Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы
Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения
Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты
Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты
Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления
Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития
Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития
© 2000 – 2021 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304
Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-59883 от 17 ноября 2014 г.
При использовании материалов прямая активная ссылка на издание «Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education» обязательна.
Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.
Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного разрешения редакции. При полной или частичной перепечатке (републикации) материалов в Интернет активная прямая ссылка на «Альманах Института коррекционной педагогики» обязательна.
Политика конфиденциальности
Источник
Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Дата публикации: 01.07.2020 2020-07-01
Статья просмотрена: 415 раз
Библиографическое описание:
Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72237/ (дата обращения: 08.06.2021).
Ключевые слова: инклюзивное образование, учащиеся, дети с ОВЗ, школа.
Одной из важных социально-экономических и демографических проблем нынешнего российского поколения считается включение детей с ОВЗ и инвалидностью в социум. Развитие, а так же формирование социальных возможностей детей с ОВЗ, их активное участие в жизни социума могли бы способствовать последующему развитию страны и стабильному функционированию.
На сегодняшний день учреждения образования могут стать той образовательной средой, где дети с ОВЗ имеют возможность и средства для самовыражения, а, следовательно, приобретения социального опыта. Многие исследователи отмечают, что возможности образования не только по обучению детей с ОВЗ, но и по их социальной интеграции и адаптации достаточно велики.
Проблемы, которые ждут детей с ограниченными возможностями за школьной скамьей — обширны, они не редко испытывают трудности в социальных контактах и адаптации. Причинами этих проблем могут быть разные источники: родители, педагоги, сверстники.
Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития.
Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата [1].
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами адекватного их возможностям и потребностям образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Согласно основной классификации дети с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на следующие категории:
1) дети с нарушениями слуха;
2) дети с нарушениями зрения;
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети со смешанными специфическими расстройствами психомоторного развития (ранее — ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с сочетанными, множественными нарушениями (сочетание 2-х, 3-х и более нарушений) [4].
В настоящее время одним из главных направлений деятельности образовательных и социальных организаций являются проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
В исследовании было 2 выборки: дети без ОВЗ (21 человек) и дети с ОВЗ (16 человек) (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, ЗПР), учащиеся 9–11 классов.
В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: многофакторный личностный опросник FPI [2], анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся [3].
В ходе анализа результатов анкеты для выявления уровня коммуникативных навыков учащихся можно сделать следующие выводы:
На вопросы определения степени ответственности за качество выполнения общего задания (вопросы № 8, 11, 13, 14) 73 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (11 человек) ответили «является всегда» или «является часто», а среди остальных детей этот показатель ниже (18 человек, 56 %).
На вопросы определения взаимодействия участников группы (вопросы № 3, 4, 5, 15, 16) положительно ответили 60 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (9 человек), а у обычных детей 19 человек (59 %).
Испытывают психологический комфорт (вопрос № 1а, 1б, 6) 66 % детей с ограниченными возможностями здоровья (10 человек), среди обычных детей 78 % (25 человек) отметили позитивное самочувствие.
Включенность в совместную работу группы (вопрос № 2, 9, 10, 12) среди учащихся составило 62 % (20 человек), а среди детей с ограниченными возможностями здоровья 53 % (8 человек).
Таким образом, мы можем отметить, что дети с ОВЗ имеют высокую степень ответственности, чуть выше, чем у обычных детей. Чувствуют комфорт и включенность в совместную деятельность чуть больше половины детей с ОВЗ, в отличии от обычных детей, у которых показатели выше.
По результатам тестирования по опроснику FPI можно выявить следующие отличия психического состояния и свойств детей.
Первое отличие по шкале невротичность обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень), а дети с ОВЗ набрали 7 баллов (высокий уровень). Это означает что обычные дети спокойные, непринужденные, активные. А детям с ОВЗ с высокими оценками по шкале «невротичность» характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью.
Второе отличие по шкале общительность обычные дети набрали 8 баллов, а дети с ОВЗ 7 баллов и то, и другое относится к высокому уровню. Что же характерно для этого уровня? Высокие оценки позволяют говорить, что такие лица общительны, имеют много близких друзей. Прекрасно себя чувствуют на людях, ищут общества, с удовольствием принимают участие в групповых мероприятиях, любят отдыхать и работать в коллективе.
Следующее отличие по шкале уравновешенность. Дети с ОВЗ набрали 6 баллов (средний уровень), обычные дети 8 (высокий уровень) баллов. Это свидетельствует о том, что высокие оценки по показателю «уравновешенность» (обычные дети) показывает об отсутствии внутренней напряженности, готовности следовать нормам и требованиям, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами. Низкие оценки по показателю «уравновешенность» (дети с ОВЗ) указывают на состояние дезадаптации, тревожности.
По шкале застенчивость баллы тоже отличаются. Обычные дети набрали 5 баллов (средний уровень), дети с ОВЗ- 7 баллов (высокий уровень). Высокий уровень выражает присутствие неуверенности, скованности, тревожности, результатом чего являются трудности в социальных контактах. Такие люди от любых перемен ждут только неприятностей, избегают рискованных ситуаций, всего боятся, неожиданные события встречают с беспокойством. При решении необходимых вопросов или чрезмерно колеблются, или подолгу оттягивают и не приступают к его выполнению. Избегают больших компаний, предпочитают узкий круг старых, проверенных друзей. Лица, набравшие средние оценки по фактору «застенчивость», решения принимают быстро и немедленно. Они смелы, решительны, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами, предпринимают шаги к их осуществлению. В коллективе держатся свободно. Средний же уровень (обычные дети) относится к людям, которые в целом уверенны в себе и обладают хорошо развитыми навыками поведения в обществе, довольно общительны.
По шкале открытость разница между группами 2 балла. Обычные дети набрали 8 баллов дети с ОВЗ — 10 баллов. Эта шкала позволяет характеризовать уровень самокритичности и отношение к социальному окружению, оценить достоверность результатов и в определенной мере корректировать заключение. Если испытуемый набирает по данной шкале от 8 до 10 баллов, то этот результат подтверждает о его адекватной реакции, готовности отвечать с минимальными субъективными искажениями.
По шкале экстраверсия — интроверсия обычные дети набрали 9 баллов дети с ОВЗ — 6 баллов.
Обычные дети с высоким уровнем по этой шкале — стремятся к лидерству, общественному признанию, не испытывают затруднений в общении. Они придают большое значение социальному успеху.
Дети с ОВЗ набравшие средние оценки легко теряют душевное равновесие, нервничают, они с уважением относятся к правам других. Признают право каждого на собственную точку зрения.
По шкале маскулинность — фемининность у обычных детей 8 баллов, детей с ОВЗ 7 баллов. Разница между группами не большая обе группы относятся к высокому уровню. Интересы таких людей практичны. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций.
По остальным шкалам баллы совпадают.
Шкала спонтанная агрессивность. Дети с ОВЗ набрали средние оценки, как и обычные дети, что свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными требованиями, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением. Так же и дети без ОВЗ набрали средние оценки в данной шкале.
Дети с ОВЗ показали низкие оценки по шкале депрессивность , они отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Анкетируемые этой группы отличаются уверенностью в своих силах, богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Но нехватка контроля над своими импульсами и отсутствие скованности могут привести к невыполнению обещаний, беспечности, непоследовательности, что приводит к обидам и потере доверия со стороны друзей.
Шкала раздражительность. Дети с ОВЗ, как и обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень). Им характерны такие черты, как добросовестность, чувство ответственности, стойкость моральных принципов. В своем поведении они строго соблюдают этические стандарты, руководствуются чувством долга, всегда стремятся к выполнению социальных требований.
Шкала реактивная агрессивность. Группы набрали 5 баллов. Средний уровень оценок свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными нормами, зависимости, скромности, уступчивости, узости круга интересов. Дети с низкими баллами робки, скованны, малоактивны.
Шкала эмоциональная лабильность. По 6 баллов у каждой группы. Средние оценки могут характеризовать хорошее умение владеть собой. Им свойственны такие качества как отсутствие внутренней напряженности, свобода от конфликтов, удовлетворенность собой и своими успехами, а также готовность следовать нормам и требованиям.
Аким образом, дети с ОВЗ и инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, возбудимость с быстрой истощаемостью исходя из результатов методики FPI по шкале невротичность; дезадаптация — подтверждается результатами подученными по шкале уравновешенность; неуверенность, скованность, трудности в социальных контактах, избегают рискованных ситуаций, испытывают детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, легко теряют душевное состояние по шкале экстраверсия-интроверсия.
Источник
Статьи по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
Взаимодействие с родителями.
Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:
Социализация в ДОУ
Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
Этапы социализации:
— Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа — создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.
— Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, — это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.
Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.
Моторное развитие
Моторика — это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.
Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.
Мигель Л.А.считает, что:
«Сначала обучать таких детей рекомендуется восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела, начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходить к движениям туловищем и ногами. После ориентированных игр или во время упражнений на стимуляцию тонуса мышц, при двигательном и эмоциональном тонизировании, у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий его мир.»[10]
Развитие познавательной деятельности
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..
Целесообразно опираться в своей работе по развитию познавательной сферы на двигательные методы. Закрепление телесных навыков, так называемых паттернов, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. В планировании работы включаются игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения, произвольного внимания и памяти, способности распределять и переключать внимание, ориентироваться в пространстве. Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. В качестве игрового материала могут использоваться: пословицы, поговорки, скороговорки; задачи – шутки; загадки, ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами; игры «Рассыпанные буквы и слоги».
Развитие коммуникации и речи
«… практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка.»[6]
Очень важно для дальнейшей работы выяснить, являются ли отклонения в речевой сфере результатом нарушения познавательной сферы, или нет. Иными словами, «определения первичности или вторичности речевого дизонтогенеза»
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.
Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:
на определении сохранности познавательного развития для дальнейшей оценки первичности или вторичности проявлений речевого дизонтогенеза в структуре отклоняющегося развития ребенка с ОВЗ;
на наличии или отсутствии мотивации ребенка к общению в целом, и к речевому общению в частности;
на способность воспринимать и распознавать ребенком обращенную к нему речь (на развитии речевого слуха и фонематического слуха как его компонента);
на уровне понимания ребенком обращенной к нему речи;
на отсутствии или наличии невербальных средств общения (взгляда, мимических средств, жестов, эмоционально коммуникативных поз, тактильных контактов, вокализаций);
на отсутствии или наличии вербальных средств коммуникации;
на том, что говорит ребенок — есть ли только отдельные соотнесенные слова, или фраза, или начатки связного высказывания; качество лексического наполнения, возможности грамматического конструирования высказывания;
и на том, как говорит ребенок – на качестве фонационного оформления его речи.»[5]
При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны, наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет», словарный запас беден, поскольку основывается на предметной деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы, встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и многое другое. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.
Игровая деятельность
Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.
Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.
Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.
В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.
Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры
Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками
Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.
Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.
Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.
Основными принципами обучения являются:
мотивирование к учебному процессу;
единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.
Работа с детьми с ОВЗ — кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
При составлении индивидуального маршрута развития детей с ОВЗ мы отталкивались от результатов «Диагностики педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации. В нашей группе присутствуют дети с нарушениями речи, задержкой психического развития. Кроме индивидуальных особенностей можно выявить и общие черты трудностей – это отставание социальной сферы и эмоционального развития. Все дети с ОВЗ занимаются по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы и по адаптированным программам у специалистов. Индивидуальная работа с такими детьми проводится в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. При прочем равном внимании ко всем областям воспитателям особенно пристальное внимание приходится уделять познавательной сфере и социально-коммуникативной. Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами.
Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление (
Взаимодействие специалистов и родителей
Работа с семьей — важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.
При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.
Соответственно можно определить план работы специалистов с семьей:
1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями, привлечение активных родителей к сотрудничеству, пассивных – к участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники).
2.Формирование психологической и педагогической грамотности: подготовка печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком: подборка игр и упражнений, не требующих больших временных затрат; приемы, способствующие снятию напряжения у родителей. [8]
Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, составление индивидуальных программ для домашних занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.
Источник