Физические методы укрепления здоровья детей
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлен обобщенный материал о методах укрепления здоровья детей и рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физические методы укрепления здоровья детей | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Физические методы укрепления здоровья детей
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
• физические упражнения после дневного сна;
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
• физкультурные прогулки (в парк, к реке);
К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
К здоровьсберегаюшим технологиям и технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку и без музыки. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Памятка для родителей по здоровому образу жизни
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:
– живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;
– начинайте день с утренней зарядки (не менее 20 мин);
– бросьте курить, объясняя своим детям, что курение это форма самоубийства;
– оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;
– не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой;
– имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.
2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:
– никогда не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;
– никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;
– никогда не выносите сор из избы;
– никогда не делите труд в семье на мужской и женский.
3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:
– будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;
– уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;
– с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины-матери, мужчины-отца.
4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:
– относитесь со всей серьезностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;
– очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби;
– не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;
– находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.
5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:
– не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;
– к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.
6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.
- Физическая культура в детском саду младшая группа. Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья/ Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей.
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио.
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная .
Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного оборудования, способствующей повышению двигательной активности детей и эфф.
Источник
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления физического здоровья дошкольников
Людмила Трофимова
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления физического здоровья дошкольников
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления физического здоровья дошкольников.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Дошкольное детство – период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
Хочу процитировать высказывание знаменитого педагога В. А. Сухомлинского: «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».
В условиях группы дневного пребывания вся деятельность воспитателя в той или иной мере направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Перед воспитателем ставятся следующие задачи:
• Формировать знания о здоровье, дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.
• Развивать мотивационные установки по профилактике болезней.
• Обеспечить достаточный двигательный режим.
• Учить детей на практике применять знания.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Создать здоровье сберегающую предметно-пространственную среду.
Таким образом, для решения этих задач необходимо проводить работу по нескольким направлениям.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях относятся:
• организация рационального режима дня;
Рациональный оздоровительный режим является основным средством укрепления и сохранения физического здоровья в дошкольных учреждениях.
«Гармоническому физическому и полноценному развитию ребенка способствует гибкий режим дня»- утверждает Маханева М. Д. в представленном ею пособии «Воспитание здорового ребенка». Причем понятие «гибкий режим дня» по ее мнению следует рассматривать в 3-х аспектах:
динамичный режим дня для детей
гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала
разная длительность пребывания детей в группе
Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Автором приведен примерный режим дня в детском саду на осенне-зимний период при 12- часовом пребывании. Причем программные задачи решаются не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в играх, на прогулке и т. д. Маханева М. Д. в предложенном ею опыте работы считает, что такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.
• организация режима гигиенических условий жизнедеятельности детей;
• организация здорового сбалансированного питания. Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
• работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
• профилактические, оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями).
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.
Наиболее эффективными формами оздоровления и укрепления здоровья являются:
• оздоровительные прогулки и походы (в парк, в лес и т. д);
• комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором)
• двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксационные паузы, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы)
• использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, профилактика переутомления глаз, самомассаж биологически активных точек организма по системе профессора Уманской А. А, ароматерапия (вдыхание фитонцидов, находящихся в луке, чесноке, эфирных маслах хвойных растений, дыхательная гимнастика).
• физкультурные досуги, спортивные праздники, игры-соревнования, спартакиады;
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а так же организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, — утренняя гимнастика. Продолжительность утренней гимнастики 8-10мин.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению волевых усилий, вырабатывает полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Эвритмическая гимнастика — вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации
развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости
коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног
улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения)
расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом
формирование творческого начала, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Занятия эвритмической гимнастикой включают элементы аэробики, художественной и спортивной гимнастики, акробатики, а также ритмической импровизации. Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным методом оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.
Занятие по физической культуре – это организованная двигательная деятельность детей, направленная педагогом на обучение разным видам движений, развитие физических качеств и обеспечение их благоприятным (оптимальным) уровнем двигательной активности. В процессе занятий по физической культуре дети познают окружающую действительность через различные движения, которые могут приносить им удовольствие, «мышечную радость», пробуждать интерес к физической культуре и стимулировать их творческую активность.
Во время оздоровительных походов и экскурсий дети учатся взаимодействовать с природой, обучаются правилам безопасного поведения в природе. У детей расширяется кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется физическое здоровье.
Физкультурные праздники, соревнования и эстафеты кроме выполнения задач физического воспитания улучшают эмоциональный фон: повышают настроение детей и доставляют им много радости и удовольствия.
Следующей формой укрепления и оздоровления физического здоровья следует выделить – закаливание.
С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физического воспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях. Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов.
Специально проведенные исследования выявили, что люди, использующие в своей повседневной жизни элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.
С этой целью проводится гимнастика после сна.
Первая часть гимнастики — упражнения в постели. Вторая часть — корригирующие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети ходят по ребристым дорожкам, дорожке с пуговицами и т. д. Третья часть — «босохождение», где дети под музыку выполняют веселые телодвижения. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению.
Систематичность закаливания способствует оздоровлению детского организма, поднимает его настроение, повышает жизненный тонус и «витамин положительных эмоций».
Оздоровительная ходьба и бег на прогулке, применяемые при допустимой температуре, благотворно влияют на организм, повышают тонус нервной системы, увеличивают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Привычка бегать и ходить помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.
Для того чтобы повысить уровень физического развития, сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста можно использовать здоровьесберегающие технологии. К ним относятся:
• комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки,
• профилактика переутомления глаз,
• самомассаж биологически активных точек организма по системе профессора Уманской А. А,
• ароматерапия (вдыхание фитонцидов, находящихся в луке, чесноке, эфирных маслах хвойных растений,
Все мы знаем, что дыхание – основа жизни. Для того, чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать и укреплять их. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. В настоящее время дыхательная гимнастика получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний.
Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов. Для профилактики респираторных заболеваний можно использовать эфирные масла душицы, мяты перечной, шалфея, чайного дерева, эвкалипта. Также можно использовать самые доступные средства — лук и чеснок.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни можно применить «Гимнастику маленьких волшебников». Данная игра включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем. Дети здесь не просто «работают» — они играют, лепят, разглаживают свое тело. Делая массаж ушей, живота, шеи, головы и рук ребенок воздействует на весь организм в целом. Все это вызывает позитивное целостное отношение к собственному телу.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Таким образом, использование оздоровительных и закаливающих мероприятий в процессе воспитания детей будет способствовать укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения.
1. Курашова В. A, Жданова Л. В. Эколого-оздоровительная работа в детском саду // Дошкольное воспитание, №2, 2007,с. 56-59.
2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.
3. Скворчук Е. Эвритмическая гимнастика. // Дошкольное воспитание, №10, 2007,с. 16-19.
4. Цой Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников // Дошкольное воспитание, №10, 2006,с. 21-24.
5. Чупаха И. В, Пужаева Е. З, Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М. : Илекса, Народное образование, 2003.
Использование разнообразных форм и методов работы для формирования у дошкольников безопасного поведения в природе 1 слайд Здравствуйте, уважаемы коллеги. Позвольте представить вашему вниманию работу на тему: «Использование разнообразных форм и методов.
Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №123 города Тюмени Опыт работы.
Фотоотчет о семинаре «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» Авторский семинар д. п. н., доцента Ефименко Н. Н. Сегодня мы получили свидетельства о том, что прослушали замечательный семинар уникального.
Использование игрового самомассажа, как одной из форм оздоровления дошкольников Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства «Обобщение педагогического опыта педагога ДОУ» Опыт работы воспитателя МБДОУ №4 г. Азова Логвиновой Е. Б. Тема: «Использование разнообразных.
Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..
Педсовет «Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия» Тематический контроль «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме дошкольного образовательного учреждения».
Консультация для педагогов «Самомассаж как одна из форм оздоровления дошкольников» Консультация для педагогов «Самомассаж -как одна из форм оздоровления дошкольников» Здоровье — это не только жизнь без болезней, но и высокая.
Источник