Физкультурные группы здоровья: определение и критерии для деления
В любой школе есть предмет, который нравится практически всем учащимся, – это уроки физкультуры. В зависимости от физиологического, а также физического состояния детей распределяют по физкультурным группам здоровья, которых всего три: основная, подготовительная и специальная.
Формирование
Детский доктор учреждения образования формирует группы для занятия физкультурой на основании заключений и рекомендаций врачей-специалистов, которые принимают участие в медицинском профилактическом осмотре детей. При этом берется во внимание:
- наличие заболевания;
- его стадия;
- выраженность болезни;
- риск развития осложнений.
При необходимости ребенка направляют на дополнительные виды обследований или на консультацию к докторам врачебно-физкультурного диспансера. Дети, которые не прошли медицинский профилактический осмотр, не допускаются к занятиям физической культурой.
Группы здоровья взрослого населения
Граждане, достигшие 21 года, подлежат обязательной диспансеризации, которая проводится с целью раннего выявления и предупреждения некоторых опасных болезней, определения уровня физической активности, а также собирается информация о наличии вредных привычек у индивида. После прохождения соответствующих видов обследований, которые зависят от возрастной категории, определяют группу здоровья. Четких критериев распределения по физкультурным группам здоровья у взрослых не определено. Индивидам, отнесенным ко второй группе здоровья, рекомендуются регулярные занятия лечебной физкультурой. Далее, принимается решение о направлении пациента к врачам-специалистам – это уже второй этап диспансеризации.
Критерии для деления на группы здоровья
После прохождения медицинского осмотра всем детям, в зависимости от их состояния, присваивается группа здоровья. Основанием для включения в ту или иную группу являются данные, полученные по результатам обследований и заключений врачей-специалистов. Основными критериями являются:
- генетические факторы (анализируется и обобщается информация, полученная от законных представителей ребенка и его близких родственников);
- антропометрия и физическое развитие;
- сопротивляемость организма.
По мере взросления ребенка группа здоровья может изменяться, их различают пять:
- первая – это здоровые индивиды;
- вторая – практически здоровые, т.е. дети с небольшими функциональными отклонениями;
- третья – в стадии компенсации. Наблюдаются выраженные нарушения, которые проявляются при обострении основной патологии;
- четвертая – субкомпенсация. В этом случае имеется сбой функций органов, которые поражены заболеванием;
- пятая – декомпенсация. К этой категории можно отнести детей со статусом «инвалид».
В зависимости от уровня здоровья, физического развития и подготовленности, а также функциональных возможностей определяют группу по физкультуре.
Группы здоровья для занятий физической культурой
В амбулаторной карте ребенка обязательно ставится отметка, к какой физкультурной группе здоровья он отнесен:
- Основная. К ней принадлежат практически здоровые дети, физическое, а также психологическое состояние которых соответствует их возрасту. Им рекомендованы занятия на уроках физкультуры в рамках школьных нормативов, а кроме того, разрешается участие в спортивных соревнованиях.
- Подготовительная. К ней приписывают детей, обладающих незначительными отклонениями в физическом развитии, которые стали следствием болезней или имеющихся хронических патологий с довольно частыми обострениями. Ребятишки занимаются физической культурой совместно с основной группой, но с меньшими нормативами и без интенсивных нагрузок.
Факторы, которые учитываются при определении физкультурной группы
Определение функциональных возможностей организма индивида имеет значение при определении физкультурной группы здоровья школьников, а особенно сердечно-сосудистой системы. Для этого применяют пробы с физической дозированной нагрузкой. Во время ее проведения фиксируется:
- артериальное давление;
- пульс;
- цвет кожи лица;
- дыхание;
- потоотделение;
- изменение самочувствия и другие признаки утомления.
Сопоставляя все факторы, оценивают реакцию организма и уровень физической подготовки. Полученные результаты обрабатываются и анализируются вместе с результатами обследований и заключением специалистов. Далее детский доктор определяет физкультурную группу здоровья у детей.
Основная группа по физкультуре
К ней относят детей с первой и частично со второй группой здоровья. Это ребятишки, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и обладающие согласно возрастной категории соответствующей физической подготовкой. А также дети, имеющие функциональные, т. е. несущественные отклонения состояния здоровья (астенические проявления в легкой степени, избыточная масса тела, аллергические реакции и др.) и не отстающие от своих сверстников. Несовершеннолетние, приписанные к основной физкультурной группе здоровья, выполняют в полном объеме все учебные программы по физкультуре, они могут заниматься в спортивных секциях, принимать участие в турнирах, праздниках, спартакиадах и соревнованиях. Тем не менее не следует забывать и о некоторых противопоказаниях к занятиям спортом. К примеру, при близорукости не рекомендуются прыжки с трамплина на лыжах, тяжелая атлетика и некоторые другие виды спорта.
Подготовительная группа по физкультуре
К этой физкультурной группе здоровья относят детишек, отстающих от своих сверстников в физическом развитии и имеющих несущественные отклонения в состоянии здоровья. К примеру, после перенесенных острых заболеваний, а также при их переходе в хроническое течение. Занятия в этой группе помогут поднять физическую подготовку до необходимого уровня. Несовершеннолетние занимаются вместе с детьми основной группы, однако при этом им категорически противопоказаны чрезмерные нагрузки.
3 физкультурная группа здоровья
К этой группе причислены дети, которым по состоянию здоровья требуется занятие физкультурой по специальной программе.
К ней относят детишек, у которых имеются выраженные отклонения в состоянии здоровья, носящие обратимый (первая подгруппа, или она еще обозначается буквой А) и необратимый характер (вторая подгруппа – В). Рассмотрим более подробно каждую из них:
- Первая (А). Несовершеннолетние, отнесенные к этой подгруппе, имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья. Им требуется ограничение интенсивности и объема физической нагрузки. Детям рекомендовано выполнение упражнений по специальным индивидуальным программам, которые разработаны совместно с медицинскими работниками. Регулярные физические занятия вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями могут существенно улучшить состояние ребенка, и его могут перевести в подготовительную группу. Однако это возможно только после медицинского заключения, выданного после врачебного обследования.
- Вторая (В). В этой подгруппе занимаются дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым из них требуются значительные ограничения интенсивности и объема физических нагрузок, а также выполнение индивидуальных и специальных лечебных упражнений под контролем медицинского работника. Их выполнение возможно в учреждении здравоохранении или дошкольном (школьном) образовательном заведении. При достижении определенных результатов некоторых деток могут перевести в подгруппу А.
Освобождение от физкультуры
В некоторых случаях ребенок не в состоянии посещать уроки физкультуры по состоянию здоровья. Основанием для этого является официальный документ, полученный в поликлинике по месту жительства ребенка. Справка медицинского работника об освобождении от физкультуры выдается:
- Единолично лечащим доктором. На срок от двух до четырех недель после перенесенных нетяжелых заболеваний, таких как острые респираторные вирусные инфекции, ангины, пневмонии и другие.
- По решению врачебной комиссии медицинской организации. На период более месяца после тяжелых патологий (заболевания печени, желудка, туберкулез и др.), оперативных вмешательств или травм (ушибы мозга, переломы). Освобождение от физкультуры может быть выдано и сроком на весь учебный год по медицинским показаниям. На специальную комиссию в поликлинику представляется выписной эпикриз из стационара и заключение медицинского работника, вписанное в амбулаторную карту ребенка с соответствующими рекомендациями. На основании представленных документов врачебная комиссия принимает решение, результаты которого доводятся до законного представителя ребенка. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.
Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия, независимо от того, к какой физкультурной группе здоровья отнесен ваш ребенок, помогут держать все мышцы тела в тонусе и правильно развиваться.
Источник
Группы здоровья для детей и взрослых. Что они обозначают и зачем нужны
При поступлении ребенка в детский сад, школу, санаторий или летний лагерь определяется группа здоровья. Есть такие группы и для взрослых. Что это за показатель, зачем нужен и на основании чего определяется?
👶 Что такое группа здоровья у ребенка
Группа здоровья – это оценочная категория и условный показатель физического и психического состояния детей и подростков до 17 лет включительно. От группы здоровья зависит, будет ли ребенок ограничен в спортивной или социальной деятельности.
Группа здоровья присваивается на медицинском освидетельствовании по результатам анализов и осмотров врачей. Целью распределения детей по группам стоит сохранение их здоровья и предоставление максимально комфортных условий для развития. Например, если в летнем лагере более проблемных и слабых детей отправят заниматься физкультурой вместе с более сильными и выносливыми, то для первых такие занятия принесут не пользу, а только вред.
Всего существует 5 групп здоровья детей. Порядок их присвоения регламентирован Приказом Минздрава от 30.12.2003 №621.
Как и кем определяется
Группу здоровья определяет медицинская комиссия, состоящая из врача-педиатра, невролога и иных узких специалистов по необходимости. Состояние здоровья ребенка оценивается на момент обследования. Заболевания, ранее перенесенные ребенком – даже в острой форме – не учитываются за исключением хронических.
Врачи дают комплексную оценку здоровья ребенка, учитывая следующие факторы:
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональных нарушений и/или врожденных патологий.
- Уровень и гармоничность физического и психического развития, соответствие ребенка стандартам по возрастным параметрам.
- Способность организма сопротивляться заболеваниям (учитывается частота заболеваемости за последний год, в том числе обострение хронических болезней).
- Уровень работы внутренних органов, согласно результатам анализов (функциональное состояние организма).
Виды и характеристика
Присвоение группы здоровья происходит строго после врачебного осмотра, консультации узких и профильных специалистов по необходимости. Поэтому не нужно бояться назначения ребенку той или иной группы. Наоборот, при определении группы здоровья врач даст рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния ребенка, а если потребуется – пропишет лечение.
Группа здоровья | Простуда и ОРЗ | Физическое развитие | Функциональные отклонения | Хронические заболевания, патологии |
Первая (I) | Болезни нечастые (2-3 раза в год), протекают легко | В норме, соответствует возрасту | Отсутствуют | Отсутствуют |
Вторая (II) | Болезни более 3-4 раз в год, частые и/или длительные | Нормальное физическое развитие, возможен незначительный дефицит или избыток массы тела. Возможна незначительная задержка физического развития при отсутствии эндокринных заболеваний (низкий рост и т. п.) | Незначительные функциональные изменения, хронические заболевания и выраженные нарушения отсутствуют. Возможна предрасположенность к хроническим или наследственным заболеваниям при наличии провоцирующего фактора. Возможна пониженная сопротивляемость к инфекциям | Отсутствуют |
Третья (III) | Болезни более 4 раз в год, затяжные, с осложнениями и долгим периодом выздоровления | Осложнения и/или последствия после травм, операций при компенсации функций органов, с возможностью обучения и труда. Возможно незначительное нервно-психическое отставание в развитии, дефицит или избыток веса I, II стадии | Есть функциональные отклонения, которые не мешают обучаться и трудиться вместе со сверстниками | В стадии ремиссии, с редкими обострениями. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы |
Четвертая (IV) | Частые обострения хронических заболеваний | Возможны физические недостатки или последствия операций / травм при нарушении функций органов, необходимость поддерживающей терапии. Возможность приостановки обучения и снижения социальной активности | Функции пораженных органов или систем организма изменены. Заболевания проявляется в выраженной форме | В активной стадии или в состоянии нестойкой ремиссии с постоянными осложнениями. Функции органов и систем организма или сохранены, или компенсированы, или компенсированы частично |
Пятая (V) | Частые обострения хронических заболеваний с осложнениями | Выраженные физические недостатки или нарушения в работе органов и систем организма. Дети-инвалиды. Серьезные ограничения для возможности ежедневного обучения, труда, выполнения повседневных дел. Возможно нервно-психическое отставание в развитии | Ярко выраженные изменения пораженных органов и систем организма | В тяжелой форме, приводящей к инвалидности, с редкими ремиссиями и частыми осложнениями / обострениями. Выраженная декомпенсация функций органов и систем организма. Заболевание характеризуется рецидивным течением, требует постоянного лечения и реабилитации |
Группа здоровья может изменяться по мере взросления ребенка. Если родители выполняют данные врачом рекомендации по лечению и реабилитации, и здоровье ребенка улучшается, ему могут присвоить более «легкую» группу.
Источник