Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования;
- организацию доступной среды;
- предоставление специальных учебников;
- организацию услуг специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
- оказание коррекционной помощи.
Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.
2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
3. Какие документы нужны для обследования?
Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:
- заявление родителя (законного представителя) ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;
- документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка.
Также необходимы документы в соответствии с выбранной при подаче заявления на ЦПМПК целью обращения:
- создание специальных условий образования;
- создание специальных условий ГИА (ГИА-9, ГИА-11);
- консультация родителей (законных представителей) специалистами ЦПМПК города Москвы.
Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
4. Как записаться на обследование?
Для записи на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) понадобится медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы в соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы № 297 от 1 апреля 2013 года. Перечень медицинских организаций, в которых можно получить медицинское заключение, представлен в приказе.
После получения медицинского заключения запишитесь для проведения обследования в разделе «Запись на ЦПМПК города Москвы» . Запись производится круглогодично. Записать ребенка на комиссию может только родитель или законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, попечитель). Адрес, дату и время проведения обследования родитель (законный представитель) выбирает самостоятельно в момент подачи заявления.
Прием в ЦПМПК города Москвы осуществляется согласно предварительной записи на mos.ru. По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания. Информация о готовности заключения поступает в Личный кабинет заявителя на mos.ru.
Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.
5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?
Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая помощь (занятия с психологом, логопедом), социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.
Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе образовательной организации, которую посещает ребенок. Для этого нужно обратиться в психолого-педагогический консилиум (ППК) образовательной организации. Психолого-педагогическая, социальная помощь оказывается ребенку на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей). Обращение в ЦПМПК города Москвы в этом случае не требуется.
Источник
Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Краткое содержание:
Порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В организациях, обучающих таких детей, должны быть созданы специальные условия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273)).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Закона № 273).
Справка. Адаптированная образовательная программа
Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Закона № 273).
Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Детям с ОВЗ также предоставляется доступ к инклюзивному образованию — совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья (п. 27 ст. 2, ч. 4 ст. 79 Закона № 273; п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16).
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ (ч. 2, 10 ст. 79 Закона № 273).
Справка. Специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ — это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ч. 3 ст. 79 Закона № 273).
Педагогические работники при обучении детей с ОВЗ обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования детей с ОВЗ, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона № 273).
Специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются обучающимся с ОВЗ бесплатно (ч. 11 ст. 79 Закона № 273).
По общему правилу форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона № 273).
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях (ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 41, ч. 10 ст. 66 Закона № 273; ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
К обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить) (ч. 4, 5 ст. 43 Закона № 273).
Рассмотрим некоторые особенности получения образования детьми с ОВЗ на примере общего образования.
Особенности получения общего образования детьми с ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ получают общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ч. 2 ст. 79 Закона № 273).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Закона № 273).
В штатное расписание организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ, вводятся штатные единицы различных специалистов (например, учитель-логопед) (п. 21 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок № 1014); п. 32 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (далее – Порядок № 1015)).
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других обучающихся с ОВЗ создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ч. 5 ст. 79 Закона № 273).
Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении (п. 13 ст. 60 Закона № 273).
1. Особенности получения дошкольного образования
Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (п. 16 Порядка № 1014).
Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, осуществляется в группах компенсирующей направленности.
Совместное образование детей с ОВЗ и здоровых детей осуществляется в группах комбинированной направленности. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более трех категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе (п. п. 13, 20 Порядка № 1014).
При этом количество детей в группах не должно превышать установленного количества (п. 20 Порядка № 1014).
2. Особенности получения начального общего, основного общего и среднего общего образования
Родители (законные представители) детей с ОВЗ вправе выбрать для обучения своего ребенка школу по месту проживания, в которой должны быть созданы необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) (Письмо Минобрнауки России от 21.06.2018 № ТС-1529/07 «О направлении информации»).
При обучении в школе исходя из категории учащихся с ОВЗ их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек (п. 22 Порядка № 1015).
В школах обеспечиваются специальные условия для получения образования, в частности, учащимся с ОВЗ по зрению, по слуху, а также учащимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата (п. 23 Порядка № 1015).
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 24 Порядка № 1015).
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (п. 31 Порядка № 1015).
В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (п. 28 Порядка № 1015).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Источник
Средне специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья регламентируется:
- частью III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 464.
В соответствии с этим Порядком:
содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,
а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Часть 1 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).
Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Часть 8 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется:
- образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Обязанность образовательных организаций по обеспечению обучения по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Образовательными организациями должны быть созданы:
- специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Часть 10 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются:
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания образовательных организаций и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Часть 3 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Обеспечение доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий — должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля;
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной — установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации,
а также их пребывания в указанных помещениях — наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано образовательной организацией:
как совместно с другими обучающимися,
так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях.
Часть 4 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе:
- устанавливается до 15 человек.
При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются:
БЕСПЛАТНО специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература,
а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Часть 11 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:
- предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
Источник