Меню

Специфика воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание детей с ограниченными возможностями

Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается патерналистских взглядов на проблему детей с ограниченными способностями, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение детей инвалидов в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями и их становлении в обществе

В организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать две основные составляющие:

  • Характер нарушений и отклонений в развитии ребенка;
  • Социальные аспекты проблемы.

Современное общество является неподготовленным для нормального взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. Социальное решение проблемы детей с отклонениями сводится к их умышленной либо косвенной изоляции от общества. Такое обособление способствует осознанию самими детьми своей неполноценности и отличия от нормальных детей, что сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов:

  • Отсутствие образовательных учреждений для создания полноценных условий для развития детей;
  • Нехватка кадров – воспитателей, психологов, реабилитологов, педагогов, способных помочь ребенку развить необходимые для самостоятельной жизни умения и навыки;
  • Игнорирование правильных подходов к воспитанию детей-инвалидов.

Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Основной ошибкой, допускаемой каждой семьей в процессе воспитания аномального ребенка, является актуализация проблемы, проще говоря, «зацикливание» родителей на дефекте либо отклонении ребенка. Итак, с раннего детства сами родители прививают ребенку мысль о его неполноценности и отличии от других деток. Как правило, родители пытаются всячески оградить и уберечь ребенка от влияния общества, сверстников, чтобы не нанести ему психическую либо физическую травму. Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе. Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе.

Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо:

  • Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье;
  • Содействие ребенку, а не ограничение его действий;
  • Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.

Основные цели воспитания и обучения детей инвалидов

Воспитание детей с ограниченными возможностями не ограничивается их распределением в специализированные образовательные учреждения. Воспитание и образование детей-инвалидов начинается в семье, где ребенок должен получить основные навыки и умения для обеспечения своего бытия без посторонней помощи с учетом его психических и физических отклонений. Как правило, в семьях с детьми-инвалидами преобладающей методикой воспитания является гиперопека, когда ребенок максимально ограничивается в действиях, а члены семьи берут на себя его функции. Так, ограничивается физическая активность ребенка во избежание травмы, ограничивается его социальная активность во избежание психической травмы, нанесенной сверстниками. Семьи, как и общество в целом, позиционирует детей-инвалидов как больных, концентрируя внимание на их отклонении в развитии, отличии от здоровых детей. Чрезмерная опека и изоляция от сверстников провоцирует у ребенка страх на подсознательном уровне быть непринятым, отвергнутым полноценным обществом. Еще одной ошибкой воспитания детей с ограниченными способностями в семье является игнорирование речевых и двигательных дефектов и ошибок, что в дальнейшем превратится в непреодолимую проблему.

Читайте также:  Социально психологический аспект психологии здоровья

Основной целью воспитания детей-инвалидов в семье является становление полноценной самостоятельной личности и члена общества, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Позиционирование ребенка-инвалида как больного является грубейшей ошибкой родителей, провоцирующей надлом психики ребенка, а также закладку неверных ценностей, понятий о мире и окружающем обществе. Каждый родитель должен понять, что современное общество лишено сочувствия, которым ребенок окружен в семье. Резкий переход от гиперопеки к непониманию сверстников может спровоцировать замыкание в себе, развитие внутренних комплексов и противоречий, нежелание развиваться и совершенствоваться.

Умственное и физическое воспитание аномальных детей

Аномальный ребенок – ребенок с существенными отклонениями в психическом или физическом развитии, требующий особых условий для воспитания и развития, обеспечивающих компенсацию и коррекцию его отклонений. Воспитание аномальных детей не должно акцентироваться на их отклонении от норм физического и психического развития. Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями требует особого подхода. Воспитание детей-инвалидов в семье не должно отличаться от обычного процесса, однако родители должны выполнять также вспомогательную функцию с учетом отклонений ребенка. Ответственным этапом воспитания является образовательное учреждение, где ребенок получит помощь квалифицированных специалистов. Психологи полагают, что основные знания ребенок приобретает в первые 7 лет жизни, затем происходит совершенствование и преумножение базовых способностей. Этот же принцип работает и с детьми с отклонениями в развитии.

Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка-инвалида как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.

Источник

Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.

Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.

Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_osobennosti_vospitaniya_s_detmi_ovz.docx 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка , личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы , найти помощь, понимание и сочувствие.

Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.

Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

— Какие особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ можно отметить?

Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку

с определенным дефектом.

— отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;

— чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;

— отвержение или отречение от ребёнка – родители отрицательно относятся к ребёнку, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку.

— отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная , целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Помощь семье в этом может оказать ДОО и специалисты, работающие и с ребенком, и с родителями.

— Какую же поддержку может оказать ДОО родителям особенного ребенка?

Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:

— повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;

— психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;

— обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;

Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно — образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.

Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы.

Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:

— самодиагностика отношения родителя к ребёнку с особенностями развития;

— консультирование родителей по запросу;

— знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;

— информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.

— Расширение психолого-педагогической грамотности родителей, обучение взаимодействию с особенным ребенком.

Обучение родителей происходит непосредственно на коррекционных занятиях, когда педагог занимается с ребенком в присутствии родителей.

Помимо обучения родителей, в процессе коррекционных занятий хороший эффект дают тренинги родительских умений с целью овладения различными развивающими методиками, которые легко использовать в повседневной жизни. Благодаря этому родители могут любое домашнее дело превратить в «коррекционное» занятие со своим ребенком.

Очень ценным является общение с родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами , но старшего возраста, имеющими опыт воспитания ребенка с ОВЗ . Родители, как правило, больше доверяют информации полученной от других родителей, чем от специалистов.

Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательность и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, а настроение матери (преимущественно на ухудшение).

Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно детьми с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствует беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей так же рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.

У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями.

Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо постоянно давать определенные поручения, для того, чтобы у него появился интерес к труду.

Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка.

Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь — это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим значение семьи в его жизни.

Влияние семьи на ребенка.

«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».

Консультация для родителей.

задачи, которые призвана решать семья: укрепление здоровья, совершенствование культурно – гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и .

Роль семь в коррекционном воспитании ребёнка.Характеристика ребёнка с нарушениями речи.Основные положени коррекционной работы с данной категорией детей при организации сотрудничества с родителями и со.

Источник

Adblock
detector