Меню

Старобина е м профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья монография

Старобина Елена Михайловна

Образование

Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена

Ученая степень

Доктор педагогических наук

Ученое звание

Направление работы (читаемые дисциплины)

Актуальные проблемы сурдопедагогики

Коррекционно-развивающая работа с детьми различного возраста с проблемами в развитии

Наиболее важные публикации

  1. Кузьмина И.Е., Старобина Е.М., Танюхина Э.И., Шеврыгин Б.В. Комплексная программа реабилитации детей с нарушением слуха: Методические рекомендации. — Москва-Санкт-Петербург: Минтруд России, 1999.
  2. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. — М., Интеллект-Центр, 2003, 192 с.
  3. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. — М.: «ЭНАС», 2003. – 120 с.
  4. Старобина Е.М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов. Автореф. дисс. д.п.н. — СПб, РГПУ им. Герцена. 2004, 39 с.
  5. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости. Методическое пособие. Под ред. Старобиной Е.М. — М.: ФОРУМ,2010, 236 с.
  6. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О. и др. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот. Сборник методических материалов. — М.: Фонд ВИКТОРИЯ. 2009. — 99 с.
  7. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О. и др. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья. Под ред. Старобиной Е.М. — М.: ФОРУМ, 2013, 2016 (второе издание). – 366с.
  8. Королева И.В., Кузовков В.Е., Янов Ю.К., Старобина Е.М. Заболевания органа слуха (Глава 36.)// Реабилитация инвалидов: национальное руководство/ под ред. Г.Н.Пономаренко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. –С. 610-638.

Повышение квалификации, количество часов

2018 г. ФГБУ НПЦРИ им. Альбрехта «Основы организации педагогической деятельности в системе реабилитации и абилитации инвалидов», 72 час.

2015 г. АОУ ВПО ЛГУ им. А.С.Пушкина «Современные информационные технологии в образовании» 72 час.

2010 г. Санкт-Петербургский Инженерно-экономический университет по программе «Менеджмент в сфере оказания реабилитационных услуг» (170 часов),

Участие в выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах, круглых столах

  1. Об опыте организации ранней помощи в субъектах Российской Федерации// II Нац. конгр. с межд. участием, Санкт-Петербург, 12-13 сентября 2018 года «Реабилитация – ХХI век: традиции и инновации»// Десятилетие детства (2018-2027): реабилитация и абилитация, ранняя помощь.
  2. Об обеспечении равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов в процессе реализации государственной программы «Доступная среда»// II Нац. конгр. с межд. участием, Санкт-Петербург, 12-13 сентября 2018 года «Реабилитация – ХХI век: традиции и инновации»// Профессиональная реабилитация и образование инвалидов.
  3. Об опыте реализации концепции развития ранней помощи в Российской Федерации // Межрегиональная научно-практическая конференция «Ранняя помощь детям и семьям: этапы становления и перспективы развития» 22-23 ноября 2018 года. Екатеринбург.
  4. Анализ ситуации развития ранней помощи в Российской Федерации// Научно-практическая конференция «ранняя помощь: траектория профессионального роста» 01-02 ноября 2018 года. Санкт-Петербург.
  5. Ассистивные технологии в профессиональной реабилитации инвалидов // Научно-практическая конференция «Ассистивные технологии в образовании и трудовой деятельности» Международной научной конференции «Технологии реабилитации: наука и практика» 25-26 апреля 2018 года, Санкт-Петербург.
  6. Основные направления повышения уровня занятости инвалидов в соответствии с задачами государственной программы РФ «Доступная среда». Конференция «Профессиональная реабилитация и абилитация» I Национального конгресса с международным участием. Реабилитация – XXI век, традиции и инновации. Санкт-Петербург, 14-16 сентября 2017 года.
  7. Стандартизация ранней помощи. Конференция «Ранняя помощь детям. Опыт и перспективы» I Национального конгресса с международным участием. Реабилитация – XXI век, традиции и инновации. Санкт-Петербург, 14-16 сентября 2017 года.
  8. Современные проблемы профессиональной реабилитации инвалидов. Лекция в рамках образовательных мероприятий I Национального конгресса с международным участием. Реабилитация – XXI век, традиции и инновации. Санкт-Петербург, 14-16 сентября 2017 года.
Читайте также:  Чем полезен виноград для здоровья

Награды: дипломы, медали

  1. Нагрудный знак «Отличник социально-трудовой сферы» Приказ Минздрасоцразвития России от 27.04.2012 № 359
  2. Почетная грамота Министерства труда и социального развития РФ (2001 г.),
  3. Грамота губернатора Санкт-Петербурга за большой вклад в развитие системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга (2010 г.),
  4. Почетная Грамота (17.12.2014) и благодарности Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга за значительный вклад в решение социальных задач (2005, 2012- 2016гг.)

Педагогическая мобильность

Чтение лекций на курсах повышения квалификации в других организациях, выездные лекции и пр.

Сотрудничество с внешними партнерами

Осуществляется сотрудничество с Ленинградским государственным университетом им. А.С. Пушкина в рамках участия в работе диссертационного совета (экспертиза и оппонирование диссертаций), подготовки совместных публикаций.

Осуществляется учебно-методическое и научное сотрудничество с профессиональными образовательными организациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осуществляющими обучение инвалидов.

Осуществляется научное руководство Базового центра, обеспечивающего поддержку функционирования системы инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Санкт-Петербурге на базе СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»

Источник

Общедоступные
Библиотеки
Санкт-Петербурга

Каталог

Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья

Лица с ограниченными физическими возможностями — Профессиональная ориентация

Издательство: Форум (Москва), ИНФРА-М (Москва)

Год издания: 2016

Тип издания: Книги

978-5-00091-138-9, 978-5-16-011351-7, 978-5-16-103542-9

ISBN: 978-5-00091-138-9, 978-5-16-011351-7, 978-5-16-103542-9

Старобина, Елена Михайловна. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья [Текст] / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская, И. Е. Кузьмина. — 2-е изд. — Москва : Форум : ИНФРА-М, 2016. — 351 с. : табл. — Библиогр.: с. 235-244 (148 назв.). — ISBN 978-5-00091-138-9 (в пер.). — ISBN 978-5-16-011351-7. — ISBN 978-5-16-103542-9 : Б. ц.

  • Наличие в библиотеках
  • Аннотация
  • Библиотека №2 им. Л. Н. Толстого (6 линия, 17) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова (ул. Нахимова, 8/3) В наличии 0 из 1 экз.
  • Библиотека «Ржевская» (Индустриальный пр., 35/1) В наличии 1 экз.
  • БЦО «Современник» (Заневский пр., 28-32) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. Н. В. Гоголя (Среднеохтинский пр., 8) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. Л. Соболева (ул. Бабушкина, 64) В наличии 1 экз.
  • Центральная детская библиотека (пр. Большевиков, 2) В наличии 1 экз.
  • Библиотека №5 им. Н. Рубцова (ул. Шотмана, 7/1) В наличии 1 экз.
  • Центральная районная библиотека им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (Малая ул., 20) В наличии 1 экз.
  • Павловская городская библиотека (Конюшенная ул., 16/13) В наличии 1 экз.
  • Библиотека «Ласточка» (Ленинградская ул., 36) В наличии 1 экз.
  • Библиотека на Кадетском (Кадетский б-р, 22а) В наличии 1 экз.
Читайте также:  Квантовый магнитный резонансный анализатор здоровья

Представлен обобщенный сложившийся инновационный опыт работы по профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, описание современных методических подходов к профориентации инвалидов, отвечающее достижениям современной науки и практики, реальным социально-экономическим условиям, а также обоснование наиболее эффективных методик и методических приемов профориентации, которые могут быть использованы при профориентации различных контингентов инвалидов. Книга предназначена для широкого круга специалистов, решающих проблемы профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Проблема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов. Сам термин «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitatio (re — вновь, снова, habilitas — способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности.

В России имеется достаточно научных теоретических и прикладных исследований по проблеме реабилитации. Так, Е.И. Холостова предлагает программу социальной реабилитации инвалидов, состоящую из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации, — эти элементы программы создают и обеспечивают условия для социальной интеграции инвалида, способствуют восстановлению его социального статуса, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности. В данной программе результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей.

Однако мало работ, в которых бы системно решались взаимосвязанные психологические и педагогические проблемы профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным направлением социализации инвалидов является профессиональное ориентирование. Комплекс мероприятий по профессиональному ориентированию предполагает широкий спектр мер по оказанию им помощи в выборе будущей профессии. Профессиональная ориентация молодежи — проблема не новая: теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Е.С.Романовой, Н.С.Пряжникову, Е.Ю.Пряжниковой, М.С.Савиной, Н.С.Чистяковой, А.Е.Голомштоку и др.

Обучение студентов с ОВЗ относительно новая образовательная практика. Наблюдения показывают, что студенты с ОВЗ больше нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении по сравнению с их здоровыми сверстниками.

Проблема научных исследований по данной теме сталкивается с рядом противоречий между необходимостью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и недостаточной проработанностью этой тематики в отечественной психологии и педагогике.

Современный подход к профессиональному ориентированию должен подразумевать комплексный подход к решению данной проблемы. Необходимым в программе сопровождения является сочетание работы различных социальных институтов и различных психологических центров (центры занятости, центры профориентации, различные общественные организации); проведение комплексной профориентационной работы; использование различных возможностей передачи информации, относящейся к профессиональному выбору инвалидов; применение методического инструментария по выявлению типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Читайте также:  Песков дмитрий пресс секретарь здоровье

Особенности профессионального самоопределения студентов с ОВЗ заключаются в следующем:

· профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;

· характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и отсутствием возможностей сделать социально и экономически обоснованный выбор;

· отличается неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.

Можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать в разработке системы психолого-педагогического сопровождения при профессиональном самоопределении и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в вузе:

· влияние референтной группы;

· учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

· поддержка со стороны педагогов;

· знание студентом своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

· информированность о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Следует отметить, что длительное время вопросы содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ ограничивались лишь их обучением трудовым операциям в рамках определенной профессии. Не уделялось должного внимания созданию условий для сознательного выбора и освоения той или иной профессии студентом с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития выступает как важнейший фактор формирования личности будущего профессионала.

Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Современный работодатель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная, профориентационная программа и программа трудоустройства призваны обеспечить будущим выпускникам с ОВЗ конкурентные преимущества.

На сегодняшний день можно отметить ряд научных школ и направлений, рассматривающих проблематику профессиональной подготовки и трудоустройства молодых людей с ОВЗ:

· изучение типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отражены в работах Е.В.Свистуновой, Е.В.Ананьева, А.А.Дыскина, Е.М.Старобина;

· аспекты, связанные с социальной помощью, теорией и технологиями социальной работы в области профессиональной реабилитации и профессионального становления, трудоустройства инвалидов, нашли отражение в трудах О.М.Виноградовой, А.А.Дыскина, А.А.Кузнецовой, Д.И.Лавровой, А.И.Осадчих, С.Н.Лузина, Л.И.Савинова, Л.В.Федотовой, Е.И.Холостовой и др.;

· рассмотрением проблем трудоустройства, возникающих у людей с ограниченными возможностями здоровья занимались Е.Ш.Гонтмахер, Т.В.Зозуля, Э.К.Наберушкина, Е.Г.Свистунов, А.С.Сорвина, Е.В.Холостова, Е. Р.Ярская-Смирнова и др.;

· современное состояние клинического и психолого-педагогического изучения разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в работах Н.А.Александровой, Г.П.Бертынь, Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, С.Д.Забрамной, М.М.Либлинг, Н.Н.Малофеевой, Л.М.Шипицыной;

· государственная политика содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью исследована в работах Т.М.Исаченко, Е.Д.Катульского, А.И.Осадчих, П.В.Романова, Э.Н.Фарберовой, Е.И.Холостовой, М.Е.Цыганова, Е.Р.Ярской-Смирновой и др.

Теоретическая значимость представленных материалов заключается в обобщении и систематизации научных представлений о взаимосвязанных психологических и педагогических аспектах профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проблем трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом психофизиологических и личностных особенностей.

Источник

Adblock
detector