Меню

Статьи журнала здоровье школьника

Статья «Здоровье современного школьника»
статья по зож на тему

Статья «Здоровь современного школьника»

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_sovremennogo_shkolnika.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Набережных Е.А., учитель начальных классов,

Черникова О.В., учитель начальных классов,

МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол

ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА –

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед учителем на первом месте:

— обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

— сохранение работоспособности на уроках;

— снижение уровня заболеваемости учащихся;

— формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

— формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.

Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении урока [1].

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.

На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:

  • физкультурные минутки,
  • физкультурные паузы,
  • динамические перемены,
  • дни здоровья,
  • внешкольные спортивные мероприятия [3].

Учителю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:

  • общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
  • подвижные игры;
  • танцевальные физкультурные минутки;
  • ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
  • гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз);
  • физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
  • двигательно-речевые упражнения (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
  • дидактические игры с движениями;
  • развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
  • гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
  • оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
  • сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
  • пантомимическая гимнастика.

Для создания здоровьесберегающей среды в школе проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.

Педагоги устраняют перегрузку на уроке и строго дозируют домашние задания.

Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы классного руководителя, медицинского работника школы; посещение семей обучающихся с целью выявления причин неблагополучия в состоянии здоровья, организации помощи [2].

На классных родительских собраниях значительное место отводится выступлениям самих родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.

3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно.

За последние 100 — 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, готовим к.

Целью данной работы является исследование отношения современных школьников к чтению через изучение интересов и приоритетов ребенка.В результате исследования материалов по данной теме были .

Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.

В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями.

Обучение чтению как восприятию и пониманию текста — одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как научить ребенка осо­знанно и правильно читать, как сформировать навык работы с т.

Источник

«Здоровье школьника» — журнал для заботливых родителей

Written on 01 декабря 2011 . Posted in Взрослым

Читальный зал представляет журнал для заботливых родителей «Здоровье школьника». Это единственное печатное издание в нашей стране для родителей, чьи дети являются школьниками, т.е от 6 до 17 лет.

Основная масса статей — это рекомендации детских врачей самого различного профиля, детских психологов, семейных психотерапевтов и, конечно же, педагогов. Также здесь можно найти статьи о физическом развитии детей, о психологии и проблемах взросления, о возможностях современной медицины, о питании детей, обучении, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал является не только помощником родителей, но учителем и просветителем. Здесь вы найдете ответы на самые животрепещущие темы, которые встречаются в повседневной жизни школьника. Вся информация преподнесена в очень доступной форме, также даются рекомендации, как поступить в определенной сложной ситуации.

Каждый выпуск журнала посвящается какой-нибудь волнующей не только родителей, но часто и самих детей – теме. Вот некоторые их особо важны тем, затронутых на страницах «Здоровья школьника». Итак, рубрика «Тема номера»:

  1. Болсуновская, Надежда.Школа: реальность и мифы / Н. Болсуновская // Здоровье школьника. — 2011. — N 8. — С. 10-16

Школьные психологи рассказывают о современной школе, о родительских заблуждениях, а также о детских школьных проблемах.

  1. Трофимова, Мария.Выбираем школу / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 3. -С.6-7

Виды школ: от общеобразовательных и частных до школ с углубленным изучением предметов.

  1. Трофимова, Мария.Отдых вдали от мам / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 7. -С.8-14

Советы родителям по организации летнего отдыха ребенка в детском лагере.

  1. Трофимова, Мария.Ребенок-катастрофа / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 9. — С. 10-18

Гиперактивные дети чаще других испытывают стресс. Они подвергаются критике со стороны учителей и родителей за плохое поведение и невнимательность, зачастую имеют проблемы в общении со сверстниками. Авторы статьи, психологи дают ценные рекомендации родителям, как регулировать поведение таких детей.

  1. Штейн, Ася.Социальные сети: ребята с нашего комьюнити / А. Штейн // Здоровье школьника. — 2011. — N 6. -С.8-14

Проблемы сетевого общения современных подростков.

  1. Трофимова, Мария.Детская жестокость / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 10. -С.10-16

Дети порой в своей жестокости превосходят любого взрослого. В чем же истоки детской агрессии? Как усмирить и предотвратить детскую агрессию.

  1. Трофимова, Мария.Мальчики + девочки / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 11. -С.12-16

Надо ли вводить в школе уроки полового воспитания? Из чего складывается репродуктивное здоровье ребенка и как рано о нем нужно задуматься?

Рубрика «За партой» поднимает проблемы обучения и воспитания ребенка. Цель, которую преследуют авторы этой рубрики: педагогическое просвещение родителей

  1. Безруких, Марьяна.Быстро=медленно? / М. Безруких // Здоровье школьника. — 2011. — N 10. — С. 24-26

Статья рассказывает, как помочь первоклашке привыкнуть к школе и справиться с учебными проблемами.

  1. Безруких, Марьяна.Эта трудная третья четверть / М. Безруких, А. Штейн // Здоровье школьника. — 2011. — N 2. -С.22

Статья для родителей первоклассников о том, как преодолеть трудности третьей четверти.

  1. Болсуновская, Надежда.Домашнее задание: шаги к успеху / Н. Болсуновская // Здоровье школьника. — 2011. — N 9. — С. 36-38

Как делать уроки — тема вечная. Как научить ребенка работать самостоятельно?

  1. Болсуновская, Надежда.Синдром отличника / Н. Болсуновская // Здоровье школьника. — 2011. — N 3. -С.29-30

Синдром отличника — признак неуверенности в себе, страх перед порицанием. У способных детей появляются комплексы и психологические проблемы из-за неуверенности, что они не смогут выполнить все идеально.

  1. Продленка: за ипротив // Здоровье школьника. — 2011. — N 9. — С. 32-34
  2. Трофимова, Мария.В отпуск вместе / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 7. -С.22-23

Отличный способ объединить семью — совместный отпуск. Где и как провести время с ребенком?

  1. Штейн, Ася.Искусство быть читателем / А. Штейн // Здоровье школьника. — 2011. — N 2. -С.18-20

Как увлечь ребёнка чтением и как сформировать его читательский вкус.

В рубрике «Медосмотр» содержится информация для родителей, которым важно физическое развитие детей и их здоровье. Детские болезни, профилактика болезней, вопросы вакцинации и возможные последствия прививок – эти и другие вопросы возникают у каждого родителя. Также вы найдете статьи об укреплении иммунитета, закаливании, необходимых витаминах. Авторами статей выступают педиатры, детские невропатологи, аллергологи, иммунологи и даже диетологи.

  1. Артемова, Анна.Синдром Барби / Анна Артемова // Здоровье школьника. — 2009. — N 11. -С.40-43

Подростковая анорексия: причины, проявление болезни, лечение.

  1. Волков, Дмитрий.Охота на лямблий / Д. Волков // Здоровье школьника. — 2010. — N 7. -С.36-38

Лямблиоз у детей: симптомы, лечение, профилактика.

  1. Демидов, Глеб.Забастовка под желудком / Г. Демидов, А. Петрова // Здоровье школьника. — 2010. — N 1. -С.42-43

Воспаление поджелудочной железы у детей. Статья рассказывает о детском панкреатите.

  1. Макшиев, Владислав.Грипп не пройдет / В. Макшиев // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.38-40

Коварный грипп может протекать достаточно легко или тяжело, но самое неприятное то, что вирус вызывает серьезные осложнения и очень заразен. Как защитить ребенка от гриппа.

  1. Нечаева, Ирина.Свидание с вампиром / И. Нечаева // Здоровье школьника. — 2010. — N 5. -С.50-53

Болезнь, виновниками которой являются клещи, чревата не только опасными, но и трагическими последствиями. Лучшая защита от клеща — вакцинация и соблюдение правил личной безопасности

  1. Нечаенко, Елена.Большая жратва / Е. Нечаенко, А. Киктенко // Здоровье школьника. — 2010. — N 7. -С.44-46

О расстройстве пищевого поведения — булимии. Симптомы и течение болезни.

  1. Нечаенко, Елена.Гастрономией по гастриту / Е. Нечаенко, И. Демидов // Здоровье школьника. — 2010. — N 3. -С.50-51

Гастриры у школьников: симптомы, разновидности, диета.

  1. Нечаенко, Елена.Требуется энергия! / Е. Нечаенко // Здоровье школьника. — 2010. — N 11. -С.50-52

С точки зрения современной молодежи, напитки должны не только утолять жажду и быть вкусными, но и придавать сил, помогать справляться с ежедневными нагрузками. Именно такими являются энерготоники. Но полезны ли они?

  1. Осьминина, Екатерина.Мокрый нос / Е. Осьминина // Здоровье школьника. — 2009. — N 11. -С.48-49

Гайморит у детей. Экстренные меры, лечение, профилактика.

  1. Петров, Александр.Простуда ниже пояса / А. Петров // Здоровье школьника. — 2009. — N 12. -С.46-48

Детский пиелонефрит: симптомы, профилактика и лечение.

  1. Трофимова, Мария.Звонок на завтрак / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.10-14

Чем кормить школьника на завтрак? Как составить меню для школьника на день? Чем кормят детей в школе?

Актуальные психологические проблемы детского и подросткового возраста в журнале освещает рубрика «Беседка». Авторами статей выступают ведущие психологи и семейные психотерапевты Центра развития межличностных коммуникаций.

  1. Баулина, Мария.Я никогда не умру / М. Баулина // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.66-67

Откуда у детей появляется страх смерти, или наоборот появляется нездоровый интерес к миру мертвых? Как сформировать адекватное восприятие смерти? На эти и другие нелегкие вопросы отвечает психолог Мария Баулина.

  1. Бебик, Марина.Обидно, да?! / М. Бебик // Здоровье школьника. — 2010. — N 6. — с. 60-61

У детей обида заметна лучше. И очень важно, чтобы взрослый, который рядом, помог ребенку пережить это чувство.

  1. Бебик, Марина.Родители в ловушке у игрушек / М. Бебик // Здоровье школьника. — 2011. — N 6. -С.58-61

Через игру дети осваивают мир, усваивают правила общества, проигрывают разные ролевые модели поведения. Но актуальным остается вопрос — как выбирать игрушки, какие из них полезнее для психического и эмоционального развития.

  1. Варга, Анна.Развод — и что же теперь будет? / А. Варга // Здоровье школьника. — 2010. — N 7. -С.68-69

Если развод произошел, ущерб для ребенка можно уменьшить. Существует психотерапия развода, решающая эту задачу. В статье даны некоторые приемы, которые можно применить самостоятельно.

  1. Вроно, Елена.Депрессия? Не справимся сами. / Е. Вроно // Здоровье школьника. — 2011. — N 1. -С.64-65

Депрессия у детей: причины, лечение.

  1. Вроно, Елена.Целебное вранье / Е. Вроно // Здоровье школьника. — 2011. — N 4. -С.66-67

Выдумывая, ребенок создает себе все то, чего ему не хватает. Он воображает себя сильным, удачливым, красивым. Фантазируя, он создает в мечтах прекрасный мир — нередко очень далекий от реальности.

  1. Гутман, Ольга.От ненависти до любви. / О. Гутман // Здоровье школьника. — 2011. — N 6. -С.56-57

Автор статьи, психолог рассуждает о чувстве ненависти у детей.

  1. Гутман, Ольга.Я, знаешь, няня, влюблена / О. Гутман // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.60-61

В подростковом возрасте влюбленность переживается бурно и болезненно. Родители вместе с детьми теряют душевное равновесие. Как избежать конфликтов в семье? Как изменить отношение к тому, что происходит с взрослеющим ребенком?

  1. Котова, Татьяна.Программируем на счастье / Т. Котова // Здоровье школьника. — 2010. — N 11. -С.18-19

Кандидат психологических наук Татьяна Котова рассказывает в статье о половом воспитании в семье.

  1. Нечаенко, Елена.Жертвы шопинга / Е. Нечаенко, И. Пархоменко // Здоровье школьника. — 2011. — N 3. -С.62-63

У некоторых подростков страсть к покупкам становится болезненной. О причинах постоянного стремления к приобретению вещей и о симптомах шопогоголизма.

  1. Руднева, Лариса.Жадина-говядина / Л. Руднева // Здоровье школьника. — 2010. — N 12. -С.62-63

Об истоках и формах жадности. О том, к чему чувство жадности может привести во взрослой жизни. Как вести себя родителям, чтобы ребенок не вырос жадным.

  1. Трофимова, Мария.Виртуальная жизнь / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 6. -С.66-67

Увлечение сетевыми играми вызывает социальную дезадаптацию ребенка. Что делать, когда ребенок много времени проводит в Интернете?

  1. Трофимова, Мария.Кем быть / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 5. -С.10-14

Главная задача профориентации не в том, чтобы дать человеку готовые решения, а в том, чтобы он сам осознал свои возможности и наклонности.

  1. Цыпленкова, Ольга.Страх у тебя на ладони / О. Цыпленкова // Здоровье школьника. — 2009. — N 11. -С.68-69

Статья о детских страхах, их природе и содержании. Рекомендации психолога о преодолении страхов у детей.

Источник

Читайте также:  Тесты по физическому здоровью
Adblock
detector