«В России более миллиона обучающихся с ОВЗ и около 680 тысяч детей-инвалидов»
«На сегодняшний день в России более 1 миллиона обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования, а также почти 680 тысяч детей-инвалидов», — об этом заявила заместитель министр просвещения РФ Татьяна Синюгина.
Это заявление было сделано в рамках доклада замминистра на пленарном заседании III Всероссийского съезда дефектологов.
«Каждый год мы наблюдаем увеличение числа детей, особенно с невыраженными нарушениями в развитии или с нарушениями неясной этиологии. Это означает, что система образования должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и своевременную психолого-педагогическую поддержку», – сказала Синюгина.
Также Татьяна Синюгина отметила, что сейчас главной задачей является создание для ребенка полностью комфортной среды. По ее словам, каждый ребенок должен иметь особые условия, которые обеспечат ему возможность быть успешным, получить социализацию и развить необходимые ему навыки.
«За последние годы был принят ряд мер, направленных на изменения в организации и содержании образования детей с ОВЗ на всех уровнях образования. На уровне дошкольного и школьного образования нами утверждены нормативы наполняемости групп и классов для детей с ОВЗ и штатной численности специалистов психолого-педагогического сопровождения, разработаны примерные адаптированные программы дошкольного и начального общего образования, увеличилось количество инклюзивных детских садов и школ, в которых созданы условия для детей с инвалидностью, при этом процесс закрытия коррекционных школ остановился», – сообщила заместитель министра.
Татьяна Синюгина подметила, что сегодня состояние системы образования для учеников с ОВЗ говорит о существовании проблемы правоприменительной практики, отсутствии единых подходов к формированию вертикали образования – от оказания ранней помощи до профориентации и получения профессионального образования, дефиците квалифицированных кадров для работы с учениками с ОВЗ.
«Поэтому было принято решение разработать Стратегию развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года. Мы собрали рабочую группу, был подготовлен и представлен на коллегии Минпросвещения России проект стратегии. Сейчас проект одобрен членами коллегии, и теперь мы разрабатываем план по ее реализации. Стратегия ориентирована на обновление системы специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ на основе подтвержденных научных методов и актуализации личностного потенциала обучающихся с ОВЗ», – пояснила Синюгина.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина заключила тем, что целью стратегии является выявление приоритетных направлений политики государства в сфере образования, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, инструментов и механизмов достижения лучших результатов работы в этих направлениях.
Источник
Статистика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Минпросвещения России обеспечивает деятельность по защите прав учащихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование, комплексной поддержке коррекционных школ, созданию в школах и детских садах инклюзивной образовательной среды.
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в более чем 50% коррекционных школ (около 900 образовательных организаций) пройдет модернизация инфраструктуры. В частности, будут оснащены трудовые мастерские, кабинеты специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учеников с особыми образовательными потребностями, учебные кабинеты и помещения для организации качественного доступного образования (компьютерные классы, спортивные залы/залы лечебной физкультуры, учебные кабинеты химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и другие кабинеты). Модернизация затронет и инфраструктуру дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70% детей с ОВЗ.
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.
Реестр организаций, на базе которых планируется реализация адаптированных общеобразовательных программ и адаптированных программ профессионального обучения для граждан, проживающих в психоневрологических интернатах
Количество обучающихся с ОВЗ:
- более 1,15 миллионов человек
Дети с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования:
- 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников)
Студенты СПО с ОВЗ:
- 3 006 360 человек, в том числе с ОВЗ – 13 626 человек, в частных образовательных организациях – 200 916 человек
Источник
Статистика детей с овз в россии 2020
В России зафиксирован резкий рост числа детей-инвалидов
Тревожную статистику, которая заставляет задуматься, обнародовали эксперты Минтруда. В России выросло число детей с инвалидностью. В 2019 году их стало 670 тысяч, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее.
Примечательно, что рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается с каждым годом, например, три года назад в стране проживало 617 тысяч детей-инвалидов, два года назад – 636 тысяч.
Чтобы понять причины, нужно начать с анализа структуры детских болезней, которые и приводят к ограничению физических возможностей.
Обратите внимание, что на первое место вышли детские психические расстройства. Они составляют до четверти всех случаев детской инвалидности в стране.
Чуть меньше отводится на поражения нервной системы, в том числе и на ДЦП. Разительно выросло количество детей с врожденными аномалиями и хромосомными патологиями. Их в общем количестве более 17%.
Более 7% детей с инвалидностью страдают недугами эндокринной системы, более 4,7% – это поражения слуха. Патологии зрения занимают более 4,6%. Далее примерно в равных количествах (около и чуть более 3%) распределились недуги костно-мышечной системы, органов дыхания.
Эксперты видят причины роста детской инвалидности в сочетании нескольких факторов. В первую очередь влияют экология и то, что будущие мамы кушают в период беременности. Тревожит и рост генетических мутаций, и объяснить его еще предстоит специалистам-генетикам, пока же причина видится лишь одна – увеличение количества родов после 36 лет, ведь именно у возрастных женщин выше риски родить ребенка с хромосомными аномалиями.
С 1 июля в России будет повышено пособие по уходу за детьми-инвалидами. Вместо нынешних 5500 рублей в месяц оно составит 10 тысяч рублей. Решение об этом было принято в марте.
Количество инвалидов в России и размер ЕДВ
Инвалидами считаются люди с нарушениями здоровья, они есть в каждой стране. Обязанность государства – забота о них. Ведётся ежегодный подсчёт статистики инвалидности для обеспечения социальной поддержки и медицинской помощи. В зависимости от общего количества определяется социальная политика государства.
Категории
Есть несколько категорий инвалидности, в их основе лежат различные критерии. В России наиболее известны следующие виды, которые выделяют по степени утраты работоспособности:
- 1 – полностью нетрудоспособные.
- 2 – частично или временно нетрудоспособные.
- 3 – трудоспособные в щадящих условиях труда.
Люди с 1 группой лишены возможности самообслуживания. Они зависят от окружающих и нуждаются в уходе. Передвижение возможно только с чужой помощью. Общение с окружающими затруднено, возможно отсутствие контроля поведения.
Лица 2 группы утратили возможность самообслуживания лишь частично: они могут передвигаться и выполнять определённые действия с помощью окружающих или используя специальные приспособления. Трудоспособность утрачена частично. Человек может выполнять некоторые работы, но нуждается в особых условиях.
Для 3 группы характерно самостоятельное обслуживание своих потребностей с помощью вспомогательных средств. Они передвигаются самостоятельно, но медленнее и на меньшие расстояния. Обучение возможно только по специальному режиму. Такие люди способны работать по профессиям, нетребующим квалификации и в меньшем объёме.
Болезни
Есть определённый перечень заболеваний, по которым ставится инвалидность в России в 2020 году:
- Сахарный диабет.
- Инфаркт.
- Астма.
- Эпилепсия.
- Онкология.
- Грыжа позвоночника.
- Заболевания органов чувств.
- ДЦП.
- Гипертония.
- При депрессии.
- При замене тазобедренного сустава.
- При псориазе.
- Ампутация и др.
Список основных заболеваний для получения инвалидности в России не меняется уже на протяжении нескольких лет. Среди основных причин – общие заболевания и профессиональные увечья. Категория зависит от степени тяжести заболевания.
Официальные показатели
Отмечено, что с 2012 по 2020 количество инвалидов в России уменьшилось. Такие изменения связаны с улучшением качества медицины, условий труда и общего уровня жизни.
В статистике инвалидности по России на 2019 год отмечено, что больше всего со 2 категорией – около 50% от общего числа. 37% приходится на 3-ю и 12% на 1-ю. Эта статистика включает лица, которые состоят на учёте и получают пенсию.
По годам
С каждым годом количество уменьшается:
- 2012 год – 13189000 человек.
- 2014 год – 12946000 человек.
- 2016 год – 12551000 человек.
- 2018 год – 12111000 человек.
- 2020 год – 11875000 человек.
Внутри групп возможно некоторое увеличение.
Например, в 2019 общее количество инвалидов 2 группы увеличилось по сравнению с 2018 годом. Однако снизилось число лиц, кому дали 1 группу инвалидности, и общая статистика отмечает положительные сдвиги.
По полу
Среди инвалидов женщины встречаются чаще. По данным на конец 2019 года мужчин в общем количестве – 5183000, женщин – 6765000. Важно отметить, что при этом в статистике детей инвалидов преобладает мужской пол. То же наблюдается у взрослых. Женщины вырываются вперёд только по количеству инвалидов среди старшего возраста.
По регионам
Статистика инвалидности показывает, что количество людей-инвалидов преобладает в Центральном федеральном округе, что связано с численностью населения. Наибольшее количество отмечено в Москве около 1009000 человек и Московской области 418000 человек, а также в Белгородской области 199000 человек и Воронежской 216000 человек.
Меньшее количество отмечено в Приволжском федеральном округе — 2189000 человек. Из них наибольшее число находится в Нижегородской области – это 285000 человек.
Далее идёт Северо-Западный федеральный округ — 1214000 человек, где главенствует Санкт-Петербург – 572000. Наименьшее количество на Дальнем Востоке – всего 499000 человек. А в Чукотском автономном округе всего 1638 лиц.
Детская инвалидность
Понятие «ребёнок-инвалид» относится к лицу до 18 лет, которое имеет ограничения жизнедеятельности. Численность детей-инвалидов, как и общее количество, с каждым годом становится меньше. По данным 2020 годам их число составляет 688000 человек. Из них 57% – это мальчики.
Важно отметить, что доля инвалидов с детства меньше, чем доля лиц с приобретённой степенью. Наибольшее количество детей-инвалидов находится в возрасте 8-14 лет. Среди основных причин детской инвалидности:
- Психические заболевания и умственная отсталость – 30%.
- Врождённые аномалии – 24%.
- Нарушение функционирования эндокринной системы – 10%.
- Неврология – 8%.
- Нарушения двигательной функции – 5%.
Огромная доля социальной политики России направлена именно на разработку программ для адаптации детей и интеграцию их в общество. Специалисты отмечают, что доля их вовлеченности выше, чем доля тех, кто получает категорию в трудоспособном возрасте.
Труд и занятость
Определение категории влияет на трудоспособность граждан.
Для 1 группы характерна полная утрата трудоспособности. Физическое состояние не позволяет выполнять какие-либо работы, в том числе работы по дому. Даже выполнение собственных нужд невозможно. Это нерабочая группа, которая зафиксирована документально.
2 не способна выполнять какой-либо профессиональный труд, однако некоторые работодатели принимают на низкие ступени людей с нарушениями слуха или зрения. Некоторые разновидности удалённой работы доступны для людей с нарушением двигательных функций.
3 имеет только частичную трудоспособность. Такие люди могут работать с сокращённым рабочим днём или с полным, но не регулярно. Чаще всего получившие 3 группу занимаются трудом, которые требует низкую квалификацию.
Согласно статистике инвалидов в России по состоянию на 2020 год работающих 1655000 человек. Из них:
- 1 группа – 40000.
- 2 – 252000.
- 3 – 1005000.
Общая доля работающих составляет 14,7%.
Жилищные условия
Российское законодательство предусматривает особую жилищную политику. Семьи могут расширить жилплощадь или переехать в дома, имеющие подходящие условия для проживания.
Крайне важно, чтобы жильё участвовало в программе реабилитации «Доступная среда» и было оборудовано всем необходимым: просторные лифты, пандусы, широкие входы и выходы и др. Инвалидам выделяют квартиры на первых этажах.
Ухаживающим семьям предусмотрен ряд жилищных льгот:
- Скидка на оплату коммунальных услуг.
- Скидки на услуги связи.
- Бесплатный участок для ИЖС, садоводства или дачи.
Общее количество семей, состоящих на учёте на получение жилья, составляет 114380. Число получивших жильё или улучшивших жилищные условия составляет 3257 семей.
Социальная защита
Инвалиды имеют право на получение ежемесячных денежных компенсаций. Их сумма отличается для разных категорий граждан. Также предусмотрены социальные выплаты. Их выплачивают:
- Пенсионный фонд РФ.
- Органы исполнительной власти.
Пособия бывают трёх видов:
- Страховые выплаты по инвалидности.
- По государственному пенсионному обеспечению.
- Социальные.
Социальная пенсия
Право на социальную пенсию с фиксированной суммой имеют все нетрудоспособные россияне. Пособие по инвалидности на 2020 год составляет:
- 1 группа- 18909 рубль.
- 2 группа — 15411 рубля, инвалиды с детства — 11618 рублей.
- 3 группа — 13614 рубль.
Минимальная пенсия по инвалидности составляет 4491 рубль, однако коэффициент может повышаться в зависимости от региона.
С 1 августа 2020 года намечено повышение ЕДВ на 7%, как обещают российские чиновники.
Льготы
В зависимости от категории инвалиды имеют право на получение различных социальных льгот. К основным льготам относятся льготный или полностью бесплатный проезд, частичное или полностью бесплатное медицинское обслуживание, повышенные стипендии во время обучения.
Прогноз
Статистика предыдущих лет показала, что численность инвалидов уменьшается. Того же ждут от ближайшего будущего. Несмотря на ухудшение экологии, правительство регулярно принимает программы, направленные на улучшение медицины, условий труда и общего уровня жизни.
Данные меры не могут изменить статистику кардинально, так как есть те, у кого уже существует инвалидность. Однако с каждым годом рождается всё меньше детей-инвалидов и меньшее количество получает степень в трудоспособном возрасте. Список болезней, при которых дают инвалидность и сколько всего групп инвалидности, остаётся прежним.
Как показывает статистика, показатель инвалидов в России составляет около 11 миллионов человек. Среди них наибольшее число приходится на женщин пенсионного возраста. В России такие категории граждан имеют право на денежные выплаты и социальные льготы. Структура инвалидности пока не меняется, но общее число с каждым годом становится меньше.
Количество инвалидов в России
5 минут Ирина Смирнова 80
Начало 2019 года отмечено тем, что вступили в силу некоторые федеральные законы, а в некоторых случаях их подразделы, а также акты или технические регламенты, касающиеся российских инвалидов. Государственные структуры постоянно стремятся улучшить условия жизни для этой категории граждан. Сколько инвалидов в России и какое их соотношение к общему количеству населения, рассмотрим в этой статье.
Данные по России
В Российской Федерации с течением лет общее количество инвалидов (может и незначительно, если рассматривать годичные временные отрезки) постоянно сокращается. Так, отсчитывая с 2011 года, оно снизилось на один миллион человек. В настоящее время количество мужчин, имеющих группу, превышает 5 миллионов, а женщин – 6,9, детей с какими-либо физическими ограничениями насчитывается 636 тыс.
У большинства российских инвалидов имеется вторая группа. На 2019 год людей с третьей группой инвалидности насчитано 4,394 млн человек. Следует отметить, что их количество (в отличие от инвалидов второй и первой группы) последнее время увеличивается. За предыдущие пять лет их стало больше на 7,3%. Количество инвалидов 1 группы в наши дни составляет 1,309 млн человек. При этом данное число с каждым годом понемногу снижается. В течение последних пяти лет их количество сократилась на 2%.
Самая большая в численном выражении вторая группа. Она составляет 5,92 млн человек. При этом количество инвалидов, которое приходится на 1000 человек, взятых из всего населения, постоянно снижается. Если в 2011 году их число составляло 92,5, то через шесть лет (в 2017) оно уже стало 83,5.
Из общего количества детей, имеющих группу инвалидности, в школьном возрасте зарегистрировано 176 тыс. При этом в 2017–2019 учебном году в институты и университеты было зачислено около семи тысяч абитуриентов, имеющих физические отклонения.
Десять лет назад в высшие учебные заведения поступило на тысячу человек меньше, а количество, которое стремилось получить в тот учебный год специальное образование, было ниже на три тысячи.
Это составляет около 32% от общего количества людей, имеющих группу и относящихся к трудоспособному возрасту. Остальные или не могут найти работу из-за своей болезни, или даже не ищут её из-за того, что не верят в возможность устроиться на определённое место. Однако в 2017 году многие регионы приступили к реализации программ по сопровождению молодых людей с инвалидностью при трудоустройстве. Результаты этих нововведений будут видны через несколько лет.
Количество инвалидов-колясочников, которые проживают в РФ, превышает 320 тыс. В большинстве они имеют первую группу. Некоторые из них чаще ходят с помощью костылей или трости. Коляски они используют лишь в случае передвижений на длительные расстояния или приезжают на них на МСЭ.
Дети-инвалиды
В последние годы всё больше инвалидов в раннем возрасте встречается на улицах. Это связано с тем, что раньше в России большинство родителей отдавали детей в интернаты. Сейчас мамы и папы всё чаще сами ухаживают за своим ребёнком.
Детская инвалидность растёт довольно большими темпами. В начале 2017 года количество таких инвалидов в России составляло около 625 тыс., а уже в 2019 году эта цифра возросла на 26 тыс. человек.
Ещё девять лет назад их число было 495 тыс. Чаще всего в этом возрасте встречается ментальная инвалидность.
К ней относятся дети с нарушениями в психическом развитии (аутисты, шизофреники, эпилептики и другие).
По словам министра труда, а также соцзащиты Топилина Максима численность детей-инвалидов увеличивается в связи с более высокой рождаемостью по сравнению с предыдущими годами.
То есть инвалидизация не растёт, а сохраняется на том же уровне, процент рождающихся малышей с какими-либо отклонениями не растёт. Следует также учитывать, что современная медицина способна сейчас спасать и сильно недоношенных новорождённых.
Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Краткое содержание:
Порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В организациях, обучающих таких детей, должны быть созданы специальные условия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273)).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Закона № 273).
Справка. Адаптированная образовательная программа
Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Закона № 273).
Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Детям с ОВЗ также предоставляется доступ к инклюзивному образованию — совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья (п. 27 ст. 2, ч. 4 ст. 79 Закона № 273; п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16).
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ (ч. 2, 10 ст. 79 Закона № 273).
Справка. Специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ — это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ч. 3 ст. 79 Закона № 273).
Педагогические работники при обучении детей с ОВЗ обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования детей с ОВЗ, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона № 273).
Специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются обучающимся с ОВЗ бесплатно (ч. 11 ст. 79 Закона № 273).
По общему правилу форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона № 273).
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях (ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 41, ч. 10 ст. 66 Закона № 273; ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
К обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить) (ч. 4, 5 ст. 43 Закона № 273).
Рассмотрим некоторые особенности получения образования детьми с ОВЗ на примере общего образования.
Особенности получения общего образования детьми с ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ получают общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ч. 2 ст. 79 Закона № 273).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Закона № 273).
В штатное расписание организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ, вводятся штатные единицы различных специалистов (например, учитель-логопед) (п. 21 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок № 1014); п. 32 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (далее – Порядок № 1015)).
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других обучающихся с ОВЗ создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ч. 5 ст. 79 Закона № 273).
Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении (п. 13 ст. 60 Закона № 273).
1. Особенности получения дошкольного образования
Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (п. 16 Порядка № 1014).
Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, осуществляется в группах компенсирующей направленности.
Совместное образование детей с ОВЗ и здоровых детей осуществляется в группах комбинированной направленности. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более трех категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе (п. п. 13, 20 Порядка № 1014).
При этом количество детей в группах не должно превышать установленного количества (п. 20 Порядка № 1014).
2. Особенности получения начального общего, основного общего и среднего общего образования
Родители (законные представители) детей с ОВЗ вправе выбрать для обучения своего ребенка школу по месту проживания, в которой должны быть созданы необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) (Письмо Минобрнауки России от 21.06.2018 № ТС-1529/07 «О направлении информации»).
При обучении в школе исходя из категории учащихся с ОВЗ их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек (п. 22 Порядка № 1015).
В школах обеспечиваются специальные условия для получения образования, в частности, учащимся с ОВЗ по зрению, по слуху, а также учащимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата (п. 23 Порядка № 1015).
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 24 Порядка № 1015).
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (п. 31 Порядка № 1015).
В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (п. 28 Порядка № 1015).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Источник