Получение качественного дошкольного образования детьми с ОВЗ
статья по теме
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluchenie_kachestvennogo_doshkolnogo_obrazovaniya_detmi_s_ovz_2.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Получение качественного дошкольного образования детьми с ОВЗ»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.
Основной целью специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
МБСКОУ (VII-VIII вида) «Детский сад № 18» относится к типу — специальное (коррекционное) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII — VIII вида.
В наш сад направляются дети с ОВЗ, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ РА «Центр диагностики и консультирования». Центр диагностики в конце учебного года смотрит динамику развития детей. По решению медико-педагогической комиссии дети направляются в коррекционный класс или могут быть оставлены на повторное обучение.
В МБСКОУ (VII-VIII вида) «Детский сад №18» функционируют группы: 1 группа диагностическая (VIII вид); 3 группы (дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР).
Детский сад ориентирован на всестороннее формирование личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.
Адаптированная образовательная программа – характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ.
В структуру коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду входят следующие блоки:
Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.
В МБСКОУ № 18 разработаны документы в которых отражается организация жизнедеятельности детей, их воспитание и обучение.
Эти документы регламентируют деятельность педагогов, так как в них отражаются основные нормативы по организации жизнедеятельности детей и проведению учебно-воспитательного процесса.
С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого — педагогическое обследование, задача которого — выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления.
В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения.
Педагоги оценивают, анализируют, обобщают, полученную информацию о развитии ребенка.
Диагностика развития ребенка проводится в начале (сентябрь), середине (январь) и конце учебного года (апрель).
На основании данных, полученных каждым специалистом, на ПМПк ДОУ выносится коллегиальное заключение, составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов. В середине учебного года (январь) ПМП консилиум специалистов анализирует промежуточный мониторинг динамики развития детей. В конце учебного года (апрель) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.
Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.
В целях улучшения качества образовательного процесса, реализации всестороннего развития личности и удовлетворения социального заказа родителей в МБСКОУ организована кружковая.
В МБСКОУ работают 3 кружка.
- Логопедический кружок «Умелые пальчики»;
- Физкультурно – оздоровительный кружок «Спортивная карусель»;
- Кружок по развитию мелкой моторики «Волшебные ладошки».
На базе нашего ДОУ функционирует Консультативный пункт «Лекотека». Консультативный пункт создан в целях оказания психолого – педагогической помощи родителям, поддержки и всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
МБСКОУ № 18 сотрудничает с образовательными учреждениями – МОУ СОШ № 15, МБОУ СОШ № 6; МОУ «СКОШ VIII вида», что создает условия для обеспечения преемственности в образовании.
Управление взаимодействием педагогов ДОУ и начальной школы осуществляется в рамках «Плана мероприятий по преемственности между ДОУ и начальной школой «.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится на основе теории интеграции образования, личностно ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани.
Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в.
Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России.
Социализация детей с ОВЗ.
Презентация для педагогов о работе «Школы молодой мамы".
Источник
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
статья (подготовительная группа)
В этой статье вы узнаете о Дошкольных учреждениях специального назначения, о принципах комплектования и образовательном процессе. А также о характерных признаках советской системы специального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_doshkolnoe_obrazovanie_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
1. Законодательная и нормативная база
2. Виды дошкольных учреждений
3. Образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад «
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида
5. Группы кратковременного пребывания
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в помощи
7. Учреждения санаторного типа
8. Дошкольные отделения при специальных школах
9. Психолого-медико-педагогическая комиссия
1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» — введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования.
Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677.
Постановления Правительства РФ, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.
2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа — детский сад» следующих видов:
• компенсирующего — обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;
- комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;
- общеразвивающего — в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др.
Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:
- группы кратковременного пребывания — для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа — для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
3. Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному обучению, — образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад».
Основная его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:
- преемственности между дошкольным и начальным образованием;
- оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья;
- физического и психического развития детей.
4. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту — две возрастные группы:
По видам нарушений:
- с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т. е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.);
- для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;
- со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп;
- с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.
5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.
В этих группах осуществляется:
- психолого-педагогическая помощь детям;
- консультативно-методическая поддержка родителей;
- социальная адаптация детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2—3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий — 5 часов в неделю.
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центры:
- диагностики и консультирования;
- психолого-медико-социального сопровождения;
- психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории — от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:
- с высокой степенью педагогической запущенности;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- подвергшиеся насилию;
- вынужденные покинуть семью;
- из семей беженцев, вынужденных переселенцев.
Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:
- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;
- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;
- организация коррекционно-развиваюшего и компенсирующего обучения;
- психокоррекционная и психопрофилактическая работа;
- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа:
- санаторные школы-интернаты;
- санаторно-лесные школы;
- санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.
8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развитии.
Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на 1—2 года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.
9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно.
Преемственность детского сада и школы особенно важно при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Концепции непрерывного о.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd.
Правильно — организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования.
Положение об организации инклюзивного образования.
Источник