Виды диагностики при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Диагностика-это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.
Цель диагностики-способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.
Основные задачи диагностики:
1. Регулярное проведение врачебного контроля за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом.
2. Оценка эффективности применяемых средств и методов физической культуры.
3. Нормирование контрольных упражнений для оценки физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсменов.
4. Прогнозирование спортивных результатов спортсменов и развития спортивных достижений в отдельных видах спорта.
Врачебный контроль — научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Главная задача врачебного контроля — обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.
Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся.
Формы врачебного контроля в вузе:
регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);
врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;
медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;
санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;
предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;
медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях;
санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе, занятие физическими упражнениями, самоконтроль.
Диспансеризация — система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.
Диспансерному наблюдению подлежат спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ, спортсмены, имеющие отклонения в состоянии здоровья и нуждающиеся в систематическом квалифицированном врачебном наблюдении.
Педагогический контроль — процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
В содержание педагогического контроля входят:
контроль за физическими нагрузками;
контроль за техникой выполнения движений.
Контроль за физическими нагрузками осуществляется с помощью инструментальных (объективных) и визуальных (субъективных) методик.
Контроль за техникой движения может осуществляться с помощью технических средств: фото, видео, киносъемки, но чаще всего, педагог это делает визуально, отмечая и корректируя правильность выполнения техники движений.
Педагогический контроль позволяет обнаруживать недочеты в организации и методике проведения занятий, совершенствовать планирование процесса физического воспитания, помогает устранить причины, вызывающие чрезмерные или недостаточные нагрузки, переутомление, нарушение правил безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Самоконтроль-это метод самонаблюдения за состоянием организма человека.
Цель самоконтроля заключается в самостоятельных наблюдениях простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Задачами самоконтроля являются:
1. Расширение знаний о физическом развитии.
2. Приобретение навыков в оценивании психофизической подготовки.
3. Определение уровня физического развития, тренированности и здоровья, с последующей коррекцией физических нагрузок.
Основные методы самоконтроля: инструментальные и визуальные.
Показания и противопоказания к повышенным физическим нагрузкам
Показания к занятию оздоровительной физической культурой и спортом носят сугубо индивидуальный характер. Однако всё же можно выделить наиболее общие подходы, обуславливающие рекомендации по увеличению двигательной активности и сопутствующих физических нагрузок на организм.
Наиболее распространённым случаем показания к физическим нагрузкам будет являться наличие избыточного веса. При выполнении упражнений во время посещения тренировок организм расходует большое количество энергии, а для её производства используются жировые отложения.
Ещё одним показанием к физическим нагрузкам является «сидячая» работа или малоподвижный образ жизни в целом. Снижение двигательной активности вызывает нарушения работы практически всех систем органов человеческого тела и ведёт к ухудшению самочувствия. Ежедневное сидение в рабочем кресле в течение нескольких часов значительно затрудняет работу сердечно-сосудистой системы и процесс кровообращения, вызывает ухудшение транспорта кислорода к клеткам различных тканей. Физическая нагрузка, получаемая во время выполнения упражнений при оздоровительных занятиях в индивидуальном порядке, позволяет устранить все перечисленные негативные симптомы малоподвижного образа жизни.
Показания к выполнению физических нагрузок являются наилучшими рекомендациями для профилактики гиподинамии и гипокинезии.
Показания к физическим нагрузкам можно прописать всем людям, которые желают вести здоровый образ жизни. Однако не следует забывать, что существуют также индивидуальные противопоказания к повышенным нагрузкам на организм. Желания и готовности заниматься оздоровительной физкультурой ещё недостаточно для того, чтобы приступить к тренировкам. Некоторые заболевания могут являться причиной индивидуальных противопоказаний к физическим нагрузкам.
Освобождение от оздоровительной физкультуры можно получить на основании серьезного заболевания. В тоже время физическая активность не может полностью исключаться из жизни. Следовательно, в плане физической активности, при наличии того или иного заболевания, следует применять избирательный, строго индивидуальный подход.
Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям:
I. Все острые и хронические заболевания в стадии обострения
II. Особенности физического развития. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища. Все виды деформаций верхних конечностей, исключающие или затрудняющие возможность выполнения различных спортивных упражнений. Выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости. Выраженная деформация таза и тому подобное.
III. Нервно-психические заболевания. Травмы центральной и периферической нервной системы. Психические расстройства вследствие органического поражения головного мозга. Эндогенные психозы: шизофрения и аффективные психозы. Симптоматические и реактивные психозы, невротические расстройства. Эпилепсия. Инфекционные, паразитарные, вирусные заболевания центральной нервной системы и их последствия. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга и их последствия и т.п.
IV. Заболевания внутренних органов. Врожденные и приобретенные пороки сердца. Нарушения сердечного ритма и проводимости, пролапс клапанов. Ишемическая болезнь сердца. Хронические неспецифические заболевания легких и плевры, включая заболевания, сопровождающиеся даже незначительными нарушениями функции дыхания. Бронхиальная астма. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Болезни желчного пузыря и желчных путей, поджелудочной железы, тонкого и толстого кишечника, со значительными и умеренными нарушениями функций и частыми обострениями. Хронические заболевания печени, цирроз печени. Болезни пищевода. Хронические заболевания почек, Системные заболевания соединительной ткани. Заболевания суставов и т.д.
V. Хирургические заболевания. Болезни позвоночника и их последствия. Болезнь Шейерманна — May, болезнь Кальве; сколиотическая болезнь. Последствия переломов позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, таза, сопровождающиеся нарушениями функций. Болезни и последствия повреждений аорты, магистральных и периферических артерий и вен, лимфатических сосудов. Поражения крупных суставов, костей и хрящей, приобретенные костно-мышечные деформации.
Источник
Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Диагностика – это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.
Цель диагностики – способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.
Основные задачи диагностики:
1. Регулярное проведение врачебного контроля за состоянием занимающихся физической культурой и спортом.
2. Оценка эффективности применяемых средств и методов физической культуры.
3. Нормирование контрольных упражнений для оценки физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсменов.
4. Прогнозирование спортивных результатов спортсменов и развития спортивных достижений в отдельных видах спорта.
Врачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Главная задача врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.
Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся.
Формы врачебного контроля в вузе:
· регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);
· врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;
· медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;
· санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;
· предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;
· медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях;
· санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.
Основное предназначение врачебного контроля в вузе заключается в определении состояние здоровья студентов и распределении их по медицинским группам: основной, подготовительной, специальной. Определенная группа студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время.
Периодичность медицинских осмотров зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят медицинский осмотр в начале учебного года, спортсмены – 2 раза в год. Он проводится визуальными методами и путем опроса. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.
Диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.
Диспансерному наблюдению подлежат спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ, спортсмены, имеющие отклонения в состоянии здоровья и нуждающиеся в систематическом квалифицированном врачебном наблюдении.
Педагогический контроль – процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
В содержание педагогического контроля входят:
· контроль за физическими нагрузками;
· контроль за техникой выполнения движений.
Контроль за физическими нагрузками осуществляется с помощью инструментальных (объективных) и визуальных (субъективных) методик.
Контроль за техникой движения может осуществляться с помощью технических средств: фото, видео, киносъемки, но, чаще всего, педагог это делает визуально, отмечая и корректируя правильность выполнения техники движений.
Педагогический контроль позволяет обнаруживать недочеты в организации и методике проведения занятий, совершенствовать планирование процесса физического воспитания, помогает устранить причины, вызывающие чрезмерные или недостаточные нагрузки, переутомление, нарушение правил безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Самоконтроль – это метод самонаблюдения за состоянием организма человека.
Цель самоконтроля заключается в самостоятельных наблюдениях простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Задачами самоконтроля являются:
1. Расширение знаний о физическом развитии.
2. Приобретение навыков в оценивании психофизической подготовки.
3. Определение уровня физического развития, тренированности и здоровья, с последующей коррекцией физических нагрузок.
Основные методы самоконтроля:
Самоконтроль складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, артериального давления, частоты дыхания, и т.д.).
Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник. Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по датам и показателям самоконтроля. Количество показателей самоконтроля в дневнике и порядок их записи могут быть различными, но одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, лаконично фиксировать их в дневнике.
Для студентов, занимающихся физической культурой по учебной программе, а также самостоятельно избранным видом спорта, можно ограничиться минимумом, включающий такие показатели, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.
Субъективные показатели самоконтроля оцениваются по 5-ти балльной системе, при общих затратах времени не более 5-10 минут ежедневно.
Самочувствие следует оценивать, как хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон оценивается по его продолжительности и глубине. При нарушениях сна желательно делать такие записи, как трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.
Аппетит оцениваться по шкале: хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите человека.
Болевые ощущения (боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку, в области сердца и т.д.) фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силе проявления. При продолжительных болевых ощущениях следует обратиться к врачу.
Методики регистрации и оценки объективных показателей самоконтроля существенным образом отличаются друг от друга.
Пульс в покое чаще всего определяют на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава. Измеряется в положении сидя по 15 секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Записывается результат ЧСС в перерасчете за одну минуту.
ЧСС в покое в среднем у мужчин 65-75 уд/мин., у женщин 70-80 уд/мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте редким (брадикардия).
Пульс в покое обычно ритмичен, т.е. количество ударов за каждые 10-секундные промежутки времени не отличается больше чем на 1 удар. Однако у некоторых людей могут наблюдаться нарушения ритма – дыхательная аритмия, экстрасистолия и др.
Артериальное давлениеявляется интегральным показателем, отражающим функциональное состояние организма. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давление. Нормальными величинами артериального давления являются: для максимального – 100-130 мм.рт.ст.; минимального – 60-80 мм.рт.ст.; пульсового давления (разница между максимальным и минимальным давлением) 40-60 мм.рт.ст. Цифры выше 130/80 указывают на гипертоническое состояние, ниже 100/60 – на гипотоническое.
Артериальное давление измеряется при помощи тонометров, Методика измерения АД предполагает закрепление резиновой манжеты на плече, на 3-4 см выше локтевого сгиба, и нагнетание в нее воздуха. При ручном измерении, на локтевую артерию в области локтевого сгиба, ближе к его внутреннему краю, устанавливается фонендоскоп, чтобы прослушивать толчки пульсовой волны. При выпускании воздуха из манжетки давление в ней медленно падает. Первый услышанный при этом пульсовой тон соответствует величине максимального, систолического АД, последний пульсовой тон – это минимальное или диастолическое АД. В настоящее время для измерения АД все чаще используются электронные приборы.
Частота дыханияопределяется посредством ладони, расположенной на границе нижней части грудной клетки и верхней части живота, при равномерном и стабильном дыхании. Средний показатель частоты дыхания взрослого человека составляет 14-18 дыхательных движений в минуту.
Источник