Примерный перечень Школ здоровья и Школ для пациентов
Школы здоровья | Школы для пациентов |
Школа активного долголетия Школа молодой матери Школа материнства Школа грудного вскармливания Школа для желающих бросить курить Школа «Здоровье детей до одного года» Школа «Репродуктивное здоровье подростков» Школа охраны зрения Школа «Профилактика туберкулеза» Школа здоровья ребенка Школа «Профилактика стоматологических заболеваний» | Школа для пациентов с артериальной гипертензией Школа для пациентов с ИБС Школа для пациентов с бронхиальной астмой Школа для пациентов с сахарным диабетом Аллергошкола Гастрошкола Школа для больных глаукомой Школа остеопороза Тиреошкола Школа для пациентов с заболеваниями суставов Пульмошкола |
Приложение 2
Методические рекомендации для преподавателей «Школы здоровья» по теме.
Тема занятия
2.Форма организации учебного процесса: лекция, семинар, практическое занятие , деловая игра и др.
3. Значение темы для обучения пациента
4. Цели обучения:
а) общая цель изучения темы (цель занятия);
б) конкретные виды действия (учебная цель), составляющие общую цель занятия (изучить, раскрыть, ознакомить, отработать навыки самостоятельной работы, сделать выводы, научить работать самостоятельно с …, составлять схемы и т.д.)
Цель формулируется так, чтобы в ней был отражен конечный результат. Цель формулируется с различной степенью силы в зависимости от формы занятия (лекция, практическое занятие, семинар). Четкая формулировка цели необходима преподавателю для конкретизации занятия и осуществления целенаправленного контроля за его результатами.
5. Место проведения занятия
6. Оснащение занятия. В методичке дается перечень, используемых, таблиц, рисунков, , слайдов, видеофильмов, схем, муляжей. Перечисляется используемый дидактический материал.
7. Структура содержания темы. Для каждого занятия основным является определение формы, максимально способствующей достижению цели. Занятие должно быть запланировано так, чтобы в должной степени обеспечить выработку умений в полном объеме, и закрепление знаний в максимально возможных пределах. Поставленная педагогическая задача успешно решается с построением хронокарты. Хронокарта практического занятия — это основа методической разработки для преподавателей, когда дело касается организации практического занятия. Это методический путеводитель, отражающий всю совокупность дидактических замыслов применительно того или иного практического занятия, регламентирующий его проведение и унифицирующий обучение с позиций достоверной реализации поставленной цели.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Красненская центральная районная больница
Основной целью здравоохранения на сегодняшнем этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. В современных условиях возрастает роль активного взаимодействия медицинских специалистов и пациента в вопросах оздоровления, снижения риска развития заболеваний, повышения приверженности здоровому образу жизни, формирования ответственного отношения к своему здоровью.
Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Основной целью школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
В ОГБУЗ «Красненская ЦРБ» организованы и работают «Школы здоровья»:
«Школа для больных артериаьной гипертонией»
«Школа для больных сахарным диабетом»
«Школа для больных бронхиальной астмой»
«Школа здорового питания и коррекции веса»
«Школа для беременных»
«Школа молодой матери»
«Кабинет помощи отказа от курения»
Принципы организации Школ здоровья:
в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).
контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний.
занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 2-8 занятий по 90 минут, в зависимости от школы
продолжительность занятий 1-1,5 часа.
занятия проводятся в группах по 5-8-10 человек.
20-30% – лекционный материал;
30-50% – практические занятия;
20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
10% – индивидуальное консультирование.
Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к своему участковому врачу.
Школа Сахарного диабета
Определение сахарного диабета
Питание при сахарном диабете
Острые осложнения при сахарном диабете
Поздние осложнения при сахарном диабете
Препараты для лечения сахарного диабета
Физические нагрузки, алкоголь при сахарном диабете
Школа артериальной гипертонии
Артериальная гипертония. Физиология сердечно-сосудистой системы. Изменения при артериальной гипертонии. Факторы риска. Самоконтроль
Питание при артериальной гипертонии. Ожирение. Холестерин
Физические нагрузки при артериальной гипертонии
Стресс и методы борьбы со стрессом
Медикаментозная терапия при артериальной гипертонии. Фитотерапия.
Осложнения артериальной гипертонии и первая помощь
Школа бронхиальной астмы
Что такое бронхиальная астма? Понятие. Определение. Устройство дыхательных путей вне приступа и во время приступа. Триггеры астмы. Методы элиминации.
Пикфлоуметрия. Методика использования прибора. Ведение дневника самоконтроля. Пищевая аллергия. Гипоаллергенная диета. Энтеросорбенты.
Основные препараты в лечении астмы. Техника ингаляций. Использование спейсера, небулайзера. Лечение астмы в зависимости от степени тяжести.
Острый приступ астмы и первая помощь.
Лечение и профилактика БА.
Немедикаментозные методы лечения.
Школа молодой матери
Вопросы, рассматривающие на занятиях:
Витаминотерапия у беременных
Что исключить во время беременности
Личная гигиена беременных
Посещение бассейна, занятия йоги
Одежда для беременных
Проблемы беременных: изжога, геморрой
Расписание занятий уточняйте у гинеколога.
Школа здорового питания и коррекции веса
На занятиях мы поможем вам создать схему индивидуального питания, изменить пищевые привычки, которые помогут сохранять ваш вес на протяжении достаточно длительного времени. Расскажем, как можно достичь снижения веса без диет, психологические моменты при успешном снижении веса, как правильно выбирать продукты в магазине, как питаться вне дома и не поправиться и др.
Кабинет помощи отказа от курения
Основными задачами «Школы» являются:
— повышение информированности населения о вреде табакокурения для курящего и вреде «пассивного курения», риске развития осложнений табакокурения;
— формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью;
— повышение мотивации у курящих пациентов к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
На занятиях мы разберем:
— Что мы знаем о вреде курения?
— Типы курительного поведения.
— Почему люди курят?
— Что такое никотиновая зависимость?
— Современные методы лечения табакокурения.
— Мотивация и готовность бросить курить.
— Я решил бросить курить. С чего начать?
Критерии эффективности Школ Здоровья:
Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
стойкой утраты трудоспособности по болезни.
Источник
Приглашаем Вас посетить занятия в Школах профилактики в Центре здоровья
В структуре Центра Здоровья работают следующие Школы здоровья:
- «Школа профилактики артериальной гипертонии»
- «Школа профилактики Бронхиальной Астмы»
- «Школа профилактики Сахарного диабета»
- «Школа профилактики онкологических заболеваний»
- «Школа зависимости. Профилактика табакокурения»
- «Школа здоровья «Охрана зрения и профилактика заболеваний»
- «Школа здоровья для пациентов с избыточной массой тела»
- «Школа ЗОЖ»
- «Школа зависимости. Профилактика табакокурения»
- «Школа профилактики инсульта»
- «Школа профилактики инфаркта»
Занятия проводятся специалистами Центра здоровья ежемесячно по установленному графику.
Для посещения занятий необходимо пройти профилактическое обследование в рамках диспансеризации, профилактического осмотра, обследования в Центре здоровья, Кабинете отказа от курения.
Основными задачами деятельности профилактических Школ Центра здоровья являются:
1. Информирование населения по основным разделам: рациональное питание, двигательная активность, правильная организация труда и отдыха, гигиена тела
2. Освоение знаний в области:
- Формирования здорового образа жизни
- Медицинская грамотность
- Информация о роли факторов риска в развитии сердечно-сосудистых заболеваниях
- Патологии органов дыхания
- Патологии костно-мышечной системы
- Патологии эндокринной системы
- Методики профилактики заболеваний
- Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни
- Отказ от потребления алкоголя и табака
Основными методами работы Школ Здоровья являются:
- Чтение лекций (групповые и индивидуальные занятия)
- Анкетирование и опрос аудитории
- Раздача методической литературы
- Стендовые сообщения