Состояние здоровья современных школьников
Состояние здоровья современных школьников
По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
— из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;
— две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
— лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
— общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет — на 18 процентов;
— продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.
В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне.
По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
— снижение их физической активности;
— стрессовую педагогическую тактику;
— чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
— преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
— несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
— функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
— массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
— провалы в существующей системе физического воспитания;
— ухудшение качества питания;
— экология.
Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, ориентацией системы образования на «среднего ученика» и, во-вторых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к развитию личности ребенка, а также формой передачи этих знаний, основанной на информационно-вербальной деятельности учащихся. Уроки строятся на закрепощённо-обездвиженной основе. Кроме того, в погоне за неоправданным усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т. д. Нет надлежащего медико-физиологического сопровождения учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка.
К сожалению, в школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что уменьшает и без того слабую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта: футболу, баскетболу, гандболу, волейболу, не уделяется должное внимание спортивной гимнастике, акробатике. Редкими стали в школе спортивные праздники, Дни здоровья и т. д. Ухудшилось медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Недостаточно эффективной в отношении сохранения здоровья учащихся остается работа врача, школьного психолога и психологической службы в целом. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.
Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегающих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев — на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.
Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны с 2004 по 2009 годы.
общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентов; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет — на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.
Из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье;
две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых.
Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3 процента. В настоящее время здоровыми признаны чуть более 20 процентов российских школьников. Такие данные привела во вторник на заседании Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике глава . По словам Голиковой, две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Среди российских школьников лишь 21,4 процента имеют первую группу здоровья, в то же время у 21 процента выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7 процентов). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, возросла по сравнению с концом 90-х с 21,2 до 41,4 процента.
Одной из причин наблюдаемой тенденции, по оценкам министерства, является интенсификация учебного процесса. Так, первая группа здоровья определена у 17,3 процента детей дошкольного возраста, однако к концу 1-го класса процент здоровых детей снижается до 4,3. Особенно высока распространенность функциональных нарушений среди детей, приступивших к обучению в возрасте до 6,5 лет.
Татьяна Голикова отметила также высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков. В частности, задержка полового созревания выявлена более чем у 30 процентов российских юношей.
В целях сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения с 2011 года в России начнется проведение углубленной диспансеризации детей подросткового возраста. Как отмечается на сайте министерства, целью обследований станет оценка репродуктивной функции подростков. В рамках диспансеризации планируется осмотреть 2 603 тысячи подростков (1 272 тысячи девочек и 1 331 мальчиков). По предварительным расчетам министерства, в течение 2011 – 2015 годов затраты на диспансеризацию составят 4,9 миллиарда рублей. Сегодня, по данным Минздравсоцразвития, отклонения в состоянии здоровья наблюдаются у двух третей российских школьников. «Из 16,3 млн детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья, — сказала Голикова. — Среди 13,62 млн детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% — хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания». Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно хуже, чем среди их сверстников конца прошлого века, — абсолютно здоровых детей всего 4,3% против 8,7% в конце 90-х годов. Детское и подростковое употребление алкоголя и табака увеличивается. «Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции, — признала Голикова. — Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания». Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3% за последние 10 лет.
Источник
ВОЗ: здоровье российских школьников хуже, чем у их зарубежных сверстников
Будем равняться на опыт Пакистана
Здоровье наших учащихся тает на глазах, констатировали участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля. Чтобы исправить ситуацию, надо менять закон — с этим согласны все. Однако вместо логичной идеи вернуть в штат школ медиков, законодательные предложения в основном крутились вокруг запретов в школах на мобильники и ужесточения режима прививок.
Фото: Геннадий Черкасов
Первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко обозначил лишь основные угрозы здоровью школьников. Но и этот краткий экскурс впечатляет. Тут и чудовищные учебные перегрузки. И вредные привычки самих учащихся, вроде склонности к курению, которой, как оказалось, привержены сейчас 35,1% одиннадцатиклассников и 37,8% (!) их одноклассниц, причем, прямо на территории школы курят 78% юношей и 54% девушек. И плохое школьное питание (по данным Онищенко, оно должно составлять 40-60% суточного бюджета школьника, «а этого и близко нет даже в самых благополучных регионах»). Однако самой большой бедой, чреватой гибелью школьников, является отсутствие в образовательных организациях штатных медиков. И все это вместе объясняет, почему российские школьники имеют худшие показатель здоровья, чем их сверстники других стран, где проходили соответствующие исследования Всемирной организации здравоохранения.
— Лишь за последние 3 года их состояние заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в 1,5 раза,- уточнила замдиректора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анна Седова. Причем, опасной для детей, по ее словам, является даже сама альма-матер: «Так, в 2018 году почти половина наших школ были отнесены исследователями к группам значительного, высокого или потенциального риска. Вдобавок идет пересмотр санитарных нормативов в сторону снижения требований».
Много вопросов у специалистов и к столь популярной ныне цифровой образовательной среде. Как оказалось, перед ее внедрением в школу, никаких санитарных экспертиз произведено не было, и мы, по словам Седовой, «до конца не знаем рисков ее внедрения». (К слову сказать, не менее популярные здоровьесберегающие образовательные технологии, по ее словам, также не проходили никакой экспертизы, и что уж они там сберегают, бог весть). Зато другой нынешний риск известен прекрасно — повышенная гиподинамия детей. Многим из них невозможно высидеть традиционный урок-сорокапятиминутку, а это значит, что пора менять учебные программы и методики. Но объемы школьной нагрузки только растут. А это — смертельно опасно: по данным ВОЗ, из-за дефицита двигательной активности в мире ежегодно происходит около 1 млн смертей.
Вызов страшнейший! Но в качестве ответа на него Общественная организация содействия здоровью в системе образования предлагает принять закон, жестко регламентирующий использование цифровых технологий (например, Российскую электронную школу) и полностью запретить использование в школе мобилов учащимся моложе 16 лет даже на переменках. Другой законопроект уже готов: он обязывает родителей предоставлять школе всю информацию о болячках ребенка, а на учителя возлагает миссию оказания первой помощи учащимся в чрезвычайной ситуации. И никаких намеков на возвращение в школу штатных медиков.
Правда, Минздрав дал добро на подготовку бакалавров-специалистов по школьной медицине (это, как разъяснили в ведомстве, будет нечто среднее между фельдшером и врачом). Но что от них толку, если медкабинеты, и сегодня имеющиеся в каждой школе, стоят пустыми, а приписанные к ним медработники по договорам разрываются между несколькими учебными заведениями, в каждое из которых входит до десятка отделений, относящихся из-за большой разбросанности, к разным районам?
— Давайте выделим эту проблему в разряд «Работа над ошибками»! Погорячились мы, убирая медиков из педагогических коллективов! — признал Онищенко. С ним, вроде, согласились,, но вместо предложения вернуть школьникам медиков прозвучала идея ужесточить режим прививок, введя ответственность родителей. Особенно порадовала ссылка на «опыт Пакистана, где за отказ от вакцинации дают 10 ударов палкой по пяткам, после чего все бодро бегут делать прививки». Похоже, битва за здоровье школьников выходит на новый уровень!
Источник
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Сизова Н.Н. 1, *, Исмагилова Ю.Д. 2
1 ORCID: 0000-0002-6310-3723,
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Владивостока», Владивосток, Россия;
2 Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток, Россия
* Корреспондирующий автор (nadya_sambo[at]bk.ru)
Аннотация
В работе представлена характеристика здоровья школьников общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Владивостока». На основании результатов социологического исследования, данных медицинских осмотров и тестирования физической подготовленности было изучено состояние здоровья учеников. Полученные данные показали, что большое количество школьников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Зафиксированные в ходе исследования результаты позволяют нам сделать рекомендации по улучшению обстановки со здоровьем подрастающего поколения.
Ключевые слова: школьники, здоровье, самооценка, физическая подготовленность, исследование.
HEALTH ANALYSIS OF MODERN SCHOOLCHILDREN
Sizova N.N. 1, *, Ismagilova Yu.D. 2
1 ORCID: 0000-0002-6310-3723;
1 Municipal budgetary educational institution, Secondary school No. 45 of Vladivostok, Vladivostok, Russia
2 Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy, Vladivostok, Russia
* Corresponding author (nadya_sambo[at]bk.ru)
Abstract
The paper presents the health characteristics of schoolchildren in secondary school No. 45 in Vladivostok. Based on the results of a sociological study, data from medical examinations, and testing of physical fitness, the health status of students were studied. The obtained data showed that a large number of students have functional deviations in their health status. The results recorded during the study allow us to make recommendations for improving the health situation of the younger generation.
Keywords: schoolchildren, health, self-esteem, physical fitness, research.
Введение
Наиболее важным компонентом характеризующим здоровье человека является физическая составляющая, которая отражает жизнеспособность всех физиологических систем человека. Образ жизни, наследственные и другие негативные факторы зачастую являются причинами возникновения патологических заболеваний населения уже на ранней стадии развития. Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания ученых. Школьники представляют собой специфическую социальную группу, которую объединяет один возраст, особые условиями жизни, манера поведения, нормы культуры и жизненные ценности. Подрастающая молодежь подвержена воздействию огромного числа потенциально опасных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей и приводят к длительному напряжению приспособительных физиологических механизмов. Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни.
Особенности современного учебного процесса в школе и свойства молодого организма оказывают предельно допустимые психические, моральные и физические нагрузки на все функциональные системы организма.
Анализ научной литературы, затрагивающий вопросы здоровья учеников, свидетельствует, что за период обучения в школе здоровье детей не только не улучшается, а зачастую ухудшается [7], [9], [10].
По сведениям Министерств образования и здравоохранения численность потенциально здоровых выпускников школ РФ колеблется от 10 до 15 %. Специалисты отмечают, что более 50% школьников, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Каждый третий выпускник имеет медицинские противопоказания для службы в армии и всего лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми людьми [1], [4].
Регулярный контроль состояния здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности обучающихся, установил ежегодное увеличение количества школьников со слабым иммунитетом и ухудшающимся здоровьем. Ежегодно при разделении школьников по группам здоровья для занятий физической культурой четверть учеников относится к специальной медицинской группе. Продолжает увеличиваться доля детей с аномалиями в осанке, болезнями верхних дыхательных путей аллергического характера. Вызывает тревогу тот факт, что у многих выпускников школ обнаружены заболевания, приводящие к хронизации состояния [6], [8], [9].
Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни. По мнению некоторых ученых, наблюдается ежегодное ухудшение состояния здоровья детского населения и тенденции к улучшению за последние годы не наблюдается [2], [3], [5]. Однако в доступной литературе, нам не удалось обнаружить данные, исследуемые состояние здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. Наличием данного факта и была обусловлена актуальность нашего исследования.
Целью исследования явился анализ состояния здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока.
Основные результаты
Чаще всего под здоровьем понимают совокупность разнообразных критериев определяющих жизнеспособность организма человека. На сегодняшний момент достаточно часто при анализе состояния здоровья людей используют материалы социологических исследований. Как правило, это субъективные данные отношения респондентов к здоровью и факторов воздействующих на него.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели несколько категорий отражающих состояние здоровья учеников: оценку и самооценку здоровья; отношение школьников к здоровью и способы сохранения здоровья.
Социологическое исследование, составившее эмпирическую базу работы, проводилось в сентябре – декабре 2019 г. на базе средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. В обследовании приняло участие 62 человека из числа учеников 9-х классов.
Такой субъективный показатель, как самооценка здоровья является одним из основных критериев в социологических исследованиях касаемых темы здоровья.
Исследование самооценки здоровья обучающихся нашей школы показал, что значительная часть интервьюированных признают уровень своего здоровья как хороший и отличный, но определенное опасение вызывает тот факт, что определенная часть респондентов оценивают состояние своего здоровья как «удовлетворительное» и что еще хуже, как «очень плохое» (рис.1).
Рис. 1 – Самооценка состояния здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, (%)
Оценка собственного здоровья школьниками выявила, что по большому счету ученики, скорее всего не думают о своем здоровье, чем в действительности располагают им. Данный факт подтверждается тем обстоятельством, что, по данным медицинских осмотров всего лишь 18,5% обследованных учеников нашей школы были признаны здоровыми (рис.2).
Рис. 2 – Распределение школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока по группам здоровья в 2020-2021уч.году, (%)
У половины учеников – зафиксированы функциональные отклонения – это II группа здоровья, а значительная часть обучающихся имеют хронические заболевания и по состоянию здоровья отнесены к III и IV группам здоровья.
Одной из ключевых составляющих здоровья человека является физическое здоровье, которое характеризуется функционированием всех органов и систем человеческого организма. А основным критерием физического здоровья является физическая подготовленность.
В результате анализа результатов контрольных испытаний мы выявили, что лишь небольшая часть учащихся нашей школы имеет высокий уровень физической подготовленности, и стоит отметить, что чем старше класс, тем больше наблюдается учеников, обладающих низким уровнем физической подготовленности (табл.1).
Таблица 1 – Уровень физической подготовленности школьников
Бег 100 м., с. | Бег 30 м., с. | Бег 60 м., с. | Бег 1000 м., мин. | Прыжок в длину с места, см | Сила | Итого | |||
11 класс | НС | n | 15 | 7 | 14 | 12 | 13 | 10 | 71 |
% | 52 | 25 | 47 | 44 | 50 | 33 | 42 | ||
С | n | 8 | 12 | 7 | 4 | 6 | 8 | 45 | |
% | 27 | 43 | 23 | 15 | 23 | 27 | 25 | ||
ВС | n | 6 | 9 | 9 | 11 | 7 | 12 | 54 | |
% | 21 | 32 | 30 | 41 | 27 | 40 | 33 | ||
10 класс | НС | n | 13 | 6 | 12 | 12 | 11 | 11 | 65 |
% | 48 | 22 | 42 | 44 | 42 | 42 | 40 | ||
С | n | 7 | 9 | 5 | 1 | 8 | 6 | 36 | |
% | 26 | 33 | 17 | 8 | 31 | 23 | 22 | ||
ВС | n | 7 | 12 | 12 | 14 | 7 | 9 | 61 | |
% | 26 | 45 | 41 | 48 | 27 | 35 | 38 | ||
9 класс | НС | n | 20 | 23 | 23 | 27 | 22 | 32 | 147 |
% | 21 | 28 | 29 | 36 | 50 | 56 | 32 | ||
С | n | 16 | 16 | 19 | 18 | 14 | 17 | 100 | |
% | 28 | 25 | 24 | 27 | 25 | 20 | 24 | ||
ВС | n | 41 | 43 | 36 | 36 | 12 | 31 | 199 | |
% | 51 | 47 | 47 | 37 | 25 | 24 | 44 |
Примечание: * НС – ниже среднего уровня подготовленности, С – средний уровень подготовленности, ВС – выше среднего уровня подготовленности
Серьезность наличия данного факта обусловлена тем, что школьники с низким уровнем физической подготовленности в большей степени, чем лица с высоким уровнем указанного показателя, подвержены риску возникновения нарушений здоровья.
На здоровье отдельно взятой личности, так же как и на здоровье группы людей оказывает влияние целый ряд факторов. По отношению к задачам нашего исследования детям предлагалось указать из шести представленных вариантов два обстоятельства, которые, по их мнению, имеют наибольшее влияние на здоровье. Респонденты-юноши считают, что определяющими являются «природная среда» и «наличие вредных привычек». У девушек ведущие позиции заняли «наличие вредных привычек» и «усилия самого человека» (рис.8).
Реже других факторов ученики называют «качество медицинского обслуживания»: юноши – 14,7 %, девушки – 18,3 %. Скорее всего, данный факт связан с юным возрастом респондентов, когда поправить возникающие проблемы со здоровьем возможно без серьезного вмешательства врачей. Таким образом, ведущие места по влиянию на здоровье школьники отдали внешним обстоятельствам, что может указывать о собственной безответственности за свое личное здоровье или о том, что наличию вредных привычек и состоянию природной среды на данный момент времени в школе уделяют особое внимание на классных часах и в беседах с учениками.
Нами было определено, что забота о здоровье учеников, в обеих гендерных группах, основывается на желании быть физически сильным, не отставать от одноклассников. На 2-м месте – ухудшение здоровья, и на 3-м, влияние данных медицинской информации.
Отрадно отметить, что значительная часть учеников считает необходимым вести здоровый образ жизни. И в меньшей степени респонденты согласились с утверждением, что таким образом жить неинтересно, изнурительно и неразумно, и они не видят смысла в отказе от жизненных удовольствий (рис.3).
Рис. 3 – Результаты суждений о возможности управления ресурсами здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, %
Огромная ценность здоровья в системе жизненных ценностей и установка на внимание к нему стимулируют человека обогащать эти знания и систематически их практиковать.
Результаты анкетирования выявили, что основным элементом здорового образа жизни среди наших школьников являются занятия спортом и отказ от вредных привычек.
Следует сказать, что по данным официальной статистики почти половина населения развитых стран регулярно занимается физическими упражнениями и всего лишь 12% жителей России. Данные проведенного анкетирования с учениками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока показали, что 27,6% опрошенных юношей и 24% девушек систематически занимаются физическими упражнениями. Из них большинство юношей уделяют на это от 3-4 раза в неделю, а основная масса девушек отводит на это 1-2 раза в неделю.
Заключение
На основании полученных данных можно констатировать, что большинство учеников старших классов имеют, средний и ниже среднего, уровень физической подготовленности и данный факт имеет тенденцию к ухудшению по мере взросления молодых людей. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, большое количество школьников, по итогам медицинских комиссий, имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать заключение о наличии у наших школьников достаточно посредственного физического здоровья.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам сделать рекомендации по улучшению состояния здоровья подрастающего поколения.
Необходимо проведение систематического мониторинга состояния здоровья учащихся. Который должен включать в себя не только данные физической подготовленности, но и оценку физического развития с помощью антропометрических измерений и индексов, наиболее доступных в условиях школы (индекс массы тела, жизненный индекс, коэффициент пропорциональности, силовой индекс). Необходимо также проводить контроль функциональной подготовленности, хотя бы фиксируя пробу генчи, штанге, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и жизненную емкость легких). Помимо прочего, нужно контролировать психоэмоциональное состояние школьников при помощи анкетирования и психологических тестов.
Требуется создавать базы данных учеников, где фиксируются все исследуемые показатели и которая будет доступна для всех работников образовательного учреждения. Исходя уже из полученных данных, необходимо вносить коррективы в содержание тематических планов.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии её оценки / Р.И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 85-91.
- Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева – М.: Издательство института социологии РАН, 2002. – 240 с.
- Киселева И.В. Здоровье молодого поколения. Гендерные установки на здоровый образ жизни у студенческой молодежи / И.В. Киселева // Здоровье как ресурс. – Нижний Новгород, 2010. – С. 506.
- Крукович, Е.В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография / Е. В. Крукович, Л.В. Транковская – Владивосток: Медицина ДВ, 2018. 216 с.
- Лучанинова, В.Н. Здоровье детей и подростков из различных социальных групп /В.Н. Лучанинова, В.Н. Рассказова, Е.Б. Кривелевич. –Владивосток: Дальнаука, 2006. – 250 с.
- Лучанинова, В.Н. Региональные факторы и здоровье детей и подростков Приморского края / В.Н. Лучанинова и др.: под ред. проф. В.Н. Лучаниновой. – Владивосток: Медицина ДВ, 2012. – 300 с.
- Положение детей в Приморском крае: комплексный доклад / РОССТАТ, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Примор. краю: редкол.: В.Ф.Шаповалов (пред.) [и др.]. – офиц. изд. – Владивосток : Приморскстат, 2011. – 54 с.
- Семенкова Т.Н. Состояние здоровья учащейся молодежи/ Т.Н. Семенкова // Вестник КемГУ. №2. С.90-97
- Сухарев А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А.Г. Сухарев, С.А. Михайлова// Гигиена и санитария. – №1. – С. 47-51.
- Шабунова, А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография / А.А. Шабунова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с.
Список литературы на английском языке / References in English
Источник