Воспитание культуры здоровья у детей, как одно из навправлений здоровье сберегающих технологий
статья на тему
Данная статья посвящена воспитанию культуры здоровья до- школьника. Авторы приходят к выводу о здоровом образе жизни на основе здо- ровьесберегающих технологий как приоритетном направлении в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ. КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Шабанова Ирина Васильевна
Старый Оскол, 2016г.
Пережив реформы конца 20 века, которые в значительной степени затрагивали проблемы сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новую стадию его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития образования является оптимизация оздоровительной деятельности.
Одна из главных задач развития страны это укрепление здоровья детей и его сохранение.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природы, окружающей среды, а также, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении. Эффективность этих мероприятий зависит от того, насколько естественны условия жизнедеятельности дошкольника в образовательном учреждении.
Здоровый образ жизни требует соблюдение всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, температурного и светового режима в помещении группы, выбора наиболее оптимального режима для детей, ежедневного закаливания. Продуманная организация питания, сна, деятельности каждого ребенка обеспечивает хорошее самочувствие и активность дошкольника, предупреждает усталость и перевозбуждение. Предметом особой внимательности является психическое самочувствие ребенка в саду. В первую очередь необходимо поощрять положительные эмоции, интерес к его идеям и действиям.
Ежедневно в детском саду имеют место быть два вида занятий: это физической культурой и гимнастика после сна. Их общая продолжительность должна быть не менее 25 минут. Это обусловлено тем, что дошкольнику необходимо определенное количество движений для нормального функционирования системы организма и органов.
Процессы нововведения на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольное образование, как начальную ступень формирования личности ребенка. Особое внимание воспитателей и педагогов детских садов акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, которые направлены на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим воспитателям и педагогам дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют методы, формы и средства, которые ориентированные на личность дошкольника, на развитие способностей.
В дошкольном образовании широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые и компьютерные технологии. Наряду с перечисленными технологиями, не редко звучит термин «здоровье сберегающие технологии». Одним из аспектов укрепления здоровья дошкольников выступает создание здоровье сберегающей среды.
Педагог, который стоит на страже здоровья дошкольника, прежде всего сам должен быть бодр, здоров и не переутомлен работой. Педагоги для осуществления здоровье сберегающих технологий в детском саду используют нетрадиционные методы и приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». В них должны находится как традиционные пособия, так и нестандартные оборудования, сделанные своими руками.
Каждый день после сна должна проводиться ободряющая гимнастика босиком с музыкальным сопровождением.
В структуре оздоровительных режимов группы, должны присутствовать спектры медико-восстановительных методик, приемов и способов, такие как: гимнастика для глаз, мимические разминки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и упражнения для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия.
В итоге деятельность здоровье сберегающих технологий формирует у дошкольника мотивацию на здоровый образ жизни. Динамические паузы проводятся воспитателем и педагогом во время занятий, они могут длиться от 2 до 5 минут, в зависимости от утомляемости воспитанников. Динамические паузы включают в себя элементы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. При правильном дыхании можно предупредить заболевания дыхательной системы, нервной системы, избавиться от мигрени, респираторных заболеваний, а также расстройства желудочно-кишечного тракта.
Для полноценной разработки дыхательной системы необходимо соблюдать элементарны правила:
- дышать нужно только через носовые ходы;
- стараться, как можно максимально наполнить лёгкие воздухом, при этом делать вдох через нос, а выдох производить через рот;
- при появлении первых жалоб и дискомфорта у ребенка дыхательную гимнастику прекратить;
- проводить гимнастику в хорошо проветренном помещении и с хорошей влажностью;
- вводить дыхательную гимнастику нужно постепенно, добавляя по одному упражнению.
Каждодневное применение физических упражнений приводит к улучшению нервно-психической системы. Также можно предложить провести физ минутку кому-нибудь из воспитанников.
Подвижные игры проводит воспитатель на прогулке, используя игры как часть физкультурного занятия. Малоподвижные игры проводят в игровой комнате.
В младшем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика проводится каждый день с воспитателем или логопедом, индивидуально с ребенком, либо с подгруппой.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем дошкольникам, особенно у кого проблемы с речью. Гимнастика проводится в любое удобно время, а так же на протяжении всего занятия.
Гимнастика для глаз проводится каждый день от 3 до 5 минут в любое удобное время для педагога и на протяжении всего занятия, чтобы снять у детей нагрузку на органы зрения.
Проблемно-игровые ситуации проводятся в свободное время. Время строго не фиксировано, все зависит от поставленных задач педагогом. Занятие может быть не заметно организовано для детей, посредством включения педагога в процессе игры.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к самому себе и окружающим его людям. Именно в этот период важно научить детей культуре здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры. Категория «качества образования» , которая выдвигается на передний план в нормативно-правовых документах непосредственно связанна с категорией «здоровье» в ее современном понимании. Условия работников дошкольного учреждения сегодня как никогда направлены на оздоровление дошкольников.
Применение в работе детского сада здоровье сберегающих технологий повысит результаты воспитательно-образовательного процесса, а также сформирует у воспитателей, педагогов и родителей ценностные ориентиры, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка к здоровому образу жизни дошкольников на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направление в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с .
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с .
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с .
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз.
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз.
Семинар проводится с целью особенности воспитания культуры здоровья у детей посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье — сберегающих технологий».
Источник
Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни детей в ДОУ
Светлана Маркитанова
Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни детей в ДОУ
Бесспорно, что здоровье – одно из основных составляющих счастья и благополучия человека. Даже в Конвенции прав ребёнка указано, что он имеет право на здоровый рост и развитие.
Следовательно, проблема воспитания культуры здоровья детей в ДОУ является наиболее востребованной на современном этапе развития. Сегодняшняя обстановка предъявляет высокие требования к состоянию здоровья, в особенности для детей дошкольного возраста. Изменение системы здравоохранения, низкий уровень профилактической работы, неграмотность родителей не способствуют повышению культуры здоровья у детей.
Главным условием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить учет индивидуальных особенностей и потребностей, состояния здоровья каждого ребенка.
Проведя анкетирование, мы выяснили, что родители заинтересованы в организации мероприятий, связанных с укреплением и сохранением здоровья у детей и готовы сотрудничать с ДОУ в этом процессе. Из этого следует, что у родителей также есть потребность в обеспечении хорошего здоровья детей, в развитии здорового образа жизни.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. В нашем детском саду созданы физкультурные уголки и оборудован спортзал. Ведётся строгий подбор мебели, соответствующий всем санитарным нормам. Учитываются тепловые и световые режимы.
Формирование культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.
Особое внимание уделяем физическому воспитанию детей и комплексному подходу, который включает разнообразные компоненты здорового образа жизни, такие как утренняя гимнастика и гимнастика после сна, спортивные праздники, подвижные игры, физкультминутки, дозированная ходьба и т. п. Также используем такие формы работы с семьями детей как совместные дни здоровья, весёлые старты, соревнования.
Главным условием сохранения и укрепления здоровья дошкольника является его физическое воспитание, основная задача которого – улучшить физическое развитие и состояние здоровья, повысить работоспособность и сформировать двигательные навыки. В ДОУ используются следующие формы двигательной деятельности детей:
• Физкультурные занятия
• Утренняя гимнастика и гимнастика после сна
• Физкультминутки
• Подвижные и малоподвижные игры
Такая форма привлечения детей к здоровому образу жизни как физкультурные занятия развивают интерес детей к физическим упражнениям. Цель физических упражнений — обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой.
Утренняя гимнастика служит вводной деятельностью, которая помогает детям в организации хорошего начала дня, развитию силы и ловкости, а также координации движений. В гимнастику включаем различные виды ходьбы, бег, самомассаж, упражнения. Также все эти движения сопровождаются стихотворным текстом. Утреннюю гимнастику проводим с такими атрибутами как погремушки, флажки, мячи, обручи, веревки, кубики, скакалки. Они повышают интерес, улучшают качество движений.
Но нельзя забывать и про дневной сон, который является важным компонентом здоровьесберегающих технологий. Для быстрого засыпания детейиспользуем следующие методические методы: колыбельные, прослушивание классической музыки, сказки. По окончанию дневного сна организуем гимнастику пробуждения. Гимнастика после сна проводится ежедневно с применением воздушных ванн, самомассажем и комплексов несложных упражнений в кроватках. Используются приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Например, такой вид самомассажа стоп как – «Дотянись до ножки» является результативным видом закаливания, основанным на стимуляции активных точек на подошвах ног. С помощью данных процедур выполняется улучшение органов дыхания и защиты от простудных заболеваний. Следует регулярно проводить массаж пальцев с использованием разнообразных предметов: шишек, орехов, карандаша, бумаги и других.Также применять массаж спины: дети гладят спину друг другу и постукивают пальчиками, ладошками.
В работе с детьми применяется активный отдых. Но и к нему можно привязать подвижные игры, игры с правилами или спортивные. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение.
В работу с дошкольниками включаются занятия по познавательному развитию, которые влияют на формирование здорового образа жизни. Занятия организуются в игровой форме,например: «В гостях у доктора Айболита», «Путешествие с Мойдодыром». Занятие – это театрально-игровое действие, заряжающее ребёнка положительными эмоциями. В процессе занятий используем разнообразные виды массажей, пальчиковые игры, а также динамические и оздоровительные паузы.
Ещё одно важное направление в детском саду – лечебно-оздоровительное. Есть такие виды лечебно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся на общих основаниях: дыхательная гимнастика, контрастное закаливание, ходьба по массажным дорожкам, водные процедуры, полоскание рта, обширное умывание, точечный массаж, релаксация, ароматерапия, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.Также вводятся коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального развития, психогимнастика, сказкотерапия.Важно на протяжении всех процедур придерживаться следующих принципов:
• Положительного эмоционального отношения к закаливанию
Одним из важнейших приоритетов в работе является организация питания детей. В детском возрасте ценно сбалансировать питание. Сочетание разной пищи способствует насыщению организма ребёнка необходимыми веществами для его роста.
Основным условием в воспитании культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. Ведь без участия родителей мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В процессе развития потребности в здоровом образе жизни детей используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.Например: дни открытых дверей, родительские собрания, рекламные буклеты, индивидуальные и педагогические беседы, информационные бюллетени, тематические выставки, уголки здоровья и другие.
Необходимо с ранних лет прививать у ребёнка в семейном и общественном воспитании культуру здоровья, формировать у малыша бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Нужно выработать у детей привычку к здоровому образу жизни. Поэтому детский сад и семья должны ещё в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, помочь ребенку, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
1. Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века/ сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. — М. : Гардарики, 2008.- 164с.
2. Карманова, Л. В. Занятия по физической культурев старшей группе детского сада: методическое пособие/ Л. В. Карманова — М. : Нар Асвета, 1980.- 162с.
3. Воробьева, М. Воспитание здорового жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — №7.- 7с.
4. Нежина Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. — 2004.- №4 — 14с.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого.
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Здоровье – основное и истинное достояние человека. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт.
Консультация «Воспитание у дошкольников основ здорового образа жизни» Воспитание у дошкольников основ здорового образа жизни В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Конспект беседы по формированию основ здорового образа жизни с детьми раннего возраста Конспект беседы по формированию основ здорового образа жизни с детьми раннего возраста. Задачи: Уточнить знания детей о том, что такое.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Памятка для родителей «Формирование основ здорового образа жизни» Здоровый образ жизни- это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение, укрепление и поддержание своего здоровья.
Воспитание здорового образа жизни у школьников средствами физической культуры Здоровье – это главная ценность жизни. Так же это здоровый образ жизни, который является наиболее эффективным средством и методом его обеспечения.
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.
Источник