ТУРИЗМ – ЭТО СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ И ПОЗНАНИЕ РОДНОГО КРАЯ
статья (старшая группа)
Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать познавательные способности, нравственные качества и готовить их к жизни.[1] Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turizm_-_eto_sport_zdorove_poznanie_rodnogo_kraya.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТУРИЗМ – ЭТО СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ РОДНОГО КРАЯ
Г.Н. Казакова, воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка
– детский сад № 33 «Радуга»,
Ключевые слова: активный отдых, туризм, физическая подготовленность, познавательные способности, двигательная деятельность, нравственное воспитание.
Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать познавательные способности, нравственные качества и готовить их к жизни.[1] Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.
Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая.
Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый .
В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях, ребёнок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость.
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.[3] Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
Оздоровительный эффект туризма заключается в сочетании выполнения разнообразных движений с длительным пребыванием детей на свежем воздухе. Кроме того, в походе раскрываются широкие возможности для интеллектуального, экологического, трудового, нравственного, эстетического, эмоционального – всестороннего развития ребёнка. Расширяя кругозор детей, учим видеть их прекрасное, испытывать радость от общения с природой.
Прежде чем отправиться с детьми в дальний туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого разрабатываются серии конспектов, теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Проводятся практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой.[2] Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристическую прогулку. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути.
В физкультурно-оздоровительную работу средства туризма включаются в утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю и представлены топографическими прогулками, подвижными играми с включением поисковых ситуаций.
Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов, экскурсий, прогулок-походов.
В содержание прогулок включаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами. Такие прогулки содействуют выработке стойкости, выносливости, повышению сопротивляемости организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого и весёлого настроения.
Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках — походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников. Убедились, что туризм — это нечто большее, чем отдых. Туризм — это школа жизни, школа мужества. Каждый поход требовал новых знаний и умений.
Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность.
Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей
1. Бочарова, Н. И . Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.
3. Зуева, Н. Н. Кочетова Н. П. Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста г. Нижний Новгород, 1999г. — 91с.
Источник
Спортивный туризм. Вред и польза
Все больше людей в наше время возмущаются о том, что дети, молодежь, да и люди среднего возраста проводят очень много времени за компьютором, практически не двигаются, а вся их физческая нагрузка включает в себя поход от машины до рабочего места, да шевеление мышкой компьютора.
Почему-то сейчас все больше и больше людей забывют, что движение — это жизнь, а отсутствие физической нагрузкии ведет к атрофированию организма и развитию хронических заболеваний.
На государственном уровне только в последнее время началась пропаганда массовой физической культуры, финансовая поддержка спорта. Но пока физическая культура станет массовой пойдет ни один год. Особенно обидно, что забывается и уходит в историю такой национальный вид спорта, как спортивный туризм.
Позитивное воздействие туризма на организм человека однозначно. На массовых туристических маршрутах, не несущих в себе сложных технических элементов, преодоление маршрута — это скорее прогулка, несущаа оздоровительное, эстетическое и личностно формирующее действие. Участие в споротивном походе с заданным графиком движения с живописным плановым маршрутом очень хорошо разгружает психику, динамичная перемена обстановки снимает стресс, «выбивает» из человека весь неготив и суету городской жизни. Ни когда спортивный поход по степени эмоционального воздействия не сравниться с релаксирующими иога-турами или шейпинг-программами. Спортивный поход более глубокая субстанция, воздействующая на человека комплексно, заставляющая работать все мышцв организма, очищающая от «дурных» мыслей и негативных эмоций.
Какой же может быть вред от спортивного похода? Мы не будем рассматривать походы высоких категорий, участие в которых изначально предполагает наличие туристического опыта, определенной физической подготовки и систематических тренеровок.
Участие в походе начальной категории (н / к или 1 к.с.) может быть черевато осложнениями, если Вы пошли в поход больным, или у Вас есть хронические заболевания при которых противопоказано заниматься спортивным туризмом. Если Вы принимаете участие в походе под руководством не опытного инструктора, систематически нарушающего график движения, при отсутствии полноценного питания и при несоблюдении элементарных требований гигиены. Дизентирию от немытых рук еще ни кто не отменял.
Для того чтобы максимально снизить риск негативных ситуаций перед походом желательно пройти минимальное медицинское обследование, сделать ЭКГ и проконсультироваться с терапевтом на предмет Ваших личных противопоказаний к занятию спортом. Идти первый раз в горы следует в компании проверенных друзей, с туроператором или городским турклубом — это максимально снизит риск экстремальных ситуаций. На маршруте соблюдайте правила личной гигиены, мойте посуду и кипетите воду из стоячих водоемов. Неукоснительно соблюдайте требования инструкции по технике безопасности. Вот и все элементарные правила, снижающие риски при занятии спортивным туризмом. Соблюдение их и спортивный туризм принесет Вам массу положительных впечатлений и здоровье.
Не забывайте, движение — это жизнь. Будте здоровы.
Источник
Влияние туризма и спорта на здоровье молодого поколения
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 12.04.2017 2017-04-12
Статья просмотрена: 723 раза
Библиографическое описание:
Нигманов, М. М. Влияние туризма и спорта на здоровье молодого поколения / М. М. Нигманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41212/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье рассматривается актуальность влияния туристических походов на молодое поколение на свежем воздухе, хорошая физическая нагрузка на восстановление силы и повышения работоспособности, и социально-культурные аспекты воспитания для стимулирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, туристические походы здоровье, «Алпомыш», «Барчиной», эффективность, образовательный процесс
С обретением независимости в Узбекистане проведены научные исследования в области решения проблем физической культуры и спорта, определения путей укрепления здоровья учащейся молодежи. Написаны докторские диссертации, в которых обоснованы медицинские, воспитательные и теоретические аспекты этих вопросов. Примером этому, могут служить исследования профессоров Л. Р. Айрапетьянца, Т. С. Усманхаджаева, Э. А. Кошбахтиева, Ф. А. Керимова, Р. С. Саломова. Л. Санаева, Т. Холдаров, А. Т. Джураев. Также в отдельных учебно-методических пособиях отражен процесс развития физической культуры и туризма в годы независимости. В этих работах в определенной степени раскрыты вопросы развития новых видов спорта в Узбекистане и их роли в жизни общества. Однако в них не нашли отражения исторические этапы развития физической культуры и спорта в контексте социально-политических преобразований, не предлагались новые модели популяризации спорта, выдвижения национальных видов спорта на новый международный уровень, не представлен анализ динамики достижения высоких показателей в профессиональном спорте и туризма.
Известно, что условия социально-культурной жизни непосредственно связаны с деятельностью многих отраслей, руководящих органов, находящихся в распоряжении государства. Ее основу составляют экономические и социально-культурные процессы. Наука, здравоохранение, образование, физическая культура и спорт являются жизненно необходимыми для общества.
В законе Республики Узбекистан «О физическом воспитании и спорте» указано, что деятельность по физическому воспитанию и оздоровлению населения в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и туристических базах имеет большое значение. В 20.08.1999г. введен в действие Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан Закон № 831-I «О туризме». Целью настоящего Закона является правовое регулирование отношений в сфере туризма, развитие рынка туристских услуг, а также защита прав и законных интересов туристов и субъектов туристской деятельности. Поэтому в законе подчеркивается, что во всех санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и туристических базах создаются все условия для проведения занятий по физическому воспитанию и оздоровлению населения, как в индивидуальном, так и в групповом порядке. Ибо путешествия являются важной составной частью средств оздоровительного физического воспитания.
В настоящее время, когда конкуренция на рынке все возрастает, хорошая профессиональная подготовка является практически обязательным условием при трудоустройстве работников сферы туризма услуг и инструкторов по спорту. Безусловным козырем будет профессиональное высшее образование. Важным условием профессиональной подготовки специалистов сферы туризма и сервиса, и физической культуры является сочетание методов, позволяющих повысить не только мотивацию к обучению, но и эффективность всего учебно-воспитательного процесса.
Человечество располагает разнообразными лечебными и спортивными программами, но лишь туризм обладает всеми необходимыми компонентами для здоровья. Это — общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и, главное, физическая активность.
На природе мы бываем лишь половину необходимого для здоровья времени, на воздухе — 5–10 % нашего суточного бюджета времени, на физические нагрузки тратим всего половину тех энергетических затрат, которые нужны для нормальной жизнедеятельности организма. А ведь на 30–40 % тело составляет мышечная ткань, которой мы так упорно даем необходимые нагрузки. Давно известно, что у тех, кто занимается мышечной работой на воздухе, будь то физический труд, спортивная тренировка или туристический поход, работоспособность организма значительно выше, чем у тех, кто ведет малоподвижный образ жизни. Туризм — спорт для всех: он является неотъемлемой частью физической культуры.
Туристические походы укрепляют здоровье, тренируют и закаляют организм. Пребывание юного туриста на свежем воздухе, хорошая физическая нагрузка восстанавливают силы и повышают работоспособность. Туристические походы обогащают знаниями, повышают культурный уровень, позволяют познать многие явления природы, ознакомиться с жизнью и бытом людей нашего многонационального государства. Развивают такие качества, как коллективизм, инициатива, взаимовыручка.
Следует признать, что во многих странах мира наряду с вышеуказанными формами туризма сосуществует любительский туризм (пешие путешествия, восхождение в горы, путешествия на транспорте, посещение озер, рек и др.), который также считается одной из основных форм туризма. Выше было указано, что в Узбекистане формированию и развитию любительского туризма оказывали содействие профсоюзные организации. Однако в последнее время уровень любительского туризма формально и содержательно значительно понизился. Конечно, существуют объективные и субъективные причины этого явления. Возникло много проблем, связанных с материальным обеспечением, транспортом, оборудованием, охраной безопасности, организационной и хозяйственной деятельностью и другие. Несмотря на это туризм не потерял свое значение и место в деятельности по улучшению здоровья населения, обеспечении физического совершенства учащейся молодежи. Это признается как государственными, так и общественными организациями. В целях осуществления социально-культурного и воспитательного процесса были разработан комплекс специальных тестов «Алпомыш» и «Барчиной». Обращает на себя внимание то, что в составе норм (требований) данных тестов, предназначенных испытуемых различных возрастов, есть пешие путешествия. Мы предлагаем рассмотреть и ввести в образовательный процесс необходимые меры для улучшения здоровья и культуры молодежи, а именно:
- Организация участия учащейся молодежи академических лицеев, профессионально-технических колледжей, а также студентов высших учебных заведений в походах с ночевкой, соревнованиях по туристической технике.
- Ежегодно проводить традиционные научные и практические семинары по теме.
- Организация и налаживание деятельности «Клуба экопутешественников», направленного на развитие физической культуры студентов и профессорско-преподавательского состава всех высших учебных заведений республики.
- Организация экологических постов во всех высших и средних специальных учебных заведениях республики.
- Возобновление воскресных походов, которые проводились ранее во всех высших учебных заведениях.
- Проведение для студентов регулярных семинаров-тренингов в процессе всех теоретических и практических занятий, на которых они будут знакомиться с такими понятиями, как «экологическая грамотность», «экологические навыки», «экологическое поведение», а также другими понятиями, связанными с экологией природы и общества.
- Регулярно вводить в список научно-методических работ бакалавров и магистров исследовательские темы, связанные с экологическими путешествиями и об их месте в формировании физической культуры человека.
- Организация однодневных и многодневных походов, направленных на формирование здорового образа жизни у профессорско-преподавательского состава и студентов, проведение акций озеленения, посадки саженцев и других акций, связанных с благоустройством.
- Постоянное стимулирование студентов и преподавателей, проявляющих экологическую активность и ведущих здоровый образ жизни, посредством предоставления им льготных путевок в центральные дома отдыха.
- На основе статей и тезисов докладов, поступивших на конференцию подготовить и издать учебно-методическое пособие, направленное на повышение физической культуры и спортивной подготовки, помогающей организации здорового образа жизни.
Туризм вносит свой достойный вклад в улучшение здоровья населения страны, физическое совершенствование учащейся молодежи. Это нашло свое выражение в комплексе специальных тестов «Алпамыш» и «Барчиной».
Следует отметить, что в программах специальных дисциплин, преподаваемых по туризму и спорту, нашла отражение только деятельность, связанная с экскурсиями. Однако туризм как многоотраслевая сфера не ограничивается только осмотром исторических и культурных памятников. Он служит той части молодежи, трудящихся, которые любят природу, стремятся физически закаляться и изучать свой край.
Большое значение в этом плане имеют походы на природу в массовом (групповом) порядке, наслаждение свежим воздухом, чистыми водами (пить, купаться), солнечным светом, а также пешие переходы с грузом на далекие расстояния, особенно в горах. Поэтому является целесообразным обучение специалистов по туризму пешим путешествиям, экскурсиям. Для этого необходимо, прежде всего, введение пеших путешествий в учебные программы, на этой основе регулярно организовывать пешие экскурсии (однодневные и многодневные).
В заключении необходимо отметить, что занятия туризмом благотворно влияют на психоэмоциональное состояние молодого поколения. Туристы обычно меньше подвержены депрессии, тревожности и напряженности. Они становятся более собранными, уверенными в себе, доброжелательными, терпимыми к недостаткам других. Качество обученности в высших учебных заведениях составляет более 60 %. И в ташкентском государственном экономическом университете, материальная база которых оставляет желать лучшего, где мало спортивного оборудования, внедрение туризма очень актуально.
- Закон «О физической культуре и спорте» // Вестник Олий Мажлиса РУз. — 1991. — № 3, статья 160;
- Шальков Ю. Л. Здоровье туриста. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — с.144
- Сергеев В. Н. Туризм и здоровье. — М.: Профиздат, 1987. –с. 80
Источник