Старобина Елена Михайловна
Образование
Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена
Ученая степень
Доктор педагогических наук
Ученое звание
Направление работы (читаемые дисциплины)
Актуальные проблемы сурдопедагогики
Коррекционно-развивающая работа с детьми различного возраста с проблемами в развитии
Наиболее важные публикации
|
Повышение квалификации, количество часов
2018 г. ФГБУ НПЦРИ им. Альбрехта «Основы организации педагогической деятельности в системе реабилитации и абилитации инвалидов», 72 час.
2015 г. АОУ ВПО ЛГУ им. А.С.Пушкина «Современные информационные технологии в образовании» 72 час.
2010 г. Санкт-Петербургский Инженерно-экономический университет по программе «Менеджмент в сфере оказания реабилитационных услуг» (170 часов),
Участие в выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах, круглых столах
|
Награды: дипломы, медали
|
Педагогическая мобильность
Сотрудничество с внешними партнерами
Осуществляется сотрудничество с Ленинградским государственным университетом им. А.С. Пушкина в рамках участия в работе диссертационного совета (экспертиза и оппонирование диссертаций), подготовки совместных публикаций.
Осуществляется учебно-методическое и научное сотрудничество с профессиональными образовательными организациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осуществляющими обучение инвалидов.
Осуществляется научное руководство Базового центра, обеспечивающего поддержку функционирования системы инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Санкт-Петербурге на базе СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»
Источник
Общедоступные
Библиотеки
Санкт-Петербурга
Каталог
Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья
Лица с ограниченными физическими возможностями — Профессиональная ориентация
Издательство: Форум (Москва), ИНФРА-М (Москва)
Год издания: 2016
Тип издания: Книги
978-5-00091-138-9, 978-5-16-011351-7, 978-5-16-103542-9
ISBN: 978-5-00091-138-9, 978-5-16-011351-7, 978-5-16-103542-9
Старобина, Елена Михайловна. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья [Текст] / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская, И. Е. Кузьмина. — 2-е изд. — Москва : Форум : ИНФРА-М, 2016. — 351 с. : табл. — Библиогр.: с. 235-244 (148 назв.). — ISBN 978-5-00091-138-9 (в пер.). — ISBN 978-5-16-011351-7. — ISBN 978-5-16-103542-9 : Б. ц.
- Наличие в библиотеках
- Аннотация
- Библиотека №2 им. Л. Н. Толстого (6 линия, 17) В наличии 1 экз.
- Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова (ул. Нахимова, 8/3) В наличии 0 из 1 экз.
- Библиотека «Ржевская» (Индустриальный пр., 35/1) В наличии 1 экз.
- БЦО «Современник» (Заневский пр., 28-32) В наличии 1 экз.
- Центральная районная библиотека им. Н. В. Гоголя (Среднеохтинский пр., 8) В наличии 1 экз.
- Центральная районная библиотека им. Л. Соболева (ул. Бабушкина, 64) В наличии 1 экз.
- Центральная детская библиотека (пр. Большевиков, 2) В наличии 1 экз.
- Библиотека №5 им. Н. Рубцова (ул. Шотмана, 7/1) В наличии 1 экз.
- Центральная районная библиотека им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (Малая ул., 20) В наличии 1 экз.
- Павловская городская библиотека (Конюшенная ул., 16/13) В наличии 1 экз.
- Библиотека «Ласточка» (Ленинградская ул., 36) В наличии 1 экз.
- Библиотека на Кадетском (Кадетский б-р, 22а) В наличии 1 экз.
Представлен обобщенный сложившийся инновационный опыт работы по профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, описание современных методических подходов к профориентации инвалидов, отвечающее достижениям современной науки и практики, реальным социально-экономическим условиям, а также обоснование наиболее эффективных методик и методических приемов профориентации, которые могут быть использованы при профориентации различных контингентов инвалидов. Книга предназначена для широкого круга специалистов, решающих проблемы профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Проблема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов. Сам термин «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitatio (re — вновь, снова, habilitas — способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности.
В России имеется достаточно научных теоретических и прикладных исследований по проблеме реабилитации. Так, Е.И. Холостова предлагает программу социальной реабилитации инвалидов, состоящую из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации, — эти элементы программы создают и обеспечивают условия для социальной интеграции инвалида, способствуют восстановлению его социального статуса, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности. В данной программе результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей.
Однако мало работ, в которых бы системно решались взаимосвязанные психологические и педагогические проблемы профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным направлением социализации инвалидов является профессиональное ориентирование. Комплекс мероприятий по профессиональному ориентированию предполагает широкий спектр мер по оказанию им помощи в выборе будущей профессии. Профессиональная ориентация молодежи — проблема не новая: теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Е.С.Романовой, Н.С.Пряжникову, Е.Ю.Пряжниковой, М.С.Савиной, Н.С.Чистяковой, А.Е.Голомштоку и др.
Обучение студентов с ОВЗ относительно новая образовательная практика. Наблюдения показывают, что студенты с ОВЗ больше нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Проблема научных исследований по данной теме сталкивается с рядом противоречий между необходимостью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и недостаточной проработанностью этой тематики в отечественной психологии и педагогике.
Современный подход к профессиональному ориентированию должен подразумевать комплексный подход к решению данной проблемы. Необходимым в программе сопровождения является сочетание работы различных социальных институтов и различных психологических центров (центры занятости, центры профориентации, различные общественные организации); проведение комплексной профориентационной работы; использование различных возможностей передачи информации, относящейся к профессиональному выбору инвалидов; применение методического инструментария по выявлению типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности.
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Особенности профессионального самоопределения студентов с ОВЗ заключаются в следующем:
· профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;
· характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и отсутствием возможностей сделать социально и экономически обоснованный выбор;
· отличается неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.
Можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать в разработке системы психолого-педагогического сопровождения при профессиональном самоопределении и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в вузе:
· влияние референтной группы;
· учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
· поддержка со стороны педагогов;
· знание студентом своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
· информированность о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Следует отметить, что длительное время вопросы содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ ограничивались лишь их обучением трудовым операциям в рамках определенной профессии. Не уделялось должного внимания созданию условий для сознательного выбора и освоения той или иной профессии студентом с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития выступает как важнейший фактор формирования личности будущего профессионала.
Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Современный работодатель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная, профориентационная программа и программа трудоустройства призваны обеспечить будущим выпускникам с ОВЗ конкурентные преимущества.
На сегодняшний день можно отметить ряд научных школ и направлений, рассматривающих проблематику профессиональной подготовки и трудоустройства молодых людей с ОВЗ:
· изучение типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отражены в работах Е.В.Свистуновой, Е.В.Ананьева, А.А.Дыскина, Е.М.Старобина;
· аспекты, связанные с социальной помощью, теорией и технологиями социальной работы в области профессиональной реабилитации и профессионального становления, трудоустройства инвалидов, нашли отражение в трудах О.М.Виноградовой, А.А.Дыскина, А.А.Кузнецовой, Д.И.Лавровой, А.И.Осадчих, С.Н.Лузина, Л.И.Савинова, Л.В.Федотовой, Е.И.Холостовой и др.;
· рассмотрением проблем трудоустройства, возникающих у людей с ограниченными возможностями здоровья занимались Е.Ш.Гонтмахер, Т.В.Зозуля, Э.К.Наберушкина, Е.Г.Свистунов, А.С.Сорвина, Е.В.Холостова, Е. Р.Ярская-Смирнова и др.;
· современное состояние клинического и психолого-педагогического изучения разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в работах Н.А.Александровой, Г.П.Бертынь, Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, С.Д.Забрамной, М.М.Либлинг, Н.Н.Малофеевой, Л.М.Шипицыной;
· государственная политика содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью исследована в работах Т.М.Исаченко, Е.Д.Катульского, А.И.Осадчих, П.В.Романова, Э.Н.Фарберовой, Е.И.Холостовой, М.Е.Цыганова, Е.Р.Ярской-Смирновой и др.
Теоретическая значимость представленных материалов заключается в обобщении и систематизации научных представлений о взаимосвязанных психологических и педагогических аспектах профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проблем трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом психофизиологических и личностных особенностей.
Источник
➤ Adblockdetector