Сравнительный анализ заболеваемости населения
Описание проблемы заболеваемости населения как важнейшей составляющей комплексной оценки здоровья людей. Основные цели и задачи определения данных показателей. Методика изучения заболеваемости по данным медицинских осмотров и причинам смерти пациента.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.01.2013 |
Размер файла | 13,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(на примере Томской области, СФО РФ)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Описание проблемы заболеваемости населения
Здоровье населения — это национальное достояние, и его сохранение и укрепление является важнейшей государственной задачей.
Основными характеристиками демографической ситуации в территории являются показатели заболеваемости.
Заболеваемость населения является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень здоровья населения.
Показатели заболеваемости являются наиболее распространёнными показателями, которыми пользуются практические врачи любого ранга и уровня при оценке эффективности своей деятельности.
Показатели заболеваемости имеют медико-социальное значение. Они:
— Позволяют проводить целенаправленные профилактические мероприятия по снижению зарегистрированной патологии среди населения.
— Позволяют прогнозировать нагрузку поликлиники.
— Являются качественными показателями для рационального использования материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.
— Позволяют планировать различные виды специализированной помощи.
— Служат для оценки: тенденций в состоянии здоровья населения; эффективности медицинских и социальных мероприятий.
— Позволяют выявлять основные причины смерти.
— Характеризуют причины уменьшения численности населения.
— Характеризуют основные причины временной и стойкой потери трудоспособности.
— Позволяют проанализировать большие экономические затраты общества (на пособия по нетрудоспособности, инвалидности)
— Изучение заболеваемости определяет пути профилактики тех или иных заболеваний [4].
1.2 Методики расчета показателей заболеваемости населения
Заболеваемость — это объективное массовое явление возникновения и распространения патологии среди населения в результате взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой (в широком понимании этого слова), проявляющееся в различных формах в конкретных условиях существования общества [5].
Различают собственно заболеваемость — вновь возникшее заболевание в данном году и распространенность заболевания (болезненность) — заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент.
Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, инфекционная заболеваемость и т. д.
Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100 000 чел. населения.
Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений. Существуют методы изучения заболеваемости по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров и причинам смерти [11].На первом месте по причинам смерти стоят сердечно-сосудистые заболевания, затем онкологические заболевания, и, наконец, травмы. В нашей стране сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин инвалидности.
Изменению характера заболеваемости способствует быстрое изменение образа жизни, приводящее к нарушению адаптации человека в окружающей среде. Заболеваемость наряду с санитарно-демографическими показателями и показателями физического развития является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье населения.Под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или в его отдельных группах.В статистике заболеваемости принято выделять:
1) заболеваемость по данным обращаемости за медицинской помощью;
2) заболеваемость по данным медицинских осмотров;
3) заболеваемость по данным о причинах смерти
Согласно методике изучения общей заболеваемости, общая заболеваемость — это совокупность заболеваний среди тех или иных групп населения за определенный календарный год.
Заболеваемость населения является важнейшей составляющей комплексной оценки здоровья населения. Учет заболеваемости ведется практически всеми медицинскими учреждениями. Анализ заболеваемости необходим для выработки управленческих решений как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях управления системой здравоохранения. Только на ее основе возможно правильное планирование и прогнозирование развития сети учреждений здравоохранения, оценка потребности в различных видах ресурсов. Показатели заболеваемости служат одним из критериев оценки качества работы медицинских учреждений, системы здравоохранения в целом.
Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ И СФО РФ
2.1 Заболеваемость населения Томской области
заболеваемость здоровье население медицинский
По итогам 2011 г. рождаемость населения составила 13,2 на 1000 населения, что выше показателя 2010 г. на 0,8%. Смертность населения находилась на уровне 12,3 на 1000 населения и, в сравнении с предыдущим годом, снизилась на 3,1%. Естественный прирост населения составил 0,9 на 1000 населения (2010 г. — 0,4 на 1000 населения). В этиологической структуре смертности населения Томской области значительная доля приходится на болезни органов кровообращения (47,2%), новообразования (18%), несчастные случаи, травмы и отравления (11,9%), болезни органов пищеварения (4,8%), болезни органов дыхания (4,7%).
В Томской области в 2011 г. в сравнении с предыдущим годом наблюдался рост заболеваемости населения. Общая заболеваемость населения составила 1613,1 на 1000 населения, первичная заболеваемость — 836,9 на 1000 населения, что выше показателей 2010 г., соответственно, на 1,7% и 2,9%.В динамике по отдельным классам болезней в 2011 г. в сравнении с 2010 г. отмечен рост обращаемости населения за медицинской помощью по поводу новообразований, болезней эндокринной системы, заболеваний глаза и его придаточного аппарата, болезней нервной системы, болезней системы кровообращения, болезней мочеполовой системы, болезней костно-мышечной системы, врожденных аномалий развития, травм и отравлений.
В структуре первичной заболеваемости населения Томской области значительная доля приходится на болезни органов дыхания (43,3%), травмы и отравления (9,5%), болезни мочеполовой системы (6,6%), болезни кожи и подкожной клетчатки (5,5%), болезни глаза и его придаточного аппарата (4,8%), болезни костно-мышечной системы (4,8%).В структуре общей заболеваемости населения ведущее место занимают болезни органов дыхания (25,6%), болезни органов кровообращения (11,5%), болезни костно-мышечной системы (9,7%), болезни глаза и его придаточного аппарата (7,9%), болезни мочеполовой системы (6,8%).В 2011 г. в сравнении с предыдущим годом увеличилась первичная заболеваемость детского населения, а также, отмечен рост показателей заболеваемости среди взрослых.
2.2 Общая заболеваемость населения Томской области и СФО РФ от основных причин
В Сибирском округе очень велик контингент больных активным туберкулезом. По этому показателю округ занимает шестое ранговое место среди федеральных округов.Среди крупных городов СФО наиболее высокая общая заболеваемость населения отмечается в г. Барнауле, г. Кемерово, Омск. Наиболее низкие показатели общей заболеваемости регистрируются в г. Томске, что в первую очередь обусловлено преобладанием молодого населения.Заболеваемость в Томске составляет 1375, 9 на тысячу населения. В структуре заболеваемости ведущее место занимают болезни органов дыхания — 399,2 случаев на 1000 населения, затем органов кровообращения -167,9. Заболеваемость онкологическими заболеваниями составляет на 39,6 тысячу населения.
От качества общественного здоровья зависит жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности гармоничного непрерывного роста и социально — экономического развития.
Многие проблемы ухудшения качества общественного здоровья определяются негативными социально — бытовыми и производственными факторами, такими, как низкие доходы населения, недостаточное качество пищевых продуктов и питьевой воды, плохая обеспеченность жильем, алкоголизм, наркомания и т.д.
Даже малозаметные колебания условий жизнедеятельности очень быстро отражаются на качестве здоровья. В соответствии с этим, негативные стороны социально — экономической и политической ситуации в стране, кризис системы здравоохранения отрицательно сказывается на состоянии здоровья населения.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение уровня, структуры и факторов заболеваемости язвенной болезнью подростков. Относительные величины. Медико-демографические и показатели заболеваемости населения. Метод стандартизации. Применение средних величин для оценки общественного здоровья.
лабораторная работа [25,9 K], добавлен 03.03.2009
Создание первой программы изучения общей заболеваемости населения. Измерение заболеваемости по показателям: число больных и заболеваний, продолжительность болезни. Показатели, характеризующие инвалидность. Методика изучения инфекционной заболеваемости.
презентация [2,9 M], добавлен 18.01.2014
Статистика состояния здоровья населения. Методы изучения общественного здоровья и общей заболеваемости. Организация специального учета важнейших неэпидемических заболеваний и методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
контрольная работа [24,6 K], добавлен 02.07.2013
Общая характеристика уровня и структуры заболеваемости населения в Республике Беларусь. Индекс материнства и репродуктивного здоровья студенческой молодежи. Формирование группировок районов по уровню заболеваемости ВИЧ и младенческой смертности.
дипломная работа [2,7 M], добавлен 20.05.2014
Тенденции онкологической заболеваемости населения Республики Беларусь. Закономерности распространения опухолей. Расчет темпа прироста. Методические подходы к оценке зависимости смертности и заболеваемости. Расчет интенсивных и экстенсивных показателей.
дипломная работа [3,8 M], добавлен 29.10.2015
Критерии, используемые для оценки здоровья определенной группы людей или населения в целом. Факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний. Основные источники получения информации о заболеваемости населения.
презентация [576,9 K], добавлен 20.03.2015
Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.
курсовая работа [201,8 K], добавлен 09.07.2008
Источник
Сравнительный анализ показателей здоровья
Улучшение качества медицинской помощи для большинства стран является одним из основных звеньев реформы системы здравоохранения и оказания услуг. Все страны сталкиваются с проблемами обеспечения доступности, равноправия, безопасности и участия пациентов, а также совершенствования навыков и умений, технологий и внедрения доказательной медицины при имеющихся ресурсах [3, 4, 5].
С начала 90-х годов проводятся исследования о факторах, влияющих на качество медицинской помощи. Факты низкого качества отмечаются во всех странах мира, однако имеются данные, что низкое качество медицинской помощи особенно характерно для бедной экономики [1, 7, 8].
В теории управления качеством сложились следующие основные методы, которые служат для оценки качества: индуктивный, дедуктивный, экспертный, метод системного анализа и комплексный метод [2, 6].
Индуктивный метод основан на ретроспективном анализе, в основе которого лежат предположения о механизме заболевания и знаниях, что данное лечение приведет к желаемому результату.
Дедуктивный метод. Он является альтернативным методом выбора способа оценки качества и основывается на доказательной медицине, т.е. на результатах статистических клинических исследований, проведенных на случайной выборке. Применение строгих научных методов в практической медицине может резко улучшить конечные результаты работы, несмотря на имеющуюся в настоящее время острую нехватку средств.
Экспертный метод — это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений.
Системный анализ — это метод научного исследования отдельных сторон, свойств и составных частей рассматриваемой системы. Системный анализ и системный подход объединяют системное направление исследований.
Комплексный метод — используется для оценки планируемых результатов, т.к. он наиболее приемлем для управления качеством медицинской помощи. В основу его положен системный анализ технологии процесса, взаимодействия подразделений медицинской организации и корреляционной зависимости показателей их работы с учетом вклада в общий результат.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) во 2 ст. дает следующее определение: качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Материалы и методы
В обеспечении способности организации производить медицинские услуги высокого качества, наряду с федеральным законодательством, подзаконными актами, значительную роль играет нормативно-правовая база системы здравоохранения и издаваемые непосредственно в медицинской организации локальные нормативные акты, регламентирующие организацию медицинской помощи и вышеперечисленные базовые принципы менеджмента качества. Проведен анализ нормативно-правовой документации, относящейся к регулированию вопросов эффективности и качества медицинской помощи. Нами была предпринята попытка рассмотреть подсистему «качество медицинской помощи» как часть системы «эффективность здравоохранения» с позиций системного подхода. Системный подход наблюдается, прежде всего, в анализе ресурсной базы, взаимосвязей между разными группами ресурсов, рассмотрении процессов преобразования ресурсов и выдвижении путей оптимизации их протекания. В процессе менеджмента качеством медицинской помощи в медицинской организации разрабатывается политика качества, определяются стратегические и тактические цели, распределяется персональная ответственность исполнителей
Результаты и обсуждение
В условиях современной нормативно-правовой документации по здравоохранению можно выделить четыре уровня оценки эффективности: федеральный, субъектный, локальный и персональный.
Федеральный уровень. Система оценок эффективности системы здравоохранения отражена в разделе VIII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 (далее — ПГГ). Данный раздел устанавливает требование о включении в Территориальную ПГГ целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи. Сами критерии приведены в разделе IX ПГГ. Однако в ПГГ отсутствуют целевые индикаторы эффективности, что, в свою очередь, исключает целеполагание и не позволяет оценить как медицинскую результативность, так и экономическую эффективность технологий здравоохранения.
Условно критерии можно объединить в несколько групп (см. Таблицу).
Критерии доступности и качества медицинской помощи
— удовлетворенность населения медицинской помощью, в том числе городского и сельского населения;
— количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи
— смертность населения: общая; младенческая; детская (0-4 лет и 0-17 лет); материнская; в трудоспособном возрасте; от конкретных причин (БСК, новообразования, туберкулез;
оказание скорой и первичной (в т.ч. специализированной) медицинской помощи пациентам с БСК (острым инфаркт миокарда, острыми цереброваскулярными болезнями)
доступность специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (в рамках программы ОМС);
оказание скорой медицинской помощи: лицам, проживающим в сельской местности; по числу срочных выездов бригад (менее 20 минут с момента выезда); количество проведенных выездной бригадой скорой медицинской помощи тромболизисов (БСК);
— доля пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, в общем числе пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете
— доля впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях (I и II стадии) в общем количестве выявленных случаев онкологических заболеваний в течение года;
— доля впервые выявленных случаев туберкулеза в ранней стадии в общем количестве случаев выявленного туберкулеза в течение года;
— полнота охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей, в том числе проживающих в городской и сельской местности;
эффективность деятельности медицинских организаций:
— функция врачебной должности;
— показатели рационального и целевого использования коечного фонда;
— доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров;
— доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме;
— доля фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта;
— средняя длительность лечения в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (в среднем по субъекту Российской Федерации);
— обеспеченность населения врачами, средним медицинским персоналом, в том числе оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
Обращает на себя внимание, что в ПГГ и Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 294, перечень показателей по оценке эффективности здравоохранения не совпадает. Ресурсы ФФОМС будут потрачены, но какой при этом должен быть достигнут результат? Следует также отметить, что ответственность за исполнение ПГГ несет Минздрав России, а Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» имеет межведомственный статус. Исключение из ПГГ целевых индикаторов оценки эффективности здравоохранения может означать, что Минздрав России отвечает за процесс оказания медицинской помощи, но не за результат медицинской помощи.
Субъектный уровень. В п. 33 Территориальной ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (постановление Правительства Омской области от 24 декабря 2014 года № 330-п) определены показатели и индикаторы доступности и качества медицинской помощи. Данные показатели по перечню полностью соответствуют Программе государственных гарантий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации. Индикаторы данных показателей отражают в среднесрочной (3 года) перспективе целеполагание.
Локальный уровень (медицинская организация). Организацию проведения независимой оценки качества в субъекте Российской Федерации регламентируют: Приказ Минздрава России от 14 мая 2015 г. № 240 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»; Приказ Минздрава России от 28 ноября 2014 г. N 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»; Приказ Минздрава России от 7 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев качества медицинской помощи».
Приказ № 422ан устанавливает критерии оценки качества медицинской помощи, которые разработаны в соответствии со ст. 64 «Экспертиза качества медицинской помощи» федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». И, как сказано в законе, «формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи».
Сами критерии разделены на две группы: применяемые при оказании медпомощи в амбулаторных условиях, а также в стационарных условиях и условиях дневного стационара. Во всех случаях первым критерием значится ведение медицинской документации, заполнение всех разделов амбулаторной или стационарной карты, наличие информированного согласия на медицинское вмешательство.
Экспертизу качества медпомощи в России проводят фонды ОМС и страховые компании, Росздравнадзор, территориальные органы здравоохранения. И все они до сих пор использовали свои подходы и собственные ведомственные и региональные документы. Теперь появляется единая модель на основе федеральных критериев.
Если сопоставить текст ст. 2 ФЗ-323, в котором приводится определение «качества медицинской помощи», то в тексте приказа появилась характеристика только понятия результата. По-прежнему нет общепонятных и структурированных критериев своевременности и правильности лечения.
Эту проблему частично компенсирует оценка медицинской результативности, сформулированная Приказом Минздрава России от 28 июня 2013 г. № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников»).
Вместе с тем данный приказ не содержит показатели (комментарии), характеризующие саму медицинскую результативность медицинской организации, что противоречит ч. 1 ст. 64 «Экспертиза качества медицинской помощи» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-фз «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая гласит: «Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата», а также ч. 6 ст. 40 «Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи» Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» в аналогичной редакции.
Следует также отметить, что ПГГ и Территориальная ПГГ, Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», отраслевые нормативные правовые акты не содержат показателей, которые отражают экономическую эффективность или эффективность использования ресурсов, как системы здравоохранения, так и медицинских организаций.
Кроме того, следует отметить, что на уровне медицинской организации до настоящего времени отсутствуют показатели и целевые индикаторы, отражающие результаты деятельности структурных подразделений, в которых работает вспомогательный и обслуживающий персонал.
Таким образом, до настоящего времени в системе управления медицинской организацией отсутствует в полном объеме целеполагание, отражающее медицинскую результативность и экономическую эффективность ее деятельности в целом и отдельных структурных подразделений на основе системы целевых показателей и их индикаторов, имеющих стимулирующий характер.
Наши наблюдения показали, что в Соглашении о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Омской области на 2015 год (далее — Соглашение) и на сайтах медицинских организаций Омской области в настоящее время отсутствуют качественные показатели, которые характеризуют оценку медицинской результативности и экономической эффективности всей организации и тем более ее структурных подразделений. Цель данных показателей — перераспределить объемы медицинской помощи с дорогостоящего стационарного этапа на амбулаторный, чтобы уменьшить расходы на здравоохранение.
Персональный уровень — включает в себя показатели и индикаторы, отражающие эффективность деятельности конкретного работника медицинской организации, включая как медицинский, так и немедицинский (обслуживающий) персонал.
При этом следует исходить из того, что перечень целевых показателей и их индикаторы формируются в зависимости от выполняемых функций, отраженных в должностных инструкциях специалистов; трудовом и коллективном договорах; эффективном контракте.
Основными проблемами реализации программ по внедрению «технологий качества медицинской помощи» является относительно небольшой опыт работы в данном направлении, использование зарубежных исследований и разработок, не всегда адаптированных к условиям России, затруднения при выполнении собственных исследований, обусловленные спонтанностью и часто непредсказуемостью многих социально-экономических процессов, а также значительная продолжительность времени, необходимая для изменения общественного сознания пациентов и профессионального сознания врачей. Данный факт свидетельствует о системных проблемах в управлении как самой системой здравоохранения, так и медицинскими организациями в первую очередь в части целеполагания, план-фактного анализа и принятия управленческих решений.
Анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что до настоящего времени в отрасли не сложилась многоуровневая интегрированная система показателей и их индикаторов, позволяющая в совокупности оценить медицинскую результативность и экономическую эффективность системы здравоохранения, медицинской организации, ее структурных подразделений и отдельного работника. Всё это, на наш взгляд, не позволяет провести полноценную экспертизу качества медицинской помощи.
С учетом специфики медицинской деятельности оценивать показатели качества медицинской помощи, а тем более управлять качеством без стандартизации и регламентации процессов нельзя. Показатели качества медицинской помощи и условий её оказания должны найти отражение в регламенте деятельности медицинской организации, положении о структурном подразделении и должностной инструкции (эффективном контракте) работника.
Рецензенты:
Турчанинов Д.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания человека Омского государственного медицинского университет, г. Омск;
Стасенко В.Л., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой эпидемиологии Омского государственного медицинского университета, г. Омск.
Источник