Меню

Способы организации общественного здоровья

Методы общественного здоровья

Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы иссле­дования.

1) Статистический метод как основной метод обществен­ных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).

Метод экспертных оценок служит дополнением к статистиче­скому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов.

Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.

2). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод — это дескриптивный, описательный метод.

3). Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью эко­номики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

4). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д.

Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.

В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабора­ториями» по проведению научных исследований в области здравоохране­ния. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными.

5. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть пред­приняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных про­фессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и сте­пени влияния социально — гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографи­ческим и др.

6. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологиче­ский анализ представляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

Читайте также:  Легкая атлетика бег здоровье

Использование эпидемиологи­ческих методов в разных областях здравоохранения на боль­ших популяциях позволяет выделить различные составляю­щие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологи­ческую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных за­болеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д.

Клиническая эпидемиология является основой доказательной медицины, позволяющей с использованием строго науч­ных методов на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях составлять прогноз для каждо­го конкретного пациента. Цель клинической эпидемиологии — разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые дают возможность делать объективные заклю­чения, избегая влияния ранее допущенных ошибок.

Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.

Эпидемиология инфекционных заболеваний изучает закономерности эпидемического процесса, причины возникновения и распространения инфекционных заболеваний с целью раз­работки мер борьбы с этими болезнями, их предупреждения и ликвидации.

Говоря об общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.

Для изучения различных проблем в области общественного здоровья необходимо пользоваться всеми указанными методами исследования. Они могут быть использо­ваны не только самостоятельно, но и в самых различных сочета­ниях, благодаря чему могут быть достигнуты последова­тельность и доказательность результатов социально-гигиенических исследований.

Главной целью общественного здоровья является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом по­лезного действия. Поэтому для нее особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д. Темами таких исследований могут быть: оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи; исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности; оценка эффективности существующей системы здравоохранения; разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения насе­ления медицинской помощью.

Источник

1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.

Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.

Область практической деятельности ОЗЗ:

1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)

2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения

3) разработка критериев оценки общественного здоровья

4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения

5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ

6) исследование процессов урбанизации

7) изучение экологии человека

9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.

10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре

11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения

12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики

13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний

14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.

15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования

16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию

17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях

а) изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов

Читайте также:  Хромплаза от сибирского здоровья

б)разработка методик и методология изучения здоровья населения.

в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.

г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей

д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.

Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.

1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды

2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.

Основные методы исследований:

1) исторический — необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее

2) статистический — измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.

3) методы эксперимента и моделирования — изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы

4) метод экономических исследований — дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот

5) метод экспертных оценок

6) метод социологических исследований — выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье

7) метод системного анализа

8) эпидемиологический метод

История социальной гигиены:

Впервые СГ упоминается в 70-ых г.г. XIX в. в работе Португалова «Вопросы общественной гигиены».

1903 г. — Альфред Гротьян, издает журнал по СГ.

1905 г. — Альфред Гротьян основал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике

1912 г. — Альфред Гротьян начал читать доцентский курс в Берлинском университете.

1918 г. – музей социальной гигиены в Москве, который возглавил Мальков.

1920 г. — музей преобразован в НИИ социальной гигиены.

1920 г. — первая кафедра социальной гигиены в Берлине

1922 г. — кафедра социальной гигиены в Московском универститете

1924 г. — кафедра социальной гигиены на медицинском факультете БГУ

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи общественного здоровья и здравоохранения.

ОЗЗ – наука, изучающая воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения, а также организацию медицинской помощи населению. Структура:

Теоретические проблемы здравоохранения и медицины.

Здоровье населения и методы его изучения. Профилактика.

Организация медицинской помощи населению.

Экономика, планирование, финансирование здравоохранения.

Проблемы социальной помощи.

изучение состояния общественного здоровья и влияния на него социально-гигиенических факторов;

разработка методологии и методов изучения здоровья населения;

теоретическое обоснование политики государства в области здравоохранения; разработка и практическая реализация принципов здравоохранения;

разработка организационных форм и методов медицинской помощи населению и управления здравоохранением;

подготовка и воспитание медицинских работников к деятельности по сохранению и укреплению общественного здоровья.

2. Общественное здоровье и здравоохранение. История возникновения общественного здоровья и здравоохранения.

В начале 20 века – Гротьян:

1903 – издание журнала по соц гигиене

1905 – научное общество в Берлине

1912 – доцентский курс соц гигиены в Берлинском университете

1920 – кафедра соц гигиены в ун-тете

Читайте также:  Как проверить здоровье кота

1918 – музей соц гигиены в Москве

1920 – реорганизация его в научно-исследовательский институт соц гигиены и организации здр-ния

1920 – кафедра соц гигиены при первом Московском ун-тете (Семашко)

1927 и 1930 – вышло в двух частях первое отечественное руководство «Социальная гигиена»

1936 – учебник «Социальная гигиена» (проф. Баткис)

1941 – переименовали: «кафедра организации здравоохранения»

1945 – Институт организации здравоохранения и истории медицины (Семашко)

1977 – учебник «Социальная гигиена и организация здравоохранения» (Серенко, Ермаков)

2000 в РФ / 2001 в РБ – переименовали: «кафедры общественного здоровья и здравоохранения»

В Республике Беларусь:

1924 – кафедра соц гигиены и организации здр-ния в составе мед факультета БГУ (Барсуков)

1927 – белорусская «пятилетка здоровья»

кафедры: БелМАПО – 1932, Витебск– 1934, Гродно – 1958, Гомель – 1990

3. Общественное здоровье и здравоохранение. Объект, предмет изучения. Основные методы исследований в общественном здоровье и здравоохранении, характеристика. Применение их в практической деятельности врача.

Объект – здоровье населения в целом, определенных коллективов, соц групп, общества в целом; система здр-ния.

Предмет – здоровье коллектива, социальной группы, населения страны, земного шара в зависимости от условий внешней, прежде всего социальной среды, а также комплекс конкретных мероприятий, направленных на его сохранение и укрепление (способы, формы, методы, результаты работы системы здравоохранения).

Статистический метод позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, влияние на него различных факторов, эффективность и качество работы медицинских организаций.

Социально–гигиенический метод дает возможность обобщать результаты деятельности конкретного врача, медицинской организации, здравоохранения в целом, разрабатывать нормативы, прогнозы, оценивать эффективность.

Исторический метод обеспечивает возможность проследить в исследовании состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития.

Экономический метод позволяет определить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, оптимальные пути использования средств, необходимых для охраны здоровья населения (планирование финансовой деятельности органов, организаций здравоохранения, рациональное использование денежных ресурсов, оценка эффективности деятельности по оздоровлению населения).

Экспериментальный метод включает в себя постановку экспериментов по изысканию оптимальных форм и методов работы отрасли здравоохранения. В конце ХХ – начале ХХI вв. в здравоохранении Республики Беларусь были проведены два крупных эксперимента: 1 – введение врача общей практики, 2 – вопросы финансирования здравоохранения с учетом потребности расходов на охрану здоровья в расчете на одного жителя.

Социологические методы (интервьюирование, анкетирование) широко используются для получения информации об отношении населения к различным явлениям общественной жизни.

Метод экспертных оценок применяется при отсутствии научного знания на конкретный момент о том или ином явлении. Для того чтобы в такой ситуации можно было продолжить исследование, используются знания специалистов в конкретной области (на основе аксиом).

Метод эпидемиологический о причинах и закономерностях возникновения и распространения всех патологических процессов, болезней или физиологических состояний, подчеркивая, преимущественно, их количественное содержание.

Метод системного подхода и анализа является основой. Сущность системного подхода заключается в изучении частей системы, взаимодействия между ними, исследовании процессов, связывающих части системы с ее целями. Основными частями организационной системы являются индивиды, формальные структуры, группы, групповые отношения.

Исследования с применением совокупности представленных выше и других близких к ним методов в соответствии с научной методологией, четким выделением объекта и предмета, принято называть социально-гигиеническими.

Источник

Adblock
detector