Меню

Специфика образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения детей с ОВЗ
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz.docx 20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ОВЗ

  1. Дети с ОВЗ
  2. Особенности обучения детей с ОВЗ
  3. Особые образовательные потребности для детей с ОВЗ
  4. Специфика образования детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ
(по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Дети с нарушением речи (логопаты);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с задержкой психического развития;
  • Дети с нарушением поведения и общения;
  • Дети с умственной отсталостью;
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Особенности обучения детей с ОВЗ

Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.

Так как основная цель специального образования — введение в образовательную среду и культуру ребенка (по разным причинам выпадающего из нее), то для достижения этой цели нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273)

Приказ МОН РФ от 19.12.14 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Выделены 4 варианта адаптированных программ для учащихся с ОВЗ. (Конкретная программа рекомендуется специалистами)

  1. 1 вариант . Обучение осуществляется по тем же программам, что и у здоровых детей. Дети с ОВЗ получают начальное образование, как и дети с нормой развития + реализация дополнительных коррекционных курсов. Все коррекционные курсы проходят во внеурочное время. (5 часов)
  2. 2 вариант . Предметные области и конечный результаты образования такие же, как и у здоровых детей, но время обучения дольше (5-6 лет в начальной школе). Используется тот же УМК, что и для детей в норме. Подходит только к классу детей с ОВЗ. Наполняемость класса 12-15 человек. Обычно речь идет о коррекционном классе в общеобразовательной школе.

У 1 и 2 варианта образование цензовое, дети должны получить аттестаты о неполном среднем образовании (9 классов).

  1. 3 вариант рассчитан на детей, имеющих легкую степень умственной отсталости.
  2. 4 вариант рассчитан на детей, имеющих ярко выраженную степень умственной отсталости.

3 и 4 программы рассчитаны на школы 8 вида. Это особо адаптированная образовательная программа.

У 3 и 4 вида образование нецензовое (аттестат дети не получают, выдается документ об обучении в специальном учебном заведении).

Особую группу детей представляют дети – аутисты.

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующееся всесторонним дефицитом социального взаимодействия и развития.

Одними из основных проявлений аутизма считают:

1) нарушение общения,

2) нарушение социального поведения,

3) своеобразное воображение.

Несмотря на проявление признаков аутизма дети могут обладать нормальным интеллектом или более высоким, чем у ребенка с нормой развития.

Классификация аутизма (О.С. Никольская)

  1. 1 группа (Дети с аутистической отрешенностью от внешней среды. Самая тяжелая форма)

Дети обладают высокой подвижностью, их передвижения бессистемны, не говорят, невозможно привлечь их внимание. Такие дети не овладевают навыками социального поведения. Навыки самообслуживания формируются поздно- 12-13 лет.

  1. 2 группа (Дети с аутистическим отвержением окружающей среды).

Речь есть, но невозможно понять, что говорят такие дети. Постепенно появляется шаблонность в высказываниях – повторяют рекламу, фразы, которые слышат постоянно. Можно наблюдать гримасы, повторяющиеся позы, многочисленные движения. Таких детей можно чему-то научить.

1 и 2 группы обучаются в спецшколах.

  1. 3 группа (Дети с аутистическим замещением окружающей среды.) Речь развернута, интеллект выше, чем у детей 1 и 2 групп. Такие дети могут учиться в школах 8 вида.
  2. 4 группа (Дети со сверхтормозимостью). Менее глубокий аутистический барьер, имеют неврозоподобные расстройства, пугливость, робость. Такие дети могут учиться в общеобразовательной школе, но не более одного ребенка в классе.

Главное, о чем должен помнить учитель при обучении детей с ОВЗ, — это оценка динамики достижений (что меняется со временем).

Детей, имеющих задержку психического развития или умственную отсталость, иностранному языку не обучают.

Дети с тяжелыми нарушениями (слепые, глухие, с комплексными нарушениями психофизического развития) обучаются только в спецшколах.

Особые образовательные потребности
для детей с ОВЗ

  • Необходимо после выявления первичного нарушения развития ребенка начать специальное обучение;
  • После перехода на специальное обучение нужно ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
  • При специальном обучении следует использовать методы, приемы и средства (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
  • Необходимо так же индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Специфика образования детей с ОВЗ

  • Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
  • Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

— гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала ( с учетом индивидуальных особенностей)

— организация деятельности и сотрудничества в малых группах

— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)

— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным

— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях

— организация гибкого временного режима обучения

— использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ

— наличие тьюторов в соответствии с ИОП

Список источников информации:

1) Угрюмова Н. А. Дети с ОВЗ.

2) Сафронова В.В. Особенности индивидуально-дифференцированной работы по коррекции речи у детей с ОВЗ.

3) Колотыгина Е. А. Проблемы здоровья детей, обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для их различных категорий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор.

Доклад «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе» раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни.

Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат.

УМК по разделу «Однородные члены предложения» программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР.

Особенности обучения детей-мигрантов.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми.

Источник

Особенности обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе
статья

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz.docx 22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В настоящее время существуют специальные (коррекционных) образовательные учреждения, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

  • наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
  • недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:
1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогичегкой поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;
4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования
Рассмотрим обучение детей в нарушенями опорно-двигательного аппарата.
Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Понятие « нарушение функций опорно-двигательного аппарата » (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:

  • дети с церебральным параличом (ДЦП);
  • с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
  • с миопатией
  • с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

  • В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
  • Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
  • Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

Рекомендации педагогам по организации работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо посадить на тот ряд и за ту парту, которые позволяют ученику свободно стоять и выходить из-за парты
Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Дети пишут очень медленно, неразборчиво, буквы как бы прыгают по строке, различны по величине, строчки не соблюдаются. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у детей с двигательной патологией формируется крайне медленно. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.
У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.
Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе усвоения математики. При изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, активизирующий умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи. У некоторых учащихся затруднения при усвоении программного материала по географии (расположение частей света, направление течения рек и т. д.) могут быть вызваны недостаточной сформированностью пространственного воображения и памяти; наиболее ярко это проявляется при работе с контурными картами. Таким образом, двигательные нарушения в значительной степени определяют специфику учебной деятельности учащихся этой группы. Несформированность двигательных навыков и умений — результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).
Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи.
В устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, они отвечают речевыми штампами и только на вопросы учителя. Случается, что детям трудно сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки речевого аппарата (преодоление насильственных движений, подготовка дыхания, произвольное подключение голоса).
В связи с особенностями двигательных и речевых нарушений у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется специфика обучения по учебным предметам.
Обучение грамоте следует вести звуковым аналитико-синтетическим методом. Особое внимание уделять развитию фонематического слуха, обучению звуковому анализу слов.
Чтение. Основными задачами являются формирование навыков сознательного, правильного выразительного чтения вслух и беглого чтения «про себя», умения осмысленно воспринимать прочитанное. При обучении детей чтению рекомендуется использовать специальные закладки с прорезями, позволяющие фиксировать слово, словосочетание или предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Учитель может воспользоваться такими приемами, как выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащимся предлагается читать или писать, ограничение нужного слова, текста, предложения специальными прорезями и т. п.
Грамматика и правописание. Изучение начального курса грамматики следует начинать с практической отработки правильного употребления простейших грамматических категорий и форм (падежных, числовых, родовых), составления несложных словосочетаний по картинкам и опорным словам. Составной частью обучения русскому (родному) языку является формирование и совершенствование графических навыков. Поэтапное формирование двигательного навыка письма необходимо проводить в процессе специальных занятий: рисование, штриховка, обведение букв и их элементов по трафарету, выкладывание их из палочек. На уроках широко применять приемы, исключающие необходимость длительного письма, — использовать разрезную азбуку, схемы и модели слов, таблицы и т. д.
Несформированность двигательного навыка письма у учащегося выдвигает необходимость рационального определения дозировки выполнения письменных и контрольных работ. Например, для установления того, насколько ученик усвоил правила правописания безударных гласных, его просят написать отдельные слова, словосочетания из текста, предложений.
Математика. Объем содержания соответствует массовой школе. Учет особенностей развития мышления большинства учащихся диктует необходимость применения разнообразного наглядного материала, чертежей, схем, рисунков. Недостаточная сформированность пространственных представлений предполагает введение дополнительных упражнений к записи примеров в столбик: размещение одних предметов под другими, рисование фигур в клетках и т. д.
Важное место в обучении должно занимать формирование геометрических представлений. В ходе выполнения практических упражнений детей следует научить распознавать геометрические фигуры на рисунках, моделях, окружающих предметах, овладевать графическими умениями, приобретать практические умения в решении задач вычислительного и измерительного характера.
При изучении учебного материала по математике необходимо опираться на наглядные и практические задания (позволяющие усилить познавательную мотивацию процесса обучения).
Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому использование наглядных средств обучения (картины, таблицы, схемы, графики, профили, карты, мультимедийные презентации) необходимо на каждом уроке.
Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изложении его небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность продвижении в усвоении системы знаний. При изучении нового материала максимально использовать демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные средства.
В процессе обучения физике большая роль отводится экспериментальным заданиям. Лабораторные работы учащиеся не могут выполнять из-за нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Поэтому используется программа виртуальных лабораторных работ.
Рекомендации к оценке знаний учащихся с двигательной патологией
Достижения детей в овладении программным материалом необходимо оценивать на протяжении всего периода обучения в школе. Для этого необходимо использовать:
— Тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с учетом развития двигательных и речевых навыков.
— Тематические текущие и годовые проверочные задания по основным предметам на протяжении всего периода обучения.
— Срезовые задания, выявляющие жизненные потребности и интересы учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
— Экзаменационные работы и билеты
При оценке устного ответа и чтения учитель обязательно должен учитывать речевые особенности и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения) за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность. Для более адекватной оценки учитель должен соблюдать индивидуальный, дифференцированный подход при проверке знаний по чтению. Учитель проверяет навыки беглого, осознанного чтения в разных ситуациях: чтение подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за столом учителя, перед всем классом или перед частью класса.
При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:
– неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей);
– выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв, неодинаковый их наклон и т. д.;
– нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине;
– смешение сходных по начертанию букв;
– прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных движений.
При оценке знаний большую сложность представляет учет ошибок, связанных с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Считаем необходимым отметить, что стержнем большинства затруднений при письме является недостаточная сформированность фонематического восприятия и различения звуков речи. Это проявляется в акустических ошибках. Если дети на письме смешивают те звуки, которые они неправильно произносят, то на первом году обучения учитель их относит к негрубым специфическим ошибкам. Однако смешение звонких — глухих в слове «дуб — дуп» является грубой орфографической ошибкой. Все ошибки, объясняющиеся незнанием орфографических правил, относятся к грубым.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата должны уметь работать со схемами, рисунками, картинами и другим наглядным материалом. Это умение используется в разных формах в различных видах учебной деятельности. Оно помогает учителю проводить опрос учащихся и выявлять уровень усвоения знаний. При этом учителю следует определить, может ли ученик:
– рассказать о том, что изображено на рисунке или схеме;
– сравнить разные объекты на рисунке, сделать соответствующие выводы;
– используя как сам рисунок, так и подписи к нему, ответить на поставленный вопрос;
– обозначить на рисунке отдельные объекты или части и т. д.
Предложенные рекомендации по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коллективе здоровых сверстников построены с учетом трудностей, обусловленных основным заболеванием.
Выводы:
— 1. подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (т.е. формирование у них необходимых знаний)
— 2. формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
— 3. замедленный темп преподнесения новых знаний;
— 4. использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);

  • 5. организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей

Источник

Читайте также:  Как будет по цыгански дай бог тебе здоровья
Adblock
detector