Меню

Статья психологическое здоровье дошкольников

Психологическое здоровье дошкольников
статья на тему

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей.

Задача педагогов — полноценно подготовить ребёнка к

самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо.

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_doshkolnikov.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей.

Задача педагогов — полноценно подготовить ребёнка к

самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребёнка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Очевидно, что психологическая безопасность — важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья . Психологическое здоровье, в свою очередь, -основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ Я.

Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье становится обязательным целевым ориентиром в работе

каждого образовательного учреждения, показателем достижения ими современного качества образования.

Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества и индивида.

Это означает, что современное учреждение образования должно всерьез и по настоящему становиться не только местом, где детей учат и воспитывают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых детей.

Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.

Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и

психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, и в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Можно выделить три основных этапа (которые проходит ребёнок

за время своего пребывания в детском саду), влияющих на его

психологическое здоровье, и упущение которых нами, взрослыми,

ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка:

  • адаптация ребёнка к дошкольному образовательному учреждению,
  • эмоционально-личностное развитие (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
  • подготовка к школе
  • профилактика школьной дезадаптации.

Поэтому в детском саду мы внедряем целенаправленную

систему работы по сохранению и укреплению психологического

здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и

заканчивая его выпуском в первый класс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения.

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду. Проект программы «Краски Природы» разрабатывался с использованием.

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос.

Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.

Источник

Психологическое здоровье дошкольников.
статья по теме

Выступление на заседании МО педагогов дошкольного образования.

Скачать:

Вложение Размер
Выступление на заседании метод.объединения 26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольников среднего возраста

Я работаю воспитателем в НП ДВОК «Пенаты». В группе 14 детей: 9 девочек и 5 мальчиков. 2 ребёнка имеют креативный уровень психологического здоровья, 11 детей –адаптивный уровень ( повышенная тревожность ), 1 ребёнок – дезадаптивный уровень (используя активную наступательную позицию пытается подчинить окружение своим потребностям).

3 ребёнка – гиперактивны. Они ёрзают, вертятся, легко возбудимы, неугомонны, нетерпеливы, проявляют неудержимую энергию, прерывают остальных, им сложно дождаться своей очереди.

92% детей показывают хорошую адаптацию.

Показатели хорошей адаптации:

1. Отношение к воспитателю:

— ребёнок охотно идёт от матери к воспитателю;

— улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

— успокаивается от общения с воспитателем;

— ребёнок обращается за помощью к воспитателю.

2. Привыкание к обстановке и ориентировка в ней:

— ребёнок знает расположение и назначение комнат;

— знает, где находятся предметы для его личного пользования.

3. Привыкание к новой организации жизни:

— ребёнок легко подчиняется режиму;

— сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

4. Взаимоотношения со сверстниками:

— ребёнок охотно играет с детьми;

— спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Здоровье – состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье ребенка — это прежде всего оптимальный уровень достигнутого развития – сомато — физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту, так как замедление или ускорение развития требуют повышенного внимания специалиста — например, детского психолога или медицинского специалиста- педиатра, психоневролога, психиатра .

Отличие психологического здоровья от психического , главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличии от медицинского аспекта.

Уровни психологического здоровья ребенка:

Портрет психологически здорового человека:

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический , социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлены ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А. И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я» , т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.) . Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные семейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Еще раз обратим внимание на то, что даже возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребёнок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей- дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья.

Психологическое здоровье неразрывно связано также со стилем отношений взрослого и ребёнка.

4 . Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

5. Общение – дистанция

В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие различными психологическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психологического состояния здоровых детей- дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребёнка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения.

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду. Проект программы «Краски Природы» разрабатывался с использованием.

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос.

Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.

Источник

Читайте также:  Как зависит состояние кожи от здоровья
Adblock
detector