здоровья, черты:
1. в предметной сфере: концентрация на социально детерминированных (условия жизни, образ жизни) факторах, влияющих на состояние здоровья человека на индивидуальном и популяционном уровне;
2. в методах исследования: опора на статистический метод (применяются методы экспертных оценок, эксперимента и моделирования и др.);
Краткая медицинская энциклопедия: в 3 т. / Б.В. Петровский. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина: учебное пособие для студ. высш.
учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов. М.: ГэотарМед, 2004.
3. в области прикладных задач: разработка мер по охране и укреплению общественного здоровья, совершенствование системы медико-профилактических мероприятий.
Таким образом, сущность здоровья как медико-социальной категории сводится к его социальной обусловленности, предполагающей, что на здоровье человека, как на индивидуальном, так и на популяционном уровне, влияют факторы социальной природы (в первую очередь – условия и образ жизни), снижение негативного воздействия которых возможно за счет эффективной системы медикопрофилактических мероприятий.
Эмпирической базой для анализа социальной обусловленности здоровья в рамках медицинской науки служат результаты медикосоциальных исследований, направленных на изучение влияния одного или нескольких социальных факторов (например, табакокурения, злоупотребления алкоголем, небезопасного секса, или шире – образа жизни, социально-экономических условий на территории проживания) на один или несколько результативных признаков (например, заболеваемость населения, смертность, инвалидность, или уже – младенческая смертность, нарушения зрения у детей, репродуктивный потенциал юношей допризывного возраста и т.п.). Отличительной чертой медико-социальных исследований является опора на объективные данные о состоянии здоровья («ответы со стороны здоровья») населения в целом или отдельной социальной группы, получаемые в ходе клинических исследований или путем обобщения статистической информации (статистики заболеваемости населения, статистики инвалидности населения, статистики физического здоровья населения, статистики здравоохранения и пр.).
Различие медико-социального и социологического подхода к анализу здоровья заключается в следующем: «в медицине объектом является жизнедеятельность человека и коллектива людей в контексте нормы и патологии, во взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. В социологии объектом выступает бытие человека и коллектива людей во всем многообразии конкретных проявлений. Объектом социологии здоровья становится многообразие реальных проявлений бытия индивида и коллективов людей, обеспечивающее поддержание и воспроизводство их здоровья1».
«Н. В. Третьякова ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Екатеринбург РГППУ 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет Учреждение Российской академии образования Уральское отделение Н. В. Третьякова ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Практикум Рекомендовано Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет в качестве учебного пособия для. »
«Януш Вишневский Одиночество в Сети Одиночество в Сети: Азбука-Классика; СПб; 2005 ISBN 5-352-01506-8 Оригинал: Janusz Wisniewski, “Samotnosc w sieci” Перевод: Леонид Цывьян Аннотация Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви – таков лейтмотив европейского бестселлера Я. Вишневского. Герои Одиночества в сети встречаются в интернет-чатах, обмениваются эротическими фантазиями, рассказывают истории из своей жизни, которые оказываются похлеще любого вымысла. Встретятся они в Париже, пройдя не. »
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра менеджмента и организации здравоохранения Смирнова Е.Н., Радаева А.Б., Мальковец М.В., Межуева Т.И., Плахотя Л.П. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКОСАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ (Амбулаторно-поликлиническая помощь) МИНСК 2007 УДК 614 (075.8) ББК 51.1 Я73 М Рекомендовано Ученым советом гуманитарного факультета БГУ (протокол № 8 от 21 мая 2007 г.) Авторы: Е.Н. Смирнова, А.Б. Радаева, М.В. Мальковец, Т.И. Межуева, Л.П. Плахотя. »
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ А.Ю. Бурлаков, А.Х. Талибов, В.А. Морозов МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2011 УДК 796. Б 912 Рецензенты: Н.Ю. Неробеев, канд. пед. наук, доцент (СПбГУЭиФ) Б.И. Тараканов, докт. пед. наук, профессор (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) Бурлаков, А.Ю. Медико-биологические аспекты занятий единоборствами . »
«Управление Алтайского края по культуре и архивному делу Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2013 году Сборник статистических и аналитических материалов о состоянии библиотечной сферы Барнаул 2014 УДК 027 ББК 78.34(2)7 О28 Составитель Е. В. Дмитриева Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края О28 в 2013 году: сб. стат. и аналит. материалов о состоянии библ. »
«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный технический университет Философия Омск 2005 1 УДК ББК Б Рецензенты: Бернацкий В. О. и др. Философия. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 160 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета УДК ББК © Бернацкий В. О., 2005 © Омский государственный технический университет Хрестоматия Человек и мир. »
«Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ РЕАВИЗ Н.К. ЕЛИНА МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (для аспирантов и соискателей) Специальность 14.02.03 общественное здоровье и здравоохранение квалификация преподаватель высшей школы учебное пособие Самара, 2012 УДК 61 ББК 67 Е 51 Рецензенты: Лысов Н.А., д.м.н., юрист, профессор кафедры хирургических болезней НОУ ВПО Медицинский институт РЕАВИЗ; Трещева Е.А., д.ю.н., профессор, зав. »
«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА РБ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РБ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РБ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МАН СТУПЕНЬ К ОЛИМПУ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ. »
«здоровье и красота Е. А. Романова ЛЕЧЕНИЕ заболеваний желудка и кишечника РИПОЛ КЛАССИК Москва, 2010 УДК 615.89 ББК 53.59 Р69 Романова, Е. А. Р69 Лечение заболеваний желудка и кишечника / Е. А. Романова. — М. : РИПОЛ классик, 2010. — 64 с. — (Здоровье и красота). ISBN 978-5-7905-5034-8 Желудок и кишечник играют очень важную роль в нашем организме, и когда эти органы оказываются пораженными какой-либо болезнью, это отражается на состоянии других органов и систем. Поэтому при обнаружении болезни. »
«РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО В.И. Бобошко ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Издательство: РЭФИА, НИА–Природа Москва 2002 Бобошко В.И. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. – М.: РЭФИА, НИА–Природа, 2002. – 192 с. В книге анализируются вопросы применения принципов экологического управления, международных стандартов ИСО Р 14000 в сфере предпринимательской деятельности. Показаны направления интеграции. »
«Князев В.М. Прокопчук С.С. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ Санкт-Петербург 2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ Князев В.М. Прокопчук С.С. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ Санкт-Петербург 2013 2 ББК П Рецензенты: Ашкинази С.М., декан факультета подготовки научнопедагогических работников Санкт-Петербургского. »
«УДК 364.444(075.8) ББК 65.272я73 МИНОБРНАУКИ РОССИИ У 91 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ФГБОУ ВПО ПВГУС) Кафедра Социальные технологии Рецензент к.ф.н., доц. Сапожникова И. В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине Медико-социальная помощь различным категориям граждан для студентов специальности 040101.65 Социальная работа Учебно-методическое пособие по дисциплине МедикоУ. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ИННОВАЦИИ МАТЕРИАЛЫ 3-Й НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (ЗАОЧНОЙ) С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, ПОСВЯЩЕННОЙ 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА 20-21 апреля 2012 г. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) Егорова Лариса Ивановна Шадрина Галина Владимировна МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Монография Москва, 2013 1 УДК 658.14/.17 ББК 65.261 Е 302 Егорова Л.И., Шадрина Г.В. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / Л.И. Егорова, Г.В. Шадрина. Монография. – М.: МЭСИ, 2013. – 115 с. Егорова Л.И. »
«У Д К — 6 1 6 — 0 0 1 (092) ББК — 54.58 О-568 Аннотация В очерке Г.С. Ольшанского приводятся данные о жизненном пути, л ной, педагогической и научной деятельности видных представителей ново* нецкоп травматолого-ортопедической школы профессоров В.М Цодыкса. М.Н. Никитина, Ф.С Зубаирова и доцента В.П. Селиванова, внесших значь тельный вклад в науку и практику здравоохранения. Печатается по решению Ученого совета Новокузнецкого института усовершенствования врачей. Гл, редактор: Заслуженный деятель. »
«1 УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ В.И. ДУБРОВСКИЙ СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА 2-е издание, дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений 2 ББК 75.0я73 Д79 Рецензенты: академик РАЕН и МАИ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации ВА. Левандо; доктор медицинских наук, профессор Ю.В. Белецкий; доктор медицинских наук, профессор А.В. Соколов; кандидат медицинских наук, доцент С.Г. Куртев Дубровский В.И. »
«Я БЫЛ НИЩИМ СТАЛ БОГАТЫМ! Владимир ДОВГАНЬ совместно с Еленой Минилбаевой ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОПОЛНЕННОЕ Владимир Довгань, Елена Минилбаева Я был нищим стал богатым М.: EDELSTAR, 2007. – 304 c. Сегодня в мире насчитывается семнадцать миллионов долларовых миллионе ров. Много это или мало? Мало! Потому что в этом списке нет твоего имени! В чем секрет богатства? И существует ли он? Да! Этот секрет есть! Хотите узнать его? Читайте уникальную историю жизни выдающегося изобретателя и предприни мателя. »
«Федеральное агенство по образованию Российской Федерации Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова И.Н. Самаль Анатомия, физиология и патология органа зрения Учебное пособие Псков 2004 1 ББК 28.707.3 + 28.706 + 74.33 С 17 Печатается по решению кафедры психологии развития и коррекционной педагогики и редакционно-издательского совета ПГПУ имени С.М. Кирова Рецензенты: кандидат медицинских наук, доцент кафедры охраны здоровья детей ПГПУ им. С.М. Кирова А.Г.Филиппова;. »
«Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Российское глаукомное общество Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Межрегиональная общественная организация Ассоциация врачей-офтальмологов Межрегиональная общественная организация Человек и его здоровье СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ КОНФЕРЕНЦИИ ВЫПУСК № 7 Почетный спонсор Спонсоры Санкт-Петербург 2012 Научное издание Российская глаукомная школа Конференция Глаукома: теория и практика Сборник научных. »
«Министерство образования и науки РФ Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород Кафедра реабилитологии ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов всех форм обучения специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура). Нижний Новгород 2010 ББК 75.1 В 24 Введение в специальность: учебное пособие для. »
Источник