«Оценка динамики состояния здоровья учащихся»
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Обучаясь на курсах повышения квалификации по программе «Педагогические технологии в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста» я написал самостоятельную работу на тему » Оценка динамики состояния здоровья учащихся» на примере своей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сам. работа на курсах | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка динамики состояния здоровья учащихся.
Здоровье детей – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы.
Я работаю в школе учителем физкультуры с 1980 года. Что я могу сказать о состоянии здоровья учащихся? Оно становится хуже. Последние два года у нас в школе даже вводили карантин. Количество заболевших детей было большое. Школа работает в две смены. Наполняемость классов выше нормы. График прихода второй смены плавающий. Обычно в районе 11 часов просто столпотворение. Классы и коридор проветриваются очень плохо. Это увеличивает количество заболевших учеников. Я просматриваю списки заболевших учеников по всей школе. Много учащихся, которые болеют по несколько раз в год. В моих классах это очень слабые в физическом развитии дети. Некоторые дети имеют хронические заболевания. Занятия физкультурой и спортом в этих семьях успехом не пользуются. Мало двигаются. Организм ослаблен и беззащитен перед заболеваниями. Часто болеющие дети более трудно переносят заболевания и их период заболевания более длителен. Я провёл беседу с учителями своих классов и учителями начальной школы этих классов. Они мне предоставили списки учеников, которые часто болеют. Есть учащиеся, которые болеют ежемесячно. Классные руководители дали характеристики семейного положения, материального благополучия семьи и т.д. Классные руководители назвали тех, кто курит и употреблял уже спиртные напитки. Я даже удивился. Далее поговорил с этими учениками. Я узнал, кто посещает секции в городе, выезжает на соревнования. Поговорил о родственниках, друзьях. Я в городе очень многих знаю сам. Что-то рассказали коллеги и друзья. Сложилось определённое мнение. Часто болеют дети с определёнными хроническими заболеваниями, слабой наследственностью. Эти дети физически слабо развиты. Ведут малоподвижный образ жизни. Часто обращаются по любому поводу к школьному врачу. Не проявляют интереса к своему здоровью. Материальное положение в этих семьях различное. Это мало влияет на состояние здоровья детей. Среди этой категории учащихся очень мало тех, кто регулярно занимается в спортивных секциях. Зато много учеников с плохими контактами с учителями, слабовольных, легко поддающихся дурным влияниям, вспыльчивых. Среди этой группы много учеников страдающих избыточным весом или недостатком веса. Медицинская сестра отметила, что у них часто или низкое давление или высокое и постоянные жалобы на здоровье.
Я не могу сравнивать риски нарушения здоровья учащихся с материальными условиями в семье, с низким культурным уровнем, с асоциальным окружением ученика, курением. Я убеждён в косвенном влиянии этих признаков на здоровье детей. Конечно, более состоятельные родители могут потратить больше средств на здоровье своих детей. Курение тоже отрицательно сказывается на здоровье учеников. Но есть не курящие дети с очень слабым здоровьем. Есть физически крепкие дети из неблагополучных семей, с финансовыми проблемами, даже курящие. Но у этих учеников нет хронических и наследственных болезней, они посещаю спортивные секции. Много времени проводят на свежем воздухе. По итогам моих опросов в нашей школе есть учащиеся с крепким здоровьем. Они и их родители проявляю постоянную заботу о здоровье. Если они и болеют, то редко и в лёгкой форме. Есть категория учеников, которые совершенно не заботятся о своём здоровье. Одеваются не по погоде и поэтому часты простудные заболевания. Редко посещают спортивные секции. Ведут не здоровый образ жизни. Семьи есть благополучные и не благополучные.
Во многих учебниках ОБЖ говорится о том, что на состояние здоровья детей огромное влияние оказывает наследственность. Цифры разные. Но я с этим согласен. Кроме этого на состояние здоровья школьника оказывают отрицательное влияние и ряд других факторов. В большей степени влияют отрицательно на их здоровье большой объём домашних заданий, количество уроков; раннее начало уроков в 1 смене, и поздний конец уроков во 2 смене; сложность изучаемого материала; питание в школьной столовой; в начальных классах тяжесть школьных портфелей, большая наполняемость классов. Интенсивность учебного процесса часто связана с нарушением гигиенических нормативов в учебной и вне учебной нагрузкой, что является фактором риска нарушения здоровья. Эмоциональный стресс так же является фактором риска нарушения здоровья школьника. Перечислить все факторы риска нарушения здоровья учащихся сложно. Среди участников моего опроса около 70% имеют до 25 баллов по листу анкеты. Если бы я провёл опрос среди других учащихся, результаты могли бы быть иными.
Для учащихся можно создать хорошие условия в семье для укрепления и сохранения здоровья. Можно создать хорошие условия в школе для учебной и вне урочной деятельности. Возможно изменить и ряд других факторов отрицательно влияющих на здоровье ученика. Только не наследственность. Хочется закончить словами Н.М. Амосова:
«Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем
не болел то, во всяком случае, поддерживать у
него высокий уровень здоровья вполне возможно.»
Источник
Оценка динамики состояния здоровья учащихся
Для анализа состояния здоровья детских подростковых коллективов существует такой показатель, как — индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих детей и лиц нормальным физическим развитием). С целью определения индекса здоровья необходимо: количество здоровых детей умножить 100%, разделить на общее кол-во уч-ся (к здоровым относятся дети 1-2 группы здоровья, не имеющие хронических заболеваний).
Уровень здоровья (по методике Н.М. Амосова)
Высокий – ученик не болел в течение года;
Средний – болел в период эпидемии;
Низкий – болел чаще.
Данные о состоянии здоровья учащихся заносятся в таблицу. Систематическое заполнение таблицы позволит оценить динамику состояния здоровья учащихся.
Сведения об учащихся класса
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Примечание |
Общее количество | отсев, прибытие, причина | |||
Индекс здоровья (% здоровых детей) | ||||
Уровень здоровья (кол-во чел.,%) · Высокий · Средний · Низкий |
2. Имеющиеся хронические заболевания (заполняется по результатам медицинского осмотра).
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Врождённые пороки | |||
Заболевания сердечно-сосудистой системы | |||
Заболевания органов дыхания | |||
Заболевания желудочно-кишечного тракта | |||
Заболевания внутренних органов (печень, почки, др.) | |||
Заболевания эндокринной системы (желез внутренней секреции | |||
Заболевания нервной системы | |||
Аллергические и кожные заболевания | |||
Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата | |||
Лор-заболевания (ухо, горло, нос) | |||
Нарушения зрения, слуха | |||
кариес | |||
Травмы (переломы, ожоги, черепно-мозговые травмы) | |||
Перенесённые оперативные вмешательства |
Общие выводы о состоянии здоровья учащихся
· Что повлияло на динамику состояния здоровья учащихся?
· Как отразился на состоянии здоровья учащихся используемый учебно-методический комплект?
Здоровье учащихся в режиме школы
Цель: выявить характер эмоционального состояния учащихся до и после урока, число отсутствующих на уроке, гигиенический режим занятия, отношение учащихся к урокам физкультуры и спортивной деятельности. Определить, сориентированы ли занятия на сохранение здоровья школьника.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ.
Программа исследования:
1. Эмоциональное состояние на начало и конец занятий.
2. Сколько человек отсутствует, по какой причине.
3.Гигиенический режим (свет, чистота в помещении, где проводятся занятия, тепло и т.д.)
4. Расписание уроков на день.
5. Здоровьесохраняющие действия учителя на уроке (следит за осанкой, проводит физминутки, смена видов деятельности детей и т.д.)
Эмоциональное состояние детей
Эмоциональное состояние дети выражают, показывая в начале и в конце урока карточки определенного цвета:
• Зеленый цвет – отличное настроение;
• Желтый цвет – хорошее настроение;
• Синий цвет – удовлетворительное настроение;
• Черный цвет – плохое настроение.
Результаты подсчитываем сначала по каждому классу с учетом количества детей, присутствовавших на уроке, затем – по школе, а затем – сводные показатели.
Настроение | На начало урока | На конец урока |
Зеленый цвет – отличное настроение | ||
Желтый цвет – хорошее настроение | ||
Синий цвет – удовлетворительное настроение | ||
Черный цвет – плохое настроение |
Шкала тревожности Сирса
Уровень тревожности, наряду с оценкой напряжённости, — важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьников по предлагаемой шкале в качестве эксперта проводит классный руководитель или знающий ученика психолог.
Инструкция: оцените каждую позицию по 3-балльнойшкале: 0 – признак отсутствует; 1 – признак слабо выражен; 2 – признак достаточно выражен; 3 – признак резко выражен.
№ п/п | Признаки | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
1 | Обычно напряжён, скован | ||||
2 | Часто грызёт ногти | ||||
3 | Легко пугается | ||||
4 | Плаксив | ||||
5 | Ко всему очень чувствителен | ||||
6 | Часто бывает агрессивным | ||||
7 | Обидчив | ||||
8 | Нетерпелив, не может ждать | ||||
9 | Легко краснеет или бледнеет | ||||
10 | Испытывает трудности со средоточением | ||||
11 | Суетлив | ||||
12 | Потеют руки | ||||
13 | При неожиданном задании с трудом включается в работу | ||||
14 | С трудом регулирует громкость голоса при ответе | ||||
Итого: |
Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20-30 баллов – средний уровень тревожности, более 30 баллов – высокий уровень тревожности.
Нормализация учебной нагрузки
Одним из методов предупреждения перегрузки учащихся, организации мониторинговых исследований может быть ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.
При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером – перед сном.
При характеристике данных самонаблюдения учитывают следующие показатели:
1. Самочувствие – чувство, испытываемое, человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.
· хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе);
· плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и др.)
Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося. В дневнике отмечают: вечером, перед сном – устал/не устал, переутомился; на следующий день – усталости нет, осталось чувство усталости.
2. Настроение – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т.п.
3. Сон – имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создаёт условия для восстановления их работоспособности. Продолжительность сна младшего школьника должна составлять не менее 9 – 10 часов. Сокращение продолжительности сна отрицательно сказывается на работоспособности, создаёт предпосылки для утомления и переутомления. Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость.
· Качество сна (спокойный, глубокий и т.п.);
4. Аппетит – один из признаков нормальной деятельности организма. Отсутствие аппетита может быть в результате утомления организма или болезненного состояния.
5. Работоспособность – возможность человека продуктивно длительно и качественно выполнять доступную его возрасту работу в течение требуемого времени.
· Повышенная – работаю долго, с интересом.
· Пониженная – быстро устаю, работать трудно.
Педагоги являются организаторами самоконтроля. Они проводят беседы с учениками о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, рассказывают о сущности каждого показателя, о путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению учащихся.
Анкетирование
Получить сведения о состоянии здоровья младших школьников можно также с помощью анкетирования. Анкеты составлены таким образом, что школьники и их родители должны ответить на три круга вопросов, ответы на которые прямо или косвенно дают представление о степени нагрузки учеников:
1. Содержание обучения. Ответы на вопросы этого круга позволяют дать информацию о том, по какой программе обучается ученик и в каком классе, об отношении родителей и детей к этой программе, об удовлетворённости используемых пособий, входящих в учебно-методический комплект.
2. Организация условий обучения. Ответы на вопросы этого круга дают информацию о душевном состоянии учащихся, усталости и признаках утомления, объёме домашних заданий.
3. Самочувствие учащихся с учётом проявления невротизма. Эти вопросы дают представление о состоянии здоровья обучающихся.
Ответ на каждый вопрос оценивается в баллах по 3-х балльной системе.
Дорогой друг! Твои ответы на вопросы анкеты помогут выяснить причины перегрузки учащихся, улучшить состояние здоровья детей. Заранее выражаем тебе благодарность за сотрудничество!
1. По какой программе ты учишься в школе? В каком классе?
2. Нравятся ли тебе учебники, по которым ты занимаешься?
Да, часто | Иногда | Нет |
3. Устаешь ли ты в школе? | ||
4. Считаешь ли ты, что учебная нагрузка превышает норму? | ||
5. Часто ли тебя беспокоят головные боли после длительной напряжённой работы? | ||
6. Часто ли вы на уроке работаете в группах? | ||
7. Всё ли на уроке ты успеваешь сделать? | ||
8. Часто ли ты на уроке испытываешь тревогу, страх и др.? | ||
9. Чувствуешь ли ты себя в школе легко, свободно? | ||
10. Спокойно ли ты спишь ночью? | ||
11. Остаётся ли время у тебя на отдых? |
12. После каких уроков ты чувствуешь усталость?
13. Каковы причины усталости?
· долгое сидение за партой;
14. Сколько времени у тебя занимает выполнение домашнего задания?
Уважаемые родители! Ваши ответы на вопросы анкеты помогут выяснить причины перегрузки учащихся, улучшить состояние здоровья детей. Анкетирование проводится анонимно. Заранее выражаем Вам благодарность за сотрудничество!
1. По какой программе обучается Ваш ребёнок в школе? В каком классе?
2. Удовлетворены ли Вы учебниками, по которым занимается ребёнок?
а) да, чем? Внешний вид учебников, интересный и полезный познавательный
материал, возможность выбора заданий в соответствии с уровнем подготовки
ребёнка, творческий и поисковый характер заданий, другое (дополнить) …
Да, часто | Иногда | Нет |
3. Часто ли болеет Ваш ребёнок? | ||
4. Устаёт ли ребёнок в школе? | ||
5. Ребёнок под разными предлогами неохотно идёт в школу. | ||
6. После школы ребёнок: а) вялый, сонливый в) чрезмерно возбуждённый, раздражительный, агрессивный | ||
7. Часто жалуется на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту. | ||
8. Наблюдается беспокойный сон (просыпается, вскрикивает, крутится и т.д.) | ||
9. Остаётся ли время у ребёнка на отдых? |
10. Каковы, по — Вашему мнению, причины усталости ребёнка?
· неготовность к школе;
· отсутствие в школе соответствующих условий;
· нерациональная организация образовательного процесса;
11. Сколько времени ребёнок затрачивает на подготовку домашнего задания?
(менее 1 часа; 1 — 1,5 часа; 2 часа; более 2-х часов)
На основе анализа данных исследования учителям могут быть предложены рекомендации:
· Изучать личность каждого ученика, его физические и психические особенности, чтобы нормализовать индивидуальную учебную нагрузку, как в классе, так и дома, детям, которые переутомляются;
· В ходе организации образовательного процесса систематически продумывать двигательную активность учащихся, смену видов деятельности;
· Качественнее продумывать объём домашнего задания: не допускать трудоёмких, малоэффективных заданий, продумывать дозировку времени на выполнение домашнего задания; чаще индивидуализировать домашние задания.
· Не допускать задержки детей на перемены после звонка, продумывать организацию проведения перемен, проводить динамический час.
Успех работы по воспитанию здорового ребёнка во многом зависит от эффективности взаимодействия классного руководителя с родителями. Она осуществляется, в том числе через просветительскую работу среди родителей по вопросам охраны здоровья детей. В подготовке к проведению родительских собраний педагогам поможет серия брошюр, выпущенных Издательским центром «Вентана -Граф» М., 2002, а также книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей «Всё о младшем школьнике» / Под ред. Чл.-корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Примерные темы бесед для родительских собраний
1. Физическое воспитание младшего школьника в семье.
2. Здоров ли ваш ребёнок.
3. Пора ли в школу?
4. Режим дня младшего школьника.
5. Компьютер и здоровье ребёнка.
6. Зачем учиться физкультуре.
7. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность.
8. Как правильно закаливать ребёнка.
9. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем.
10. Как сохранить сердце ребёнка здоровым.
11. Питание младшего школьника.
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы
Источник