Статья «Здоровье современного школьника»
статья по зож на тему
Статья «Здоровь современного школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sovremennogo_shkolnika.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Набережных Е.А., учитель начальных классов,
Черникова О.В., учитель начальных классов,
МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол
ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА –
ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед учителем на первом месте:
— обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
— сохранение работоспособности на уроках;
— снижение уровня заболеваемости учащихся;
— формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
— формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.
Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении урока [1].
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.
На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:
- физкультурные минутки,
- физкультурные паузы,
- динамические перемены,
- дни здоровья,
- внешкольные спортивные мероприятия [3].
Учителю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:
- общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
- подвижные игры;
- танцевальные физкультурные минутки;
- ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
- гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз);
- физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
- двигательно-речевые упражнения (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
- дидактические игры с движениями;
- развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
- гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
- оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
- сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
- пантомимическая гимнастика.
Для создания здоровьесберегающей среды в школе проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.
Педагоги устраняют перегрузку на уроке и строго дозируют домашние задания.
Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы классного руководителя, медицинского работника школы; посещение семей обучающихся с целью выявления причин неблагополучия в состоянии здоровья, организации помощи [2].
На классных родительских собраниях значительное место отводится выступлениям самих родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.
2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.
3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно.
За последние 100 — 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, готовим к.
Целью данной работы является исследование отношения современных школьников к чтению через изучение интересов и приоритетов ребенка.В результате исследования материалов по данной теме были .
Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.
В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями.
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста — одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с т.
Источник
«Здоровье школьника» — журнал для заботливых родителей
Written on 01 декабря 2011 . Posted in Взрослым
Читальный зал представляет журнал для заботливых родителей «Здоровье школьника». Это единственное печатное издание в нашей стране для родителей, чьи дети являются школьниками, т.е от 6 до 17 лет.
Основная масса статей — это рекомендации детских врачей самого различного профиля, детских психологов, семейных психотерапевтов и, конечно же, педагогов. Также здесь можно найти статьи о физическом развитии детей, о психологии и проблемах взросления, о возможностях современной медицины, о питании детей, обучении, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал является не только помощником родителей, но учителем и просветителем. Здесь вы найдете ответы на самые животрепещущие темы, которые встречаются в повседневной жизни школьника. Вся информация преподнесена в очень доступной форме, также даются рекомендации, как поступить в определенной сложной ситуации.
Каждый выпуск журнала посвящается какой-нибудь волнующей не только родителей, но часто и самих детей – теме. Вот некоторые их особо важны тем, затронутых на страницах «Здоровья школьника». Итак, рубрика «Тема номера»:
- Болсуновская, Надежда.Школа: реальность и мифы / Н. Болсуновская // Здоровье школьника. — 2011. — N 8. — С. 10-16
Школьные психологи рассказывают о современной школе, о родительских заблуждениях, а также о детских школьных проблемах.
- Трофимова, Мария.Выбираем школу / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 3. -С.6-7
Виды школ: от общеобразовательных и частных до школ с углубленным изучением предметов.
- Трофимова, Мария.Отдых вдали от мам / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 7. -С.8-14
Советы родителям по организации летнего отдыха ребенка в детском лагере.
- Трофимова, Мария.Ребенок-катастрофа / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 9. — С. 10-18
Гиперактивные дети чаще других испытывают стресс. Они подвергаются критике со стороны учителей и родителей за плохое поведение и невнимательность, зачастую имеют проблемы в общении со сверстниками. Авторы статьи, психологи дают ценные рекомендации родителям, как регулировать поведение таких детей.
- Штейн, Ася.Социальные сети: ребята с нашего комьюнити / А. Штейн // Здоровье школьника. — 2011. — N 6. -С.8-14
Проблемы сетевого общения современных подростков.
- Трофимова, Мария.Детская жестокость / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 10. -С.10-16
Дети порой в своей жестокости превосходят любого взрослого. В чем же истоки детской агрессии? Как усмирить и предотвратить детскую агрессию.
- Трофимова, Мария.Мальчики + девочки / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 11. -С.12-16
Надо ли вводить в школе уроки полового воспитания? Из чего складывается репродуктивное здоровье ребенка и как рано о нем нужно задуматься?
Рубрика «За партой» поднимает проблемы обучения и воспитания ребенка. Цель, которую преследуют авторы этой рубрики: педагогическое просвещение родителей
- Безруких, Марьяна.Быстро=медленно? / М. Безруких // Здоровье школьника. — 2011. — N 10. — С. 24-26
Статья рассказывает, как помочь первоклашке привыкнуть к школе и справиться с учебными проблемами.
- Безруких, Марьяна.Эта трудная третья четверть / М. Безруких, А. Штейн // Здоровье школьника. — 2011. — N 2. -С.22
Статья для родителей первоклассников о том, как преодолеть трудности третьей четверти.
- Болсуновская, Надежда.Домашнее задание: шаги к успеху / Н. Болсуновская // Здоровье школьника. — 2011. — N 9. — С. 36-38
Как делать уроки — тема вечная. Как научить ребенка работать самостоятельно?
- Болсуновская, Надежда.Синдром отличника / Н. Болсуновская // Здоровье школьника. — 2011. — N 3. -С.29-30
Синдром отличника — признак неуверенности в себе, страх перед порицанием. У способных детей появляются комплексы и психологические проблемы из-за неуверенности, что они не смогут выполнить все идеально.
- Продленка: за ипротив // Здоровье школьника. — 2011. — N 9. — С. 32-34
- Трофимова, Мария.В отпуск вместе / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2011. — N 7. -С.22-23
Отличный способ объединить семью — совместный отпуск. Где и как провести время с ребенком?
- Штейн, Ася.Искусство быть читателем / А. Штейн // Здоровье школьника. — 2011. — N 2. -С.18-20
Как увлечь ребёнка чтением и как сформировать его читательский вкус.
В рубрике «Медосмотр» содержится информация для родителей, которым важно физическое развитие детей и их здоровье. Детские болезни, профилактика болезней, вопросы вакцинации и возможные последствия прививок – эти и другие вопросы возникают у каждого родителя. Также вы найдете статьи об укреплении иммунитета, закаливании, необходимых витаминах. Авторами статей выступают педиатры, детские невропатологи, аллергологи, иммунологи и даже диетологи.
- Артемова, Анна.Синдром Барби / Анна Артемова // Здоровье школьника. — 2009. — N 11. -С.40-43
Подростковая анорексия: причины, проявление болезни, лечение.
- Волков, Дмитрий.Охота на лямблий / Д. Волков // Здоровье школьника. — 2010. — N 7. -С.36-38
Лямблиоз у детей: симптомы, лечение, профилактика.
- Демидов, Глеб.Забастовка под желудком / Г. Демидов, А. Петрова // Здоровье школьника. — 2010. — N 1. -С.42-43
Воспаление поджелудочной железы у детей. Статья рассказывает о детском панкреатите.
- Макшиев, Владислав.Грипп не пройдет / В. Макшиев // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.38-40
Коварный грипп может протекать достаточно легко или тяжело, но самое неприятное то, что вирус вызывает серьезные осложнения и очень заразен. Как защитить ребенка от гриппа.
- Нечаева, Ирина.Свидание с вампиром / И. Нечаева // Здоровье школьника. — 2010. — N 5. -С.50-53
Болезнь, виновниками которой являются клещи, чревата не только опасными, но и трагическими последствиями. Лучшая защита от клеща — вакцинация и соблюдение правил личной безопасности
- Нечаенко, Елена.Большая жратва / Е. Нечаенко, А. Киктенко // Здоровье школьника. — 2010. — N 7. -С.44-46
О расстройстве пищевого поведения — булимии. Симптомы и течение болезни.
- Нечаенко, Елена.Гастрономией по гастриту / Е. Нечаенко, И. Демидов // Здоровье школьника. — 2010. — N 3. -С.50-51
Гастриры у школьников: симптомы, разновидности, диета.
- Нечаенко, Елена.Требуется энергия! / Е. Нечаенко // Здоровье школьника. — 2010. — N 11. -С.50-52
С точки зрения современной молодежи, напитки должны не только утолять жажду и быть вкусными, но и придавать сил, помогать справляться с ежедневными нагрузками. Именно такими являются энерготоники. Но полезны ли они?
- Осьминина, Екатерина.Мокрый нос / Е. Осьминина // Здоровье школьника. — 2009. — N 11. -С.48-49
Гайморит у детей. Экстренные меры, лечение, профилактика.
- Петров, Александр.Простуда ниже пояса / А. Петров // Здоровье школьника. — 2009. — N 12. -С.46-48
Детский пиелонефрит: симптомы, профилактика и лечение.
- Трофимова, Мария.Звонок на завтрак / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.10-14
Чем кормить школьника на завтрак? Как составить меню для школьника на день? Чем кормят детей в школе?
Актуальные психологические проблемы детского и подросткового возраста в журнале освещает рубрика «Беседка». Авторами статей выступают ведущие психологи и семейные психотерапевты Центра развития межличностных коммуникаций.
- Баулина, Мария.Я никогда не умру / М. Баулина // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.66-67
Откуда у детей появляется страх смерти, или наоборот появляется нездоровый интерес к миру мертвых? Как сформировать адекватное восприятие смерти? На эти и другие нелегкие вопросы отвечает психолог Мария Баулина.
- Бебик, Марина.Обидно, да?! / М. Бебик // Здоровье школьника. — 2010. — N 6. — с. 60-61
У детей обида заметна лучше. И очень важно, чтобы взрослый, который рядом, помог ребенку пережить это чувство.
- Бебик, Марина.Родители в ловушке у игрушек / М. Бебик // Здоровье школьника. — 2011. — N 6. -С.58-61
Через игру дети осваивают мир, усваивают правила общества, проигрывают разные ролевые модели поведения. Но актуальным остается вопрос — как выбирать игрушки, какие из них полезнее для психического и эмоционального развития.
- Варга, Анна.Развод — и что же теперь будет? / А. Варга // Здоровье школьника. — 2010. — N 7. -С.68-69
Если развод произошел, ущерб для ребенка можно уменьшить. Существует психотерапия развода, решающая эту задачу. В статье даны некоторые приемы, которые можно применить самостоятельно.
- Вроно, Елена.Депрессия? Не справимся сами. / Е. Вроно // Здоровье школьника. — 2011. — N 1. -С.64-65
Депрессия у детей: причины, лечение.
- Вроно, Елена.Целебное вранье / Е. Вроно // Здоровье школьника. — 2011. — N 4. -С.66-67
Выдумывая, ребенок создает себе все то, чего ему не хватает. Он воображает себя сильным, удачливым, красивым. Фантазируя, он создает в мечтах прекрасный мир — нередко очень далекий от реальности.
- Гутман, Ольга.От ненависти до любви. / О. Гутман // Здоровье школьника. — 2011. — N 6. -С.56-57
Автор статьи, психолог рассуждает о чувстве ненависти у детей.
- Гутман, Ольга.Я, знаешь, няня, влюблена / О. Гутман // Здоровье школьника. — 2010. — N 2. -С.60-61
В подростковом возрасте влюбленность переживается бурно и болезненно. Родители вместе с детьми теряют душевное равновесие. Как избежать конфликтов в семье? Как изменить отношение к тому, что происходит с взрослеющим ребенком?
- Котова, Татьяна.Программируем на счастье / Т. Котова // Здоровье школьника. — 2010. — N 11. -С.18-19
Кандидат психологических наук Татьяна Котова рассказывает в статье о половом воспитании в семье.
- Нечаенко, Елена.Жертвы шопинга / Е. Нечаенко, И. Пархоменко // Здоровье школьника. — 2011. — N 3. -С.62-63
У некоторых подростков страсть к покупкам становится болезненной. О причинах постоянного стремления к приобретению вещей и о симптомах шопогоголизма.
- Руднева, Лариса.Жадина-говядина / Л. Руднева // Здоровье школьника. — 2010. — N 12. -С.62-63
Об истоках и формах жадности. О том, к чему чувство жадности может привести во взрослой жизни. Как вести себя родителям, чтобы ребенок не вырос жадным.
- Трофимова, Мария.Виртуальная жизнь / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 6. -С.66-67
Увлечение сетевыми играми вызывает социальную дезадаптацию ребенка. Что делать, когда ребенок много времени проводит в Интернете?
- Трофимова, Мария.Кем быть / М. Трофимова // Здоровье школьника. — 2010. — N 5. -С.10-14
Главная задача профориентации не в том, чтобы дать человеку готовые решения, а в том, чтобы он сам осознал свои возможности и наклонности.
- Цыпленкова, Ольга.Страх у тебя на ладони / О. Цыпленкова // Здоровье школьника. — 2009. — N 11. -С.68-69
Статья о детских страхах, их природе и содержании. Рекомендации психолога о преодолении страхов у детей.
Источник