Критерии психического здоровья
консультация по теме
Описаны критерии психического здоровья, рекомендации в работе с дошкольниками для оптимизации образовательного пространства в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_psikhicheskogo_zdorovya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные критерии психического здоровья
- Гармоничность организации психики;
- Адаптивные возможности психики;
- Самообладание и способность радоваться;
- Доброжелательность и способность к адекватной самооценке;
- Способность адекватного восприятия окружающей среды;
- Психическое равновесие;
- Чувство юмора;
- Целеустремленность, способность, активность;
- Самоуправление поведением в соответствии с нормами;
- Критический подход к обстоятельствам жизни;
- Компетентность в отношении окружения и самореализации;
- Уверенность в себе и отсутствие обидчивости (умение освобождаться от внутренних обид);
- Независимость и естественность поведения.
Основные признаки психического нездоровья
- Беспричинная злость;
- Враждебность не только по отношению к сверстникам, но и ко взрослым;
- Повышенная тревожность;
- Снижение когнитивной активности;
- Хаотичность и категоричность мышления;
- Повышенная внушаемость;
- Уход от ответственности от себя;
- Зависимость от вредных привычек;
- Пассивность (духовное нездоровье);
- Утрата веры в себя и свои возможности.
Научно – методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников
- Разработка критериев оценки адаптационных возможностей детей к нагрузкам в связи с проведением эксперимента;
- Изучение закономерностей влияния на здоровье детей экспериментальной деятельности;
- Совершенствование критериев и подходов к оценке состояния здоровья детей на индивидуальном и популяционном уровне;
- Использование разработанных медико-педагогических критериев, нормативов и скрининговых тестов адекватности экспериментальных нагрузок возрастным возможностям детей;
- Использование в работе здоровьесберегающих образовательных технологий;
- Совершенствование медико-педагогических подходов к профилактике заболеваемости детей экспериментальных групп.
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ для сохранения здоровья дошкольников в период проведения эксперимента
- Рациональная организация ВОП в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1. 1249-03 и письма Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23 – 16;
- Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические часы и активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу в микросоциуме;
- Организация рационального питания и витаминизация воспитанников;
- Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными способностями, здоровьем и региональными особенностями;
- Система работы с детьми по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Из книги О.В.Пастюк, А.Н.Фролова Организация экспериментальной площадки в ДОУ М ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения — игра «Педагогический КВН»Цель педсовета: систематизировать знания п.
В разработке представлены игры для детей 5 — 7 лет по формированию психического здоровья.
Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио.
Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и .
Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей, психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.
Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист — организатор ИМЦ.
Источник
Стандарты психического здоровья детей
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.
На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР — д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».
В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)
Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.
В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье — это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:
- в физическом плане — умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
- в психологическом плане:
а) интеллектуальное — проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
б) социально-нравственное — честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;
в) эмоциональное — уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье — как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.
В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:
- подвижность инертность психических процессов
- произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
- продуктивность истощаемость психических функций
- адекватность и критичность поведения
- работоспособность утомляемость
- устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
- межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.
Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.
Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).
Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:
- адекватный возрасту уровень эмоционально — волевой и познавательной сфер личности
- способность планирования своей деятельности
- позитивный образ Я-концепции
- возможность саморегуляции психических состояний
- самокритичность
- самостоятельность
- способность к рефлексии, эмпатии
- сформированность навыков общения
Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.
Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).
Источник
Стандарты психического здоровья детей
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Психическое здоровье детей и определяющие его факторы
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5-2): 16-22
Сухотина Н. К. Психическое здоровье детей и определяющие его факторы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5-2):16-22.
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Представлен обзор данных отечественной и зарубежной литературы, свидетельствующий о стойкой тенденции к росту психических расстройств среди детей и подростков с доминированием лиц с умственной отсталостью и непсихотическими психическими расстройствами. Выделены несколько основных причин увеличения распространенности психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции.
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава
Распространенность психических расстройств у детей и подростков
Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции роста психических расстройств среди всех возрастных групп населения, наиболее отчетливо прослеживающейся в детско-подростковой популяции. Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют примерно 20% от общей численности детско-подросткового населения [13]; при этом в Европе эпидемиологические исследования дают оценку в 14-32% в зависимости от возраста и гендерной принадлежности [35]. Проведенные в Великобритании исследования свидетельствуют о том, что за последние 25 лет отмечается существенный рост гиперактивности, поведенческих и аффективных расстройств среди подростков независимо от принадлежности к социальному классу и типу семьи [54] Распространенность психической патологии возрастает и по данным канадских исследователей [55]. В обзоре, представленном И.А. Митихиной и соавт. [32], приводятся данные эпидемиологических исследований, проведенных другими зарубежными исследователями, также свидетельствующие о росте распространенности психических расстройств в популяции.
Основные тенденции в развитии психической патологии у детей и подростков в России за десятилетие с 1992 по 2002 г. представлены в Докладе о состоянии здоровья населения в Российской Федерации [16]. Заболеваемость детей психическими расстройствами возросла за данный период с 637,5 на 1 000 000 детей и подростков до 840,0 (рост на 31,8%), распространенность соответственно с 2711,0 до 3578,9 (рост на 32%). Среди подростков 15-18 лет темпы роста заболеваемости за 10 лет оказалась в 2 раза выше, чем среди детей до 14 лет.
Данные, представленные в открытой печати, свидетельствуют о том, что к 2007 г. показатель заболеваемости психическими расстройствами среди детей и подростков по сравнению с 2002 г. вырос еще больше. За психиатрической помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения страны обратились около 722 550 больных детей в возрасте до 14 лет (3,2% от общего числа детского населения) и 296 560 (4%) подростков. Наибольший рост заболеваемости психическими расстройствами у детей отмечался в 2004 г. [17]. По официальным данным в Москве отмечается устойчивая тенденция к росту числа детей с психическими заболеваниями примерно на 10-15% в год, которая при этом сопровождается увеличением и числа детей с инвалидностью по психическому заболеванию [5].
При моделировании изменений заболеваемости среди детей и подростков была выявлена достоверная тенденция к повышению [31].
В настоящее время в стране практически отсутствуют регионы с показателями благоприятной динамики по психическому здоровью у детского и подросткового населения. Основной рост отмечается по группам непсихотических заболеваний, в том числе пограничных психических расстройств и умственной отсталости [16-18, 20, 46, 58], которые составляют 76,6% среди всей психической заболеваемости.
К этому следует добавить, что продолжающийся рост психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции способствует определенному накоплению внебольничного и внедиспансерного контингента детей и подростков с относительно легкими формами нарушений. На это указывают данные, полученные во многих окружных центрах психолого-медико-социального сопровождения, свидетельствующие об увеличении обращаемости к психиатрам за период 2002-2008 гг. в 4,5 раза [44].
Распространенность психических заболеваний, в малой степени зависящих от внешних факторов, соответствует ранее полученным данным и составляет 1,66 на 1000 детей и подростков 17. Рост числа выставленных диагнозов «детский аутизм» практически во всех странах мира [6, 9, 14, 25, 27, 36, 57] нуждается в специальном рассмотрении. Пока не получено однозначного ответа на вопрос: имеется ли реальный рост детского аутизма в популяции или речь идет об изменении диагностических критериев недостаточно валидизированной нозологии, способствующем гипердиагностике расстройства. По данным П.В. Безменова [5], с 2006 г. примерно на 15% сократилось число детей с диагнозом «шизофрения» и на столько же больше зарегистрировано в диспансерах Москвы больных детей с диагнозом «аутизм».
Результаты эпидемиологических исследований, число которых за последние 15 лет уменьшилось из-за недостаточного финансирования науки, подтверждают, что приводимые статистические данные охватывают лишь зарегистрированные случаи заболеваний, в связи с чем они не отражают в полном объеме распространенность психических и поведенческих расстройств в популяции. Реальная распространенность психических расстройств как минимум в 3-4 раза выше данных официального учета [6, 27, 42, 43, 45, 47, 49].
Многие исследователи отмечают региональные особенности психического здоровья детского населения [1, 3, 8, 10, 15, 29, 34, 42, 43]. Причины установленных различий до конца не выяснены.
В большинстве случаев предполагается комплексное воздействие средовых факторов (социально-экономических, этнических, культуральных, биологических, в том числе экзогенно-органической природы), а также уровня организации психиатрической помощи.
Перед тем как перейти к анализу причин стойкой негативной динамики показателей психического здоровья детей и подростков, необходимо определить, а что подразумевается под основополагающими понятиями медицины — «здоровье» и «болезнь».
Длительное время понятие «здоровье» выводилось из противопоставления с болезнью и состояние здоровья определялось как отсутствие болезни.
В современных исследованиях констатируется, что между здоровьем и болезнью существует множество переходных сотояний и признается, что, с одной стороны, больной человек также обладает определенным уровнем здоровья, а с другой — в действительности не существует идеального здоровья, в том числе психического, так называемой идеальной нормы.
Как отмечают Н.В. Дмитриева и О.С. Глазачев [21], в развитии понятия здоровья наметилось три основных направления: одно из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе — условно можно назвать «относительным», так как здоровье определяется относительно так называемой нормы, и третье, менее развитое и распространенное — фундаментальное понятие здоровья как определенного состояния сложной биосистемы организма. Для психиатрии наиболее характерно второе направление, относительное, когда здоровье определяется относительно «идеальной» или «среднестатистической» нормы. В качестрве основного критерия соответствия норме рассматривается фактор социальной адаптации, т.е. соответствия требованиям окружающего социума.
Существует мнение, что увеличения распространенности психической патологии как таковой не происходит, а имеет место ее большая выявляемость за счет изменения толерантности по отношению к психическим нарушениям, расширению концепции болезней, а также увеличения видов психической и психотерапевтической помощи [60, 69]. Дать однозначную оценку такой точке зрения достаточно сложно, поскольку исследования, касающиеся эпидемиологии психических расстройств, не всегда сопоставимы из-за различий в методологии и технических способах проведения, критериев диагностики болезней и разнообразия исследуемых групп населения. Однако повторяемость основных изменений заболеваемости и болезненности определенными группами психических расстройств в популяции, подтверждаемых не только данными отечественной и зарубежной статистики [13, 16, 17, 35], но и результатами эпидемиологических исследований [6, 15, 27, 31, 42, 43, 49, 54, 55], не может оказаться случайной.
Отрицательная динамика показателей психического здоровья детского населения фиксируется и клинико-динамическими эпидемиологическими исследованиями. Так, данные, полученные Л.Ф. Бережковым и соавт. [6] в ходе исследования состояния здоровья детей, проживающих на одной территории, осуществленные в 1966-1967 гг. и 1981-1991 гг., свидетельствуют о том, что за 30 лет заболеваемость психическими расстройствами возросла в 2 раза. Особенно, по их данным, участились астено-невротические расстройства — в 4-5 раз.
Результаты многолетних исследований Т.Г. Хамагановой и соавт. [48] показали, что к 1994 г. только 30% учащихся младших классов и вдвое меньше более старших детей и подростков являлись полностью здоровыми. Бо’льшая же часть школьников, в среднем от 50 до 60%, в зависимости от возраста обнаруживали донозологические изменения в психике. Сопоставление указанных материалов исследования с предыдущими (1982-1986) выявило ухудшение показателей психического здоровья в отдельных возрастных группах на 25-30%.
По данным В.В. Чубаровского и Г.Л. Карповой [49], среди подростков в возрасте 13-16 лет пограничные психические расстройства различной степени выраженности диагностировались в 1995 г. у 34,04% всех обследованных, а к 2001 г. этот показатель возрос до 66,7%
Отрицательная динамика показателей психического здоровья детей и подростков показана исследованиями В.Г. Косенко и соавт. [27], Р.С. Тазловой [45].
В диссертационной работе Е.А. Филипповой [47] представлены следующие результаты эпидемиологического исследования: распространенность пограничных психических расстройств среди юношей составила 49,58%, расстройств донозологического уровня — 25,85%, и лишь 24,58% были отнесены к группе практически здоровых. Распространенность пограничных психических расстройств среди девушек составила 44,65%, расстройств донозологического уровня — 33,58%, к группе практически здоровых были отнесены 21,77%.
Таким образом, результаты эпидемиологических исследований, проведенных самостоятельными исследовательскими группами в различных регионах нашей страны и за рубежом, помимо подтверждения высокого роста показателей болезненности и заболеваемости, а также повсеместной неполноты выявления пограничной психической патологии, показали наличие расстройств, не имеющих четких клинических форм и нозологической специфичности, отличающихся неопределенностью своих границ, которые однозначно не могут быть отнесены ни к норме, ни к патологии — так называемых донозологических или субпороговых расстройств [42, 43, 47, 48, 50].
Сказанное выше говорит о том, что при изучении психического здоровья детей и подростков надо исходить не из 2 категорий: «здоровый» — «больной», а из 3 — «здоровый», «больной» и «лица с более или менее низкими показателями психического здоровья, представляющие группу риска развития психических расстройств».
Перейдем теперь к анализу причин стойкой негативной динамики показателей психического здоровья детей и подростков.
Факторы, определяющие динамику показателей психического здоровья детей и подростков
В новых природных, производственных и социальных условиях человек нередко испытывает влияние весьма необычных, чрезмерных и жестких факторов среды, филогенетически неадекватных его природе [2]. При этом скорость технологического преобразования общества в существенной степени превышает адаптационные возможности конкретного индивида [38].
Как отмечает В.П. Казначеев [23], рассогласованность между генетически детерминированной способностью к адаптации, сформировавшейся на протяжении тысячелетий естественного отбора, и условиями окружающей среды, меняющимися в современную эпоху в течение нескольких десятилетий, может явиться причиной напряжения на индивидуальном и популяционном уровнях.
По мнению Ю.П. Лисицина [28], человек никогда не сможет адаптироваться к последствиям химического загрязнения окружающей среды и влиянию некоторых синтетических продуктов, физиологических и психологических перегрузок.
Перечисленные факторы расцениваются исследователями в области урбоэкологии в качестве причин изменения качественных и количественных показателей здоровья населения в современную эпоху [5, 23, 28, 39, 41]. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Интенсификация психогенных нагрузок в современном социуме, в том числе связанных с усложнением процесса обучения, предъявляющего повышенные требования к когнитивным способностям ребенка и уровню его личностного развития, часто превышают адаптационные возможности конкретного ребенка. В связи с этим все большее число детей не соответствуют по своим когнитивным, эмоционально-волевым и поведенческим показателям требованиям современного школьного обучения со всеми вытекающими последствиями в виде неуспеваемости, потери учебной мотивации, антидисциплинарными, оппозиционными и другими формами отклоняющегося поведения, иногда развитием стойких депрессивных расстройств, что способствует росту числа суицидов, тревожных состояний и других проявлений невротического и патохарактерологического спектров [12, 22, 24, 40, 41, 44, 70, 72, 73]. По данным проведенных исследований, более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают трудности в усвоении базовых школьных программ, что требует специальных педагогических технологий, направленных на повышение работоспособности учащихся [40]. Исследование, выполненное Медицинским центром Утрехтского университета [67], свидетельствует о том, что состояния хронической усталости отмечаются у 20% девочек и 6% мальчиков школьного возраста, проживающих в Нидерландах.
Нарушение социальной адаптации, в том числе школьной — важный прогностический фактор социально-психологической деформации личности с формированием асоциальных ценностей молодежной субкультуры, антисоциального поведения, злоупотребления психоактивными веществами, формированием нехимических аддикций [18, 19, 21, 22, 56].
К этому следует добавить те негативные явления в обществе, которые оказывают свое отрицательное воздействие на психическое состояние подрастающего поколения. Значительно увеличилось число семей с психосоциальными нарушениями, к которым относятся семьи с высоким уровнем конфликтности, проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребенком [37, 46, 51, 74].
Усиление стрессорных факторов, оказывающих негативное воздействие на психическое здоровье детей и подростков, не исключает наличия других причин роста психической заболеваемости.
Второй составляющей сложившейся неблагоприятной ситуации являются экологические факторы — увеличение загрязнения окружающей среды разнообразными продуктами промышленного производства и транспортных средств, способными оказывать неблагоприятное воздействие на различные органы и системы организма, в том числе и центральную нервную систему.
Анализ всего массива данных многолетнего мониторинга загрязнения природной среды на территории РФ показывает, что вокруг городов на протяжении нескольких десятилетий сложились ареалы хронического загрязнения территорий, связанных с выбросами вредных веществ в атмосферу промышленными, коммунальными предприятиями и автотранспортом. В последние годы в связи с оживлением экономики наметилась тенденция к росту загрязнения по ряду контролируемых показателей. В связи с этим на протяжении многих лет в местах проживания большей части населения страны наблюдается неблагоприятное качество окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и поверхностных вод [33].
По данным Росгидромета России за 2011 г. [33], 73% населения проживают в районах с большой техногенной нагрузкой. В 204 городах с населением 67,1 млн человек, включая детей и подростков, — загрязнение атмосферы превышает ПДК (предельно допустимые нормы по отдельным показателям); 119 городов, к которым относится и Москва, причислены к городам с опасным для здоровья высоким и очень высоким уровнем загрязнения.
Согласно данным обзорного исследования, выполненного недавно амстердамской службой психического здоровья, показатели депрессии и тревожных расстройств у горожан соответственно на 39 и 21% выше, чем у жителей сельской местности. Другие исследования дают несколько иные цифры, но главная тенденция сохраняется: психическое здоровье горожан хуже, чем у людей, проживающих в сельской местности. Учитывая, что Европа постепенно превращается в один громадный мегаполис, число таких пациентов может быть очень велико [69].
В специальных эпидемиологических исследованиях было показано, что уровень и структура психических расстройств у детей достоверно различаются в зисимости от уровня и характера антропогенного загрязнения окружающей среды: чем он выше, тем выше показатель нервно-психической болезненности детей, хуже их качественные показатели здоровья [1, 15, 29, 42, 43, 52, 68, 76, 77].
В результате загрязнения биосферы синтезированными химическими соединениями, обладающими сильным токсическим и мутагенным эффектами, возникли новые заболевания, ранее не известные медицине. Среди них достаточно изучена так называемая болезнь рисового масла, или Ю-шу, обусловленная пренатальным воздействием бифенилполихлоринейта (PCBs). Все дети с этой болезнью обнаруживают отставание в психическом развитии и снижение когнитивной продуктивности. PCBs был синтезирован в 1969 г. и используется вместе с его промежуточными продуктами (PCDFs и PCDDs) в промышленном производстве многих развитых стран. Указанные субстанции находят при обследовании в крови и жировой ткани людей, проживающих во всем мире [61, 65].
Рост распространенности умственной отсталости и аномалий поведения у детей в США, отмечавшийся в 1970-1980 гг., побудил Конгресс принять специальный закон о выявлении и предупреждении свинцовой энцефалопатии у детей на основе долговременного мониторинга состояния их здоровья. Как показали исследования [75], к этому времени большинство продуктов питания, вода и другие объекты окружающей среды были загрязнены свинцом. Многие исследователи [59, 62, 63, 66] привели достаточно убедительные доказательства наличия каузальной связи между хроническим поступлением в организм свинца и нарушением интеллектуального развития. Так, было установлено [59, 62, 66, 68], что свинец может вызывать у детей поведенческие нарушения, характеризующиеся повышенной возбудимостью, агрессивностью и гиперактивностью. Один из наиболее распространенных психоневрологических синдромов в детском возрасте — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как показали многочисленные исследования, также может формироваться под действием длительной экспозиции свинца [68].
Наряду с прямым повреждающим действием на мозг ребенка антропогенные загрязнители оказывают опосредованное воздействие через нарушения репродуктивной функции матерей, следствием которых является увеличение числа детей с органическими поражениями мозга антенатального периода, представляющими биологическую основу для формирования различных психических и поведенческих расстройств [11, 15, 30, 52, 53, 64].
Химические факторы окружающей среды, действуя на минимальном пороговом уровне, снижают общую резистентность организма женщины и способствуют реализации тератогенных и эмбриотоксических воздействий и проявлению различных генетических нарушений [7].
Третьей из причин увеличения распространенности психических и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции является ограниченность возможностей современной медицины в отношении восстановления полного здоровья детей с врожденной патологией [5, 23, 72].
Несомненным достижением медицины является регулируемая рождаемость, которая позволяет более серьезно подходить к вопросу рождения ребенка, обеспечить профессиональным сопровождением беременную женщину с исключением факторов, способных оказывать негативное воздействие на здоровье плода. Так, значительно расширились возможности детской реанимации, позволяющие выхаживать детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы и глубокой недоношенностью. Однако, по данным специальных исследований, дети, родившиеся глубоко недоношенными, даже при отсутствии грубых нарушений нервной системы составляют группу риска по психическим и поведенческим расстройствам, интеллектуальной недостаточности [62, 71]. Очевидно, что необходим патронаж таких детей в течение детского возраста, нацеленный на смягчение последствий органического поражения ЦНС и уменьшение риска развития психической патологии. Много проблем в этом аспекте возникает и в отношении нежелательного материнства [51], экстракорпорального оплодотворения и использования матерей-доноров, т.е. вынашивающих детей для других родителей.
Рост психической патологии также связан и с новыми подходами в терапии, позволяющими пациентам с психическими расстройствами социально адаптироваться, иметь семью, потомство. Как пример можно привести хорошо налаженный скрининг фенилкетонурии с проведением терапевтических мероприятий с момента рождения, который позволяет больным расти, учиться, работать, иметь семью, детей, что сопровождается медленным увеличением фенилкетонурии в популяции [14]. В настоящее время требуют решения задачи раннего обнаружения и, возможно, превентивного лечения психических заболеваний. Значительные успехи достигнуты в отношении понимания этиологии, патогенеза и лечения психических заболеваний, но основные перспективы их предотвращения и терапии, а соответственно снижения роста социальной дезадаптации и инвалидизации пациентов с этой патологией лежат в области генетики и биохимии.
Следует отметить заметный рост психической патологии в кризисные периоды развития общества. Несмотря на то что кризис, как правило, сопровождается общим сокращением рождаемости с образованием при его определенной длительности так называемой демографической ямы, уменьшение рождаемости носит неравномерный характер в различных группах общества. Это дает основание предположить, что структурные сдвиги внутри такой ямы будут направлены в сторону увеличения процента детей с не очень здоровой наследственностью и неблагополучной перспективой социального функционирования.
В заключение следует отметить, что состояние здоровья населения обусловлено не только рядом социально-экономических, демографических и экологических факторов, но и эффективностью деятельности существующей психиатрической службы, ее ресурсной обеспеченностью, кадровым потенциалом, уровнем квалификации специалистов и координацией деятельности представителей различных ведомств. Это необходимо учитывать при оценке показателей здоровья детского и подросткового населения [18, 25, 26]. Отмеченные в обзоре основные факторы, преимущественно связанные с нарастанием средовых рисков, могут рассматриваться в качестве причин изменения количественных и качественных показателей здоровья детей. Их действие носит достаточно устойчивый характер, в связи с чем необходимы серьезные усилия по защите детского населения от воздействия чрезмерно жестких факторов окружающей среды как биологического, так и социально-психологического характера.
Источник