Меню

Статья для родителей дошкольников здоровье

Здоровье дошкольника в семье
консультация на тему

Консультация для ролителей

Скачать:

Вложение Размер
lllll.docx 23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей : Здоровье дошкольника в семье.

Подготовила: Каргина Л.И.

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Формирование здорового образа жизни детей- задача совместная дошкольного учреждения и конечно семьи. Многие проблемы у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом безусловно, на первом месте- личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Здоровый образ жизни в семье . Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам:

1.Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2.Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.д.

3.Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п.

Ребенок должен знать, делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды –ужины( по обстоятельствам), совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники,

семейные чтения,- за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

Во время таких мероприятий, как на пример, семейный обед, ребенка можно научить хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой жизни. Все домашние , в том числе, и дети расслабляются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро и на долго закрепляются, может быть и на всю жизнь.

Хочется еще раз напомнить взрослым .Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. .

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровый образ жизни, является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности.

Понимая здоровье как совокупность физического, социально- психологического, духовного компонентов, не трудно определить содержательные аспекты культуры здоровья ребенка.

Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:

— осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской , психологической самопомощи и помощи.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка, становится культура здоровья семьи.

Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада с помощью следующих форм деятельности:

-Индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогами дошкольного образования.

-Консультации с педагогами-специалистами по актуальным вопросам оздоровления ребенка, рекомендации.

-Конкурсы и соревнования для детей и родителей.

Рекомендации для родителей

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам в месте зарядку, заниматься физическими упражнениями, активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость , силы и самостоятельность.

Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.

Тогда ваш ребенок будет здоров и бодр.

Игры в семейном кругу.

-«прыжки через ленточку», две, три.(На пол положить ,что у вас найдется дома под рукой: лента 1-3, веревка 1-2, постараться перепрыгнуть 1-ленту, 2 и 3.

2.Лягушата и комары:

-« прыжки кто выше подпрыгнет и больше поймает комаров». (Взять любое кольцо или палку, на нитки привязать разноцветные фантики ) взрослый держит, а дети прыгают и ловят комара, у кого больше фантиков, от самый ловкий лягушонок.

3.Прокати мяч в ворота:

— «катание мяча», взять стул 1-2или табурет , прокатить мяч так, чтобы он ровно прокатился под стулом, расстояние стульев можно увеличивать.

4.Поединок на ракетке с воздушным шариком.

-игра в бадминтон, но с воздушным шариком.

5. Подвижная игра «Маланья» (на основе русского фольклора)

Все игроки собираются в круг, выбирают Маланью, выводят её за дверь. Игроки договариваются, какое действие будут показывать и зовут Маланью обратно.
У Маланьи, у старушки — хлопки в ладоши, то правая, то левая рука вверху
Жили в маленькой избушке — сложить руки углом, показать избушку
Семь сыновей, – показать семь пальцев
Все без бровей, — очертить брови пальцами
Вот с такими ушами, — растопыренные ладони поднести к ушам
Вот с такими носами, — показать длинный нос двумя руками
Вот с таким усами, – очертить пальцами длинные гусарские усы
Вот с такой головой, — очертить большой круг вокруг головы
Вот с такой бородой, — показать руками большую, длинную бороду
Они не пили, не ели, — одной рукой показывают чашку, другой ложку
На Маланью все глядели — держа руки у глаз, похлопать как ресницами
И все делали вот так! – показывают загаданное действие

6.Упражнение на развитие межполушарных связей

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет действия вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку произносить команды вслух или про себя.

7.Упражнение на координацию дыхания «Горячая монетка»

Сделать глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх. Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ладони (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Сделать медленный вдох. Выдыхая, рисовать перед собою обеими руками одновременно два квадрата, начинающиеся в одной точке, но расположен один справа, а другой слева.

8.Упражнение для профилактики зрения «Цветочек»

Глазами нарисовать два цветочка с четырьмя лепестками, три раза по часовой стрелке, и три раза против. Так же можно использовать упражнения на аккомодацию: цветочек приклеивается к стеклу на уровне глаз детей. Ребёнку предлагают смотреть на цветочек, а затем за него, вдаль.

9. Игра «Будь внимателен» на закрепление знаний о расположении органов человека.

Взрослый называет органы человека, а ребенок (или все игроки) показывают их на себе : левое ухо, правая нога, сердце, нос, волосы, желудок, шея, брови, глаза, легкие, трахея и т.д. Другой вариант игры: взрослый называет разные органы, а игроки стоят. Как только взрослый называет органы дыхания (пищеварения, покровной или скелетной систем), игроки приседают или хлопают в ладоши.

10 .Игра на развитие органов дыхания «Кто счастливый?»

Игроки берутся обеими руками за край простыни или небольшого покрывала, прижимают кулачки с зажатым покрывалом к подбородку и хорошо растягивают его. Ведущий бросает на середину простыни перышко и дети дуют на него. На кого перышко упадет, тот счастливый.

11. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 1»

В широкий таз наливается вода. На воду пускаются два или более бумажных корабликов. Игроки дуют на них через трубочки от коктейля и стараются столкнуть их друг с другом. Все ребята работают одновременно, а судья подсчитывает количество столкновений.

12. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 2»

Детям дается несколько корабликов, изготовленных путём разрезания пластмассовых вкладышей из-под конфет. Каждой команде даются кораблики с разными флажками, которые прикреплены с помощью пластилина. Каждая команда дует на свои кораблики и кораблики противников, стараясь первыми переплыть на другую сторону.

13. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

В соответствии с текстом поочередно сгибают и разгибают, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот это самый толстый палец у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Этот самый ловкий пальчик у меня,
И когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот это самый длинный пальчик у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья.
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

14. “Часики” (артикуляционная гимнастика)

Язык вправо, поднять правую руку.
Язык вправо, поднять левую руку.
Язык влево, поднять левую руку.

Список используемой литературы

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада, -М – Просвещение 1986.
  2. Вахнина Н. Шишанина О. Корчуганова С. Вместе с семьей. Дошкольная педагогика №5 стр.4.
  3. Викулов А.Д., Бужин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей- Ярославль Гринго,1996.
  4. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» .Издательство ,Детство-пресс, 2004.
  5. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М; Медицина 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе опроса родителей нас интересовало:1. Как они оценивают здоровье ребенка? 2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей? 3. Что (или кто) является источником.

Сегодня особую тревогу вызывает здоровье детей дошкольного возраста, так как каждый пятый больной ребенок является дошкольником. Здоровье подрастающего поколения во многом зависит от ведения здорового.

Новые формы работы с родителями в детском саду.

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки»здорового образа жизни». Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома.

Данный материал подходит как для проведения консультации, так и в качестве наглядной информации.

родители и музыкальный руководитель, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедрять технологии здоровьесбережения.

В статье представлен опыт работы СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с «Солнышко» по формированию здорового образа жизни дошкольников.

Источник

Статья для родителей «Правила и основы здорового образа жизни для детей дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье изложены основные необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, что предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
статья для родителей о повышении роли в оздоровлении детей и приобщении их к здоровому образу жизни. 19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Правила и основы здорового образа жизни для детей
дошкольного возраста.

Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)
Исходным понятием для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста- это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей ребенка. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.
Отчего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от качества медицинского обслуживания, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% мы, воспитатели и родители повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как
— рациональное правильное питание
— рациональный режим дня
— рациональная физическая нагрузка
— закаливание организма
— личная гигиена
— сохранение стабильного психоэмоционального состояния ребенка.
Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.
Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще во внутриутробной жизни, негативно сказываются на развитии плода, а так же и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Психическое и социальное здоровье ребенка находится полностью в руках его родителей. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу – все это станет основой для нормального психического развития дошкольника. Социальные основы здоровья дошкольника закладываются в общении не только с родителями, но и с друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности. Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми. Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение ребенка к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу.
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим. Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста включают в себя:
— двигательный режим;
— личную гигиену;
— закаливание.
Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? Прежде всего необходимо использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистый воздух, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистую воду.
Игры – главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны. Однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время ребенок проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также время провождение на свежем воздухе и в помещении. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика. Двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома. Так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.
Личная гигиена крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его пользоваться этими предметами.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания , хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако, закаливание – эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета. Если соблюдать основные правила закаливания, то организм малыша постепенно станет выносливее к факторам внешней среды. Важно проводить закаливание регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Нужно учитывать также индивидуальные особенности малыша. Если он плохо переносит какую -либо процедуру, то лучше от нее отказаться.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психологического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
-определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
— регулярное питание;
— полноценный сон;
— достаточное пребывание на воздухе.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка. А.С. Макаренко считал, что режим – средство воспитания. Правильный режим должен отличаться точностью, определенностью и не допускать исключений.
Полноценное питание –включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями. А так же белком.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма . Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания. Движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения в быту (с опасными бытовыми предметами и электроприборами, на улице (с транспортом, с животными, с незнакомыми людьми), в природе; обсуждать с ребенком возможные опасные ситуации, вырабатывать алгоритм действия, в них формировать правильное поведение в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад.
Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования – это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В ДОУ применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:
— динамические паузы;
— пальчиковая гимнастика;
— гимнастика для глаз;
— дыхательная гимнастика;
— бодрящая гимнастика;
— подвижные игры;
— релаксация.
Короткие динамические паузы необходимы для детей, они снимают напряжение и разнообразят занятия. Пальчиковая гимнастика в детских садах тоже очень важна – во время этих коротких занятий у детей улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между занятиями просто необходимы. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.
Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье , совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (р.

“Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние по.

Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и здравоохранения. Большинство заболеваний, по мнению медиков — следствие варварского отношения человека к своему здоровью: вредных п.

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет р.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Статья на тему «Правила и основы здорового образа жизни для детей дошкольного возраста&quot.

Источник

Читайте также:  Поздравляю с 23 февраля желаю крепкого здоровья
Adblock
detector