Меню

Способы сохранения профессионального здоровья учителя

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?

Наталья Викторовна Замулко
Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?

Быть здоровым — Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Не справляясь с внутренним переживанием, педагог старается подавать хотя бы внешние проявления эмоции. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм, наносят удары, от которых человек не может оправиться. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень и прочие.

Профессия «педагог», иначе работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил.

Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависит и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется порой в агрессивной (окрики, гнев, раздражительность).

Можно выделить несколько факторов объективных:

— изменение в системе;

— повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни;

— недооценка общественной значимости дошкольного образования;

— неудовлетворенность социальным окружением на работе;

— чисто женский коллектив.

2. Материально – бытовой (условия жизни, быта).

3. Фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, здоровье детей).

4. Фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера.

Организационно — …перегруженность поручениями,

непродуманное введение новшеств

завышенные нормы от численности детей в группе.

Современная педагогика использует специальный термин – «эффективные учителя»: К важным особенностям эффективность относят уверенность в себе и великую самооценку, эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости.

Однако специальные исследования показали, что для значительной части педагогов характерна негативная. Я – концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Упражнение на развитие положительного восприятия, самоуважения.

1. Все равно ты молодец, потому что….

1 педагог «Мне не нравится в себе….

1. Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них.

2. Не «пережевывайте» мысленно случившееся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину.

3. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.

4. Рационально распоряжайтесь своим временем.

5. Формируйте активную жизненную позицию особенно по отношению к проф-ым стрессам.

Быстро и легко переходить от одного класса явлении к другим помогает интеллектуальная гибкость.

Управления на развитии интеллектуальной гибкости.

1. Назвать слова к которым приложимы три определения одновременно: «мягкий», «белый», «съедобный».

2. Дописать фразы:

«Упало мыло в суп с лапшой…»

«Тонет мука в сладости…»

«Я сам в себя пальто одел»

«Гляжу с высоты на обод у»

Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь.

Успокаивающее дыхание полезно для погашения избыточного возбуждения и нервного напряжения.

Мобилизующее дыхание как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания, но изменяются не выдохи, а вдохи. Такое дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость, при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодорствованию, мобилизация внимания.

Читайте также:  Со здоровьем пришла со здоровьем уйду

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом.

«Отдых» — стоя, выпрямится, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклонится, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали. Дышать глубоко, следить за своим дыханием, в таком положении находится в течении 1-2 минут.

«Передышка»

Ип – стоя (сидя). В течении 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза и наслаждаться глубоким неторопливым дыханием.

«Дыхание с облегчением»

Ип – сидя вспомнить о чем-нибудь приятном, досадном, раздражающем, затем начать дышать глубже, животом (выдох о – ох – х)

Дозировка 5 – 7 минут.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается если их используют в сочетании с другими способами эмоциональной саморегуляции. Один из этих способов – визуализация.

Визуализация – это создание внутренних образом внутри человека, т. е. активизация воображения.

Упражнения на визуализацию

1. Рассмотреть в течении нескольких мгновений. Какой – либо предмет и представить его.

2. Вызов эмоции – вспомните и опишите самые чудесные переживания – восторга, радости, счастья.

Самый простой, эффективный способ эмоциональной регуляции – расслабление мимической мускулатуры.

На какой взгляд, предложенные упражнения и рекомендации помогут воспитателю в повседневной деятельности сохранять, рабочее самочувствие, снизит вероятность развития профессионального выгорания.

Будьте здоровы!

Как организовать математические игры с ребенком дома Как организовать математические игры с ребенком дома. 1. Прежде всего нужно заинтересовать ребенка, создав игровую ситуацию, предложив игровой.

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой» Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.

Источник

Способы сохранения здоровья педагога

Способы сохранения здоровья педагога

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности колледжа в целом.

Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества

В последние годы в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т. е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.

Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Под профессиональным здоровьем понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности преподавателя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности преподавателя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с преподавателем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

Не умаляя значения лечебной медицины, необходимо обратиться к деятельности восстановительной медицины и психологии для реабилитации временно утратившего работоспособность или мотивацию преподавателя. Охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагает усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психотерапией, гигиеной, физической культурой, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволит категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье – работоспособность – эффективность – развитие».

Читайте также:  Управление эмоциями школа здоровья

Проблему профессионального здоровья преподавателя по степени значимости следует рассматривать в контексте обще концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в больше степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.

Как показывают исследования, большинство преподавателей – эмоционально неусточивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки.).

Для преподавателей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Психологический дискомфорт преподавателя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

— физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

— высокий уровень ответственности;

— тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и студентов;

— авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами;

— неадекватная социальная и материальная оценка его труда.

Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).

Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении преподавателя со студентами. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии.

Профессиональное здоровье преподавателя следует определять, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. Здоровье преподавателя – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье студентов. Это и есть один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.

Приоритетным направлением в решении этой задачи является актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого преподавателя. Важным направлением считается работа, направленная на повышение стрессоустойчивости педагога, повышение его самооценки, снижения тревожности, самоагрессии. Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности преподавателя.

В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы. Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность. Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной. Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни преподавателя. Четвёртое – повышение профессионального самосознания преподавателя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.

Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к педагогу. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья.

Читайте также:  Проверка здоровья у пилотов

Можно выделить основные пути повышения здоровья преподавателей:

1 . Психолого-педагогический.
Особо важным в работе педагогов считается положительное эмоциональное самочувствие. Необходимо преподавателей научить владеть эмоциями. Здесь не обойтись без профессионального психолога. Необходимо 1-2 раза в неделю проводить с преподавателями психологические тренинги.

2. Медицинский.
Медработникам необходимо проводить для всех преподавателей консультации о рациональном питании, профилактике заболеваний, инъекции, массаж и др.
Здоровье преподавателя невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность.
3 . Физкультурно-оздоровительный и социальный.
Следующее направление — укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:

— иммунная защита и неспецифическая устойчивость;

— уровень и гармоничность физического развития;

— функциональное состояние организма и его резервы;

— наличие или отсутствие какого-либо заболевания;

— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Идя по этому пути можно организовать:

— занятия, на которых любой желающий может позаниматься на тренажерах под руководством учителя физкультуры 2-3 раза в неделю в определенное время.
— семейные посещения (хотя бы раз в неделю) бассейна, стадиона и других спортивных сооружений.
Также можно организовать:

— 2-3 раза в год выезды на природу.

— конкурс « Самый здоровая группа» В течение года группы проходили бы этапы конкурса: 1 этап – (заочный в первом полугодии) создание «Паспорта здоровья группы» , 2 этап – (1 раз в год) соревновательный, в которых будут принимать участия команды групп и педагогов. (Автор идеи — профессор .)

— 1 раз в месяц (можно даже определить определенную дату) проводить Единый день здоровья и хорошего настроения. В этот день не ставятся плохие отметки, создаются ситуации успеха для студентов, проводятся различные мероприятия, посвященные ЗОЖ.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1. Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному
опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
2. Изменение отношения преподавателя к студентам. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие студентов с максимально сохраненным здоровьем.

Что педагог должен уметь:

— владеть основами здорового образа жизни;

— устанавливать контакт с коллективом студентов и сотрудниками учебного учреждения;

— прогнозировать развитие своих студентов;

— личным примером учить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет», так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Источник

Adblock
detector