Городской конкурс компьютерной графики «Спорт. Красота. Здоровье» (2021.03)
II. Участники Конкурса
2.1. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.
2.2. Возрастные категории:
- — 7 — 10 лет (1 — 4 классы);
- — 11 -14 лет (4 — 8 классы);
- -15 — 17 лет (9-11 классы).
III. Условия и сроки проведения
3.1. Конкурс проводится в период с 5 по 31 марта 2021 года.
— «Компьютерный рисунок» — рисунки по теме конкурса, выполненные с помощью любого программного средства.
— «Коллаж» — создание целого изображения из ряда отдельных фрагментов изображений и других графических элементов путем их наложения на основной фон композиции с разными типами смешивания и прозрачности.
Допускаются работы, демонстрирующие мастерство Web-дизайна и нестандартного применения возможностей PowerPoint.
Работы могут быть выполнены в любом компьютерном редакторе (Paint, Photoshop, Flash, Sai и т.д.). Файлы могут размещаться на видеохостингеYouTube, с указанием ссылки на файл размещенный в сети Интернет.
3.5. Форма участия: индивидуальная.
3.6. Формат загружаемого файла: файл назвать следующим образом
* Программа, в которой выполнена работа.
3.7. К файлу прилагается заявка (Приложение 1).
IV. Технические требования к работам
4.1. Работы, представленные на конкурс, должны соответствовать следующим требованиям:
- возможность просмотра на персональном компьютере с операционной системой Windows 7 и выше;
- работы не должны требовать предварительной инсталляции;
- при использовании нестандартных шрифтов, необходимо, чтобы они были поставлены дополнительно с Вашей работой в каталоге «Fonts».
- все картинки должны быть собраны в форматах *.gif, *.jpeg, *.png.
- 2.К графическим работам, выполненным в AdobePhotoShop и CorelDraw: – необходимо представить исходный файл.
V. Критерии оценивания работ
- соответствие предложенной тематике;
- новизна, оригинальность работы;
- качество и сложность технического исполнения работы.
5.2. Дополнительные критерии оценивания
— сюжет – оценивается наличие и оригинальность сюжета, его смысловая законченность;
— качество художественного исполнения – оценивается художественный уровень произведения, дизайн элементов оформления, гармоничное цветовое сочетание, качество композиционного решения, наличие перспективы.
— сюжет и композиция – оценивается наличие и оригинальность сюжета, его смысловая законченность и качество композиционного решения;
— сочетание цветов – оценивается общий визуальный стиль работы и гармоничное цветовое сочетание.
— качество художественного исполнения – оценивается художественный уровень работы, дизайн элементов оформления, грамотное использование шрифтов, гармоничное цветовое сочетание, качество композиционного решения,
— практическая значимость –оценивается важность, значительность, функциональность и возможность применения работы.
Источник
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СПОРТ
В современном мире компьютерные технологии развиваются с невероятной скоростью, затрагивая все больше сфер нашей жизни и занимая все более важное место в ней. На данный момент компьютерные технологии затрагивают даже те сферы человеческой жизни, с которыми на первый взгляд они не совместимы и абсолютно не связанны.
На сегодняшний день компьютерные технологии все глубже и глубже проникают в спорт и физическую культуру, позволяя лучше изучать теоретические и практические аспекты в данной области, давая возможность более детально изучать необходимое, для совершенствования в том или ином виде спорта.
Конечно же, в первую очередь упрощается теоретическая подготовка, создающая прочную базу, для дальнейшего развития спортсмена, становится проще объяснять технику упражнений.
Еще одним преимуществом использования компьютерных технологий в спорте является возможность отслеживания степени усвоения теоретической части и практических успехов спортсмена, возможность более четкого анализа и корректировки программы и составление новых, более оптимальных тренировок, что приведет к улучшению качества и скорости развития спортсмена.
Так же, на соревнованиях облегчается задача отслеживания результатов различных спортсменов и определения лидерства. В случае бегунов, зачастую, фотофиниш позволяет определить победителя, в особенности, если спортсмены шли почт вровень. Упрощается замер различных характеристик спортсмена и занесения их в общую базу, что существенно ускоряет процесс разбиения на категории и позволяет быстрее приступить к самим соревнованиям.
Особый интерес представляет технология виртуальной реальности.
Эта технология может открыть новые горизонты в подготовке спортсменов, позволив по большей части заменить занятия на стадионах, занятиями в помещениях меньшей площади, сделав их независящими от погодных условий и более легкими с психологической точки зрения. Технология виртуальной реальности поможет создать оптимальную визуальную среду, способствующую улучшению психологического состояния спортсмена, что должно положительно сказаться на его результатах. Записывая весь процесс тренировки, можно будет определить ошибки спортсмена и внести необходимые корректировки.
Компьютерные технологии позволяют улучшить тренировки не только в сфере профессионального спорта, но и при занятии просто физической культурой.
На сегодняшний день все больше и больше людей ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на физическом состоянии и здоровье. Различные новшества в игровой индустрии могут привлечь простых людей к занятиям спортом дома, большую роль играют различные симуляторы, в особенности танцевальные, позволяющие человеку активно двигаться во время игры.
Все более совершенная технология виртуальной реальности сможет сделать любительский спорт еще привлекательнее, позволив, например, совершить пробежку не на беговой дорожке, а по зеленому лесу или берегу моря.
Все эти аспекты делают спорт более привлекательным для людей, позволяя им отслеживать результаты, составлять оптимальные программы тренировок и осваивать теоретические основы, проще, чем раньше. Так же немаловажна возможность контроля остаточных знаний и более подробного рассмотрения различных техник, в частности на 3D моделях, позволяющих увидеть движения с разных точек и с различными скоростями, тем самым улучшая понимание принципов разных упражнений. Это все улучшает качество подготовки, как профессиональных спортсменов, так и простых людей.
С каждым годом компьютерные технологии все больше и больше проникают в спорт, привлекая все больше и больше людей, заставляя работать над собой и при этом давая хорошую психологическую разгрузку.
ЛИТЕРАТУРА
2.В.Ю. Волков — «Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе» Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербург 2011 г.
3.П. К. Петров – «Информационные технологии в физической культуре и спорте» Москва «Академия» 2008 г. – 288 с.
Источник
Компьютерные технологии в физкультуре и спорте
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 01.12.2020 2020-12-01
Статья просмотрена: 566 раз
Библиографическое описание:
Калинин, В. С. Компьютерные технологии в физкультуре и спорте / В. С. Калинин, А. С. Машичев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75922/ (дата обращения: 08.06.2021).
В связи с пандемией коронавируса в высших учебных заведениях произошёл переход на дистанционную форму обучения. В физическом развитии и спорте возникла необходимость привлечения компьютерных технологий к учебному процессу, а также необходимость стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности обучающихся, с учётом индивидуальных двигательных возможностей.
Компьютерные программы, компьютерные технологии, как технические средства обучения, развиваются в рамках самого процесса обучения, поэтому должны быть в большей степени совместимы с этим процессом, с точки зрения управляющих воздействий, в то же время эти программы должны влиять не только на отдельные методики преподавания, но и на весь учебный процесс целиком.
Средства компьютерных технологий в физической культуре и спорте — это программные, программно-аппаратные, технические средства и устройства, функционирующие на базе вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, а так же обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации к информационным ресурсам компьютерных сетей. Средства информационных технологий используются вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими материалами для реализации педагогического процесса. Программно-педагогические средства в физической культуре и спорте используются в учебно-тренировочном процессе, интенсификации этого процесса и в целях развития личности обучаемого. Современные программно-педагогические средства реализуются на базе технологии мультимедиа.
Пользователи информационного ресурса используют интерактивные средства информационных технологий. Развитие учебного процесса в информационно-коммуникационной среде происходит благодаря взаимодействию обучаемого, преподавателя и информационным технологиям. Чтобы развить познавательную активность у обучаемого, необходимо широкое наполнение компонентов коммуникационной среды предметным содержанием.
Приёмы, методы, способы и средства транспортировки, обработки, трансляции — это необходимые приёмы компьютерных технологий, используемые в физической культуре и спорте.
Компьютерные программы помогают преподавателю планировать физическую подготовленность, общую двигательную активность и контролировать психофизическое состояние студентов.
Компьютерные технологии очень востребованы в физическом развитии, так как они базируются на быстродействии и универсальности.
На методах кодировки и передачи информации основана система, которая позволяет в кратчайшие промежутки времени совершать множество разноплановых задач.
С помощью цифровых технологий быстрее и легче организовать тренировочный процесс, использовать мониторинг и анализ действий спортсмена. Интерес к занятиям физической культуры и спорта легко пробудить у молодёжи, если внедрять в обучающий и тренировочный процесс цифровые и инновационные технологии.
На данный момент очень много технических новинок, которые можно использовать на занятиях физической культурой во время дистанционного обучения.
Современные системы наблюдения помогают более точно контролировать и анализировать тренировочный процесс.
Управлять состоянием студента во время тренировок позволяет диагностическая аппаратура с использованием записывающих устройств, для последующего анализа и корректировки техники тренировок.
Тензометрические устройства широко применяются для регистрации опорной реакции при выполнении физических упражнений. Позволяют контролировать действия в командных видах спорта автоматизированные системы контроля. С помощью диагностической аппаратуры проводиться чёткий анализ физкультурной деятельности, а также с её помощью можно подбирать наилучшие средства и методы повышения спортивной работоспособности.
Для занятий физкультурой и спортом широкое распространение получил спортивный инвентарь с использованием цифровых технологий, такой как «умный» мяч, который помогает в отработке техники ударов, мощности и передаёт информацию на компьютер, где в последствии можно посмотреть траекторию, силу удара и другие параметры. «Умные» гантели могут подсчитывать количество сожжённых калорий во время тренировки, помогая распределять нагрузку согласно световым показаниям. Цифровые технологии получили широкое распространение и в спортивной экипировке. Кроссовки с сенсорами фиксируют вес, распределяют давление и параметры движения. Информация собирается и анализируется с помощью специального программного обеспечения. Умные вещи становятся неотъемлемой частью жизни молодёжи. Они помогают организовать режим дня, правильное питание, эффективность индивидуальных тренировок и многое другое. Умные часы iWatch помогают следить за состоянием здоровья во время занятий физкультурой и спортом, определять ритм биения сердца, частоту дыхания, давление, состояние воздуха, допускают загрузку спортивных приложений, которые могут стать незаменимым помощником на тренировке. C ними можно следить за своим здоровьем и корректировать темп занятий. Приложение Workout считает сожжённые калории и пройденную дистанцию во время тренировки. Ещё одно цифровое устройство — умные весы, которые способны определять не только вес, но и ряд других физиологических показателей тела. Цифровые технологии в спортивной практике оказывают огромное влияние на оптимизацию тренировочного процесса, спортивное оборудование, повышение спортивного результата и на психофизическую подготовку. Повышение эффективности тренировочного процесса на каждом этапе, может быть осуществлено только в результате объединения фрагментарных знаний.
Таким образом, компьютерные технологии способствуют эффективности интеллектуальной деятельности в процессе занятий физкультурой и спортом. Компьютерные программы, компьютерные технологии, развиваются быстрыми темпами в рамках существующего процесса. Использование IT-технологий несёт в себе множество плюсов, а именно: быстрота, надёжность, возможность оптимизировать накопленные знания, возможность подобрать эффективную программу, рассчитанную на конкретного пользователя.
Источник
Спорт здоровье компьютерная графика
В современных условиях информационного общества, когда происходят массовая сетевая коммуникация и глобализация, важным направлением государственной политики становится развитие цифровых технологий, используемых во всех сферах человеческой деятельности: экономике, производстве, медицине, спорте и образовании. Необходимость цифровой трансформации этих сфер нашла отражение в важнейших документах, таких как национальные проекты «Цифровая экономика» и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», в которых раскрываются основные направления развития страны на ближайшую перспективу. Как указывал Президент РФ В.В. Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 2 июня 2017 года: «Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества» [1]. Как следует из этого высказывания, процесс использования цифровых технологий на современном уровне развития общества предполагает прежде всего цифровую трансформацию основных функций в деятельности, т.е. переход на новые цифровые операционные и бизнес-модели в производстве и управлении. Аналогично этому под цифровой трансформацией в образовании нужно понимать полную перестройку образовательного процесса, в который включаются не только методика и средства преподавания, но и изменения в модели компетенций, в семантической модели образовательной программы, изменения подходов к оценке труда педагога, а также цифровое управление рутинными процессами в учебном заведении: кадровым учетом, управлением педагогической нагрузкой, финансовым управлением, документооборотом, т.е. всей деятельностью подразделений образовательной организации: учебной, методической, научно-исследовательской и пр. В этих условиях значительное внимание уделяется обновлению модели образовательного процесса на основе применения современных цифровых информационных технологий, охватывающих практически все стороны данного процесса, такие как цели, содержание, средства и методы обучения, организационные формы их реализации.
Таким образом, цифровая трансформация системы образования предусматривает развитие информационной инфраструктуры и совершенствование системы образования, подготовку соответствующих кадров, владеющих современными информационными и цифровыми технологиями при решении профессиональных задач, характеризуется комплексным внедрением в сферу образования цифровых технологий, выступающих в качестве новых источников и новых способов получения информации, педагогического инструментария, позволяющего достичь определенных результатов в процессе подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Главными задачами высшего образования в целом и физкультурного образования в частности в условиях цифровой трансформации становятся задача «научить учиться», быть готовым к стремительным переменам, происходящим в информационном обществе, задача построения эффективного взаимодействия с работодателями для определения перспективных направлений подготовки будущих специалистов, изменения в самой структуре знаний и умений, для чего требуется переход от школы знаний к школе умений, способностей, компетенций, необходимых для решения профессиональных задач в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Потребность современного общества в компетентных специалистах в таких условиях профессиональной деятельности порождает возникновение новых требований к их подготовке.
Серьезным испытанием в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) для учебных заведений в целом и физкультурных вузов в частности стал их перевод на дистанционные (удаленные) формы обучения, когда нужно было срочно находить и использовать в учебном процессе современные цифровые информационные технологии, которые должны были охватить не только сам процесс обучения, но и проведение экзаменов, защиту выпускных квалификационных работ и другие мероприятия. И здесь во многих случаях вузы и особенно преподаватели столкнулись с трудностями, связанными как с созданием, так и с использованием в учебном процессе цифровых информационных ресурсов. Поэтому вопросы, связанные с анализом и обобщением опыта цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта, и прежде всего вопросы, связанные с созданием и использованием современных цифровых образовательных ресурсов (дидактических материалов нового поколения) как в учебном процессе физкультурных вузов, так и в сфере физической культуры и спорта в целом для работы, в которой готовятся будущие специалисты, приобретают особую актуальность.
Целью исследования являются анализ и обобщение опыта цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта.
Материал и методы исследования. При подготовке статьи использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, обобщение опыта научной школы автора по созданию и использованию цифровых информационных технологий в физической культуре и спорте.
Результаты исследования и их обсуждение
Появление современных цифровых информационных технологий дало стимул развитию понятийного аппарата педагогики, о чем в своей статье «Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии» пишет один из ведущих специалистов в этой области академик Российской академии образования И.В. Роберт [2]. Автор предостерегает от употребления в статьях, монографиях и на научных конференциях словосочетания «цифровизация образования», обосновывая это тем, что «…суть прилагательного “цифровая” может означать лишь представление каких-то данных или какой-то информации (текстовой, или аудиовизуальной, или табличной и др.) в цифровой форме, но никоим образом нельзя в цифровом формате представить педагогическую науку, которая занимается изучением процессов обучения, воспитания, просвещения» [2].
В связи с этим проанализируем другое понимание цифровой трансформации физкультурного образования. Если вопрос касается только самого процесса обучения, то в узком смысле под цифровой трансформацией можно понимать пересмотр цели содержания, средств, методов и организационных форм для достижения каждым обучающимся образовательных результатов за счет персонализации обучения на основе создания и использования растущего потенциала цифровых образовательных технологий. В более широком понимании цифровая трансформация физкультурного образования должна охватывать все стороны образовательного процесса в вузе, связанные с его организацией и управлением на основе цифровых информационных технологий, включая и сам процесс обучения и аттестации студентов, расписание, формирование их портфолио, рабочие программы дисциплин, управление педагогической нагрузкой, кадровый учет, финансовое управление, обеспечение доступа к электронным библиотечным системам (ЭБС), к Интернету и т.д.
По мнению И.В. Роберт [3], цифровые информационные технологии дают возможность изменить структуру представления учебного материала в виде гипертекстового, гипермедийного формата, изменить парадигму информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (обучающий, обучающийся и интерактивный информационный ресурс); способствуют появлению системы автоматизации контроля результатов обучения и организационного управления образовательным процессом; появлению разнообразных цифровых образовательных ресурсов.
Несмотря на то что сегодня пока нет единой классификации цифровых образовательных ресурсов, автор статьи здесь опирается на определение, представленное в статье И.В. Роберт: «Цифровой образовательный ресурс – это учебное средство, реализующее возможности цифровых информационных технологий и обеспечивающее экранное представление учебной информации; интерактивное взаимодействие как между субъектами образовательного процесса, так и между ними и информационным ресурсом; автоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением» [2]. Естественно, здесь следует отметить, что в одном цифровом образовательном ресурсе все эти перечисленные пункты реализовать невозможно. При этом какие-то ресурсы обеспечивают больший набор возможностей, какие-то – меньший. Поэтому рассмотрим ряд цифровых информационных ресурсов, используемых в физкультурном образовании, с точки зрения их функциональных и педагогических возможностей. К таким ресурсам прежде всего можно отнести: цифровые программы оценки результативности обучения; цифровые многоцелевые обучающие системы, обладающие функцией обучения, контроля, самоконтроля и тренажа; цифровые мультимедийные презентации, используемые как для передачи знаний, так и для контроля знаний; различные базы данных образовательного назначения, например базы подвижных игр, используемых на уроках физической культуры в различных классах, конспектов уроков, музыкальных сопровождений и иного; образовательные ресурсы, подготовленные для размещения в Интернете; курсы для онлайн и сетевые технологии; цифровые видеофильмы и видеоуроки; мобильные приложения [4]. Кроме того, сегодня для организации учебного процесса активно используются ЭБС (электронные библиотечные системы), социальные сети, различные приложения для организации видеоконференций [5].
Рассмотрим возможности некоторых из них в подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту.
1. Цифровые мультимедийные презентации. Их роль в организации учебного процесса сегодня неоценима. Во-первых, они используются в предоставлении учебного материала на лекциях, когда в презентацию включаются различные видеофрагменты, связанные с техникой обучения двигательным действиям, тактическим действиям, с методикой обучения, методикой проведения урока и т.д. Во-вторых, сегодня ни одна предзащита и защита выпускных квалификационных работ не обходится без их применения. В-третьих, студенты готовят и защищают свои проекты посредством презентаций. В-четвертых, с помощью программы PowerPoint можно создавать и активно использовать различные тесты для оценки знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам. Важная функция презентации, которая появилась в период пандемии, – это создание и использование видеопрезентаций, которые могут применяться как преподавателями для сообщения информации студентам, так и студентами при подготовке видеодокладов для защиты своих выпускных квалификационных работ (ВКР) в дистанционной форме с использованием видеоконференций.
2. Цифровые мультимедийные программы для оценки успешности обучения. Важной задачей процесса обучения в условиях его цифровой трансформации являются создание и использование средств автоматизации контрольно-измерительных процессов и оценки качества образования. Преподаватель на основе данных контроля получает информацию о результатах своей работы (обратная связь) и при необходимости может внести в нее коррективы, а для обучаемого – это оценка его работы. Задания в контролирующих программах могут иметь различную структуру: вопрос в виде текста и текстовые варианты ответов, вопрос, сопровождаемый графической иллюстрацией, например кинограммой спортивного двигательного действия или видеосюжетом, и т.д. Эту задачу достаточно эффективно решают цифровые мультимедийные контролирующие программы. Основные функции подобных программ: внешний контроль успешности обучения по отдельным разделам курса; внешний контроль успешности обучения по курсу (дисциплине) в целом; автоматическая регистрация результатов контроля; возможность непосредственной регистрации в личном портфеле студента в интегрированной информационно-аналитической системе (ИИАС) для последующего анализа и аттестации студентов (рис. 1).
Рис. 1. Титульная страница контролирующей программы
3. Цифровые мультимедийные обучающие программы. Основные функции: обучение; самоконтроль; коррекция; тренаж; внешний контроль. Как известно, согласно принятым ФГОС 3++ в системе подготовки будущих специалистов по различным направлениям предусматривается учет профессиональных стандартов. Так, например, стандартом по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура предусмотрен учет следующих профессиональных стандартов: «Тренер», «Инструктор-методист», «Спортивный судья», «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющий деятельность в области физической культуры и спорта», «Специалист по антидопинговому обеспечению». Особенно важное значение мультимедийные обучающие программы приобретают в подготовке судей по спорту. Это связано с тем, что проведение любых спортивных соревнований возможно при наличии соответствующих правилам соревнований судей, обладающих конкретными компетенциями и категориями, что требует серьезной подготовки, особенно по тем видам спорта, в которых оценка результатов соревнований осуществляется на основе качественных данных (спортивная гимнастика, спортивная аэробика, фигурное катание и др.). Такие программы имеют несколько разделов. Сами правила соревнований с различными комментариями, построенные на основе гиперссылок, связаны прежде всего с их усвоением, особенно это касается усвоения упражнений, отнесенных к различным группам сложности, их стоимости, техники исполнения, для чего каждое упражнение сопровождается видеосюжетом, графическим и терминологическим описанием. Раздел «Анализ комбинаций» позволяет провести разбор различных комбинаций, выполненных разными спортсменами на различных соревнованиях, и сопоставить свои оценки с данными экспертов. Раздел «Проверка знаний» позволяет оценить знания правил соревнований и умения осуществлять практическое судейство в так называемых виртуальных соревнованиях. Таким образом, основными функциями подобных программ являются: обучение, коррекция, тренаж, самоконтроль, внешний контроль (рис. 2).
Рис.2. Титульная страница мультимедийной обучающей программы
4. Курсы для дистанционного обучения. Сегодня большое значение придается созданию и использованию в учебном процессе различных массовых открытых онлайн-курсов (МООК) по различным направлениям подготовки с использованием международных (Coursera, Udaciti, edX) и российских платформ, таких как Национальная платформа открытого образования (НПОО), Универсариум, Stepik и др. Однако следует отметить, что на этих платформах специальных курсов, связанных с системой подготовки специалистов по физической культуре и спорту, практически нет. Большинство физкультурных вузов подобные курсы разрабатывают и используют в системе дистанционного обучения Moodle. При создании дистанционных курсов по направлению подготовки «Физическая культура», особенно по дисциплинам спортивно-педагогического направления, с одной стороны, необходимо учитывать их специфику (обучение технике, тактике с использованием различных видеосюжетов), с другой – использования только дистанционного обучения здесь явно недостаточно, так как освоение конкретных двигательных действий, обучение умению демонстрировать, обучение методике проведения занятий и иному возможно только на практических занятиях под руководством преподавателя. В разрабатываемых курсах мы также учитываем специфику спортивно-педагогических дисциплин (использование видеофрагментов, связанных с техникой выполнения различных упражнений, тактических действий, с методикой проведения занятий и т.д.). Видеофрагменты используются как для сопровождения учебного материала, так и для тестирования знаний по отдельным темам и дисциплине в целом. Но тем не менее курсы для дистанционного обучения имеют определенное значение, прежде всего для студентов, которые являются действующими спортсменами, постоянно выезжают на сборы и соревнования и не могут посещать занятия вместе с группой. Конечно, здесь следует отметить, что курсы дистанционного обучения осуществляются по смешанному способу, когда они разрабатываются и реализуются по основным теоретическим разделам спортивно-педагогических дисциплин, так как обучение конкретным двигательным действиям происходит на практических занятиях с участием преподавателя, тренера в связи с необходимостью обеспечить страховку и помощь, соблюдение техники безопасности. Начальный блок дистанционного курса по методике преподавания гимнастики в школе представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Начальный информационный блок курса
5. Образовательные сайты и мобильные приложения. Основные функции: обучение; самоконтроль; внешний контроль; 100%-ная мультимедийность; неограниченное количество обучаемых. Покажем эти функции на примере образовательного сайта и мобильного приложения по подготовке к сдаче экзамена по айкидо на 4–10 кю (рис. 4).
Рис. 4. Титульная страница сайта
Обучение с помощью данного сайта и мобильного приложения к нему может осуществляться по различным траекториям в зависимости от того, какое решение примет сам пользователь. Есть несколько возможных вариантов работы – просмотр видеоматериала и текстовых описаний аттестационной программы, просмотр отдельных элементов в разделах «Приемы», «Техники падения», «Перемещения» и «Работа с оружием». После усвоения этих разделов можно перейти к разделу «Экзамены айкидо», который включает в себя контроль знаний, тренажер и анкетирование пользователей. Контролирующий блок состоит из категорий кю с 4-й по 10-ю.
Мобильное приложение позволяет значительно расширить область использования данного сайта, так как дает возможность применения не только персонального компьютера, но и смартфонов и планшетов. Кроме того, в мобильном приложении нами использован не только русскоязычный вариант, но и англоязычный (рис. 5).
Рис. 5. Мобильные приложения по подготовке к сдаче экзамена по айкидо
В условиях пандемии с целью организации учебного процесса сегодня активно используются и возможности социальных сетей, таких как Facebook, Twitter, Instagram, Вконтакте и др. Для организации видеоконференций и вебинаров в учебных заведениях получили признание такие приложения, как Adobe Connect, Zoom и Jitsi Meet.
Немаловажное значение цифровые информационные технологии сегодня приобретают и в сфере физической культуры и спорта: спортивная тренировка, организация и проведение спортивных соревнований, оздоровительная физическая культура и фитнес, диагностика функциональных систем организма, психодиагностика в спорте, мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся физической культурой и спортом и, наконец, создание информационно-методического обеспечения в спортивных организациях и оздоровительных центрах. В организации физкультурно-спортивной деятельности (при спортивных тренировках, организации и проведении спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительной работы) сегодня активно используются различные программно-аппаратные комплексы, позволяющие оперативно оценивать и корректировать учебно-тренировочный процесс с применением различных диагностик в лабораторных условиях, а также мобильных средств, дающих возможность оценивать состояние спортсменов непосредственно в «полевых» условиях, управлять тренировочным процессом с помощью различных мобильных приложений, повышать объективность оценки результатов соревнований.
Выводы. Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта использования цифровых информационных технологий в физкультурном образовании и сфере физической культуры и спорта показали, что главный тренд развития физкультурного образования сегодня связан с цифровой трансформацией образовательных технологий, предполагающей разработку и использование в учебном процессе современных цифровых информационных технологий, оказывающих значительное влияние на цели обучения, содержание, методы и организационные формы. Созданные и используемые в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы показали свою эффективность в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, но являются первыми шагами в этом направлении, так как цифровая трансформация физкультурного образования требует серьезной перестройки образовательного процесса, его цифровой трансформации, предусматривающей не только разработку и использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов, но и создание информационной образовательной среды, включающей как технические ресурсы (компьютеры, планшеты, мобильные устройства, интернет, видеосистемы, мультимедийные проекторы и т.д.), цифровые образовательные ресурсы, отражающие специфику физкультурного образования, так и управленческие системы, позволяющие осуществлять цифровое управление по основным направлениям работы в вузе, таким как педагогическая нагрузка, публикации, финансовое управление, документооборот, учебная, научная и методическая деятельность, система набора студентов и др. Важное значение для подготовки конкурентоспособных спортсменов приобретает использование современных программно-аппаратных комплексов, позволяющих оперативно оценивать и корректировать учебно-тренировочный процесс.
Источник