Комментарии юриста
В последнее время достаточно остро стоит проблема списания пилотов с летной работы в связи с наличием диагноза «Двусторонняя нейросенсорная тугоухость».
Уже ни для кого не секрет, что профпатолог ЦКБ ГА, которая не является врачом экспертом ВЛЭК «снимает» ранее поставленный и подтвержденный медицинским учреждением – диагноз.
В данной статье мы подготовили для Вас разъяснения и механизм Ваших действий при процедуре списания с летной работы.
1)Если ранее на ВЛЭК и/или ЦВЛЭК Вам был поставлен диагноз «двусторонняя нейросенсорная тугоухость», рекомендуем Вам подтвердить данный диагноз в любом профильном медицинском учреждении, например, НИИ медицины труда, «Центр профессиональной патологии» в г. Воронеж.
2) При прохождении ВЛЭК не соглашаться на прохождение специалиста – профпатолога, так как в соответствии с пп.1 п.9 раздела II ФАП МОГА-2002 от 22.04.2002г. ВЛЭК имеет состав: председатель, врачи-специалисты эксперты (терапевт, невролог, хирург, отоларинголог, офтальмолог), психолог, средний, младший медицинский и технический персонал. Соответственно профпатолог ВЛЭК не является специалистом экспертом и не вправе устанавливать, либо снимать имеющийся диагноз. Вы имеете полное право отказаться от прохождения данного специалиста. Кроме того, в соответствии со ст. 21 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Вы вправе самостоятельно выбрать специалиста у которого пройдете обследование на выявление или подтверждение ранее поставленного диагноза «нейросенсорная тугоухость». Также, в соответствии с вышеуказанным федеральным законом Вы вправе проходить обследование и лечение у профпатолога по месту Вашего жительства и не соглашаться на обследование и лечение в ЦКБ ГА.
3) Если ВЛЭК отказывается выдать справку об отказе в выдаче медицинского заключения из-за несоответствия требованиям ФАП МОГА-2002 (не годен к летной работе) и направляет Вас на прохождение ЦВЛЭК, рекомендуем Вам указать на п.9 раздела II ФАП МОГА-2002, в котором сказано, что медицинское освидетельствование авиационного персонала для получения или возобновления медицинского заключения проводит ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), соответственно ВЛЭК и ЦВЛЭК имеют одинаковые полномочия по выдаче медицинского заключения, и ВЛЭК обязан выдать заключение. И если Вы проходите ВЛЭК, то Вам обязаны выдать медицинское заключение – «не годен к летной работе».
В подпункте 9 пункта 11 ФАП МОГА -2002 определено, что при медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА медицинское заключение о годности (негодности) выносят врачи-специалисты эксперты: терапевт, невролог, хирург, отоларинголог и офтальмолог.
В соответствии с п. 37 раздела IV ФАП МОГА-2002 авиационному персоналу, признанному негодным к работе (обучению), выдается справка ВЛЭК ГА установленной формы.
В соответствии с п.38-39 раздела IV ФАП МОГА -2002 для утверждения медицинского заключения в ЦВЛЭК ГА авиационному персоналу заполняется направление в ЦВЛЭК ГА, свидетельство о болезни в двух экземплярах, которое вместе с медицинской документацией авиационного персонала направляется в ЦВЛЭК ГА в срок не позднее чем через пять дней с момента вынесения медицинского заключения.
ЦВЛЭК ГА обязана в течение трех дней после получения медицинской документации вынести окончательное медицинское заключение. При необходимости авиационный персонал может быть вызван на личный осмотр и обследование.
Таким образом, согласно действующим ФАП МОГА-2002 ВЛЭК обязана выдать медицинское заключение о негодности пилота к летной работе, а ЦВЛЭК в свою очередь обязан его утвердить.
В случае нарушения Ваших прав просим Вас обращаться в ШПЛС за более подробной консультацией.
Источник
Плановые медицинские осмотры
Проведение углубленного медицинского освидетельствования во ВЛЭК лиц летного состава СБП 1 раз в 2 года.
Проведение медицинского осмотра летного состава СБП осуществляется 1 раз в 6 месяцев.
Диспансерное наблюдение лиц летного состава и СБП, имеющих диагноз 1 раз в 3 месяца.
Проведение предполётного медицинского осмотра членов экипажей.
Члены кабинных экипажей перед началом полётной смены, но не ранее чем за 2 часа до времени вылета по плану должны пройти предполётный медицинский осмотр.
Предполётный медицинский осмотр включает:
· исследование пульса (в течение 30 сек с пересчетом на 1 мин).
Предполётный медицинский осмотр проводится медицинским работником ГА в кабинете предполётного медицинского осмотра. Осмотр проводится в индивидуальном порядке. Присутствие во время осмотра других членов экипажа и посторонних лиц не допускается.
Члены кабинных экипажей допускаются к полётам при частоте пульса не более 96 ударов в минуту и не менее 55 ударов в минуту и при артериальном давлении в пределах 140/90-100/60 мм.рт.ст.
Допуск к полёту оформляется дежурным медицинским работником в журнале предполётного медицинского осмотра и в задании на полёт. Бортпроводник расписывается в журнале предполетного осмотра за отсутствие жалоб на состояние здоровья в графе «Подпись члена экипажа».
По требованию дежурного медицинского работника члены экипажа ВС должны представить свидетельство авиационного специалиста ГА и медицинское заключение ВЛЭК ГА.
При задержке (ожидании) вылета в течение 6 часов и более предполётный медицинский осмотр проводится повторно.
Предполётный медицинский осмотр членов экипажа, выполняющего в течение полётной смены несколько рейсов, проводится один раз перед первым вылетом.
Резервные экипажи проходят медицинский осмотр перед заступлением в резерв и перед вылетом, если с момента прохождения медосмотра прошло 6 часов и более.
При выполнении полётов с аэродромов, где отсутствуют штатные медицинские работники ГА, а также перед вылетом из зарубежного аэропорта (при выполнении международных полётов) предполётный медицинский осмотр не проводится.
Решение о допуске членов кабинного экипажа к полётам принимает КВС на основании устного опроса о состоянии здоровья и предполетного отдыха с записью в задании на полет (Приказ МТ РФ №128 от 31.08.09 г.).
Члены кабинных экипажей, включенные в Задание на полет, не прошедшие предполетный медицинский осмотр по причине заболевания, плохого самочувствия, усталости, неблагоприятного морально — психологического состояния, а также в случае установления у них факта алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения, нарушения предполетного режима отдыха или иных предъявляемых требований – к выполнению полета и назначению в резерв не допускаются (Приказ МТ РФ №50 от 22.04.2002г.).
Члены экипажа воздушного судна, не прошедшие предполетный медицинский осмотр в соответствии с Федеральными авиационными правилами (утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002г. № 50), к исполнению своих функций по управлению воздушного судна не допускаются.
Члены кабинных экипажей воздушного судна, участвующие в полете, в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха обязаны доложить о своем состоянии КВС и обратиться за медицинской помощью.
Членам кабинных экипажей категорически запрещено употребление алкогольных (спиртосодержащих) напитков (жидкостей) в любом виде при выполнении полетов, в межполетный период, при выполнении эстафеты, пребывании в резерве, а также за двадцать четыре часа до начала выполнения рейса, начала времени пребывания в резерве, и до конца работы или пребывания в резерве.
Членам кабинного экипажа категорически запрещается прием наркотических веществ в любой форме и любом виде, как в рабочее, так и в нерабочее время.
Членам кабинного экипажа запрещается прием психотропных и иных психоактивных препаратов без назначения врачом и в нелекарственных формах.
Психоактивные вещества – алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные средства и гипнотические препараты, кокаин, другие психостимуляторы, галлюциногены и летучие растворители за исключением табака и кофеина.
При применении психотропных и иных психоактивных лекарственных препаратов по назначению врача членам кабинного экипажа запрещается исполнение профессиональных обязанностей. Наркотическая зависимость является основанием для увольнения наркозависимого лица из авиакомпании.
Членам экипажей воздушных судов запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнить свои обязанности под воздействием психоактивных веществ, а именно: алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, седактивных средств и гипнотических препаратов, кокаина, других психостимуляторов, галлюциногенов и летучих растворителей за исключением табака и кофеина (Приказ МТ РФ ФАП Минтранса пр. №128 от 31.08.09 г.).
Членам экипажа воздушного судна запрещается злоупотребление психоактивными веществами. Члены кабинного экипажа воздушного судна замеченные в злоупотреблении психоактивными веществами любого рода, должны быть отстранены от обязанностей в качестве члена обслуживающего персонала в салоне воздушного судна.
В случае подозрения на факт (при установлении факта) употребления спиртных напитков, психоактивных веществ, а также в случае уклонения от медицинского обследования дежурный врач отстраняет от выполнения Задания на полет, в присутствии уполномоченного сотрудника АК или а/п измеряет артериальное давление; делает запись в «Журнале отстранения от полетов» и «Журнале предполетного медицинского осмотра». Направляет бортпроводника на медицинское освидетельствование (в соответствии с требованием п. 3.4 Приложения 14 ФАП МО ГА-2002 в редакции Приказа Минтранса РФ от 28.04.2003 г. № 125) в сопровождении уполномоченного сотрудника АК или а/п в наркологический диспансер.
Члены экипажа, уклоняющиеся от медицинского контроля перед полетом, к исполнению служебных обязанностей не допускаются и привлекаются к ответственности.
В любом случае отстранения от полёта медицинский работник делает запись в журнале отстранения от полётов и выдает справку об отстранении.
В случае выявления на борту ВС больного с подозрением на карантинное заболевание необходимо действовать согласно памятке для бортпроводников (находится в переносной аптечке).
Оформление больничного листа.
Единственной уважительной причиной неявки сотрудника СБП на работу служит больничный лист. Неявка на работу связана не только с невыполнением рейса, а так же с неявкой в резерв, на прохождение тренажерной подготовки, методические занятия, ВКК, ЛМС и другие мероприятия, запланированные в наряде.
При выявлении заболевания бортпроводник заблаговременно отзванивается оперативному диспетчеру СБП и информирует его о том, что будет оформлять больничный лист. Затем вызывает врача, либо обращается в медицинское учреждение для установления факта заболевания и оформления больничного листа.
Для оформления больничного листа необходимо правильно указывать место работы (точное наименование авиакомпании), в противном случае больничный лист считается неправильно оформленным и не подлежит оплате, до внесения изменений.
После оформления больничного листа сотрудник СБП сообщает оперативному диспетчеру дату, до которой оформлен больничный лист, и номер больничного листа, а о продлении и сроках больничного листа информирует диспетчера в день его продления.
Независимо от места получения и закрытия больничного листа, бортпроводник обязан получить допуск к полетам у врача авиационного персонала. При закрытии больничного листа бортпроводнику необходимо объяснить лечащему врачу специфику работы и попросить оформить выписку из истории болезни для предоставления летному врачу АК (без предоставления выписки, допуск к полетам не выдается).
Для посещения врача авиационного персонала после закрытия больничного листа по месту жительства работнику СБП выделяется свободный от полетов день. Как правило, этот день бывает следующим за днем закрытия больничного. Однако, в случае, если больничный лист был закрыт в выходные или праздничные дни, посещение отрядного врача может быть перенесено на другой ближайший свободный от полетов день.
После закрытия больничного листа и до посещения врача авиационного персонала бортпроводник поступает в распоряжение старшего диспетчера по планированию СБП
После получения допуска бортпроводник должен быть готов выполнить рейс (в том числе эстафетный), либо, заступить в резерв. Наличие форменной одежды, документов и необходимых личных вещей обязательно.
Порядок действий бортпроводника при списании с летной работы по медицинским показаниям
В случае отстранения от летной деятельности по состоянию здоровья, выявленное при прохождении очередного медицинского осмотра (полугодовой, годовой, ВЛЭК), либо при заболеваниях, не требующих амбулаторного лечения бортпроводнику необходимо:
1. Немедленно проинформировать диспетчера СБП и бортпроводника-инструктора своей инструкторской группы.
2. Представить справку о списании врачу СБП (с указанием срока списания).
3. На период списания бортпроводник приступает к наземной работе по распределению Начальника СБП.
Для восстановления бортпроводника к летной деятельности, необходимо пройти медицинское освидетельствование, с целью получения допуска к летной работе.
При назначении амбулаторного лечения:
1. Немедленно проинформировать диспетчера СБП.
2. Оформить больничный лист на весь период лечения (убедитесь в том, что консультирующий Вас врач знает о вашей профессии).
3. По факту закрытия больничного листа проинформировать диспетчера СБП.
4. На следующий день явиться к врачу СБП для получения допуска к летной работе.
5. В случае необходимости последующего восстановительного периода проинформировать бортпроводника-инструктора своей инструкторской группы для распределения на наземную работу; решение о распределении бортпроводника на наземную работу принимает Начальник СБП.
6. После прохождения восстановительного периода, бортпроводнику необходимо пройти медицинское освидетельствование, с целью получения допуска к летной работе.
Ограничивающие факторы для выполнения профессиональных обязанностей.
Симптомы простуды, воспаления горла, диареи и др. могут не восприниматься как серьезная проблема, когда мы находимся на земле, но они могут оказаться опасными в полете, отвлекая отрешения профессиональных задач. Симптомы могут также усиливаться вследствие специфики условий в полете. Побочные эффекты от приема медикаментов, прописанных врачом, или используемых по своему усмотрению для лечения такого рода недомоганий — крайне нежелательны. Ниже приводиться перечень некоторых широко распространенных препаратов, прием которых несовместим с летной работой.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник