«Формы и методы формирования психологического здоровья детей».
статья (подготовительная группа) на тему
Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формы и методы формирования психологического здоровья детей». | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы формирования психологического здоровья детей». Консультация для родителей
Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов (внимание, восприятие, память и т. д.). Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Значительная часть этих взаимодействий опосредуется через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике. Таким же образом через нервную систему опосредуется тот комплекс влияний, который не связан с социальным окружением.
Психическое здоровье, как и здоровье в целом, характеризуется:
• отсутствием психических или психосоматических заболеваний;
• нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;
• благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) — это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье». Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:
• поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
• социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
• положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
• равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
• доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Задачи психологической поддержки:
1. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей.
2. Обучение рефлексивным умениям.
3. Формирование потребности в саморазвитии.
Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:
1. Проведение специально разработанных психологических занятий с детьми.
2. Упражнения; психологические игры.
3. Решение проблемно-практических ситуаций.
4. Элементы арттерапии.
6. Подвижные игры.
7. Чтение и анализ сказок.
В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому ставятся задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть) ; имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включает работу по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому необходимо вести работу по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций. Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада. В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.
Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии — способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.
Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья старших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.
Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в процессе формирования психологического здоровья детей седьмого года жизни выделяется отдельная задачам – управление собственными эмоциональными состояниями. В исследовании Я. З. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуще-ствляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения.
Эмоции, носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А. Н. Леонтьева и Л. В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда осознаваемыми, эти установки тор-мозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал. Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхище-ние, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх, это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.
В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.
Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в формировании адекватной самооценки, поэтому выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач психологической службы.
Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже по-вышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе. Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а так-же готовностью соглашаться с мнениями других. Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах. Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений. Решению этой проблемы поможет тренинг социальных навыков ребенка.
Источник
Психологическое здоровье и условия его формирования
Журнал Института вертеброневрологии и мануальной медицины «Счастье быть здоровым», июнь 2016
Уже больше года медицинский центр «Здоровые поколения» Института вертеброневрологии и мануальной медицины тесно сотрудничает со школой-детским садом «Вершина Монтессори». Специалисты Института проводят семинары для родителей «Вершины», ежегодную диагностику детей. На базе школы-детского сада проходят курсы лечебной визкультуры и массажа. У наших центров единая цель: подготовить детей к жизни, научить их быть счастливыми и физически здоровыми.
Когда мы заботливо справляемся о здоровье своих близких и друзей, то чаще всего имеем в виду их физическое состояние. Понятие «здоровье» относится к физическому самочувствию лишь отчасти, оно определяется также психическим и психологическим состоянием человека.
Для психического здоровья норма – это адекватность требованиям общества, а неадекватное поведение указывает на психические отклонения, на болезнь.
Для психологического здоровья норма- это наличие у человека определенных личностных качеств, которые позволяют ему свободно адаптироваться к обществу, развиваться самому и содействовать развитию окружающих. Альтернативой норме в этом случае будет являться не болезнь, а невозможность развиваться и выполнять свою жизненную задачу: то, что человеку необходимо сделать для окружающих, используя свои способности и возможности. Исследования показывают: только выполняя свою жизненную задачу человек, чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.
Портрет психологически здорового человека в высшей степени привлекательный. Это человек свободный, творческий, жизнерадостный и разумный. Полностью принимая себя, он признает одновременно уникальность и ценность окружающих его людей. Неблагоприятные ситуации, которые встречаются в его жизни, он воспринимает как урок, расширяющий осознавание. Такая жизненная позиция дает ему высокую адаптивность и бесценное умение находиться в ситуации неопределенности, доверять тому, что будет с ним завтра. Его внутренняя гармоничность сочетается с гармонией более высокого порядка: между ним и окружающими его людьми, природой и космосом. Только находясь в этом состояние гармонии и баланса, человек может определить свою жизненную задачу.
Когда и как формируется психологическое здоровье?
Если обратиться к возрастной психологии, то становится понятно: в промежутке от рождения до 7 лет закладывается фундамент психологического здоровья.
В младенчестве (от рождения до года) наиболее значимым фактором нормального развития младенца является его общение с матерью, поэтому особое внимание необходимо уделять количеству и качеству взаимодействия с малышом.
Недостаток общения, избыток общения (сверхстимуляция), чередование сверхстимуляции с пустотой в общении, формальное общение — являются факторами риска в формировании психологического здоровья
В этот период маме очень важно адаптировать свою потребность в общении, эмоциональность, занятость другими делами и т.д. к потребностям ребенка.
Если процесс взаимодействия матери с малышом будет гармоничным, то у него образуется здоровая привязанность к другим людям и базовое доверие миру.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Малышу необходимо освободиться от поддержки, которую оказывала ему мать, отделиться от нее и ощутить себя отдельной личностью.
Для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. Факторы риска в этот период связаны с выбором расстояния, на которое необходимо отпустить ребенка и выбором темпа, в котором это необходимо делать: а) слишком резкое и быстрое отделение, б) продолжение постоянной опеки над ребенком.
Если родители грамотно организовали процесс сепарации в этот период, то в младшем школьном возрасте это отзовется достаточной уверенностью ребенка в себе и независимостью от взрослых.
Кроме того, ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери, поэтому важнейшей формой детской активности является агрессия. Если ставить абсолютный запрет на ее проявление, то агрессивность может полностью вытисниться. И тогда послушный и «удобный» для взрослых ребенок, любимец родителей и воспитателей заплатит за всеобщую любовь достаточно высокой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Проблема с выражением гнева в будущем может проявляться разнообразным способом: в страхе взросления, в чрезмерной тучности, в резких и необоснованных вспышках агрессивности при выраженном стремлении быть «хорошим» и т.д.
Очень важно научить малыша правильно выражать свою агрессию, не канализируя ее на окружающих, и на следующем возрастном этапе ему будет легче управлять своими эмоциями и усваивать конструктивные модели разрешения конфликтов.
Дошкольный возраст (от 3лет до 6-7 лет) особенно значим для формирования психологического здоровья ребенка, поскольку именно в это время малыш начинает воспринимать реальность другого человека: его интересы, желания, состояния и т.д. Он учится уважать потребности партнеров по игре, родителей, воспитателей и действовать с учетом их интересов.
Если взрослые создают ребенку условия, где он «кумир семьи», где его потребности превалируют над потребностями других людей, то ребенок продолжает видеть мир только с позиции собственных интересов, оставаясь эмоционально незрелым.
Чтобы ребенок легко общался со сверстниками, принимал естественные жизненные ограничения, впоследствии успешно адаптировался к школе, необходимо учить его выстраивать партнерские отношения с окружающими: с родителями, детьми, воспитателями и т.д.
Для дошкольника невероятно важна полная семья и, особенно, здоровые отношения между родителями. Для адекватной половой идентификации и девочкам, и мальчикам в этом возрасте необходим отец.
Кроме того, когда родители ладят между собой, важнейшие детские потребности в безопасности, любви, принадлежности и т.д. чаще всего удовлетворяются. Дети в таких семьях, в большинстве случаев, высоко адаптивные, дружелюбные, жизнерадостные, они гораздо меньше болеют и свободно общаются со сверстниками.
В дошкольном возрасте через родительское программирование происходит усвоение нравственной культуры, которая является предпосылкой духовности.
Малыш далеко не всегда способен действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями взрослых, он только на пути к усвоению социальных умений и навыков. Его потребность в любви и принятии родителей чрезвычайно сильна в это время. Для сохранения любви близких, ребенок может отказываться от своих чувств, потребностей, интересов и стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям родителей.
Чтобы малыш приобрел способность чувствовать, проявлять открытость и интерес к миру, быть спонтанным и проживать свою собственную жизнь необходимо вместо похвалы и критики, безусловно принимать его с его неизбежными ошибками.
Можно сделать вывод: для развития психологического здоровья ребенка родителям необходимо систематически повышать свою психологическую грамотность, обращаться за помощью к специалистам в этой области, выбирать для малыша учреждения, где работают квалифицированные педагоги, где есть грамотное психологическое сопровождение. От эффективности взрослых в этом вопросе зависит будущее ребенка.
ВОРОЖБИТ Нателла Багировна,
Руководитель психологической службы частного общеобразовательного учреждения школы-детского сада «Вершина Монтессори»
Источник