Меню

Статический метод изучения здоровья

Применение статистических методов исследования в оценке деятельности здоровья и здравоохранения

Теоретические и методологические основы статистики. Основные этапы медико-статистического исследования. Составление вариационных рядов. Определение необходимого числа наблюдений. Суть функциональной и корреляционной связей. Анализ метода стандартизации.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.12.2015
Размер файла 487,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Реферат

Применение статистических методов исследования в оценке деятельности здоровья и здравоохранения

Ижевск 2015 год

1. Теоритические и методологические основы статистики

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» — состояние, положение. Впервые это слово при описании состояния государства в середине XVIII века применил немецкий ученый Ахенваль.

Как наука статистика возникла в Англии в XVIII веке в трудах «политических арифметиков».

Статистические методы широко применяют в различных областях знаний: в математике, физике, астрономии, биологии, медицине и т.д.

Как каждая наука, статистика имеет свой предмет исследования — массовые явления и процессы общественной жизни, свои методы исследования — статистические, математические, разрабатывает системы и подсистемы показателей, в которых отражаются размеры и качественные соотношения общественных явлений.

Статистика изучает количественные уровни и соотношения общественной жизни в неразрывной связи с их качественной стороной.

Главная задача статистики, как и всякой другой науки, заключается в установлении закономерностей изучаемых явлений.

Так происходит и при массовом статистическом наблюдении: основная закономерность проявляется лишь при достаточно большом числе наблюдений.

Назначение статистики, как и каждой науки, — вскрывать причины изучаемых явлений, поскольку все процессы и изменения в мире и обществе происходят в результате действия определенных причин.

1.1 Медицинская статистика здоровья и здравоохранения.

Одной из отраслей статистики является статистика медицинская, которая изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в медицине.

Медицинскую и так называемую санитарную статистику не разделяют. Однако нам представляется более правильным выделить в составе медицинской статистики статистику здоровья и здравоохранения, которую со времен земства называли санитарной статистикой.

Санитарная статистика является разделом науки об общественном здоровье и здравоохранении, в свою очередь, она состоит из статистики здоровья и статистики здравоохранения. Статистика здоровья изучает здоровье общества в целом и отдельных его групп и устанавливает зависимость здоровья от различных факторов социальной среды.Статистика здравоохранения анализирует данные о сети медицинских и санитарных учреждений, их деятельности и кадрах, оценивает эффективность различных организационных мероприятий по профилактике и лечению болезней. Статистика и статистический метод широко используются врачами в практической и научной работе.

2. Организация и этапы медико-статистического исследования

1-й этап — составление программы и плана исследования;

2-й этап — сбор материала;

3-й этап — разработка материала;

4-й этап — анализ, выводы, предложения.

1-й этап: составление программы и плана исследования

Цель (зачем проводится исследование?) Задачи (как будет достигнута цель?)

2-й этап: сбор материала

3-й этап: разработка материала

1. Проверка собранного материала.

2. Разметка признаков по группам выбранных классификаций, шифровка (если она не проведена на этапе сбора материала).

3. Раскладка по группам.

Читайте также:  Правила сохранения здоровья обж

4. Подсчет и внесение данных в таблицы.

5. Составление вариационных и динамических рядов.

6. Вычисление статистических показателей.

7. Графическое изображение данных.

4-й этап: анализ, выводы, предложения

1. Осмысление полученных абсолютных данных, графических изображений и статистических показателей, их сравнение:

— с имеющимися нормативами;

— со средними уровнями показателей;

— со стандартами, например, физического развития;

— с данными по другим учреждениям и территориям;

2. Оформление работы.

4. Проверка соответствия полученных выводов принятой гипотезе и задачам исследования.

5. Предложения для внедрения в практику.

Теперь более подробно обо всех этапах исследования.

2.1 1-й этап статистического исследования

Цель и задачи статистического исследования

Основная, конечная цель исследования должна быть ясна и четко сформулирована возможно раньше. С этого нужно начать составление программы и плана исследования, которые и будут его 1-м этапом, как бы его проектом, требующим от исследователя очень ответственного, творческого, вдумчивого отношения. Этот этап определяет глубину изучения темы и успех предстоящей работы.

Далее следует определить конкретные пути достижения цели. Формулировка задач исследования обычно отвечает на вопрос, как достичь цели.

Объект и единица исследования

В клинико-статистических работах всегда, а в комплексных социально-гигиенических — как правило объектом исследования является группа людей, объединенных какими-то признаками; единица исследования — каждый человек этой группы.

Объект исследования в статистике называют статистической совокупностью, которую определяют как группу относительно однородных элементов — единиц, объединенных вместе в границах времени и пространства. Почти во всех комплексных социально-гигиенических исследованиях изучаются не только группы людей, объединенных каким-то общим признаком, но и их семьи.

В социально-гигиенических исследованиях не принято дифференцировать единицу статистической совокупности и единицу наблюдения, более того, эти два понятия отождествляются: единицу статистической совокупности называют единицей наблюдения (учета).

В социально-гигиенических исследованиях и промышленное учреждение, и школу, и больницу (ее отделения), и город мы обычно называем местом проведения исследования.

Группу обследуемых людей, здоровых или больных, можно назвать объектом исследования 1-го порядка, группу обследуемых семей — объектом исследования 2-го порядка. Единицами наблюдения в них соответственно будут человек (больной или здоровый) и семья; это исследование с двумя единицами наблюдения. Единицей социально-гигиенического исследования могут быть каждый случай заболевания при изучении заболеваемости в каком-то коллективе, каждый случай временной нетрудоспособности, смерти, рождения, травмы, инвалидности при изучении соответствующих проблем.

Учетные признаки и их группировка

Учетные признаки каждой единицы наблюдения должны быть существенными признаками, непосредственно характеризующими изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства, исходя из цели и задач исследования. Исследователь должен быть уверен, что сможет получить объективную и достаточно точную информацию.

Как признаки сходства, так и признаки различия могут быть качественными (описательными, атрибутивными) и количественными (иметь числовые выражение); по характеру взаимоотношения признаки можно рассматривать как факторные и результативные (факторные признаки влияют на признаки результативные).

Составляя перечень учетных признаков, исследователь должен сразу думать об их группировке. Это нужно и для разработки учетных документов, и для составления макетов таблиц, и для последующих этапов исследования.

Различают типологические и вариационные группировки.

Типологическая группировка — это группировка атрибутных, описательных признаков, которые выражаются словесно (пол, виды заболеваний, профессия и др.).

Вариационная группировка — это группировка количественных признаков, имеющих числовое выражение (возраст, рост, уровень дохода и т.д.).

Читайте также:  Часы работы здоровье семьи дербышки

Программа сбора материала. Место, время и объем исследования

После определения перечня учетных признаков и их группировки нужно сконструировать различные учетные документы: регистрационные бланки, карты, анкеты, анкеты-интервью, которые и будут программой сбора материала и которые придется заполнять на каждую единицу наблюдения. На единицу наблюдения могут быть разработаны и заполнены несколько карт, анкет и т.д. Удобнее всю информацию на каждую единицу исследования (лицо) собирать на одну карту. При составлении учетных документов нужно учесть предполагаемый способ разработки материала: если планируется машинная разработка, то учетные формы должны быть согласованы с инженером-программистом

При предполагаемой ручной разработке материала рекомендуется формализация форм:

Эти вопросы тесно сопряжены с вопросом, что исследовать.

В научном исследовании и в практической работе можно исследовать всю имеющуюся совокупность или только ее часть.

Практический врач может анализировать все население участка, все кадры поликлиники, всех госпитализированных больных, все посещения, обращения или всех умерших в прошедшем году и т.д. Все эти исследования являются сплошными, а статистические совокупности в них — генеральными.

Если надо установить закономерность, например, посещаемости в поликлинику по дням недели, то можно анализировать не все посещения за год, а часть этих посещений. В таком случае статистическое исследование будет выборочным, выборочной будет и статистическая совокупность. Научные комплексные социальногигиенические и клинико-статистические исследования редко бывают сплошными и анализируют генеральные совокупности, они преимущественно выборочные и анализируют выборочные совокупности.

Важно определить, какую совокупность изучать — генеральную или выборочную, потому что численность генеральной совокупности не рассчитывается. Если совокупность будет выборочной, частью целого, т.е. генеральной совокупности, то выборочная совокупность должна быть представительна (репрезентативна) по отношению к генеральной совокупности по качеству и количеству признаков. Только в этом случае можно по части судить о целом, а выводы, полученные при изучении выборочной совокупности, перенести на всю генеральную совокупность.

Качественная представительность (репрезентативность) выборочной совокупности обеспечивается правилами выборки, количественная репрезентативность обеспечивается расчетами.

В большинстве комплексных социально-гигиенических исследований объем выборки составляет 400-800 единиц наблюдения; обычный объем клинико-статистических исследований — 100-200 больных. Необходимо учитывать относительность понятий «генеральная» и «выборочная» совокупность.

Вопрос о том, когда проводить исследование, исследователь решает по-разному в зависимости в первую очередь от сути проблемы.

Формирование статистической совокупности

Для обеспечения качественной представительности (репрезентативности) выборочной совокупности существуют определенные методы и способы отбора единиц исследования. В клинических, социально-гигиенических исследованиях, как правило, отобранная единица наблюдения в дальнейшем при подсчетах не участвует. Такой метод выборки в статистике называется бесповторным в отличие от повторного, когда отобранная единица наблюдения опять возвращается в генеральную совокупность и снова участвует в подсчетах. Бесповторный отбор дает более точные результаты, чем повторный.

Можно отбирать единицы совокупности (индивидуальный вид отбора), можно отбирать группы единиц (групповой вид отбора), можно сочетать тот и другой отбор, отбирая сначала группы, а в них — единицы, это будет комбинированный вид отбора.

И повторный, и бесповторный отбор единиц наблюдения может быть случайным, механическим, типологическим, серийным, парно-сопряженным, направленным и когортным.

Случайный отбор — это лотерея. Механический отбор — это каждый 2-й, 5-й, 10-й, по списку, по порядку и т.д. Типологический отбор — это отбор по какому-то типичному признаку — по профессии, по наличию того или иного заболевания, уровню дохода, образованию, занимаемой должности и т.д. Серийный отбор — это сочетание типологического и случайного или механического отбора, когда вся совокупность делится на примерно однородные серии, затем выбираются серии и в них исследуются все единицы наблюдения. Парно-сопряженный отбор, или метод пара-копий, — это формирование, например, контрольной группы, когда каждой единице наблюдения основной группы подбирается максимально похожая на нее единица наблюдения контрольной группы. Различие должно быть только по изучаемому фактору воздействия, например, по методу лечения.

Читайте также:  Спорт для женщин для здоровья

Направленный отбор по одному, двум или нескольким признакам используется для углубленного изучения взаимосвязи менее изученных признаков при исключении признаков, влияние которых известно.

Формируются однородные по возрасту и полу группы для изучения, например, распространенности того или иного заболевания и изучается образ жизни людей этих групп. Влияние возраста и пола, таким образом, исключается.

Разновидностью направленного отбора является когортный метод, который дает возможность выявить наиболее яркие закономерности в группах лиц, объединенных тем или другим демографическим признаком.

По времени исследование может быть текущим и единовременным.

Методика или техника сбора информации:

— заполнение различных учетных документов или выкопировка сведений из них (из историй болезни амбулаторных карт, различных журналов и пр.);

— опрос (интервью, анкета, анкета-интервью). Возможно сочетание этих методик в одном исследовании.

Способы и программа разработки и анализ материала

Существуют многочисленные пакеты программ разработки и анализа для машинной разработки, которые выбирают вместе с инженером-программистом.

Если выбран ручной способ разработки, то программа разработки материала представляет собой перечень и макеты таблиц, которые нужно определить и разработать сейчас, а заполнить на 3-м этапе исследования, когда разрабатывают собранный материал.

Программа анализа при машинной разработке материала определена в пакетах программ разработки, программы анализа при ручной разработке материала представляют собой перечень статистических величин, которые будут получены в результате разработки. Определить этот перечень тоже надо на 1-м этапе исследования.

Статистическая таблица — наиболее удобный вид статистической сводки материала. Чтобы правильно составить макет таблицы, нужно знать как минимум следующее.

Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие, отражающее ее содержание. Заглавие пишут над таблицей (в отличие от графика, название которого должно быть внизу).

В таблице, как в грамматическом предложении, различают статистическое подлежащее — то, о чем говорится в таблице. Это основной признак изучаемого явления, он располагается, как правило, по горизонтальным строкам таблицы. Статистическое сказуемое (одно или несколько) — это то, что говорится о статистическом подлежащем, это признаки, характеризующие подлежащее, они располагаются в вертикальных графах. Оформление таблицы должно заканчиваться итогами по графам (последняя строка по горизонтали «Итого») и по строкам (последняя графа по вертикали «Всего»). Они нужны для расчета соответствующих показателей в последующем.

Таблицы бывают простыми и сложными, сложные таблицы в свою очередь — групповыми и комбинационными.

Простые таблицы дают количественную характеристику какого-то одного признака, соответственно итоговая сводка делается лишь по одному признаку.

Распределение травматологических больных по характеру повреждения (макет)

Сложные таблицы содержат одно подлежащее и несколько сказуемых.

В групповых таблицах подлежащее сочетается каждый раз с одним сказуемым.

Распределение травматологических больных по характеру повреждения, возрасту и полу (макет)

Источник

Adblock
detector