Справка о состояния здоровья школьников ВШК
специалист в области арт-терапии
об итогах мониторинга влияния учебной и внеучебной нагрузки
на состояние здоровья школьников
МОУ — ООШ с. Ивановка в 2011 – 2012 у. г.
На основании выполнения общешкольной программы « Здоровье» и программы управления образования « Ключ к здоровью» в декабре 2011 г. в школе был проведен мониторинг влияния учебной и внеучебной нагрузки на состояние здоровья школьников
всестороннее изучение состояния здоровья школьников;
определение влияния учебной и внеучебной нагрузки на состояние здоровья школьников;
определение мер медико-психолого-педагогической поддержки учащихся.
Метод проведения мониторинга: анкетирование
В обследовании приняли участие 25 учащихся 2 – 9 классов. В соответствии с методикой ребятам было предложено ответить на вопросы: да, нет. Не знаю.
Результаты проведенного мониторинга отражены в таблице:
Анализ приведенных данных показывает, что 56,6% учащихся постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе, экзамене; перед контрольной работой, экзаменом 48,7% испытывают страх, 8% — волнуются и испытывают сильное сердцебиение, 11,5% — не могут спокойно спать, 12,4% — волнуются из-за невыполненных заданий или неудач на контрольных работах. Эти данные полностью совпадают с результатами мониторинга уровня школьной тревожности, который проводился 12.10.2009г и показал, что самые сильные отрицательные эмоции в школе вызывают у учащихся контрольные работы.
85,8% учащихся легко и непринужденно чувствуют себя в коллективе. Причем в начальных и старших классах этот показатель выше – 93%-94%, а в 5 – 9 классах ниже – 54%. Часто конфликтуют с одноклассниками из-за пустяков 21,2%. Причем по этому показателю почти бесконфликтны 10, 11 классы, в начальных классах – 41%, в 5-9 классах – 17,9%. Сильнее всего микроклимат в классе влияет на учащихся 2-4 классов – 44,8% и 5-9 классов – 37,3%.
Состояние 68,1% учащихся во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий, 67,3% тревожатся из-за возможных неудач в учебе. Больше всего по этому поводу переживают младшие школьники – 86,2%, 5-9 классы – 65,7%, 10-11 классы – 41,2%.
48,7% учащихся приводит в замешательство неожиданный вопрос преподавателя и более всего учащихся начальных и средних классов: 62%-52%.
40,7% с трудом сосредотачиваются на каком-либо задании или работе, это вызывает у детей раздражение. Причем труднее всего сосредоточиться учащимся старших и средних классов – по 41%.
Большинство учащихся чувствуют себя неуверенно в процессе учебной деятельности 59,3% кажется, что они не смогут усвоить всего учебного материала, 58,4% кажется, что их знания по тому или иному предмету ничтожны. У 34,5% учащихся чувство неуверенности в себе вызывает тот факт, что они не успевают усваивать учебный материал. 24,8% признаются, что у них слабо развита воля и это отражается на успеваемости, отчаявшись выполнить какое-либо задание, они обычно «опускают руки».
23% учащихся болезненно реагируют на критические замечания преподавателя.
На состояние здоровья школьников оказывает влияние как учебная, так и внеучебная нагрузка.
Наибольшее отрицательное влияние на психологическое, а в некоторых случаях и на физическое состояние школьников оказывает проведение контрольных работ. Достаточно большое количество школьников испытывают трудности самоорганизации, организации внимания на уроке.
3. В качестве внеучебной эмоциональной нагрузки больше всего влияют на школьников межличностные отношения в коллективах. Во 2 – 4 классах учащиеся часто ссорятся, и эти ссоры оказывают сильное влияние на детей. В 5 – 9 классах отношения в коллективах также требуют коррекции. Большинство учащихся не владеют навыками позитивного мышления, чувствуют себя неуверенно, не проявляют настойчивости в достижении цели.
Тщательно готовиться к проведению контрольных работ. Учащиеся должны знать заранее о времени, форме и содержании контрольной работы (по какой теме проводится к.р., какие конкретно знания, умения и навыки проверяются).
Проводить подробный анализ выполнения контрольных работ.
Строго соблюдать требования САНПиН, создавать доброжелательную, спокойную обстановку как перед контрольной работой, так и во время её проведения.
При организации уроков учитывать способы управления вниманием: образность и эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм, смена видов деятельности и т.д.
Способствовать формированию дружеских миролюбивых отношений в классных коллективах через проведение мероприятий, бесед о дружбе, товариществе, взаимовыручке и др.
2. Способствовать овладению учащимися навыками позитивного мышления.
Зам. директора по УВР_________ Михалёва Л.Н.
Источник
Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся
материал на тему
Комплексный мониторинг
состояния здоровья учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_monitoring_zdorovya_obuchayushchihsya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
состояния здоровья учащихся.
Методика мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей каждого ученика, класса, используя при этом доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение. В зависимости от результатов создаются группы детей и определяются направления работы по выявленным проблемам. Это необходимо для принятия научно-обоснованных управленческих решений по планированию и прогнозированию процесса обучения в школе, который в соответствии с Законом «Об образовании» должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. Информационные технологии позволяют оперативно проанализировать причины неудач и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В ежегодном обследовании принимают участие только определенные возрастные группы учащихся, «кризисные» по тем или иным причинам. В эти группы входят учащиеся:
а) 1-х классов – период адаптации к школе;
б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;
в) 9–11-х классов – выпускники.
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:
В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:
В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.
Цель: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность оздоровительной работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.
- сбор и накопление фактического материала о состоянии здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, разработка планов работы администрации и коллектива школы;
- оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
- анализ результатов медицинских исследований для выявления отклонений в здоровье учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений;
- осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
- оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;
Психолого-педагогические и дидактические функции мониторинга:
- обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы;
- формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности;
- формирование педагогической среды единомышленников, готовых из субъектов стать объектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.
Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:
- здоровье учащихся и учителей;
- содержание и результаты обучения;
- технологии обучения;
- социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;
- уровень воспитанности учащихся.
Методы сбора и обработки информации:
- экспертный опрос;
- наблюдение;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контроль знаний, умений и навыков;
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка.
Физическое здоровье учащихся
Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в медицинские документы после осмотра ребенка врачами-специалистами, указывающими на группу здоровья, а также резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни:
– 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за триместр,
– 2-й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней),
– 3-й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней),
– 4-й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней).
Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету «Физическая культура» измеряются трижды в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический и тревожный (низкий и ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего, высокий) уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить за их динамикой.
Социальное здоровье учащегося образовано совокупностью ценностей, имеющих в настоящий момент большую значимость для всего общества, коллектива школы и конкретных учащихся. Критериями сформированности социального компонента являются уровень воспитанности, социальный статус в коллективе и обученность школьников.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, допустимый, тревожный, критический. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой. Следует учитывать, что при выведении оценки уровня воспитанности необходимо использовать весь педагогический инструментарий привлечения ученика к самооценке. Сочетание самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. Уровень воспитанности определяется с помощью специального теста. Оценка результатов теста проводится по 5-балльной системе:
1 – у меня другая позиция.
По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. Затем полученные оценки суммируются и делятся на 6. Средний балл является определением уровня воспитанности.
5–4,5 – высокий уровень;
4,4–4 – допустимый уровень;
3,9–2,9 – тревожный уровень;
2,8–2 – критический уровень.
Высокий – ярко проявляются показатели воспитанности (долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный уровень).
Допустимый – средне проявляются показатели воспитанности.
Тревожный – слабо проявляются показатели воспитанности.
Критический – не проявляются показатели воспитанности.
Следующий критерий – обученность школьников. При оценке этого критерия используются следующие требования:
- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (учет развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.);
- использование оценки как обратной связи, позволяющей учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;
- использование для оценивания знаний разнообразных видов контроля;
- применение при оценивании знаний развернутой содержательной оценки (наряду с выставленным баллом дается характеристика успехов ученика);
- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу, работу одноклассников.
Кроме того, при оценивании необходимы эмоциональная включенность учителя, отсутствие равнодушия, создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации.
Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости школьников, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение ребят, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Другим показателем остается процент качества знаний школьников (на 4 и 5). Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся является показатель СОК – степень обученности класса (формула К.Симонова):
где k5 – количество полученных в результате тестирования пятерок;
k4 – количество четверок;
kЗ – количество троек;
N – количество учащихся в классе.
Использование данной формулы учителем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания.
Обработка результатов по трем показателям проводится с помощью построения гистограмм, диаграмм, графиков и т.д. При этом учитель совместно с администратором отслеживает закономерности «спадов» и «взлетов» обученности школьников по группам.
Кроме того, в школе используется следующая методика определения уровня обученности учащихся:
1-й уровень – учащиеся имеют базовую подготовку и выполняют задания высокого уровня (на оценки «4» и «5»);
2-й уровень – имеют базовую подготовку и выполняют задания повышенного уровня (50% учебных предметов на оценки «3» и «4»);
3-й уровень – имеют только базовую подготовку (80–100% учебных предметов на оценку «3»);
4-й уровень – не имеют базовой подготовки (по основным предметам имеется оценка «2»).
Уровень качества знаний:
1-й уровень – у 90–100% 5 по базовым предметам;
2-й уровень – у 75–89% 4 по базовым предметам;
3-й уровень – у 50–74% 3 по базовым предметам;
4-й уровень – у больше чем 74% 3 по базовым предметам.
Под психологическим компонентом понимается результат деятельности педагогического коллектива, направленный на целостное развитие учащихся. В качестве диагностических критериев и показателей рассматриваются индивидуально-психологические особенности каждого ученика для оценки их сегодняшнего состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций по следующим направлениям: мотивация к здоровью и ЗОЖ, психоэмоциональное состояние и уровень психического развития.
Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья, ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают:
- развитие природных возможностей;
- сохранение здоровья в младшем школьном возрасте;
- обеспечение интенсивного физического и социального созревания в подростковом возрасте;
- самосовершенствование и социально-психологическую адаптацию в старших классах.
В процессе личностно ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика, используемая не для оценки имеющихся способностей обучающихся или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на развитие их самых разных возможностей, т.е. на мотивацию ЗОЖ.
Выделяются 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у школьника:
1-й – оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию и аргументированно это доказывает;
2-й – допустимый – отражает положительное отношение учащегося к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;
3-й – тревожный – ученик признает необходимость ведения здорового образа жизни, но как второстепенное положение;
4-й – критический – мотивация ЗОЖ у школьника не сформирована.
В качестве используемых диагностических процедур обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Почему необходимо вести ЗОЖ?».
Отслеживание умений ЗОЖ проводится в соответствии со следующими направлениями здоровьеориентированной деятельности школы:
1) обучение на основе здоровьеориентированных принципов организации учебной деятельности;
2) коррекция затруднений адаптации к условиям обучения в школе;
3) формирование ценностей здоровья и навыков здорового образа жизни;
4) профилактика вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков и пр.);
5) социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков;
6) физкультурно-оздоровительная и спортивная работа;
7) профессиональная ориентация и профотбор.
Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка вести здоровый образ жизни, используя четыре уровня:
1. Оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей.
2. Допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер.
3. Тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности; употребление алкоголя или табакокурение носят эпизодический характер.
4. Критический – отсутствие навыков ЗОЖ.
Психоэмоциональное состояние отслеживается психологом с помощью ряда методик и процедур:
- М етодика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы) является производной от цветового теста М. Люшера и позволяет определить состояние нервно-психического благополучия ребенка.
- Методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера- Ю.Л.Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
- Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность , фрустрация , агрессивность , ригидность .
В работе также используются: опросник САН, тест Р.Мейли, тест «Классификация» (методика Гольдштейна-Выготского-Зейгарник), ГИТ, ШТУР, тест Р. Амтхауэра, тест «Прогрессивные матрицы Равена», тест-опросник Л. Шмишека на выявление акцентуаций, тест школьной тревожности Филлипса, методика «Социометрия», методика Н.П. Н.Капустина, таблицы Л.Шульте и другие.
Источник