Тема 1.3. Способы педагогического контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении.
Значение профилактического контроля за здоровьем детей. Основные задачи профилактического контроля за здоровьем и развитием детей. Методы контроля за физическим и нервно-психическим развитием каждого ребенка в условиях образовательного учреждения. Современные подходы к классификации здоровья детей, критерии определения группы здоровья ребёнка.
1.Значение профилактического контроля за здоровьем детей. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу.
Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.
3.Методы контроля за физическим и нервно-психическим развитием каждого ребенка в условиях образовательного учреждения. С 1 сентября 2000 г. в дошкольных учреждениях введена «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений» (форма 026/у-2000). В соответствии с этим документом во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится скрининг-программа, которая включает в себя базовую и расширенную виды программы [5] . Первая из них осуществляется медицинской сестрой, вторая — педиатром и врачами — специалистами различного профиля.
В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.
Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.
Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.
Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильные таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.
Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:
1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);
2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).
Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.
Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.
Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из пяти «групп здоровья». В соответствии с предложенной схемой дети зависимости от состояния здоровья, делятся на следующие группы:
Источник
Способы контроля за состоянием здоровья ребенка
Диагностика ребенка Обеспечение полноценного здоровья, развития и правильного воспитания ребенка – главная задача родителей, врачей и персонала детских дошкольных учреждений. В детских дошкольных учреждениях контроль состояния здоровья и развития ребенка – основная форма работы. При условии обеспечения качественного контроля, в случае каких-либо нарушений или отклонений, есть возможность вовремя воздействовать на ребенка; результаты контроля позволяют учесть при планировании работы с ребенком возможные оздоровительные и воспитательные задачи.
Виды и методы контроля
Детские дошкольные учреждения в своей огромной разноплановой деятельности проводят два главных вида контроля за детьми:
— контроль за ежедневным поведением и состоянием детей;
— контроль здоровья и динамики развития ребенка.
Постоянный контроль за поведением и состоянием ребенка проводят воспитатели группы и медицинский персонал во время утреннего приема, беседы с родителями и наблюдением за ребенком на протяжение дня.
В ясельных группах воспитатель, при ежедневном приеме ребенка, проводит утренний фильтр с целью обнаружения разных заболеваний (при этом осматривают кожные покровы ребенка, полость рта и глотки, измеряют температуру тела). Данные мероприятия помогают вовремя обнаружить заболевание на начальной стадии и предупредить возможность распространения инфекции среди других детей.
Самыми объективными показателями состояния здоровья у ребенка являются: сон, характер пробуждения и засыпания, настроение во время бодрствования, аппетит. Кроме этого, состояние для определения состояния нужно обращать внимание на температуру тела, состояние стула, слизистых оболочек, кожи. Если у ребенка обнаружены какие-либо нарушения в поведении или симптомы заболевания, эти данные заносят в дневник группы, а медицинский персонал заведения – в историю развития ребенка.
Контроль за состоянием здоровья и динамикой развития ребенка в детских дошкольных учреждениях осуществляется персоналом (воспитателями, медицинским персоналом). Для этого они используют следующие методы: общий осмотр ребенка, антропометрия с оценкой физического развития, определение нервно-психического развития в конкретные сроки (детям в возрасте до 1 года – 1 раз в месяц; в возрасте от 1 до 2 лет – 1 раз в квартал; с 2 до 3 лет – 1 раз в 6 месяцев). Все сведения, полученные в результате обследования, заносят в соответствующие графы в истории развития ребенка.
Такая форма контроля способствует обеспечению перспективного планирования оздоровительной и воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях. Оценка состояния здоровья и оценка развития, как и соответствующие назначения, должны быть согласованы и соблюдались совместно с педагогами, медицинским персоналом и родителями ребенка.
Источник
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей
Определение способов контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и при выполнении физических нагрузок. Проблемы и планирование способов психолого-педагогической поддержки воспитанников.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.11.2016 |
Размер файла | 32,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей
1. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников
2. Определение способов контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и при выполнении физических нагрузок
3. Определение способов психолого-педагогической поддержки воспитанников. Сущность проблемы и планирования деятельности в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение)
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека — это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка.
Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке.
Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту и находится в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.
Средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы; важная роль отводится рациональному общему режиму жизни и, в частности, двигательному режиму детей.
1. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). [6]
В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
— подвижные игры и физические упражнения на прогулке,
Ежедневно в режиме дня отводится время для самостоятельной двигательной деятельности детей, предусматривается проведение физкультурных праздников, дней здоровья. Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующей, воспитателем-методистом и воспитателем группы.
Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных формах. [8]
Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
Вся работа по физическому воспитанию и ее контроль осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующей дошкольным учреждением.
Основная цель медико-педагогического контроля — оптимизировать двигательную активность детей.
Задачами медико-педагогического контроля являются:
1. Выяснение уровня физического развития, функциональных возможностей организма и уровень развития двигательного аппарата.
2. Систематическое наблюдение за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.
3. Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.
4. Проведение санитарно-просветительной работы.
Основными формами медико-педагогического контроля являются:
а) медицинское обслуживание детей, формирование групп здоровья, физическая подготовка — основанные для формирования групп для занятий физическим воспитанием;
б) медико-педагогические наблюдения во время занятий, соревнований.
в) санитарный осмотр места проведения занятий;
г) диспансеризация — занятия детей в подготовительных или специальных группах;
д) медицинские консультации по вопросам физического воспитания;
е) медицинское сопровождение во время соревнований;
ж) профилактика спортивного травматизма;
з) санитарно-просветительная работа;
и) контроль за эффективностью организации физического воспитания в дошкольном учебном заведении. [10]
Для грамотной организации физической нагрузки ребенка с учетом его особенностей здоровья, детей делят на группы здоровья.
Распределение детей на группы здоровья для проведения занятий проводится следующим образом:
1. Проводится медицинское обследование детей
2. Определяется уровень гармонического и физического развития детей в соответствии их возраста.
3. Определяется функциональное развитие ребенка (использование специальных методов обследования).
4. Определяется уровень развития физических данных, или оценка физической подготовленности.
Существуют особенности организации занятий по физическому воспитанию для разных групп.
Характеристика физической нагрузки
Высокий или средний уровень гармоничного развития.
2. Функциональные возможности, соответствующие возрасту.
3. Отсутствие острых или хронических заболеваний.
4. Физическая подготовка позволяет планировать физическую нагрузку.
5. Сердечнососудистая система нормально реагирует на физическую нагрузку
Физическая подготовка проводится в полном объеме с программой
Рекомендации врача (в зависимости от анатомического строения тела, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей)
1. Возраст, низкий уровень физ. развития. Дисгармония развития за счет дефицита массы тела.
2. Физ. возможности ниже возрастных норм.
3. Отсутствие острых и хронических заболеваний.
4. Реабилитационный период после острого заболевания.
5. Отставание в физ. подготовке.
Постепенное усвоение программного материала проводится за счет исключения некоторых видов физ. упражнений.
Нормативы, на основе которых выявляется успешность, разрабатывают преподаватели по физ. воспитанию.
Занятия в основной и подготовительной группах разрешается проводить совместно.
Значительные отклонения постоянного или временного характера, или противопоказания для занятий физ. воспитания.
Физ. подготовка проводится по специальным программам ЛФК.
Занятия проводятся специалистами по ЛФК.
2. Определение способов контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и при выполнении физических нагрузок
Руководящая роль в вопросах физического воспитания детей принадлежит руководителю детского учреждения, который определяет формы физического воспитания и методы контроля.
Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп, руководителем физического воспитания при регулярном контроле со стороны медицинских работников и руководителя дошкольным учреждением. Два раза в год участковым врачом-педиатром или врачом дошкольного учреждения проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физического развития детей. Данные физического развития, группы здоровья, рекомендации по физической нагрузке заносятся в справку установленного образца.
Родители представляют справку медработнику дошкольного учреждения, который заносит данные в медицинскую карту ребенка, доводит до сведения воспитателей. Запись в медицинской карте должна отражать все параметры здоровья и иметь четкие заключения (указывается группа здоровья, группа по физкультуре и назначения). В последних перечисляют все рекомендованные для данного ребенка формы физического воспитания. Кроме того, в листе здоровья, который оформляется в каждой возрастной группе, заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз); отставание в развитии; группа здоровья; группа по физкультуре. Также в него можно вносить рекомендации по оздоровлению, закаливанию, особенности двигательной активности, группу мебели и др.
При назначении различных средств физического воспитания выделяют две группы детей:
I — основная группа — не имеющая никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий.
II — ослабленная группа — имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий. К этой группе относятся дети II, III, IV групп здоровья. []
Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные назначения, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений должен уменьшить число повторений каждого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений.
С такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после болезни (ОРЗ, обострение хронического бронхита и др.). Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения на 1-2 физкультурных занятия после длительного отсутствия ребенка в детском саду по болезни (более 1 месяца) — грипп, пневмония, ангина, детские инфекции.
Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны. Особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них предусматривается щадящий общий режим дня (при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращенные занятия во избежание переутомления), более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности. Недопустимы переохлаждения и перегревы.
Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия, в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики предусматриваются корригирующие упражнения.
Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально. При определении медицинской группы по физкультуре, а также при допуске к занятиям физкультурой после заболеваний необходимо проводить функциональную пробу. [2]
Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюдением медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения. Результаты врачебного обследования и индивидуальные назначения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих мероприятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп.
Во время физических нагрузок необходимо наблюдать за внешними признаками утомляемости детей, осуществлять контроль за проведением физкультурного занятия, грамотным распределением нагрузки на детский организм.
3. Определение способов психолого-педагогической поддержки воспитанников. Сущность проблемы и планирования деятельности в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение)
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка.
В современной педагогике все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые человеку на разных этапах его жизни. [9]
Увеличение числа дошкольников, с нарушениями физического и психического здоровья, педагогически запущенных, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, чье развитие и взросление проходит в условиях неблагоприятного социального окружения, диктует необходимость обеспечения в системе образования психолого-педагогического сопровождения детей на всех этапах их развития.
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности всех специалистов образовательного учреждения с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания детей, их социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Работа с родительской общественностью играет важнейшую роль в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и достаточно новой в системе сопровождения форме — семинаров-тренингов для детей и родителей (по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов и т. п.).
С родителями должна проводиться санитарно-просветительская работа. Она проводится совместно педагогами и медицинскими работниками в соответствии с годовым планом санитарно-просветительной работы. Широкое использование плакатов, выпуск санитарных бюллетеней и стенгазет, организации выставок, раздача памяток, санитарно-просветительной литературы для детей, родителей, персонала дошкольных учреждений, демонстрация кинофильмов, проведение лекций. Важным разделом являются доклады и отчеты врача, медицинской сестры на педагогических советах и совещаниях.
Проводимая работа должна быть конкретной, соответствовать задачам работы учреждения в данный или предстоящий период, строиться на примерах из жизни дошкольного учреждения и подкрепляться результатами эффективности этой работы в основном на данных динамики состояния здоровья детей. здоровье дошкольный физический нагрузка
Особое внимание в этой работе должно уделяться просвещению родителей по вопросам физического воспитания и привития гигиенических навыков в семье. Тематика бесед должна отражать вопросы физического воспитания детей в дошкольных учреждениях и его преемственности в семье, создания условий в семье для достаточной двигательной активности детей — спортивный уголок, наличие физкультурных пособий. Большое внимание должно быть уделено преемственности в проведении закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении и дома, рациональной одежде и обуви в различные сезоны года и при занятиях физическими упражнениями. [12]
Полезно подкреплять теоретические знания родителей показом в дошкольном учреждении физкультурных занятий, спортивных праздников
и т. д. для обеспечения их сознательного отношения к системе физического воспитания — мощному фактору укрепления и совершенствования здоровья детей.
Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей — важнейший труд воспитателя», а «. во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка». [2]
Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждение утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру.
Важнейшим условием является обеспечение индивидуального подхода к ребенку. Такой подход необходим потому, что дети одного календарного возраста в дошкольном периоде, существенно различаются по ряду психофизиологических показателей, по темпам роста и развития.
Эти различия выражены в младшем дошкольном возрасте, но они сохраняются и в дальнейшем. На этапах детства и отрочества индивидуальные различия между детьми проявляются в уровне биологической и психологической зрелости организма, в физическом, интеллектуальном развитии, в формировании высших психических функций. Эти различия во многом обусловлены разными сроками созревания высшей нервной деятельности, а также комплексом внутренних и внешних факторов, связанных как с уровнем здоровья, наследственными факторами, так и с условиями жизни и воспитания. [6]
Наличие индивидуальных различий между детьми одного возраста сказывается на их способности к восприятию, умению трудиться, управлять своим поведением. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обладают более низким уровнем адаптивных к нагрузкам возможностей организма. Это сказывается на снижении у них работоспособности в течение учебного года.
Педагог должен знать все назначения и рекомендации врача, особенно в отношении тех детей, у которых выявлены нарушения в состоянии здоровья и способствовать сохранению здоровья своих воспитанников.
1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Пескова Г.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду», М: Просвещение, 1990 г.
2. Вавилова Е.Н. «Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость», М: Просвещение, 1981 г.
3. Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М: Просвещение, 1983 г.
4. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких [Текст]/ Л.Д. Глазырина. — Минск: Бестпринт, 2011. — 126с.
5. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст] : программно-метод. пособ. / В. Т. Кудрявцев; Б. В. Егоров. — М.: Линка-Пресс, 2010. — 293 с.
6. Кухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольном учреждении» М: Просвещение, 1984 г.
7. Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» (утв. Минздравом СССР 23 декабря 1982 г. N 08-14/12).
8. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / под ред. Голуба В. С. — Мн. РЦГЭ МЗ РБ, 2000 г. — 164 с.
9. Степанилова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», М: Академия, 2001 г.
10. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников / под ред. Нарскина Г. И. — Мн. Полымя, 2002 г. — 176 с.
11. Филина С.О. «Физическое воспитание и развитие дошкольников», М: Академия, 2008 г.
12. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мозырь: Белый ветер, 2005 г. — 137 с.
13. Щебеко В.Н., Ершак Н.Н., Шишкина В.А. «Физическое воспитание дошкольников», учебное пособие. М: Просвещение, 1998 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сравнительный анализ образования и педагогической поддержки. Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении как психолого-педагогическая проблема. Планирование самостоятельной деятельности в группах. Результаты анкетирования родителей.
дипломная работа [866,7 K], добавлен 13.09.2013
Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Выявление уровня сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.
курсовая работа [156,2 K], добавлен 02.11.2014
Адаптация ребенка к условиям общеобразовательной организации: понятие, сущность, содержание, цели. Необходимость психолого-педагогической поддержки по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к дошкольной образовательной организации.
дипломная работа [406,8 K], добавлен 14.10.2017
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников МДОУ «Теремок № 56» п. Краснобродского. Должностные обязанности педагога-психолога, направления в его работе. Определение уровня готовности детей к школе. Критерии определения тревожности у ребенка.
отчет по практике [494,8 K], добавлен 09.06.2011
Влияние семейного воспитания на развитие ребенка с нарушением зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Организация коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении. Взаимодействие тифлопедагога и родителей.
курсовая работа [98,4 K], добавлен 17.03.2016
Источник