СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАДОМНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_v.i_statya.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Валерия Ивановна, учитель начальных классов, vaieriaky@mail.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
МАУО «Надежда» г.Нижнекамск
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАДОМНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
I. Задачи индивидуального обучения детей со сложной структурой дефекта.
Каждый из педагогов, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, четко понимает цель воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: создание условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально — психологической реабилитации с последующей интеграцией в общество. Все достаточно понятно при организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы. Но обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальной (надомной) форме обучения, сопряжено с рядом проблем:
- Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребенка?
- Как обучать детей с ограниченными возможностями, если объем часовой нагрузки в неделю для обучения ребенка на дому составляет всего от 8 до 12 часов?
- Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение?
- Как осуществить промежуточный и итоговый контроль над освоением учащимися учебных программ?
Т.е. существующая практика организации надомного обучения показывает, что не возможно в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из цели комплексной реабилитации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, для повышения качества образования необходимо решение следующих задач:
- Приведение учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, в соответствие с их возрастными, индивидуально — психологическими особенностями и состоянием здоровья.
- Обеспечение рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения ребенка, основанного на преемственности содержания форм, методов работы и требования к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья.
- Адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Интегрирование усилий медиков, специалистов, социально-психологической службы, педагогов, родителей по вопросам комплексной реабилитации ребенка, сохранение его здоровья.
- Создание адаптированных учебных программ по предметам, в том числе индивидуальных программ обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации, с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.
II . Система реализации индивидуального обучения . Ставя перед собой гуманные задачи обеспечения достижения детьми со сложной структурой дефекта образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья детей, в нашем учреждении выработалась система реализации индивидуального обучения:
- Комплексное обследование специалистами центра ребенка со сложной структурой дефекта с целью определения индивидуальной дозированной нагрузки, проведения своевременной психолого-педагогической коррекции, выбора учебного плана, адаптирование учебных программ.
- Вариативность организации занятий с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении.
- Адаптация ребенка и педагогов к особенностям индивидуального обучения.
- Обеспечение корректного патронажа семьи ребенка, находящегося на индивидуальном обучении.
Индивидуальное обучение организуется на всех ступенях образования для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения. На основании документов: направления МБУ «Управление образования исполнительного комитета», выданное по коллегиальному заключению «Центра диагностики и коррекции» и с письменного заявления родителей (законных представителей) директор учебного учреждения издает приказ о надомном обучении.
• Комплексное обследование ребенка.
Прежде чем приступить к занятиям с учеником, назначенный приказом руководителя учреждения педагог вместе с психологом, логопедом, социальным педагогом и др. специалистами проводят ряд диагностических мероприятий. Диагностика проводится с целью определения уровня развития, отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах, для рекомендаций учителю по вопросам разработки программы коррекции и развития ребенка, для учета его темповых характеристик, особенностей здоровьесберегающего режима. Педагог надомного обучения проводит педагогическое изучение (уровень сформированности знаний, навыков по всем предметам), определяет зону ближайшего развития и составляет индивидуальную программу обучения по каждому предмету.
При индивидуальном обучении для получения общего образования на каждой его ступени реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребенок, программой обучения и учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
- Вариативность организации занятий.
С учащимися, находящимися на индивидуальном, надомном обучении, при наличии условий в учреждении, занятия проводятся в учреждении, на дому, и комбинировано: часть занятий проводится в школе, а часть на дому. Занятия в школе могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий — в классе, часть — индивидуально. Варианты проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта. Основным принципом организации образовательного процесса является обеспечение щадящего режима проведения занятий, посредством составления рационального расписания уроков.
- Работа с семьей. В задачи учителя индивидуального обучения входят, кроме коррекции отклонений, реализации учебных программ и социально — психологическая реабилитация семьи, создание в семье благоприятной психологической атмосферы (особенно, если ребенок обучается только на дому). Учитель (при необходимости вместе со специалистами социально-педагогической службы) обязательно изучает социальный состав семьи ребенка, выявляет негативные факторы семейного воспитания, уклада, оценивает психологический климат в семье, определяет пути сотрудничества с родителями, долю и форму их участия в образовательном процессе. Собрав необходимую информацию, учитель определяет особенности организации работы в конкретной семье. Совместно с заведующим учебной частью составляют расписание занятий. Если ребенок обучается только на дому, при составлении расписания первостепенным являются пожелания семьи.
Очень часто связующим звеном между семьей ученика-надомника и учебным учреждение является педагог индивидуального обучения. Поэтому, особое внимания заслуживает проблема отношений учителя с ребенком и его семьей, так как от ее решения во многом зависит результат коррекционно-развивающей работы, дальнейшее самоопределение ученика. Учитель индивидуального обучения привлекает своего ученика к участию в общешкольных мероприятиях, приглашает на праздники, проводимые в учреждении, дети принимают участие в работах творческих объединениях, выставках работ учащихся.
Обучение ребенка со сложной структурой дефекта – это огромный кропотливый труд, результаты которого складываются по крупицам и могут быть видны не сразу. Главный смысл деятельности учителя индивидуального обучения состоит, прежде всего, в создании ситуации успеха и ее закреплении, формировании у своего подопечного позитивной самооценки, так однажды пережитое чувство радости, успеха способно изменить ритм и стиль жизни ребенка, наполнить ее смыслом.
Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта СПБ, Речь, 2005. – 477с.
Источник
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
материал
Материал для аттестации, для анализа своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka.docx | 52.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учителя начальных классов
Мачковской Светланы Леонидовны
В классе 5 детей. Все дети с диагнозом: умеренная умственная отсталость, двое детей имеют нарушения аутистического спектра, один ребёнок ДЦП. В начале обучения все дети были обследованы и выявлено: физически слабое развитие, почти y всех крайне затруднена мелкая моторика. Большинство нуждались в помощи при самообслуживании. У всех детей отсутствовала активная речь. Двое произносили несколько лепетных слов, жестикулируя при объяснении. Понимали обращенную речь в пределах обиходной бытовой инструкции. Понятия о количестве и счете у детей отсутствовали. В предметно-практической деятельности дети испытывали большие трудности.
Все это определило несколько ведущих направлений коррекционной работы :
- укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
Свои уроки строю ориентируясь на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода. Большое внимание уделяю развитию основных движений, крупной и мелкой моторики. Практика работы подтверждает, что овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, происходит его всестороннее развитие.
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных
предметов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируясь в схеме собственного тела. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, прищепок, эспандеров, зубных щеток, резинок для волос и др. Нетрадиционное использование предметов способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. На уроках регулярно используются аудио- и видеозаписи, практические работы различной направленности. Дидактический материал к урокам подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих уроках создаю условия для развития памяти, внимания, памяти, воображения, восприятия и мышления. Ко многим урокам делаю презентации в программе «Power Point». Они не только помогают учащимся усвоить учебный материал, но и формируют положительное отношение к учебе.
Для создания полноценных условий достижения динамики в коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья работа ведется в постоянном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями детского дома, детским психиатром, родителями учащихся.
Также в своей работе уделяю внимание следующим направлениям:
1. Диагностическая работа
Обеспечивает своевременное проведение обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
2. Коррекционно-развивающая работа
Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся (таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности.
3. Консультативная работа
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; оказание помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.
4. Информационно-просветительская работа
Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; создание условий для полноценного личностного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5. Аналитическая работа
Эта работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.
Диагностическая работа включает:
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся, их родителям (законным представителям), — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
Все это позволяет добиваться высоких результатов. Внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.
Мною систематически проводится системно организованная работа с учащимися класса, как в урочное‚ так и во внеурочное время.
Все эти мероприятия позволили в ходе обучения реализовать поставленные коррекционные задачи и добиться стабильности результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ коррекционной работы.
Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.
Источник