Методы общественного здоровья
Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.
1) Статистический метод как основной метод общественных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов.
Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.
2). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод — это дескриптивный, описательный метод.
3). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью экономики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.
Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
4). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабораториями» по проведению научных исследований в области здравоохранения. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
5. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально — гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.
Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.
6. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализ представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Использование эпидемиологических методов в разных областях здравоохранения на больших популяциях позволяет выделить различные составляющие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д.
Клиническая эпидемиология является основой доказательной медицины, позволяющей с использованием строго научных методов на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях составлять прогноз для каждого конкретного пациента. Цель клинической эпидемиологии — разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые дают возможность делать объективные заключения, избегая влияния ранее допущенных ошибок.
Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.
Эпидемиология инфекционных заболеваний изучает закономерности эпидемического процесса, причины возникновения и распространения инфекционных заболеваний с целью разработки мер борьбы с этими болезнями, их предупреждения и ликвидации.
Говоря об общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.
Для изучения различных проблем в области общественного здоровья необходимо пользоваться всеми указанными методами исследования. Они могут быть использованы не только самостоятельно, но и в самых различных сочетаниях, благодаря чему могут быть достигнуты последовательность и доказательность результатов социально-гигиенических исследований.
Главной целью общественного здоровья является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия. Поэтому для нее особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д. Темами таких исследований могут быть: оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи; исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности; оценка эффективности существующей системы здравоохранения; разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения населения медицинской помощью.
Источник
Методы изучения общественного здоровья
Для науки общественное здоровье и здравоохранение особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д.
Темами таких исследований могут быть:
· оценка состояния здоровья различных категорий граждан;
· анализ факторов влияющих на развитие того или иного заболевания;
· оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи;
· исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности;
· оценка эффективности существующей системы здравоохранения;
· разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения населения медицинской помощью.
Для проведения таких исследований Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.
1. Статистический метод позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения.
2. Метод экспертных оценок позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.
3. Исторический метод – это описательный метод. Строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории.
4. Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.
Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
5. Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
6. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования.
Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально – гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.
Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.
7. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализпредставляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации.
Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.
В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей – качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
Если речь идет о социальной обусловленности здоровья, то подразумевается первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие показатели:
1. Демографические показатели.
4. Физическое развитие.
Таким образом, общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.
Источник
Современные методы оценки здоровья населения и их использование для планирования профилактических мероприятий
Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, а также метод экспертных оценок и социологических исследований. Условия их использования в профилактике заболеваемости.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.12.2017 |
Размер файла | 29,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Современные методы оценки здоровья населения и их использование для планирования профилактических мероприятий
общественный здравоохранение население
В современной литературе существует более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе подходы к определению понятия «здоровье» часто сводится к следующим формулировкам:
1) здоровье — это отсутствие болезней;
2) здоровье и норма — понятия тождественные;
3) здоровье, как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических составляющих.
Общим для этих подходов является то, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, то есть понятие «здоровье» до сих пор определяется через понятие «нездоровье» и зависит от распространенности тех или иных болезней, дефектов развития, несчастных случаев, уровня смертности. Таким образом, до сих пор медицина и ее теория остаются во власти патологии. Крайне мало таких индексов, показателей, которые отражали бы качество и количество собственно здоровья — личного и общественного.
При анализе и оценке риска для здоровья населения необходимо использовать показатели, которые, с одной стороны, позволяли бы оценить состояние здоровья количественно, а с другой, подтвердить, что изменения в состоянии здоровья достоверно связаны с воздействием определённого вредного фактора.
Здоровье населения может быть оценено на индивидуальном и популяционном уровне.
Для оценки индивидуального здоровья используют показатели, учитывающие уровень и степень гармоничности физического и психического развития, реактивность и сопротивляемость к болезням, оценку возрастных изменений, наличие хронических заболеваний, показатели нетрудоспособности, обусловленной заболеваниями или травмами и др.
Для оценки состояния здоровья на популяционном уровне или для отдельных групп населения используют показатели, в основу которых положены данные о заболеваемости и смертности, о группах здоровья, о времени сохранения здоровья в течение определённого возрастного периода. По этим показателям рассчитывают среднюю продолжительность предстоящей жизни.
1. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения
общественный здравоохранение население
Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.
Используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.
Статистические данные об общественном здоровье принято изучать на трех уровнях:
* первый уровень (групповой) — здоровье малых социальных или этнических групп;
* второй уровень (региональный) — здоровье населения отдельных административных территорий;
* третий уровень (популяционный) — здоровье популяции в целом.
Исследованием общественного здоровья занимается медицинская статистика — один из разделов биостатистики, изучающий основные закономерности и тенденции здоровья населения, здравоохранения с использованием методов математической статистики.
Для оценки общественного здоровья принято использовать следующие группы показателей (индикаторов):
* показатели медико-демографических процессов;
* показатели заболеваемости населения;
* показатели инвалидности населения;
* показатели физического здоровья населения;
* показатели социальной обусловленности общественного здоровья;
* интегральные показатели здоровья населения.
Анализ этих показателей в динамике, сопоставление их с аналогичными показателями других стран служат основой для выработки управленческих решений по оптимизации деятельности системы здравоохранения, сохранению и улучшению здоровья граждан.
В работе практического врача, врача поликлиники и особенно организатора здравоохранения приходится часто иметь дело с вычислением различных показателей, характеризующих здоровье населения, заболеваемость, рождаемость, смертность, различные показатели работы медицинских кадров и т.д.
Если учесть, что при этом приходится иметь дело с большими цифрами, станет понятной необходимость оптимизации труда медицинских работников, занимающихся этими расчетами (см. Ю.И. Иванов, О.Н. Погорелюк Статистическая обработка результатов медико-биологических исследований, М.: Медицина, 1990).
Наиболее часто врачу приходится рассчитывать процентное содержание того или иного явления от общей совокупности. Расчеты проводятся по формуле:
где K — необходимый показатель, a — количество случаев, которые необходимо выразить в процентах; b — общее количество случаев, принимаемое за 100%.
В практике врача — организатора здравоохранения нередко приходится рассчитывать количество тех или иных признаков от общей совокупности их в пересчете на 1000. Выражают такие показатели в промилле. Общая формула для их расчетов:
где K — рассчитываемый показатель; a — число явлений, встречающихся в данной среде; b — общая численность среды.
Расчет коэффициентов распространения отдельных болезней или классов болезней среди всего населения или отдельных его групп
Этот показатель обычно рассчитывают на 10 000 населения. Поэтому расчет проводят по формуле:
где K — искомый показатель; a — число случаев заболевания; b — средняя численность населения.
Расчет годового показателя смертности с учетом причины смерти
Этот показатель обычно рассчитывают на 100 000 населения по формуле:
где K — годовой показатель смертности; a — число умерших от данной причины среди населения данной территории; b — среднегодовая численность населения на данной территории.
По этой же формуле рассчитывают коэффициент распространения редко встречающихся заболеваний.
Расчет показателя детской смертности
В случаях больших различий в рождаемости в двух смежных годах расчет показателя детской смертности проводят по формуле:
где K — показатель детской смертности; a — число умерших детей в возрасте до 1 года в данном году; b — количество родившихся в данном году; c — количество родившихся в предыдущем году.
Вместе с тем вышеприведенная формула используется очень часто, но она не совсем точна, так как из умерших в этом году не обязательно 1/3 родилась в прошлом году. Поэтому для учета точного соотношения правильнее применять другую формулу, после упрощения имеющую вид:
где a — умерло детей в возрасте до 1 года в этом году; b — из них родились в прошлом году; c — из них родились в этом году; d — всего родилось детей в прошлом году; e — всего родилось детей в этом году.
Вычисление процента смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности
Для нахождения этого показателя сначала вычисляют показатель детской смертности, затем рассчитывают смертность детей первого месяца жизни. Зная показатели, можно рассчитать процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности. После объединения всех этих формул получается, что процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности можно найти по формуле:
где K — процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности; a — количество умерших детей в возрасте до 1 мес.; b — количество родившихся в этом году; c — количество родившихся в предыдущем году; d — количество умерших детей в возрасте до 1 года.
Вычисление коэффициента перинатальной смертности
Коэффициент перинатальной смертности вычисляют по формуле:
где K — коэффициент перинатальной смертности; a — число родившихся мертвыми; b — число умерших в первую неделю жизни; c — общее число родившихся (живыми и мертвыми).
Вычисление показателей постнеонатальной смертности
Под постнеонатальной смертностью понимают смертность детей в возрасте старше 1 мес до 1 года и вычисляют ее по формуле:
где K — искомый показатель; a — число детей, умерших в возрасте от 28 дней до 1 года; b — число родившихся детей; c — число умерших в первые 28 дней жизни.
Вычисление показателя смертности детей старше 1 года
Этот показатель принято рассчитывать по формуле:
где K — искомый показатель; a — общее число умерших; b — число умерших в возрасте до 1 года; c — общая численность населения; d — общее число родившихся.
Расчет средней годовой нагрузки за 1 ч работы участкового педиатра
Этот показатель рассчитывают по формуле:
где K — показатель годовой нагрузки за 1 ч; a — общее число посещений участковых педиатров; b — число участковых педиатров; c — число дней работы в году; d — число часов работы в день.
Вычисление общего процента ошибок в определении срока родов
Частоту ошибок в определении сроков родов, своевременности предоставления дородового отпуска определяют по формуле:
где K — процент ошибок в определении срока родов; a — число женщин, родивших на 15 дней и более раньше установленного консультацией срока; b — число женщин, родивших позже установленного срока на 15 дней и более; c — число родивших женщин, имевших дородовой отпуск.
Вычисление показателя частоты окончания беременности родами
Этот показатель рассчитывают по формуле:
где K — изучаемый показатель; a — число женщин, у которых беременность закончилась родами; b — число женщин, у которых беременность закончилась абортами.
Вычисление показателя частоты осложнений в родах
Этот показатель рассчитывают по формуле:
где K — показатель частоты осложнений в родах в процентах; a — число родильниц, имевших осложнения в родах; b — число принятых родов; c — число поступивших женщин, родивших вне родильного отделения.
Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании
Этот показатель можно рассчитать по формуле:
где K — потребность в поликлинической помощи (число посещений к врачу на 1000 населения); a — заболеваемость (обращаемость на 1000 населения); b — коэффициент повторности посещений с лечебной целью на одно заболевание по данной специальности; c — число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью; d — число посещений по профилактическому обслуживанию.
Расчет потребности населения в стационарной помощи
Этот показатель в целом и по отдельным специальностям рассчитывают по формуле:
где K — потребное количество среднегодовых коек на 1000 населения; a — уровень обращаемости на 1000 населения; b — процент госпитализации или процент отбора на койку из числа обратившихся; c — средняя продолжительность пребывания больного на койке; d — среднегодовая занятость койки.
Вычисление коэффициента естественного прироста населения
Этот показатель вычисляют по формуле:
где K — коэффициент естественного прироста населения; a — число родившихся; b — число умерших; c — среднегодовая численность населения.
Позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны. Необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. В соответствии с прошлым опытом разрабатываются мероприятия по предотвращению подъема заболеваемости или предупреждению ее.
Позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны — все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.
Используется для изучения качества и результативности медицинской помощи, ее планирования и др. Оценка уровня качества медицинских услуг осуществляется производителями и потребителями. Производители могут ориентироваться на лучшие отечественные и мировые аналоги, требования международных и национальных стандартов. Повышение уровня КМП означает воплощение в ней новых и не реализованных ранее достижений медицинской науки и практики.
В каждой новой технологии воплощены имеющиеся на конкретный момент медицинские и научно-технические знания. Безусловно, медицинские и научно-технические знания не всегда поддаются непосредственному количественному измерению. Поэтому новые технологии медицинской помощи имеют относительную оценку на основе сравнения с эталонными (стандартными). Иными словами, технический уровень изготовления протеза клапана сердца выявляется путем сравнения оцениваемого изделия с лучшим, в смысле технических возможностей, мировым уровнем. С этой точки зрения следует различать технический и технико-экономический уровни изделия медицинской промышленности.
6. Метод социологических исследований
Позволяет выявить отношение населения к своему здоровью, влияние условий труда и быта на здоровье населения и др.
Современные методы социологических исследований позволяют изучать процессы формирования общественного мнения о медико-социальных явлениях и тем самым получать информацию не только в форме субъективных оценок осуществляемых мер, но и в форме объективных медико-социологических показателей функционирования системы муниципального здравоохранения. Для повышения качества оказания медицинской помощи, удовлетворенности населения работой всей системы городского здравоохранения, гармонизации взаимодействия субъектов системы обязательного медицинского страхования необходимо получение мнений представителей данных субъектов. Поэтому становится актуальной проблема общественной оценки проводимых мероприятий в системе городского здравоохранения на основе постоянно действующего мониторинга общественного мнения. Изучение общественного мнения в здравоохранении крупного промышленного города как система логически последовательных методологических и организационно-технологических процедур требует высокопрофессиональной работы специалистов. Поэтому первоочередной задачей организаторов таких исследований является создание исследовательских структур, в штате которых будут обязательно присутствовать организаторы здравоохранения и социологи медицины. Это позволит повысить эффективность и прогнозировать развитие территориальной системы здравоохранения, получать необходимые данные для принятия управленческих решений, а также иметь профессиональные знания о возможностях системы медико-социологических исследований и мониторинга и о дальнейшем опыте их применения.
7. Экспериментальный метод
Включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.
Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.
В исследовании могут использоваться методы хронометражных, исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).
Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.
Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем.
Данный метод может совместно использоваться с другими, например:
1. Метод системного анализа — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математическихметодов.
2. Эпидемиологический метод — специфическая совокупность приемов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).
3. Медико-географический метод — метод медицинской географии, заключающийся в сборе, систематизации и обобщении сведений о природных, экономико-географических и медико-санитарных условиях той или иной территории и влиянии этих условий на здоровье населения.
Действенными формами оздоровительной работы являются единые комплексные планы. Они (для отдельных объектов или для административной территории) направлены на проведение комплексных мероприятий силами не только медицинских работников (лечебного и гигиенического профиля), но и специалистов технических, административных, профсоюзных, финансовых, юридических и других подразделений и ведомств.
На основе анализа медико-демографической, эпидемической и экологической ситуации, оценки санитарного состояния и здоровья различных групп населения и уровня технического обеспечения планируются мероприятия с указанием сроков исполнения и ответственных.
Составление комплексных планов организуется врачами-специалистами (руководителем комитета по здравоохранению и главным государственным санитарным врачом территории), утверждают их руководители администрации территории. После утверждения план приобретает форму документа, обязательного для всех исполнителей. На отдельных производственных объектах комплексные планы составляют главные врачи медико-санитарных частей, цеховые терапевты, санитарные врачи по гигиене труда. Утверждает их директор объекта.
В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.
По определению ВОЗ (1999), качество жизни — оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.
Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).
Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов — врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.
1. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни населения регионов России. — 2002. — №11.
2. Народное благосостояние: тенденции и перспективы / под ред. Н.М. Римашевской, Л.А. Оникова. — М.: Наука, 1991. — 255 с. 41. Новиков Г.Н. Теории международных отношений: учебное пособие. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 1996. — 298 с.
3. Шитова Ю.Ю. Социально-экономический анализ в пакете SPSS / Ю.Ю. Шитова, Ю.А. Шитов. — Саранск: Изд-во Мордовского гос. унта, 2010. — 60
4. Авалиани С.Л. Теоретические и методические основы гигиенической оценки реальной нагрузки воздействия химических факторов окружающей среды на организм: Автореф. дисс. д.м.н. — М., 1995.
5. Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрем Т. Основы эпидемиологии. — Женева, ВОЗ. 1994.
6. Киселев А.В. Оценка риска здоровью в системе гигиенического мониторинга. — СПб.: Медицинская академия последипломного образования, 2001. — 36 с.
7. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека — социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. -89 с
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение уровня, структуры и факторов заболеваемости язвенной болезнью подростков. Относительные величины. Медико-демографические и показатели заболеваемости населения. Метод стандартизации. Применение средних величин для оценки общественного здоровья.
лабораторная работа [25,9 K], добавлен 03.03.2009
Возрастная структура населения, показатели его заболеваемости и обращаемости в лечебно-профилактические медицинские учреждения. Статистические методы исследования здоровья населения. Разработка плана организационных мероприятий по обучению студентов.
курсовая работа [2,4 M], добавлен 11.09.2015
Статистика состояния здоровья населения. Методы изучения общественного здоровья и общей заболеваемости. Организация специального учета важнейших неэпидемических заболеваний и методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
контрольная работа [24,6 K], добавлен 02.07.2013
Вычисления показателей смертности, летальности или заболеваемости часто проводятся для неоднородных по своему возрастному или половому составу групп населения. Необходимость статистического метода стандартизации показателей медицинского характера.
методичка [46,0 K], добавлен 19.04.2009
Представление об этиологии, лечении и профилактике вирусного гепатита, его социальный, медицинский и психологический аспекты. Общая характеристика показателей здоровья населения, статистика его заболеваемости, потери трудоспособности и смертности.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 23.12.2010
Источник