37 советов о том, как воспитывать ребенка в спокойствии и любви
Воспитывать ребенка с младенчества — задача не из простых . Чтобы справиться с ней — особенно молодым родителям — стоит искать совета у более опытных и твердо следовать выбранному курсу. О детской психологии написано немало книг. Вот некоторые из этих мудрых принципов.
Совет 1. Ваш ребенок не несет ответственности за вашу реакцию. Если вы подвержены стрессу, вы поддаетесь злости, а это вовсе не правильно. Вы можете воспитывать ребенка более эффективно и делать это радостно, демонстрируя ему спокойствие и любовь.
Совет 2. Для того чтобы исправить свой ответ на поведение ребенка, прежде всего, необходимо взять на себя ответственность за свое собственное поведение.
Совет 3. Обращайте внимание на свое поведение, чтобы определить, каким образом вы приходите к нежелательным результатам в воспитании.
Совет 4. Начните с восстановления своего душевного равновесия. Для того чтобы воспитывать ребенка мирными и ласковыми способами, вам необходимо правильно питаться, заниматься физическими упражнениями, медитировать или расслабляться, делать все для поддержания хорошего эмоционального состояния. Вы должны вести себя спокойно и уверенно.
Совет 5. Для того чтобы избавиться от стресса и злости в ответ на поведение вашего ребенка, старайтесь делать все без спешки. Чем больше вы спешите, тем скорее вы сведете себя с ума.
Совет 6. Дети могут воспринимать ваши требования либо медленно, либо вообще никак. Если вы будете давить на них, стараясь ускорить их действия, вы лишь добьетесь обратного эффекта.
Совет 7. Спокойные дети ведут себя лучше, чем дети, постоянно подвергающиеся стрессу. Ваше состояние влияет на состояние вашего ребенка. Чем спокойнее вы будете взаимодействовать со своим ребенком, тем спокойнее будет он сам.
Совет 8. Вы не сумеете научить своего ребенка контролировать свои действия, если вы не в состоянии контролировать свои.
Совет 9. Взяв на себя заботу о ваших отношениях с ребенком, вы возьмете на себя также и заботу о себе.
Совет 10. Когда ребенок провоцирует вас, у него находится контроль над ситуацией. Самоконтроль в любой ситуации начинается с контроля над вашей реакцией.
Совет 11. Следите за тем, что вы говорите своему ребенку. Если вы говорите ему: «Ты меня злишь. Ты делаешь все слишком медленно. Ты заставляешь меня кричать», вы позволяете ему управлять ситуацией и отвечать за ваше поведение.
Совет 12. Ребенок был послан в вашу жизнь свыше, и сейчас настало время для самосовершенствования.
Совет 13. Когда вы теряете терпение и уравновешенность в ответ на поведение ребенка, вы утрачиваете свою власть.
Совет 14. Старайтесь справляться со всем мирным и спокойным путем. Через мир с собой вы сумеет постичь мудрость и любовь, необходимые для воспитания.
Совет 15. Постепенно вы придете к спокойствию. Вас должны удовлетворять малейшие шаги на пути к мирному урегулированию ситуаций. Когда вы выходите из себя, вы тратите время зря.
Совет 16. Ваш злой ответ ребенку выражает то, как неправильно вы справляетесь с тем, что происходит, соответственно демонстрируя отсутствие уважения к себе.
Совет 17. Детям необходима мирная, гармоничная обстановка для того, чтобы демонстрировать свое хорошее поведение и положительное, уважительное и теплое отношение. Поэтому, когда вы реагируете на поведение ребенка со злостью, вы подрываете его уверенность в том, что он сможет вести себя лучше.
Совет 18. Злость, стресс, мольба, споры, крики — наиболее неэффективные способы воспитания. Они могут стать для вас альтернативными способами воспитания.
Совет 19. Детям необходимо знать границы дозволенного поведения. Но они не сумеют осознать наличие этих границ, если вы станете устанавливать их неправильным путем.
Совет 20. Важно понимать, что если ваша реакция обидела бы вас, то она наверняка обидит и того, на кого она направлена. Как только вы начнете следить за своим поведением, вам удастся установить необходимые границы в воспитании.
Совет 21. Если вы со злостью реагируете на поведение своего ребенка, вы устаете и огорчаетесь. Вы сами виноваты в этом, а не ваш ребенок. Ваше негативное влияние может еще больше усугубить ситуацию.
Совет 22. Проанализируйте то, как вы думаете о своем ребенке. Если ваши мысли приводят вас к злости и стрессу, то именно ваши мысли, а не ребенок, являются причиной проблемы.
Совет 23. Ваши мысли имеют склонность претворяться в жизнь. Думайте, что ваш ребенок именно таков, как вам хочется, а также думайте о том, какими методами вам хотелось бы воспитывать его.
Совет 24. Мудрость заключается в том, чтобы устранить проблему, а не усугубить ее. Если ваш ребенок ведет себя неправильно, своим стрессом, недовольством и злостью вы лишь усугубите сложившуюся ситуацию.
Совет 25. Для того, чтобы изменить свою реакцию в ответ на поведение ребенка, вам необходимо, прежде всего, прекратить обвинять ребенка в своем поведении.
Совет 26. Ваша злость и стресс в ответ на действия ребенка показывают, что вы слишком давите на себя, а затем срываете злость на ребенке. Если вы будете заботиться о себе, поведение вашего ребенка перестанет казаться вам плохим.
Совет 27. В случае, если вы не знаете, как справиться с поведением ребенка, просто понаблюдайте, расслабьтесь и не теряйте уверенности в себе. Рассматривайте ситуацию разумно, и какое-нибудь конструктивное решение непременно придет вам на ум.
Совет 28. Прежде, чем вы сумеете заполучить контроль над ситуацией, вам необходимо понять, каково же не владеть ситуацией совсем. Если вы потеряли контроль над тем, что происходит, пусть все идет естественным путем.
Совет 29. Не стоит уделять слишком много внимания на поведение, которое вас раздражает. Наоборот, следует концентрироваться на том поведении, которое вам нравится.
Совет 30. Не нужно бороться с плохим поведением своего ребенка. Наоборот, необходимо предпринять конструктивные меры, чтобы добиться от своего ребенка желаемого поведения.
Совет 31. Наиболее важным элементом хорошего поведения ребенка являются теплые, надежные отношения с родителями, в которых проявляется взаимное уважение. Своей злостью вы не позволяете наладить подобные отношения.
Совет 32. Для того, чтобы изменить поведение своего ребенка, демонстрируйте ему свое хорошее поведение.
Совет 33. 95% всех ваших действий, направленных на улучшение поведения ребенка, должны быть положительными, любящими и даже шутливыми.
Совет 34. Если вы постоянно думаете о том, как вы страдаете, и воспринимаете себя как великого мученика, вы утрачиваете свою власть и самоуважение в воспитании. Прекратите воспринимать себя как жертву, и научитесь наслаждаться собственными победами.
Совет 35. Если вам необходимо проявить твердость, проявляйте твердость без вовлечения эмоций. Налагая на ребенка ограничения в чем-либо, проявляйте при этом доброту. Будьте последовательны, и ваш ребенок без труда поймет, чего вы от него требуете.
Совет 36. Когда вы выходите из себя, вы утрачиваете опыт воспитания. Злость и гнев взаимодействуют с плохим поведением ребенка точно так же, как например бензин взаимодействует с огнем.
Совет 37. И, наконец, вам необходимо верить, что вы сумеете преодолеть все. Вы сумеете воспитать своего ребенка в любви без вовлечения злости и стресса. Если есть желание, есть и возможность.
Источник
Спокойная мама — спокойный ребенок
Каждая мама мечтает о спокойном малыше, который будет вовремя кушать, крепко спать и послушно лежать в кроватке. Но как правило мечты о спокойном материнстве разбиваются, как только рождается ребенок. Он сразу заявляет миру о себе и заставляет родителей похлопотать. Бессонные ночи, проведенные за укачиванием непоседы, усталость на протяжении дня, вечные крики новорожденного – вот материнская рутина. Физическое и психологическое состояние мамы усугубляется послеродовой депрессией, появлением непривычных обязанностей и эмоциональным выгоранием. Женщина грезит о том, чтобы малыш успокоился хотя бы ненадолго.
По моему опыту могу сказать, что это действительно так. Появление первенца — это очень важный и новый этап в жизни женщины. Мой сын — прекрасный активный малыш, которого я каждый день учусь понимать и принимать его характер.
Дети бывают разные
В первую очередь важно понять, что младенец должен быть активным. Для него открылся удивительный мир, который просто необходимо изучить. Малыш, в силу своего возраста и психологии, не может и не умеет выражать чувства, эмоции в тихой форме. Он будет кричать, когда страшно, плакать, если голоден или болен. Но также бурно он может показывать свои положительные эмоции, просто потому, что по-другому он пока не умеет. Это абсолютно нормальная и адекватная реакция новорожденного на окружающий мир.
Поведение малыша также зависит от его темперамента. Уже в младенчестве ребенок начинает проявлять характер. Психологи выделяют четыре типа темпераментов: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник.
Дети-холерики
Легковозбудимые, очень активные, любопытные. С таким малышом покой родителям будет только сниться. У холерика есть неоспоримые плюсы: с самого юного возраста ребёнок-холерик знает, что ему надо командовать, и получается это у него отлично. Холерики очень быстро загораются интересным для них делом и успешно доводят его до конца, если не потеряют интерес до окончания процесса. Такие дети очень решительны, им не приходится привыкать к новому коллективу в классе. Они никогда не сомневаются в выбранной стратегии. Воспитывать холериков сложно. Авторитарный подход – не их вариант. Родителям придется стать безоговорочным авторитетом в глазах маленького холерика, чтобы ребёнок прислушивался к советам ближайших родственников. Растить этих детей нужно в максимально спокойной обстановке и развивать у малыша усидчивость, аккуратность, послушание. У холерика есть сильные стороны: как правило, душа любой компании, амбициозен, легко адаптируется в новой обстановке, заводит друзей, не боится перемен и готов рисковать. Родителям придется помучиться с воспитанием, зато при правильном подходе ребенок вырастет успешным и счастливым.
Малыши-флегматики
Напротив, очень спокойные, нежные и тихие – мечта любой мамы. В младенчестве они много спят, спокойно лежат в кроватке, не требуя особого внимания. Однако в будущем могут возникнуть трудности с социализацией, общением со сверстниками, достижением целей. Ребенок флегматик очень медлительный и совершенно не любит много двигаться. Чтобы принять решение или сделать порученное ему дело пройдет немало времени, что некоторых родителей выводит из себя. Никакой инициативности от такого малыша не дождешься, а вот упрямства у него достаточно. Флегматики не любят перемен, а любой выход из зоны комфорта доставляет им огромный стресс. Родителям нужно приучать таких малышей к подвижным играм и новым знакомствам. Не подгоняйте и требуйте быстро выполнять поручения, рассчитывайте время так, чтобы малыш смог все успеть. Так как флегматики очень тяжело переключает свое внимание с одного вида деятельности на другой — постепенно приучайте его к этому. Желательно начать этот процесс еще в садике, чтобы малышу было легче в школе.
Дети-меланхолики
Отличаются особой чувствительностью, сентиментальностью. Они очень ранимые и обидчивые, принимают все близко к сердцу. Могут хныкать даже без видимой причины, а любое повышение голоса лишь усугубляет ситуацию и провоцирует сильнейший стресс для малышей. Дети-меланхолики обычно спокойны и послушны, но капризны и привередливы. В будущем им будет тяжело адаптироваться к новому коллективу из-за эмоциональной слабости и обидчивости. Поэтому родители должны уже с маленького возраста приучать детей к самостоятельности, развивать смелость и активность. Малыши-меланхолики нуждаются в непрерывной поддержке и заботе со стороны родителей. Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов – склонность рассуждать и анализировать.
Сангвиники
Самые веселые, дружелюбные, спокойные и послушные детки. Они с удовольствием проявляют активность, хорошо ладят со сверстниками, не конфликтные, любят поиграть и пошалить. Одновременно малышам хорошо наедине с собой, они не доставляют родителям особых хлопот.
Воспитывая сангвиника, внимание нужно уделить развитию у него усидчивости и аккуратности, хвалите только заслуженно, т.к. сангвиник склонен к зазнайству, общайтесь с ребенком весело, с юмором, в духе легкости, т.к. этот стиль взаимодействия ему больше всего близок.
Сохраняйте спокойствие
Важно отметить, что у мамы и малыша с момента зачатия образуется крепкая, неразрывная эмоциональная связь. Когда ребенок находился внутри мамы, ему передавались все ее чувства, ощущения, и даже настроение. Если мама берегла себя от стресса, нервного напряжения и негативных эмоций, у младенца еще в утробе возникло чувство базового доверия к миру, радости и покоя. Эти подсознательные ощущения остались у него и после рождения, в результате чего малыш ведет себя спокойно. Он не боится окружающей обстановки, ведь рядом – самый близкий человек, чью любовь и радость ребенок чувствовал раньше.
В ином случае, сильные негативные реакции, злость и обида мамы служат причиной различных послеродовых заболеваний у ребенка. Новорожденный не знает, что ожидать от мира, людей. Ему непривычно и страшно, ведь в утробе мама не сформировала у него чувство покоя и доверия.
Мама является примером подражания для ребенка. Ее действия, настроение, эмоции оказывают первостепенное влияние на психику малыша. Вот он наконец-то появился на свет, окруженный заботой. Но вдруг у мамы начинается период послеродовой депрессии. Смотря на неё, малыш воспринимает крики, упреки, обиды как нормальное поведение и начинает подражать матери. Та в ответ больше распыляется, получается замкнутый круг.
Или, например, мама начинает переживать, все ли она делает правильно, насколько хороши методы воспитания, как совместить уход за малышом, домашние дела и работу. Эту тревогу на подсознательном уровне ощущает и малыш. Главное – доверьтесь себе, материнскому инстинкту и сохраняйте спокойствие. Малышу крайне необходимо ощущать вашу любовь и спокойствие. По возможности кормите новорожденного грудью, чтобы малыш ощущал взаимосвязь с вами. Если малыш вдруг заболел, не паникуйте: вызовите доктора, при необходимости дайте ребенку лекарство.
Первые месяцы жизни ребенка всегда самые сложные для родителей. Они сталкиваются с проблемой: как успокоить вечно плачущего малыша. Это задача не из легких, но важно помнить, что к каждому ребенку нужен свой подход, разные методы воспитания. Но самое главное, вы должны подавать ему положительный пример. Спокойствие малыша напрямую зависит от эмоционального состояния мамы. Если вы будете спокойными и рассудительными родителями, тонко чувствующими своего ребенка, то и малыш будет жизнерадостный, целеустремленный и доброжелательный.
Источник
«Здоровье ребенка в наших руках»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Здоровье ребенка в наших руках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 205.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Здоровье ребенка в наших руках»
«Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз».
Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»,- гласит Закон РФ «Об образовании» (п.1 ст.18)
К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни из-за своих собственных вредных привычек, и зачастую плохо представляют, как ребенка приобщать к ЗОЖ.
Что же могут сделать родители при приобщении к ЗОЖ?
1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, т.к. естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
2. Ребенку, необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.
Старайтесь сами бать всегда в хорошем настроении. Помните: стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, сопровождающий тревожное настроение, и наше раздражение механически переходит и на ребенка. Улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!
3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.
Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и т.д. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуются аппетит и сон.
Одежда и обувь для прогулки должны соответствовать погоде и гигиеническим требованиям.
Не менее важной составляющей частью режима является сон , который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.
Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.
4.Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет и режим питания, т.е. соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Нельзя ребенка принуждать, нужно воспитывать только своим примером. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует напомнить, что желание родителей обучать ребенка с ранних лет с целью вырастить «вундеркинда» губительно. «Раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и снижение интереса к учебе. В дошкольном детстве, пока у ребенка развивается психика, ведущий вид деятельности – игра. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна. И мы видим по телевидению много игровых программ для взрослых.
6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.
Что такое закаливание ? Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах.
В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.
Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость ребенка к охлаждению. При закаливании одновременно происходит повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее значение, чем для здорового.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные:
- Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети переходят в прохладное);
- Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему асфальту и песку, по мелким камушкам и шишкам. Которые действуют как сильные раздражители. Напротив, мягкая трава, теплый песок, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
- Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.
- Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.
При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.
Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.
Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе и к непривычным условиям среды.
7. Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов . Слово «витамин» происходит от латинского «вита» — «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимнее — весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в период эпидемии Гриппа и ОРВИ снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза
8. Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей.
Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.
9. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи.
Поэтому родителям следует:
— постоянно контролировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно;
— хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства;
— закрывать балконы и окна;
— запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.
Помните, здоровье ребенка в ваших руках. Давно замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.
Источник