Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме
Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 17.6 КБ |
diagnostika.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Знания о здоровье».
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней;
б) способность работать долгое время без усталости;
в) стремление быть лучше всех;
г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше уставать;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) своевременно подстригать ногти;
г) следить за порядком в доме;
4.Для чего нужно закаляться?
а) чтобы укрепить здоровье;
б) чтобы все завидовали;
в) чтобы не боятся холода и жары;
г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»?
а) есть все, что нравится;
б) есть в одно и то же время;
в) есть не менее 4 раз в день;
г) есть полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться?
а) чтобы быть выносливым, ловким;
б) чтобы быть быстрее всех;
в) чтобы хорошо себя чувствовать;
г) чтобы не болеть;
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.
0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.
5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Мое здоровье».
Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.
Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.
1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?
а) я сам; б) родители; в) врачи;
2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?
а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;
3. Часто ли ты гуляешь на улице?
а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);
4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?
а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);
5. Выполняешь ли ты режим дня?
а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;
6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?
а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;
б) сострадаю, но ничем помочь не могу
в) веду себя так же, как всегда.
Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.
3. Методика «Гигиенические навыки».
Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).
Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».
В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.
Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.
4. Методика «Ценностные ориентации».
Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.
Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).
Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).
Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).
Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).
Красота природы, искусства (переживание прекрасного).
Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов
Инструкция для педагога
Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Источник
Аналитическая справка. Результат деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся.
материал по теме
Цель деятельности: сохранение физического и психического здоровья школьников. Задачи: Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни. Обучение использованию полученных умений и навыков в повседневной жизни. Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей младшего школьного возраста, это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно — воспитательном процессе важную роль играет физкультурно-оздоровительная работа. «Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса» предполагает применение таких технологий: • экологические здоровьесберегающие технологии; • медико-гигиенические технологии; • физкультурно-оздоровительные технологии; • психолого-педагогические технологии; • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитическая справка. Результат деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся. | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
по формированию здорового образа
- сохранение физического и психического здоровья школьников.
- Задачи:
- Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни.
- Обучение использованию полученных умений и навыков в повседневной жизни.
Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей младшего школьного возраста, это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно — воспитательном процессе важную роль играет физкультурно-оздоровительная работа. «Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса» предполагает применение таких технологий:
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- медико-гигиенические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- психолого-педагогические технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В комплексной учебно — воспитательной работе важное место занимает физкультурно – оздоровительное направление (физическое совершенство, укрепление здоровья, пропаганда ЗОЖ) целью которого, являются формирование у учащихся внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Исходя из цели работу по сохранению здоровья воспитанников строю из позиций:
- соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при организации учебно — воспитательной работы;
- использование в своей деятельности современных здоровьесберегающих технологий (целесообразность, результативность применения);
- организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей (праздники здоровья, дни здоровья и т.д.)
Из классификации здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову) я выбрала для работы:
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, направленные на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся: тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого;
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, входящие в ЗОТ включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей.
Наиболее приемлимыми по характеру действия считаю:
- ЗАЩИТНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;
- ИФОРМАЦИОННО – ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
- КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ восполняют недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия.
Методы и приемы обучения с позиции здоровьесбережения, используемые мной в работе:
Комфортное начало и окончание ежедневной работы , что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
а) умение настроить на положительную волну: «Улыбнись самому себе и окружающим»; б) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;
Учет индивидуальных особенностей детей.
Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья.
Личный пример учителя.
Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают элементарными приёмами сохранения и укрепления здоровья.
Организация саморефлексии.
Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на занятиях, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
Вышеперечисленные технологии непосредственно применяю в практической профессиональной деятельности во время:
- прогулки на свежем воздухе, — игровой деятельности на свежем воздухе,
- подвижных игр, — соблюдения гигиенических норм — физкультминуток, — проведения мероприятий,
— участия в общешкольных мероприятиях.
При организации воспитательного процесса для создания оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, в своей работе применяю разнообразные формы деятельности, чередуя занятия с высокой и низкой двигательной активностью, при этом за основу беру режимные моменты. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, включаю в занятия разные виды деятельности , чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать намного усидчивее и внимательнее.
Провожу тематические беседы, конкурсы рисунков, внеклассные мероприятия, соревнования и др. Оформляю уголок по профилактике дорожно – транспортного травматизма, уголок здоровья.
Участвуем с ребятами в районных и школьных мероприятиях:
Ученическая конференция «Неделя здоровья», 2015 г.
Конкурс социального плаката «Мы выбираем здоровье», 2015 г.
Районные соревнования «Моё здоровье – моё достояние», март 2016 г.
Конкурсная программа «Если хочешь быть здоров», 10.04.2018 г.
Занятия внеурочной деятельности «Юниор» направлены на оздоровление и повышение физической активности учащихся. Методика проведения занятий требует выполнения основных требований:
— преобладание в них занимательности, состязательности, элементов игры;
-щадящий режим занятий. В них в равной мере участвуют все школьники, даже освобожденные от физкультуры;
-направленность занятий на выработку устойчивости организма младших школьников против неблагоприятных условий, излишних нагрузок;
-проведения активного отдыха на воздухе (школьный стадион).
При проведении занятий использую различные виды упражнений, подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, соревнования.
Прогулку и игровую деятельность на свежем воздухе осуществляю для восстановления сил и работоспособности, развития наблюдательности, любознательности, сплочения группы, формирования умения вести себя в свободном общении, играх.
Каждый день провожу физкультминутки, игровые паузы, эмоциональную разгрузку, использую упражнения с целью профилактики нарушений опорно-двигательной системы, снятия утомления мышц.
Применяю такие технологии:
Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного).
Цель технологии — снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.
Технология по профилактике нарушений опорно-двигательной системы.
Цель технологии — снятие утомления мышц, развитие правильной осанки.
Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, развлекательные игры в игровой комнате, игры для снятия агрессии, воздействие цветовых гамм, ситуации «новизны, удивления, успеха»).
Арт – терапия (рисование, литература, музыка ).
В физкультминутки включаю:
— упражнения для глаз;
— упражнения для мышц пальцев рук, ног;
— обще-развивающие упражнения, позволяющие компенсировать недостаточную двигательную активность.
Выполняются упражнения как сидя, так и стоя. Время проведения: не более 1-2 минут, целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание.
Заключение.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
Результатом использования здоровьесберегающих технологий считаю:
1. Благоприятный психологический и эмоциональный климат в классе.
2. Знание правил личной гигиены.
3. Знание основ ОБЖ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни.
4. Знание о правильном питании.
5. Развитие личностных качеств: выносливость, ловкость, быстрота, находчивость, смелость, дисциплинированность.
Источник