Меню

Статьи по репродуктивному здоровья подростков

Репродуктивное здоровье подростков

Статья «Репродуктивное здоровье подростков»

Селищева С.Е.

Скачать:

Вложение Размер
Статья 900.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пути сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков.

Преподаватель акушерства и гинекологии ГБОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище (техникум)» СЕЛИЩЕВА С.Е.

Подростки завершают цикл физических, эмоциональных и физиологических странствий на пути к зрелости в постоянно меняющемся мире, который изобилует как возможностями, так и опасностями.

Большинство подростков полны оптимизма и составляют положительно заряженную движущую силу общества. Когда подростки чувствуют поддержку, то могут стойко переносить все неудачи, преодолевать проблемы с большим упорством. Однако подростки сталкиваются с препятствиями и подвергаются риску в гораздо большей степени, чем когда-то их родители. Процесс глобализации привел к стремительным переменам в мире, в то время, как структуры, защищавшие подростков предыдущих поколений, разрушены. Подростки получают совершенно разноречивые рекомендации для принятия каждодневных решений, которые влекут за собой последствия, оказывающие влияние на последующее развитие и состояние здоровья в течение жизни и в особенности репродуктивного здоровья.

Удовлетворение нужд подростков является задачей, стоящей не только перед медицинскими работниками.

Законодательная база, социальная политика, общественная безопасность и возможность получить образование- это некоторые факторы гражданского общества, которые представляют жизненно важное значение для нормального развития подростка.

Представляя важное звено в интегрированном подходе к решению данной проблемы, медицинские службы должны играть важную роль, помогая подросткам развиваться и быть здоровыми и двигаться к здоровой зрелости, кроме того, медицинские службы должны поддерживать подростков , ищущих способы сохранить свое здоровье и оказывают лечебную помощь нуждающимся в ней.

Эффективно функционирующие медицинские службы должны помогать подросткам, растущим в неблагоприятных условиях, также как и социально защищенным, работать в контакте с другими ключевыми службами, объединяясь в структуру, которая помогает получить навыки и уверенность, а так же защищает молодых людей от опасностей. К сожалению, ситуация, в большинстве случаев, далека от идеальной, и медицинские службы рассматривают подростков как здоровую группу, которая не нуждается в приоритетных мерах, таким образом, предоставляя подросткам минимум услуг, не учитывая специфических нужд данной возраcтной категории.

Доказано, что многие молодые люди считают, что медицинские службы, особенно занимающиеся сохранением репродуктивного здоровья не могут удовлетворить их потребностей и не верят им. Они стараются избегать их или обращаться как можно реже, если только в отчаянном состоянии.

В данной ситуации, медицинские службы должны быть «доброжелательными к подросткам», чутко реагируя на их нужды , эффективно удовлетворяя их.

Такие службы должны в своей работе опираться на понятие права подростков, рационально используя драгоценные человеческие кадры.

  1. Подростки являются движущей силой в обществе на сегодняшний день и в будущем.
  2. Подростки сталкиваются с трудностями более серьезными, чем предыдущие поколения и находят гораздо меньше поддержки;
  3. Вопрос развития подростков является актуальным для всего гражданского общества;
  4. Медицинские службы играют роль в профилактике и лечении заболеваний;
  5. Потребуется много изменений, чтобы сделать медицинские службы доброжелательными к подросткам.

В опросах, в том числе и проводимом в ГОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище», подростки выразили свои пожелания в отношении медицинских служб, занимающихся репродуктивным здоровьем. Для них крайне важен вопрос конфиденциальности, уважения к их личной жизни и право на медицинскую помощь без предварительного получения разрешения родителей. Подростки хотели бы, чтобы медицинские услуги оказывались в удобное для них время, бесплатно или за невысокую плату.

Они хотели бы чувствовать со стороны медицинского персонала уважение , а не осуждение, хотели бы получать доступ к ряду услуг , чтобы им не рекомендовали придти попозже или направляли в другое место. Разумеется, планирование медицинской помощи не может зависеть только от пожеланий подростков, но услуги для них должны быть эффективными и соответствующими определенным стандартам, а также экономически приемлемыми для ЛПУ.

В сложившихся социально-экономических условиях репродуктивное здоровье является фактором национальной безопасности, критерием эффективности социальной и экономической межведомственной политики государства.

Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково-молодежной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост у них хронических заболеваний, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путем. Однако, подростковый контингент на сегодняшний день является самым незащищенным в плане заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Это обусловлено высокой биологической восприимчивостью к инфекциям и наличием подростковой субкультуры, допускающей рискованное сексуальное поведение. Недостаточная информированность в вопросах контрацепции не позволяет снизить показатель искусственного прерывания беременности среди девушек, который составляет более двенадцати процентов в структуре всех абортов.

Пока не отработана межведомственная система по формированию моделей поведения, направленная на сохранение репродуктивной функции. Это обусловлено отсутствием официально утвержденных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, навыков информационной работы с молодежью, недостаточной подготовкой кадров для работы с подростками по вопросам охраны здоровья. Проблема репродуктивного здоровья вышла за пределы здравоохранения и требует комплексного межведомственного подхода в ее решении.

Особое внимание предстоит направить на создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию молодежи, формированию здорового образа жизни, на широкое просвещение по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем, нежелательной беременности.

Первичная профилактика менее затратна, но наиболее эффективна.

Все, кто допущен к работе с подростками , обязаны знать, что половое воспитание и половое образование , а так и сексуальное информирование – понятия абсолютно различные друг от друга.

Половое воспитание – это культивирование фемининных качеств личности, присущих на данном историческом этапе представительницам женского пола, укрепление материнского инстинкта в соответствии с этнической и религиозной традицией (ВОЗ).

Половое образование- привитие навыков интимной гигиены и планирования семьи, ответственного родительства, техника половой близости, профилактика сексуального насилия, ИППП, и нежелательной беременности, вопросы контрацепции.

Сексуальное информирование — краткое разъяснение о вреде безответственных связей, заражении ИППП, о нежелательной беременности. На занятиях по сексуальному информированию сообщаются, как правило, адреса центров медико-психологической поддержки подростков, № телефонов круглосуточных служб доверия, ближайших медучреждений. Те есть, сексуальное информирование , мера хотя и необходимая, но запоздалая (6,18).

Предрасполагающие факторы к получению информации:

  1. Подготовленность лектора, тренера, добровольца;
  2. Уважение обучаемых;
  3. Конфиденциальность;
  4. Гендерный подход к обучению ;
  5. Достаточное количество времени;
  6. Обучение на равных:
  7. Удобство времени и места;
  8. Комфортность;
  9. Обратная связь;
  10. Небольшие группы;
  11. Разнообразие вопросов;
  12. Доступность пособий;
  13. Наличие раздаточного материала;
  14. Дизайн программы;

Исходя из личного опыта преподавания дисциплины «Планирование семьи» и участия в качестве тренера в проекте МОТ «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России», могу с уверенностью отметить, что основными ошибками в обучении подростков являются:

  1. Обсуждение на недоступном уровне, особенно, если подростки не владеют медицинской терминологией;
  2. Представление проблемы в слишком упрощенном уровне;
  3. Избыточная проблематичность (основной принцип работы-
  1. Избыточная абстрактность (работа только с фактами).
  2. Отсутствие наглядного материала и справочных пособий.

Фото 4. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.

Фото5. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.

РАЗРАБОТАНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РЕПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГОРОДЕ СЕРПУХОВ на 2010-15гг.

Принятие Программы позволит признать права молодежи на информацию и услуги в области охраны репродуктивного здоровья, разработать стратегические направления по сохранению репродуктивного потенциала подрастающего поколения, на деле осуществить широкое межведомственное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Это поможет молодому поколению достичь определенной степени зрелости для принятия ответственных решений, оградить от нежелательной беременности, инфекций, передающихся половым путем, и связанной с этим угрозы бесплодия.

Данная программа позволит выйти на совершенно новый уровень работы с подростками, позволит студентам медицинского училища применять на практике знания, получаемые на уроках «Планирование семьи» , «Здоровье женщины и мужчины», «Семейная медицина», «Медицинская генетика», почувствовать ответственными за своих сверстников и самим стать приверженцами здорового образа жизни.

Уроки на будущее:

Участие в программе лидеров общественности, духовенства, является неотъемлемой частью достижения цели — воспитания молодых людей в достижении практики сохранения репродуктивного здоровья и здоровья в целом.

Фото 4. Рок фестиваль «Молодежь против наркотиков» с участием

волонтерской группы «Пульс».

И в заключении мне хочется привести слова доктора Гро Харлем Брунтланд , бывшего директора ВОЗ :

«Подумайте о том,

какую цену мы можем заплатить за то, что молодые люди,

наше общее будущее,

не будут иметь доступа к знаниям, навыкам и услугам,

которые необходимы им, чтобы делать здоровый выбор в вопросе полового и репродуктивного здоровья».

  1. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для студентов по специальности «Сестринское дело»./ В.Покровский. М. 2008. стр-426. 523-541.
  2. Васильева Т.П. «Парадигма управления факторами, определяющими качество медицинской помощи». Иваново, МИК. 2009.
  3. Гаврилова Л.Г. «Репродуктивное поведение населения Российской федерации в современных условиях». Москва. МедПресс, 2011.
  4. Департамент Здоровья и развития ребенка и подростка Всемирной организации Здравоохранения / Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников . Модули В,С. Женева, ВОЗ.2005.
  5. «Гигиена детей и подростков»/ Под редакцией Сердюковской Г.Н., Москва, Медицина. 2009.
  6. Гуркин Ю.А. «Репродуктологические проблемы девушек-подростков» ,Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010.
  7. Дорофеева Р.М. «Семейная медицинская сестра», Москва, Триада-Х.2005. с. 249-280.
  8. Горелова Л.Г. «Планирование семьи», Учебное пособие для медицинских колледжей. Ростов на Дону, Феникс, 2009г.
  9. Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение». Москва, Академия. 2006 .
  10. Каган В.Е. «Психо-сексуальное воспитание детей и подростков»,Санкт-Петербург, 2008.
  11. Кулаков В.И. «Руководство по планированию семьи».Москва. РусфармМед.2008. с.239-266.,267-294.
  12. Медицинская сестра. Журнал для медицинских сестер. №6;2008.с.40-41.
  13. Международная организация труда. «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России». 2004-2008. /материалы проекта/
  14. Комплексная оценка репродуктивного поведения, здоровья и образа жизни семьи. УМП. Иваново. 2000.
  15. Наумкин Б.И. «Введение в валеологию» .Егорьевск .2010. с. 94-103.
  16. Сестринское дело. Журнал. № 3. 2007 / Л.Гаркуша. Здоровье подростков и факторы, влияющие на него./ с. 43-44.
  17. Баранов А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты по материалам 9-го съезда педиатров России.2003.
  18. Демография- судьба страны. Православный медико-просвещенческий центр «Жизнь». Москва.2004.
  19. Демографический аспект полового воспитания. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет». Москва.2004.
  20. Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Ростов на дону.Феникс.2006.с.190-211.
  21. Региональная программа «Репродуктивное здоровье подростков» г. Барнаул. 2007.
  22. «Репродуктивное здоровье и социальное поведение детей и подростков в России в период социально-экономических реформ»./под редакцией Елизарова В.В./ МаксПресс.2005. с.101-111.
  23. Рабочая программа электива «Планирование семьи»/ составитель Селищева С.Е. / Серпухов. 2007.
  24. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек. Журнал «Репродуктивное здоровье детей и подростков»,2005. №1, стр 52-56.

Источник

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт здоровьесбережения учащихся

Дата публикации: 18.04.2016 2016-04-18

Статья просмотрена: 1583 раза

Библиографическое описание:

Горбунова, И. Л. Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт здоровьесбережения учащихся / И. Л. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28556/ (дата обращения: 08.06.2021).

В последнее время много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям, реализуемым в рамках учебного процесса. Одним из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья учащихся, является их репродуктивный потенциал. В этой связи необходимо отметить, что своевременное информирование и просвещение подростков является одним из ведущих направлений профилактики нарушений их репродуктивного здоровья. Однако в современном российском обществе нет единого мнения и подхода относительно организации и реализации полового просвещения подрастающего поколения. При этом значительная часть граждан, отрицательно относится к системе государственного полового просвещения, полагая, что дети должны получать эти сведения от родителей. Однако многие считают, что половое просвещение следует осуществлять в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении.

Вопрос о возрасте начала полового воспитания в школах также неоднозначен и вызывает много дискуссий. Одни авторы предлагают проводить его в старших классах, другие в более раннем возрасте. Результаты исследования В. А. Бехало, О. К. Лосевой, Е. В. Сысолятиной свидетельствуют, что около 80 % школьников и их родителей считают, что школы должны заниматься сексуальным просвещением, начиная с возраста 12–13 лет, некоторые полагают, что и раньше. Однако существуют и противники введения полового воспитания в школе. Они настаивают, что подобные уроки пробуждают нездоровый интерес, повышают сексуальную активность, число половых связей и беременностей.

Все же практически все специалисты сходятся во мнении, что сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана, но при этом следует четко очертить возрастные и психологические рамки для учащихся. Следует отметить, что продвижение безопасного сексуального поведения особенно эффективно у сексуально активных подростков, и может иметь долгосрочные позитивные эффекты. Таким образом, образовательные программы подростков должны опережать их первый сексуальный опыт, который приходится, в среднем, на 14,5 лет. При этом при проведении занятий с подростками особый акцент необходимо делать на предупреждении ранней половой жизни, давая исчерпывающую информацию о ее негативных последствиях. Однако в настоящее время единая система полового воспитания и полового образования подростков в нашей стране отсутствует. Четко изложенных и адаптированных программ обучения вопросам репродуктивного здоровья крайне мало.

Так можно отметить концепцию полового воспитания подростков И. И. Гребешевой, Л. Г. Камсюк, И. Л. Алесиной, которая содержит три основных направления:

  1. Информирование о проблемах, связанных с сексуальной активностью: возможное заражение ЗПППП и ВИЧ, незапланированная беременность, роды, аборт, контрацепция.
  2. Формирование системы ценностей в сфере репродуктивного здоровья: роль семьи, школы, социума, индивидуума.
  3. Развитие коммуникативных навыков и способности принимать решения.

В содержании образовательной программы Ю. В. Коровиной, выделяется шесть направлений обучения:

  1. Формирование уважения и почтительного отношения к моногамному гетеросексуальному браку, установок на создание в дальнейшем полной, состоящей в законном браке, семьи с детьми.
  2. Формирование установок на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака.
  3. Информирование о возможных эмоциональных и психологических последствиях предподростковых и подростковых сексуальных отношений и последствий нежелательной подростковой беременности.
  4. Информирование об эмоциональных, психологических, гигиенических и социальных аспектах ответственности в семейной жизни и сексуальных отношениях.
  5. Информирование об опасностях безответственных сексуальных отношений и о риске приобретения ВИЧ/СПИД и ЗПППП в результате таких отношений.
  6. Формирование психологических навыков принятия решения, противодействия давлению со стороны членов своего круга и навыков отказа на предложение вступить в сексуальный контакт.

В свою очередь, в зарубежной педагогической практике программы полового воспитания активно внедрялись уже с конца XX в., во многих странах данное направление стало неотъемлемой частью содержания школьных программ. При этом в мире к решению указанной проблемы наметились три ведущих подхода:

1. Демократический подход, который характеризуется открытостью обсуждения проблемы в образовательной системе, включением соответствующего материала в содержание всех школьных ступеней.

2. Либеральный подход отличается сдержанным отношением к половому воспитанию, что выражается в значительном ограничении его содержания.

3. Консервативный подход типичен для государств, культурные традиции которых не позволяют выносить на обсуждение вопросы взаимоотношения полов, поэтому в учебных программах эти темы отсутствуют.

Впервые в мире сексуальное образование было введено в школьные программы в Швеции и Швейцарии (1956 г.). В большинстве европейских стран демократические основы реализации полового воспитания включены в различные предметы, поэтому оно является обязательным. Демократический подход к половому воспитанию учащихся доминирует в Австралии и Новой Зеландии. Австралийские школьные планы содержат предмет «Человеческие взаимоотношения», призванный воспитать чувство ответственности за сексуальное здоровье и поведение. Половое воспитание школьников здесь начинается в 9 лет, а в Новой Зеландии — в 7. В Австралии основные направления полового воспитания в средних школах зафиксированы в официальных документах.

В Латинской Америке в последние годы выпускается новая учебная литература, увеличивается число часов, отводимых на изучение репродуктивной системы и сексуального здоровья человека. В Африке правительства многих государств в течение последнего десятилетия поддерживают программы по борьбе со СПИДом, проводимые ВОЗ. Однако какой-либо системной деятельности по организации полового воспитания школьников там не ведется. На Ближнем Востоке формальные пути получения соответствующей информации имеются лишь в нескольких государствах, так как ислам табуирует этот вопрос, даже семья почти никогда не занимается половым воспитанием детей. В Бангладеш, Мьянме, Индии целенаправленной работы в этом направлении не ведется. В Индонезии, Монголии и Южной Корее сексуальное образование включено в курс биологии в виде основных вопросов. Также ограничено содержание полового воспитания в Китае и на Шри-Ланке. В Таиланде и на Филиппинах либеральный подход позволил расширить содержание сексуального образования информацией о венерических заболеваниях и методах контрацепции.

Большинство образовательных программ, существующих за рубежом и посвященных сексуальности, освещают вопросы ЗПППП, СПИДа, воздержания и профилактики нежелательной беременности. Практика внедрения программ сексуального образования в Европе и США показала их эффективность в отношении роста уровня знаний относительно сексуальных проблем, отсрочки начала сексуальной активности, увеличения использования средств контрацепции, снижения риска виктимного сексуального поведения, самоограничения сексуальной активности, формирования ответственного поведения молодежи. При этом нет данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Напротив, исследования, проведенные ВОЗ, выявили, что подростки, своевременно получившие информацию по вопросам взаимоотношений между полами, обычно осмотрительно, разборчиво, осознанно и в более поздние сроки начинают сексуальную жизнь.

Таким образом, в заключении следует отметить, что все вышеизложенное показывает всю сложность, многогранность и неоднозначность обсуждаемой проблемы. Место, содержание и сроки проведения полового воспитания детей и подростков до сих пор вызывают острые дискуссии, как в отечественных, так и зарубежных педагогических кругах. Тем не менее, необходимость реализации подобного рода мероприятий в рамках школьной образовательной практики у специалистов не вызывает сомнений. При этом реализация мероприятий направленных на сохранение и преумножение репродуктивного здоровья учащихся должна осуществляться в рамках современной здоровьесберегающей парадигмы.

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  7. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Источник

Читайте также:  Рунический став от ренаты габуловой здоровье
Adblock
detector