Врачи объяснили, почему в России резко выросло число «особенных» детей
15 мая 2021, 13:48 — Общественная служба новостей — ОСН В России на 9,4% увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такую статистику огласила уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова. Что стало причиной роста …
В России на 9,4% увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такую статистику огласила уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова. Что стало причиной роста числа «особенных» детей Общественной службе новостей рассказали врачи.
Член Комитета Совфеда по социальной политике, врач-педиатр Владимир Круглый назвал главной причиной увеличения количества детей с ОВЗ улучшение медицинской диагностики. Но есть и другие факторы, также связанные с расширением возможностей медицины.
Всему виной возможности медицины?
«Лучше диагностируются дети с аутизмом, новые подходы, новые критерии. Раньше такой диагноз ставили очень редко. Второй фактор − с ростом медицины сильно снижается детская смертность. Недоношенные дети, с дефицитом массы тела теперь выживают. Сейчас живорождением считается младенец от 500 гр, но среди них здоровыми остаются не так много. К сожалению, среди них достаточно высок процент детей-инвалидов. Это может быть нарушение слуха, зрения. За счет этих детей также увеличивается цифра статистики», − пояснил Владимир Круглый.
На увеличение количества детей с ОВЗ могут повлиять и социальные аспекты. В России уменьшается количество родов, на этом фоне процент «особенных» детей становится больше. Сказывается и то, что современные женщины откладывают деторождение на более поздний возраст.
«Чем старше женщина, тем больше риск патологии беременности и родов, выше процент детей, рождаемых с патологией. Но повода говорить о том, что количество детей с инвалидностью возросло почти на 10% у нас нет», − подытожил врач-педиатр.
…и пластиковая посуда
Аналогичного мнения придерживаются и другие специалисты. Ограниченные возможности здоровья не всегда инвалидность, это особые потребности. И чем больше будет выявлено таких детей, тем больше шансов обеспечить их более качественную жизнь, не вгоняя в общие рамки, считает врач-консультант, специалист по организации здравоохранения Евгений Ковалев.
«Количество детей с ОВЗ всегда было достаточно большим. Сюда входят и слабослышащие, с расстройствами аутистического спектра и аутизмом, с различными когнитивными дефицитами и.т.д. Но сейчас эти особенности гораздо лучше выявляются. К примеру, осведомленность неврологов и психиатров в детской сети о таких детях и о том, как их вести, стала намного больше», − напомнил врач.
В России наконец-то появилась инфраструктура для детей с ОВЗ, развивается инклюзия, различные волонтерские центры и благотворительные организации, социальные программы. Все это также влияет на выявляемость.
«Но количество детей с аутизмом действительно растет. Ранее с аутизмом был каждый 88-й ребенок, сегодня это каждый 20-й. Помимо высокой выявляемости одной из причин называют влияние прогресса. Есть мнение, что фталаты и бисфенолы в пластике влияют на развитие детей», − добавил врач.
Это пока только предположения, но будущим мамам лучше отказаться от пластиковой тары и посуды, а грудных детей не кормить из пластиковых бутылочек. Стоит придерживаться всего натурального, посоветовал врач.
Не ограничения, а возможности
Главный детский реабилитолог РФ профессор Татьяна Батышева также советует правильно понимать природу такой статистики. Не стоит бояться цифр и самой аббревиатуры – ОВЗ.
«Практика показывает, что цифры отражают не рост реального количества детей с ОВЗ, а демонстрируют увеличение эффективности выявления особых потребностей, своевременности диагностики и комплексной помощи этим детям. Это и огромная работа специалистов здравоохранения и образования, и принципиальные изменения в общественном восприятии этой аббревиатуры – ОВЗ», − подчеркнула реабилитолог.
Активное становление инклюзии в нашей стране происходит как раз в последние годы, напомнила профессор Батышева. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 был принят лишь в 2012 году, и с тех пор поэтапно реализовывался. В частности, только в 2016 году в педагогическую практику вошли образовательные стандарты для детей с ОВЗ.
«Пожалуй, самым затяжным этапом внедрения новой системы стал этап принятия статуса “ОВЗ” родительской общественной средой. Достаточно долго мы шли к тому, чтобы особые потребности перестали быть стигмой для родителей, чтобы они увидели конструктивные возможности различных образовательных маршрутов. Таким образом, озвученные цифры показывают, что все больше детей сегодня получают более эффективное, индивидуализированное образование», − считает Татьяна Батышева.
Главный детский реабилиатолог считает важным делом в вопросе помощи детям с ОВЗ внедрение в России МКФ − Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Это новые стандарты ВОЗ, которые позволяют гораздо шире и полнее взглянуть на возможности участия особенных детей в жизни общества.
«Сегодня мы можем формировать для каждого ребенка индивидуальную коррекционную траекторию. Можем сделать их жизнь гораздо комфортнее, а мир вокруг – более доступным и доброжелательным местом», − заключила специалист.
Ранее специалисты рассказали, отличаются ли дети, рожденные посредством ЭКО от младенцев, зачатых естественным путем. Гинеколог также объяснил, как можно запланировать двойняшек.
Источник
Статистические данные по детям с ограниченными возможностями здоровья
Минпросвещения России обеспечивает деятельность по защите прав учащихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование, комплексной поддержке коррекционных школ, созданию в школах и детских садах инклюзивной образовательной среды.
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в более чем 50% коррекционных школ (около 900 образовательных организаций) пройдет модернизация инфраструктуры. В частности, будут оснащены трудовые мастерские, кабинеты специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учеников с особыми образовательными потребностями, учебные кабинеты и помещения для организации качественного доступного образования (компьютерные классы, спортивные залы/залы лечебной физкультуры, учебные кабинеты химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и другие кабинеты). Модернизация затронет и инфраструктуру дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70% детей с ОВЗ.
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.
Реестр организаций, на базе которых планируется реализация адаптированных общеобразовательных программ и адаптированных программ профессионального обучения для граждан, проживающих в психоневрологических интернатах
Количество обучающихся с ОВЗ:
- более 1,15 миллионов человек
Дети с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования:
- 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников)
Студенты СПО с ОВЗ:
- 3 006 360 человек, в том числе с ОВЗ – 13 626 человек, в частных образовательных организациях – 200 916 человек
Источник
Статистика специальной педагогики
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. Тем не менее, абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например, европейским критериям, данные о количестве различных категорий лиц с ограниченными возможностями.
Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем ее цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему.
Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. 1. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития.
Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, имеющих ограниченные возможности.
В мире (кроме Африки):
на 1 тыс. чел. — 3 слепых;
5% населения имеют проблемы со слухом;
на 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4—5 чел. с нарушениями интеллекта;
из 800 новорожденных — один с синдромом Дауна.
Процентное соотношение между различными категориями отклонений в развитии наиболее устойчиво в пределах основных возрастных групп.
В детской возрастной группе:
40% — образовательные затруднения;
20% — нарушения интеллекта;
20% — нарушения речи;
20% — остальные нарушения.
Для стран с низким уровнем развития характерны грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха.
В развитых странах (США, Германии, Швеции, Финляндии) одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения, при чтении, письме, в математике.
Статистические данные по России:
В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.
Рассмотрим некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.
По данным Федеральной службы государственной статистики К системе школьного специального образования России относятся: 1155 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно данных министерства образования в них обучаются 211139 тысяч учащихся; 6544 учащихся в школах-интерната для глухих детей; 9894 учащихся в школах-интерната для слабослышащих; 2249 незрячих учеников обучаются в школах-интерната для слепых детей, 11409 учеников обучаются в школах-интерната для слабовидящих; школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают помощь 7832 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического развития, где обучаются 12562 учащихся; в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются 9939 ребенка. В 15% случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненными другими недостатками развития — нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата и др. до недавнего времени эта категория детей квалифицировалась как необучаемая (в общепринятом смысле школьного обучения). Поэтому часто эта категория лиц с ограниченными возможностями остается вне образовательного пространства, хотя сегодня доказано, что при систематической и профессионально выполняемой коррекционно-педагогической работе эти дети способны к освоению простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, что, безусловно, также является обучением. Тем не менее, эти дети находятся в большинстве случаев в закрытых интернатных учреждениях — интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь.
К системе специального образования относятся специальные классы в образовательном учреждении (школе) общего назначения, предназначенные для разных категорий учащихся с нарушениями развития, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время число обучающихся в них детей составляет 109440 тыс. человек. Более 20 тыс, детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на дому или в школах индивидуального (надомного) образования.
Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8 -1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения). В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья, которых ограничены вследствие хронических заболеваний. Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности. Предметные области современной специальной педагогики
Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений дня детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие:
тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);
сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
логопедия (лица с нарушениями речевого развития);
олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т. е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.
Объединяющим теоретико-методологическим началом всех этих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении ХХ в.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.
Источник