Меню

Способы коррекции дефицита витаминов

Коррекция дефицита витаминов у детей

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Читайте в новом номере

Одной из причин ухудшения состояния здоровья детей является дефицит витаминов. По данным НИИ питания РАМН, среди детского населения практически всех регионов России дефицит аскорбиновой кислоты достигает 70–100%, а у 60–80% детей обнаруживается недостаточная обеспеченность такими важнейшими витаминами, как тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин и фолевая кислота [1]. Значительная распространенность витаминодефицитных состояний у детей объясняется тем, что гиповитаминозы встречаются не только у здоровых детей в период интенсивного роста, но и у больных с нарушениями питания, а также страдающих острыми и хроническими заболеваниями [2]. Немаловажное значение в генезе дефицита витаминов имеет алиментарный фактор, так как в силу сложившихся социально–экономических условий в настоящее время в России только у части людей питание может считаться сбалансированным по основным микронутриентам, у большинства в повседневном рационе преобладает углеводисто–жировая пища с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [3,4,5]. Выявляемый дефицит витаминов, как правило, носит характер сочетанной витаминной недостаточности и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании круглогодичного типа полигиповитаминоза. Нередко отмечается сочетание полигиповитаминоза с дефицитом микроэлементов. Высокий уровень обмена веществ у детей не только поддерживает жизнедеятельность, но и обеспечивает рост и развитие детского организма, что требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья (рис. 1) [6].

Группу риска по дефициту витаминов составляют дети в возрасте:
– до 3 лет;
– от 5 до 7 лет;
– 11–15 лет (период пубертата).
Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, они проявляют свою активность в малых дозах, играя роль биологических катализаторов, регулируя обмен веществ. Выделяют жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С). Водорастворимые витамины, а также жирорастворимый витамин К участвуют в активизации отдельных ферментативных систем, выступая в роли коферментов – катализаторов биохимических процессов. Функция жирорастворимых витаминов заключается в формировании и функционировании клеточных мембран и органелл [7,8]. Основным источником витаминов является пища, поступающая в организм человека. Однако некоторые из них синтезируются микрофлорой толстого кишечника, например, витамины группы В, витамин К. Кроме того, в организме человека витамины образуются из родственных по химическому составу органических веществ, например, витамин А – из каротина, витамин Д – из стеринов кожи под влиянием ультрафиолетовых лучей. Большинство водорастворимых витаминов не имеют «депо» в организме, в связи с чем недостаточное их поступление с пищей быстро приводит к дефициту. Напротив, жирорастворимые витамины способны накапливаться в тканях организма.
Витамины в организме человека выполняют различные функции: витамины–коферменты, витамины–прогормоны, витамины–антиоксиданты (рис. 2). Антиоксидантным действием обладают витамины С, Е, b–каротин, а также такие микроэлементы, как селен, цинк, медь, марганец и биофлавоноиды.
Условия жизни, особенности питания, факторы внешней среды, острые и хронические заболевания, особенно желудочно–кишечного тракта, часто способствуют дефициту витаминов [9]. Витаминная недостаточность – патологическое состояние, характеризующееся снижением обеспечения организма тем или иным витамином или нарушением его функционирования. В зависимости от глубины и тяжести выделяют три основные формы витаминной недостаточности:
г авитаминоз – состояние, при котором полностью истощены витаминные ресурсы организма с развитием характерного специфического симптомокомплекса (цинга, пеллагра, бери–бери и т.д.);
г гиповитаминоз – резкое, но не полное снижение запасов витаминов в организме, проявляются малоспецифичными симптомами (снижение аппетита, работоспособности и повышение утомляемости);
г субнормальная обеспеченность – дефицит витаминов, проявляющийся только на биохимическом уровне.
Витаминная недостаточность может быть первичной или вторичной (табл. 1).
Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний, или усугублять их тяжесть.
Последствиями дефицита витаминов у детей являются:
г ухудшение самочувствия;
г снижение умственной и физической работоспособности;
г нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
г нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
г замедление темпов физического и психического развития;
г предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.
Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно (в зависимости от концентрации химических элементов в организме) выделяют макро– и микроэлементы.
Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме – более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций. Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях – не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы. Незаменимые микроэлементы (эссенциальные, микробиоэлементы) – микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для нормальной его жизнедеятельности. Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.
Физиологическое значение макро– и микроэлементов определяется их участием:
г в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
г в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций – основные структурные компоненты костей);
г в поддержании кислотно–основного состояния;
г в регуляции солевого состава крови и водно–солевого обмена.
Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде. Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания. Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).
Распределение микроэлементов в организме и накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью. Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани. Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме. Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ.
Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Высокая интенсивность обменных процессов, направленная на рост и развитие ребенка, требует постоянного поступления в организм витаминов и микроэлементов. Уровень антенатальных запасов микронутриентов в организме плода зависит от состояния здоровья и питания матери, а также от характера маточно–плацентарного кровообращения и функциональной активности плаценты. Любые состояния, сопровождающиеся фето–плацентарной недостаточностью (токсикоз, угроза прерывания беременности, гипоксия, обострение соматических, гинекологических или острые инфекционные заболевания), а также алиментарный дефицит микронутриентов у беременной женщины приводят к недостаточному обеспечению ими организма плода. Целесообразно рекомендовать беременным женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Для новорожденного и ребенка первого полугодия жизни основным источником микронутриентов является грудное молоко, а также их запасы, формирующиеся в антенатальном периоде. К 4–6 месяцам жизни ребенка содержание витаминов, поступающих в организм с грудным молоком, становится недостаточным. Это требует расширения диеты и введения прикорма в рацион питания, начиная с 4–6 месяцев жизни.
К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:
г продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточной ежемесячной весовой прибавкой;
г соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро– и микроэлементов. Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами. Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.
У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов. Для детей дошкольного и школьного возраста обеспеченность витаминами зависит от сбалансированности рациона питания. Теоретически возможность обеспечить ребенка всеми необходимыми витаминами за счет исключительно натуральных продуктов питания выглядит довольно привлекательной, но она едва ли достижима в реальных условиях. Содержание витаминов в пищевых продуктах невелико (от 10 до 100 мг/100 г) и зависит от многочисленных факторов:
г содержание витаминов в овощах и фруктах зависит от времени года;
г условия выращивания овощей (при выращивании в тепличных условиях содержание витаминов меньше);
г хранение в холодильнике (после 3–дневного хранения теряется до 30% витамина С);
г замораживание;
г высушивание (разрушаются на свету витамины А и В2);
г пастеризация (при термической обработке теряется от 25 до 100% витаминов).
Так, известно, что содержание витаминов в продуктах растительного происхождения в зимнее и весеннее время года значительно снижается. Вот почему для вскармливания детей первых лет жизни в этот период принято рекомендовать специализированные продукты промышленного производства с известным содержанием основных пищевых веществ, включая витамины. В летний и осенний период, напротив, предпочтение отдается натуральным, экологически чистым продуктам (свежим фруктам, овощам и ягодам, а также сокам). И хотя, по мнению ряда американских педиатров, при соблюдении полноценной диеты детям не требуется дополнительное назначение витаминов, многими европейскими специалистами подсчитано, что даже при самом сбалансированном и разнообразном рационе питания отмечается дефицит по большинству витаминов на 20–30% (причем это касается не только детей раннего, но и более старшего возраста) (рис. 3) [10,11].
Необходимо подчеркнуть, что ни один из продуктов питания (включая натуральные и искусственно обогащенные) не содержит всех витаминов, необходимых для полного удовлетворения потребности человеческого организма в этих веществах. Поливитаминные препараты применяются не только для профилактики и лечения гиповитаминозов, но и в комплексной терапии таких расстройств питания, как гипотрофия или паратрофия [12]. Использование специфических диет (частичное или полное вегетарианство, ограничения при пищевой аллергии или пищевой непереносимости и др.) нередко сопровождается развитием гиповитаминозов (рис. 4) [2].
Особого внимания заслуживает проблема обеспечения эссенциальными витаминами подростков 14–18 лет. Именно для этого возрастного периода характерны однообразное или неполноценное питание, табакокурение (повышающее потребность в витамине С), злоупотребление продуктами с высоким содержанием углеводов или диетами для избавления от излишней массы тела, отсутствие сознательного отношения к собственному здоровью и т.д. [2,13]. Имеются убедительные данные о том, что регулярное употребление поливитаминных препаратов в пубертатном и препубертатном периодах детства, позволяет избежать целого ряда хронических заболеваний, повысить сопротивляемость организма [14].
Существующие препараты, используемые в педиатрической практике с целью коррекции дефицита витаминов, можно разделить на комплексы, содержащие только витамины и витамины с минералами. Они могут выпускаться в виде сиропов, суспензий, таблеток, драже, жевательных таблеток, гелей, пастилок, растворимых порошков и т.д. В одном только справочнике Видаль «Лекарственные препараты в России» 2001 года издания насчитывается свыше 120 поливитаминных препаратов, около половины из которых могут употреблять дети [15]. При назначении поливитаминных препаратов можно пользоваться «детскими» формами (капли, гель, сироп). Однако следует учитывать, что большинство витаминно–минеральных комплексов в жидких формах содержат ограниченный набор витаминов и, особенно, минералов, что связано с химической нестабильностью компонентов в жидкой фазе. Кроме того, жидкие формы витаминно–минеральных комплексов могут содержать искусственные красители и ароматизаторы, корректирующие вкус и внешний вид препарата, однако способные с определенной степенью вероятности провоцировать аллергические реакции. Начиная с 2–летнего возраста, когда ребенок начинает активно пережевывать пищу с помощью зубов, возможно использование жевательных таблеток, а с 5–6 лет можно рекомендовать назначение «классических» таблетированных форм.
Применяя поливитаминные препараты, необходимо учитывать возможности оптимизации потребления витаминов и минералов за счет:
г приема витаминов и минералов в количествах, адекватных потребностям организма (профилактические физиологические дозировки);
г использования комплексов, содержащих витамины и минералы, дефицит которых на территории РФ встречается наиболее часто;
г использования препаратов, принимаемых однократно в сутки (что удобно и повышает приверженность ребенка к приему витаминно–минерального комплекса).
Определить индивидуальную потребность в витаминах можно лишь по результатам дорогостоящих исследований. Это практически исключает массовое использование такого подхода к профилактике. Вместо этого используются нормы потребления, ориентированные на определенные группы людей, при этом учитываются очевидные различия потребности в них в зависимости от возраста, пола, рода деятельности, наличия вредных привычек.
В нашей стране это нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии, установленные Министерством здравоохранения РФ.
Для наиболее оптимального и адекватного усвоения витаминов и микроэлементов в поливитаминно–минеральном комплексе должны:
г использоваться хорошо всасывающиеся формы компонентов;
г иметь возможность применения витаминов и минералов в соответствии с подсчитанной суточной потребностью.
Таким образом, недостаток или отсутствие витаминов в организме приводит к нарушению обмена веществ, снижению физической и умственной работоспособности, быстрой утомляемости, отрицательно сказываются на росте и развитии детей. Полноценное и разнообразное питание является основой профилактики дефицита витаминов у детей различного возраста. Поливитаминные препараты можно рекомендовать как для профилактики, так и для лечения витаминодефицитных состояний. Однако следует помнить, что при бесконтрольном приеме витаминных препаратов в больших дозах может осложняться развитием гипервитаминозов, которые в ряде случаев не менее опасны для здоровья детей, чем гиповитаминозы.
Витаминно–минеральный комплекс «Компливит–Актив» для детей
от 7 лет
Включает в себя профилактические дозы 11 витаминов и 10 минералов, необходимых организму ребенка.
При однократном приеме обеспечивает суточную потребность в жизненно важных витаминах и минералах (в частности, содержит 100% суточной дозы йода и железа). Также важным преимуществом комплекса Компливит–Актив является наличие в его составе антиоксидантной комбинации «витамины А, С, Е + селен», что способствует нормализации иммунитета и снижению риска развития респираторных заболеваний у ребенка. Соотношение компонентов в препарате «Компливит–Актив» позволяет эффективно проводить профилактику гиповитаминозов и недостаточности минералов, при этом исключая возможную передозировку и токсический эффект. Особенно важным является тот факт, что препарат не содержит искусственных красителей и ароматизаторов.
Витаминно–минеральный комплекс «Компливит–Актив» полностью соответствует современным стандартам витаминотерапии и критериям «стоимость/качество».

Читайте также:  Супрадин кидс юниор витамины для детей

Источник

Adblock
detector