Валеология
Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека
В сегодняшнем обществе можно насчитать большое количество болезней, напрямую обусловленных несоответствием реально существующих потребностей личности ее антропогенным потребностям. Под антропогенными потребностями понимаются потребности, проистекающие из человеческой природы, сущности человека как биосоциального феномена. К антропогенным потребностям не могут быть отнесены потребности в табаке, алкоголе, наркотиках. Противоречие между потребностями, выдвигаемыми человеком в процессе жизни, и тем, что ему необходимо и достаточно для жизни и развития, зачастую приводит к таким болезням, как инфаркт, инсульт, гипертензия, рак, болезни легких, СПИД и другие, которые, по данным ВОЗ, являются причиной 70—80 % случаев смерти в развитых странах. В отличие от инфекционных заболеваний, где вирус, бактерия или паразит передают лишь одно заболевание, одна «экзальтированная» потребность чревата опасными последствиями для здоровья в целом.
Основополагающей антропогенной потребностью является потребность в жизни.
В системе потребностей человека можно выделить три основные группы антропогенных потребностей:
• витальные (потребности «существования»);
• эмоциональные (потребности «удовольствия»);
• рациональные (потребности «совершенствования»).
Целью удовлетворения витальных потребностей является производство и поддержание самой жизни человека. Они составляют первую ступень человеческого биосоциогенеза — «от небытия к бытию». Над подсистемой витальных в «пирамиде потребностей» располагается группа эмоциональных потребностей, которые в своей реализации доставляют приятность человеческому существованию и образуют следующую ступень пирамиды — «от бытия к удовольствию».
Витальные потребности представляют собой особое состояние организма человека, обусловленное нарушением внутреннего метаболического равновесия — гомеостаза при изменении констант внутренней среды, а также нарушением биологического уравновешивания с внешним миром, восстанавливаемое в процессе человеческой жизнедеятельности.
К витальным потребностям на биологическом уровне можно причислить потребности человека в пище, воде, воздухе, свете, температурно-климатичес-ком режиме, половом партнере, самосохранении и другие.
Здоровье и психовалеология как ценность человеческой жизни
уровне они проявляются как потребности в жилище, одежде, семье. Сюда же относятся экологические и санитарно-гигиенические потребности. В иерархии потребностей группа витальных потребностей является более предпочтительной по сравнению с другими группами. У человека, нуждающегося в пище, свете, тепле, чувство голода и другие соответствующие чувства доминируют над другими потребностями, отодвигая их на задний план. Сдвиг констант ведет к снижению концентрации жизненно важных веществ в организме (глюкозы, солей, половых гормонов) и субъективно ощущается организмом как отсутствие какой-то недостающей составляющей организма, на которую направляется поиск. В этом поиске витальная потребность будет оказывать мобилизующее влияние на интеллект, память, восприятие, привычки, которые, в конечном счете, будут превращены в орудие для удовлетворения данной потребности. Многие другие антропогенные потребности будут отброшены человеком как совершенно бесполезные и несущественные. И так будет продолжаться до тех пор, пока не будет удовлетворена витальная потребность. Конечно, такое положение будет справедливо лишь в условиях экстремальной физиологической депривации.
Если взять к рассмотрению лишь одну витальную потребность в пище, можно обнаружить немало связей удовлетворения данной потребности со здоровьем человека. Нарушения в удовлетворении антропогенной потребности в пище может стать причиной инфаркта, инсульта, гипертензии, а также рака пищевода, желудка и молочной железы. Невозможность удовлетворить потребность может быть связана как с самим человеком — субъектом потребности, так и с объектом потребности — предметом или веществом, на которые направлен поиск человека, удовлетворяющего свою потребность. При этом важно не только подобрать соответствующий объект, но и учесть его состояние, доступность, полезность, что выделяет со стороны объекта потребности следующие компоненты: вещественно-объектный, энергетический, средовой и информационный.
Возьмем другую важнейшую витальную потребность — потребность человека в активности. Невозможность удовлетворить потребности организма в физической активности, малоподвижный образ жизни и труда может вести к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, остеопорозу. В результате крупномасштабных исследований установлено, что рак толстой кишки и молочной железы (у женщин) встречается реже среди физически активных людей по сравнению с теми, у кого снижена двигательная активность. Потребность в физической активности, как показывает практика, вытесняет во многих случаях потребность в курении, а значит, и связанные с ним болезни — бронхит, эмфизему, рак легких. Имеются данные, свидетельствующие о том, что риск за-
Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека
болевания остеопорозом меньше у людей, постоянно занимающихся физическими упражнениями, и что последние способствуют улучшению здоровья некоторых наркоманов и психически больных. С занятием физическими упражнениями изменяются функции сердца, выталкивающего в сосуды большое количество крови, что ведет к снижению частоты сердечных сокращений в состоянии покоя. С другой стороны, снижается опасность возникновения сужения коронарной артерии («сердечный приступ»). Липопротеины — мельчайшие частички, разносящие жир и холестерин по всему телу, меняются таким образом, что повышается количество холестерина в липопротеинах высокой плотности по сравнению с таковым липопротеинов низкой плотности, предрасполагающих к атеросклерозу или ишемической болезни сердца. Уменьшается общий уровень жиров, что снижает риск сердечных заболеваний и повышает до 10 % объем плазмы.
Ведя речь об антропогенных потребностях, мы оставляем за рамками проблемы те потребности, которые испытывают и удовлетворяют ежедневно миллионы граждан, но которые не являются антропогенными, а значит, противоречат человеческой природе, наносят человеку вред. Только от курения в мире ежегодно умирает от 2,5 до 3 млн человек или 1 человек каждые 10 секунд.
Сердечно-сосудистые заболевания ежегодно уносят до 12 млн жизней в мире, и их жертвами, как свидетельствует практика, зачастую становятся люди в трудоспособном возрасте. ВОЗ считает, что оптимизация потребностей человека и приведение его поведения в соответствие с человеческой природой позволит сократить смертность от этих болезней вдвое. В США затраты на лечение сердечно-сосудистых заболеваний еще в 1988 году составляли 88 млн долларов. Наше государство и сегодня не в состоянии дать медицине такие суммы.
Эмоциональные потребности представляют собой определенное состояние психики, вызванное неудовлетворенным чувственным отно пением к предметам и явлениям окружающего мира. В реальной жизни эмоции являются биологически целесообразными для существования человека, с точки зрения приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Основу эмоциональных потребностей составляют эмоциональные состояния человека, проявляющиеся как переживания и чувства.
В настоящее, далеко не простое для нашего общества время, в условиях острых политических, экономических, идеологических и национальных противоречий неимоверно возрастает психотравматизирующее влияние внешней среды. Прежде всего это социальная напряженность, стрессогенные ситуации, социальное расслоение, реальность безработицы.
Здоровье и психовалеология как ценность человеческой жизни
Изучение психогенных неврозов и предваряющих их конфликтов с неизбежностью позволяют сделать вывод, что душевное здоровье (как и соматическое) существенно обусловлено системой потребностей человека. До конца понять проблему здоровья человека, игнорируя связь его с потребностями, невозможно. Ибо пока человек жив, он является носителем потребностей.
Эмоциональные потребности связывают потребности витальные, то есть физиологические изменения внутренних органов, включая изменения химического состава крови, частоты дыхания и пульса, тонуса артерий и артериального давления, деятельность потовых желез, пищеварительного аппарата (это не набор разрозненных признаков, а увязанные между собой реакции организма), и деятельность, выраженную в определенных поведенческих реакциях.
Рациональные потребности контролируются и сохраняются усилием воли. Они направляются на достижение сознательно поставленной (либо человеком, либо обществом) цели. К рациональным потребностям можно отнести трудовые, эстетические, познавательные, интеллектуальные, правовые, орга-низаторско-управленческие потребности, потребности в самосовершенствовании, самоактуализации и другие.
На первый взгляд, данная группа потребностей не оказывает существенного влияния на здоровье человека. Но это лишь первая и поверхностная оценка. Можно привести множество примеров, когда укрепление здоровья становится волевой потребностью человека. Это и ежедневные утренние физические занятия, и закаливание, и различные диеты.
Потребность человека в здоровье на рациональном уровне проявляется и через такую характеристику, как самооценка здоровья. На важность этого фактора указывали Е. Палмор и С. Лукарт. Палмор, изучавший в течение 25 лет изменения потребностей людей с возрастом, пришел к выводу, что субъективное понятие о здоровье играет в долголетии большую роль, чем объективные показатели.
Представление людей о своем здоровье, подчас, важнее самого здоровья. Социологические данные позволяют говорить, что самооценка здоровья у большинства людей ассоциируется с удовлетворенностью жизнью, с удовлетворением каждым человеком своих антропогенных потребностей. Многие ученые считают самой важной потребностью человека — потребность в самоактуализации (термин ввел в науку К. Гольдштейн в 1939 году). Он относится к стремлению людей самосовершенствоваться, выражать свое «Я». А. Маслоу ставит эту потребность в вершину своей «пирамиды потребностей». Эта потребность охватывает многочисленные слои населения: от спортивных арен и залов, где идет спор, кто же «быстрее, выше, сильнее», до научных конференц-залов, где дискуссия ученых мужей призвана установить, кто же «точнее, разумнее, опытнее, мудрее».
Система потребностей определяет деятельность человека, его поведение и образ жизни. В зависимости от системы собственных потребностей человек распределяет время между различными видами деятельности (рабо-
Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека
той. культурными мероприятиями, общественной деятельностью, семейными делами). Он сам волен »выбирать» свой собственный стиль жизни. Помочь человеку понять собственные потребности организма, психики, избавиться от потребностей, наносящих вред — одна из благородных и насущных задач врача.
Основатель философской антропологии Л. Фейербах, и он не единственный в своем подходе, полагал: «Истинный философ — это врач, но такой, который не позволяет своим пациентам догадаться, что он их врач, он обслуживает их в соответствии с их природой, то есть лечит их исходя из них самих и через них самих». Синтез медицинских и философских знаний, несомненно, сделает личность валеолога более симпатичной и обаятельной, позволит ставить диагноз и определять стратегию лечения исходя не только из особенностей организма, но и из своеобразия образа жизни и потребностей пациента.
Источник
ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ОСНОВНЫХ
ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны ЗНАТЬ:
— основные теории и классификации потребностей
— основные жизненно-важные потребности пациента (определение и основные характеристики)
— примеры проблем пациента, связанные с нарушением удовлетворения основных потребностей человека, например, нарушение сна
— выявить способ удовлетворения потребности пациента при проведении сестринского обеследования и оценить его
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Определение понятия «потребность».
2. Основные жизненно-важные потребности по А. Маслоу.
3. Характеристики I, II,III, IV, V ступеней пирамиды Маслоу.
4. Определение понятий «образ жизни», «фактор риска».
5. Характеристика здорового образа жизни.
6. Условия, влияющие на способ и эффективность удовлетворения основных потребностей.
7. Действия медсестры по оздоровлению образа жизни пациента.
8. Характеристика каждой из основных потребностей человека.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Согласно реформе сестринского дела, в России определены четыре уровня деятельности медицинской сестры:
1) укрепление здоровья пациента;
2) профилактика заболеваний и травм;
3) реабилитация утраченных или нарушенных функций организма;
4) облегчение страданий пациента.
Таким образом, медсестра в своей профессиональной деятельности имеет дело не только с больным человеком, но и с практически здоровым. Основной целью медсестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни в болезни или здоровье, иначе говоря, соз- J дание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.
В связи с этим возникает необходимость дать четкое, понятное медсестре определение состояний здоровья, комфорта. Необходимо также конкретизировать понятие ухода: с чего необходимо начинать, какова его последовательность.
Итак, здоровье — это динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком потребностей.
Потребность — это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние дискомфорта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потребности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетворении данной потребности.
Комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности. Так как сестринский уход — это создание пациенту комфорта, то, другими словами, это создание условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.
УХОД -» КОМФОРТ -> УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нарушением удовлетворе-
ния какой-либо потребности. Например, желудочно-кишечный тракт обеспечивает удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ и ВЫДЕЛЯТЬ. Язвенная болезнь желудка проявляется нарушением в удовлетворении этих потребностей: у пациента возникает изжога, боль в животе после приема пищи, неустойчивый стул и так далее. Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента и повлиять на нее (это может только врач), а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.
Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.
Теперь мы должны конкретно определить, какие потребности мы имеем в виду. Их у человека очень много, они разные, в зависимости от возраста, здоровья и внешней среды. Выделяют группу потребностей, которые есть всегда у любого человека, независимо от каких-либо условий. Эти потребности называются ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ, или УНИВЕРСАЛЬНЫЕ. Их необходимо удовлетворять каждому человеку в первую очередь.
Существует несколько классификаций потребностей человека. Например, классификация Орэм, Рой, Маслоу.
Наиболее простой, удобной для нас, в данных условиях, является классификация основных жизненно-важных потребностей по А.Маслоу.
Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:
5. СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ
7. ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ
8. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ
9. ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ, или БЫТЬ ЗДОРОВЫМ
10. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
13. ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
14. ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ
Маслоу расположил 14 основных жизненно-важных потребностей человека в порядке первоочередности их удовлетворения от низших физиологических врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды.
Пирамида выбрана не случайно, так как это здание с очень большим и прочным фундаментом. Маслоу расположил в основании пирамиды низшие физиологические потребности, так как они являются основой, фундаментом жизни человека.
Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в выживании. К ним относятся потребности:
Человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:
5. СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ
7. ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ
8. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ
9. ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ, или БЫТЬ ЗДОРОВЫМ
10. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.
К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:
Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.
И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Подробную характеристику каждой потребности см. ниже.
Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N 1), и мы увидим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие нижние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности.
Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
Если проанализировать жизнь каждого из нас, то мы увидим, что несмотря на то, что потребности у каждого человека и у всех людей одинаковы, способ их удовлетворения у всех разный. Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни. Образ жизни зависит от:
1) возраста человека;
2) социокультурного окружения человека; 3)экологии;
4) знаний, умений, желания и здоровья человека.
Рассмотрим подробно каждый пункт.
1) Человек в своем развитии проходит несколько периодов от младенчества до старости, и в каждый период способ удовлетворения потребностей у него будет разный. Например: потребность ЕСТЬ ребенок грудного возраста удовлетворяет, употребляя в пищу молоко матери через определенные интервалы времени, а у человека в зрелом возрасте периодичность приема пищи и качественный состав пищи будут совершенно другими.
2) Под социокультурным окружением понимают общество, в котором живет человек (семья, коллектив на работе, в школе и т.д.), с его традициями, законами, культурой. Это общество обучает человека образу жизни, оно оказывает на образ жизни огромное влияние, которое может быть как отрицательным, так и положительным. Например: в одной школе занятиям спортом уделяют большое внимание, а в другой к этому относятся формально. Поэтому у учеников этих школ сформируется соответствующее отношение к спорту. Другой пример: на многих предприятиях ведется активная борьба с курением и алкоголем, а на других предприятиях на это не обращают никакого внимания, и человек, попадая в то или иное общество, приобретает опыт удовлетворения основных жизненно-важных потребностей, присущий данному обществу.
3) Экологическая обстановка, окружающая человека, также оказывает влияние на способ удовлетворения его потребностей, т.е. на его образ жизни. Например потребность ДЫШАТЬ: один человек живет в сельской местности и дышит чистым воздухом, а другой — в крупном промышленном городе, где во вдыхаемом воздухе находится много вредных для здоровья веществ.
Способ удовлетворения потребности ДЫШАТЬ у этих людей будет разный в силу экологической ситуации.
4) Сам человек тоже оказывает огромное влияние на свой образ жизни.
Только имея знания, умения, желания, человек будет вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — это эталон, придерживаясь которого человек достигает гармонии с окружающей средой.
В окружающей человека среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его образ жизни. Эти факторы называют факторами риска. Различают две группы факторов риска. 1-я группа — генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность. Их устранить невозможно, они всегда присутствуют в жизни человека. 2-я группа — выборочные факторы риска, их можно устранить, они могут быть, а могут отсутствовать в жизни человека. К ней относятся факторы риска: гиподинамия, избыточный вес или нерациональное питание, стресс, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка.
Факторы риска не только отрицательно влияют на удовлетворение потребностей, но могут даже привести к нарушению удовлетворения потребностей.
Например: многие городские жители имеют фактор риска — гиподинамия. Это связано с частым использованием транспорта, малой долей физического труда и так далее. Этот фактор риска отрицательно влияет на удовлетворение потребности двигаться. Но один человек старается больше ходить пешком, физически работает на своей даче, делает по утрам зарядку, катается на велосипеде, ходит на лыжах. Другой все свое свободное время проводит у телевизора, активно пользуется транспортом. У обоих есть фактор риска — гиподинамия. Но первый приспособился (адаптировался) к условиям жизни с факторами риска и они оказывают на него меньшее отрицательное влияние, чем на второго. Поэтому, если невозможно устранить факторы риска, то необходимо максимально адаптироваться (приспособиться) к жизни в окружающей среде с факторами риска.
Способность к адаптации будет выше, если человек будет:
а) знать о факторах риска, их влиянии на здоровье;
б) иметь желание и волю к адаптации.
1. Способ удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека зависит его социокультурного окружения, возраста и окружающей его среды и состояния здоровья человека.
2. Чем лучше человек адаптирован к условиям жизни с факторами риска, тем ближе он к здоровью и дальше от болезни.
3. На образ жизни и социокультурное окружение человека можно активно влиять с целью приблизить его к здоровью, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.
Для этого медсестре необходимо:
1. Оценить образ жизни пациента — способ удовлетворения 14-ти основных потребностей;
2. Оценить социокультурное окружение пациента, его влияние на удовлетворение потребностей, определить факторы риска для этого пациента, степень адаптации к условиям жизни с факторами риска;
3. Определить необходимость коррекции образа жизни с целью достижения здоровья;
4. Мотивировать, убедить пациента в необходимости здорового образа жизни;
5. Оказать помощь пациенту в его действиях, направленных на поддержание здоровья или выздоровление (или спокойную смерть), которые он выполнил бы сам, будь у него достаточно сил, воли, знаний.
Помощь эта может быть:
^а) непосредственная помощь медсестры в удовлетворении нарушенной потребности: например, у пациента перелом верхней конечности, медсестра будет кормить пациента, осуществлять личную гигиену и так далее;
б) восстановление удовлетворения нарушенной потребности: в нашем примере, восстановление движения в верхних конечностях, используя ЛФК, массаж, простейшие методы физиотерапии;
в) обучение пациента и его окружения в условиях измененного стереотипа навыкам повседневной жизни дома, например, обучение пациента с переломом нижней конечности хождению на костылях.
г) создание условий для спокойной смерти, если все возможности исчерпаны.
ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ Потребность ДЫШАТЬ:
Понятие о потребности
Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании: О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.
1. Субъективное обследование:
(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб).
При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:
— боль в грудной клетке
В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:
— работа, проживание в условиях загазованной или запыленной атмосферы.
2. Объективное обследование:
(медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента). При объективном обследовании может быть:
— изменение цвета кожных покровов — цианоз (синюшность)
— затруднение дыхания через нос
— изменение частоты, ритма или глубины дыхания
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;
5) риск нарушения дыхания в связи с курением;
6) высокий риск от удушья.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;
2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости -дренажное);
3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;
4) медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных путей;
5) медсестра проведет простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.
Потребность ЕСТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи — основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища — это один из основных ресурсов здоровья.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:
— погрешность в диете
— нарушение режима питания
— отсутствие зубов, кариозные зубы
2. Объективное обследование:
— наличие кариозных зубов
— рвота во время обследования
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) боль в животе;
4) нарушение аппетита;
5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;
2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;
3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;
4) медсестра научит пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыжкой;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения.
Понятие ПИТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:
— употребление недоброкачественной воды
— потребление недостаточного или избыточного количества воды
2. Объективное обследование:
— сухость кожи и слизистых
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
2) сухость во рту;
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;
2) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.
Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма федные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, >тработанные остатки пищи.
Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пи-цеварительной систем, кожи и органов дыхания.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
— нарушение мочеиспускания и мочеобразования
— малое количество мочи
— увеличенное количество мочи
— частое болезненное мочеиспускание
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность выделять:
— нарушения в диете
— малоподвижный образ жизни
2. Объективные обследование:
— изменение характера стула;
— сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;
— изменение количества мочи;
— визуальное изменение мочи.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
3) отсутствие мочи (анурия);
4) острая задержка мочи;
5) риск появления опрелости в области складок промежности.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;
2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприемником;
3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;
4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.
Потребность СПАТЬ:
Понятие о потребности
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействиями восстанавливает силы организма.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
— засыпание под утро
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ:
— отсутствие отдыха в течение дня
— чрезмерная загруженность работой
— отсутствие отпуска и выходных
— выражение лица (усталость, утомленность, потухший взгляд, бедная мимика);
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1) отсутствие сна; 2)J нарушение сна.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;
2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;
Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга
3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;
4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдых.
Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:
Понятие о потребности
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
1) путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;
2) одеждой по сезону;
3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
— ломота в теле, суставах
— появление «гусиной кожи»
— горячая на ощупь кожа
— сухость кожи и слизистых
— трещины на губах
— изменение температуры тела
— учащение пульса и ЧДД
— отклонение в температурном режиме помещений
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) субфебрильная лихорадка второй период;
2) пиретическая лихорадка первый период;
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту покой;
2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;
3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питье;
4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;
5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи;
6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;
7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;
8) медсестра будет контролировать температуру помещения.
Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:
Понятие о потребности.
Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют защитную функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны быть чистыми.
Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
— боль и жжение в области естественных складок
— изменение кожи в области естественных складок
— неприятный запах изо рта
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) дефицит знаний о личной гигиене;
2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;
3) недостаточность самогигиены;
4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;
2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;
3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;
4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.
Потребность ДВИГАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Движение — это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.
Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
— невозможность или ограничение двигательной активности в связи с: ‘ — болью
— расстройство психической деятельности
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:
— постоянная езда на транспорте
— болезненность при движении
— изменения в области суставов
— местное повышение температуры
— пассивное положение в кровати
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) ограничение физической активности;
2) отсутствие физической активности;
3) риск возникновения пролежней;
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) при отсутствии движения или резком его ограничении медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;
2) медсестра будет проводить простейшие ЛФК и массаж в соответствии с назначением;
3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;
4) медсестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее последствиях.
Потребность ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ —
— невозможность самостоятельно раздеться или одеться
— боль при движении
2. Объективное обследование:
— пациент не может самостоятельно одеться или раздеться
— одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение
— одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой одежды зимой)
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;
2) высокий риск переохлаждения;
3) высокий риск перегревания;
i 4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;
2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;
3) медсестра проведет с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.
Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:
Понятие о потребности
Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно-важных потребностей. Нарушение удовлетворения потребности быть здоровым наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведет к нарушению удовлетворения потребности быть здоровым. Другой пример — пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, коллапс и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъектное обследование:
В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме.
— может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;
— нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);
— может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться?
— может ли пациент двигаться без посторонней помощи;
— может ли самостоятельно есть и пить.
Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1. дефицит самоухода.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:
2) учитывая, что главное для человека — независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например:
— — по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаст ему умывальные принадлежности в постель
3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.
Источник