Меню

Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Создание условий для детей с нарушением зрения в начальной школе

При обучении детей по Адаптированным основным образовательным программам для слабовидящих обучающихся необходимо создавать определённые условия с первого дня пребывания в школе, чтобы по окончанию начальной школы они достигли планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

На протяжении всего периода обучения ребёнка в начальной школе осуществятся постоянное сопровождение специалистами: учителем-дефектологом (тифлопедагогом), педагогом-психологом и учителем-логопедом. Объём и содержание коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий определяются в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и психолого-педагогического консилиума учреждения и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) является ведущим специалистом, которые координируют и направляют коррекционно-педагогическую работу всего педагогического коллектива. В рамках реализации Адаптированной основной образовательной программы по варианту 4.1 учитель-дефектолог проводит подгрупповые (в малых подгруппах) и индивидуальные занятия, что обеспечивает стойкое закрепление полученных навыков и коррекцию негативных проявлений, препятствующих успешному овладению программы.

Занятия проводятся по следующим направлениям:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • развитие социально-бытовой ориентировки;
  • развитие осязания и мелкой моторики.

В рамках реализации Адаптированной основной образовательной программы по варианту 4.2 – коррекция нарушений осуществляется на коррекционно – развивающих курсах: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие коммуникативной деятельности».

Педагоги-психологи проводят групповые занятия по психологической поддержке детей и индивидуальные занятия для детей, испытывающих трудности в усвоении программы.

Занятия с учителем-логопедом организуются в случае наличия нарушений речи, проводятся в виде индивидуальных и подгрупповых занятий. Индивидуальные занятия направлены на работу над звуковой стороной речи, коррекцию индивидуальных нарушений письма и чтения, восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи, работу с текстом. Подгрупповые занятия планируются в соответствии со структурой речевого нарушения и изучением учебного материала на уроках русского языка. Занятия направлены на совершенствование навыка языкового анализа, формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки, совершенствование коммуникативных навыков детей.

Специалисты оказывают информационно-просветительскую поддержку семьям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения и педагогам, работающим с этими детьми.

Создавать условия необходимо не только во время коррекционно-развивающей деятельности, но и на уроках. Учителю, работающему с такими детьми важно знать специфику нарушений зрения и особенности развития слабовидящих детей. Урок планируется таким образом, чтобы слабовидящий ученик был включен в образовательную деятельность без ущерба для его здоровья, но в то же время, учебный материал должен быть получен им в полном объеме.

При обучении слабовидящего ребёнка следует помнить, что он не всегда может использовать зрительный анализатор в качестве ведущего для получения информации. При формировании целостного образа предмета принимают участие несколько анализаторов (глаз, ухо, мышечное чувство). На любом занятии нужно сочетать разные формы наглядности и словесного пояснения. Поэтому учителю необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует. Речь учителя должна быть конкретной, выразительной и лаконичной. При рассматривании картин и плакатов детям разрешается подходить к доске на удобное для них расстояние. Кроме того, учитель организует рассматривание наглядного материала до и после урока. Возможно использование индивидуальных раздаточных пособий, которые должны быть с повышенной насыщенностью оранжевого, красного и зеленого цветов. Весь демонстрационный и раздаточный материал должен быть приближен к реальному изображению, с четким контуром. Используются пособия с матовой поверхностью без бликов, реальные объекты, муляжи, схемы, графики. Демонстрация наглядных материалов дополняется пояснениями, которые позволяют детям выделять визуальные признаки предметов окружающего мира. При применении интерактивных средств обучения необходимо чётко соблюдать рекомендации врача–офтальмолога (возможность и длительность использования).

Некоторым детям нужны специальные оптические приборы. На уроках такие дети работают с увеличительным стеклом (лупой), со специальной увеличительной линейкой, видеоувеличителями (стационарными и портативными).

Важно помнить о времени непрерывной зрительной нагрузки. Учитель может использовать такие формы работы, которые позволяют её снизить. Это могут быть:

  • пальцевое обведение букв, цифр и их элементов, выполненных из различных материалов на этапе изучения букв и цифр;
  • чтение слогов и выражений на цветных таблицах;
  • работа у доски с применением магнитных букв и цифр (вставить пропущенный символ);
  • работа на индивидуальных карточках с записью краткого ответа (без записи в рабочей тетради);
  • знакомство с художественными произведениями посредством аудирования, анализ литературных произведений на слух, с выделением опорных слов и предложений;
  • работа в различных плоскостях (горизонтальной и вертикальной).

Необходимо проводить упражнения для снятия зрительного утомления с применением цветовых и звуковых ориентиров (специальные таблицы, флажки, шарики, колокольчики и пр.)

Большое значение имеют занятия физической культурой, поскольку детям с нарушением зрения необходимо формировать и развивать основные двигательные навыки. Учитель физкультуры проводит уроки, учитывая ограничения физической нагрузки, связанные с состоянием зрительного анализатора.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий позволяет минимизировать риск появления вторичных отклонений и нарушений у слабовидящих детей младшего школьного возраста.
Поскольку в настоящее время такие учащиеся приходят в общеобразовательные классы, каждый учитель должен быть готов создать условия для их успешного обучения.

Рекомендации педагогу, обучающему детей с нарушением зрения, по предупреждению трудностей в обучении.

  • ознакомиться с рекомендациями врача-офтальмолога, чётко следовать им;
  • рабочее место ребенка желательно организовать на первой или второй парте (в центре класса);
  • размещать объекты на доске по отдельности, чтобы они не сливались в единое целое;
  • давать ученику возможность подходить к изучаемому объекту и рассматривать его;
  • создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта (учёт цвета, формы, размера, размещения на фоне других объектов, удаленности);
  • увеличивать время для выполнения письменных заданий;
  • при оценивании письменных работ, не снижать отметку за почерк;
  • говорить медленнее, четче и конкретнее ставить вопросы, давать на обдумывание дополнительное время;
  • чаще сменять виды деятельности на уроке, использовать упражнения для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).
Читайте также:  Диагностика психического здоровья человека

Литература.

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся
  2. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 12.2014 г. №1598)

Источник

Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению

по созданию специальных условий для получения образования

обучающимися с нарушениями зрения

Особенности детей с нарушениями зрения

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

— Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);

— слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);

— дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми, и насыщенность предметно-практического опыта детей за счет стимуляции других анализаторов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. К трудностям развития речи детей со зрительными нарушениями относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения — мимики, жеста, интонации.

Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:

 Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту.

 В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.

 Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя.

 Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.

 Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача).

 Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.

 Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

 Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон.

 Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.

 Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстыми линиями.

 Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые увеличивают линии — эти приспособления полезны при чтении.

 Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране.

В условиях совместного обучения слепых, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим – принимать эту помощь.

Читайте также:  Средней тяжести вреда здоровью отменили

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями зрения

1. Организационное обеспечение

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана

3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ.

4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения

1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости)

2. Договор о сотрудничестве со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III-IV вида (при необходимости)

3. Договор о сотрудничестве с ОПМПК (окружной психолого-медико-педагогической комиссией)

Организация медицинского обслуживания

По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения

Без особенностей, по основному меню образовательной организации

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слепых и слабовидящих

Учебное пространство класса

– таблички с названием кабинетов по системе Брайля;

–отбойная стена для ориентировки в коридоре;

– зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);

– тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь).

Для классного кабинета:

– тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь);

– стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;

– учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю;

– для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;

– жалюзи на окнах;

– наличие средств для затемнения; помещения для детей со светобоязнью;

– повышенное освещение в классе;

– классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

– для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки,

– для слабовидящих: указки с ярким наконечником;

– для слабовидящих оптические приборы;

– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение);

— компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;

— учебники с увеличенным шрифтом;

— оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт;

– комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

– оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).

3. Психолого-педагогическое обеспечение

3.1. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушением зрения

Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования

По выбору школы.

Учебники с увеличенным шрифтом по программе «Школа России» с 1 по 4 класс.

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей

Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей (русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, трудовое обучение) М.: Изд-во «Просвещение», 1977.

Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии: учеб. пособие / Всерос. о-во слепых ; сост. А. Г. Быков, М. И. Егоров и др. ; под общ. ред. А. Г. Быкова ; отв. ред. И. В. Проскуряков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВОС, 1982.

Смирнов, Г. А. Запись нот по системе Брайля : крат. рук. для зрячих музыкантов, работающих со слепыми: в 2 ч. – М. : ИПТК «Логос» ВОС, 1988–2002.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей

Плаксина Л. И., Бельмер В. А., Сермеев Б. Д., Денискина В. З., Кручинин В. А. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). Разделы «Математика», «Изобразительное искусство», «Физическое воспитание», «Трудовое обучение», «Социально-бытовая ориентировка», «Лечебная физкультура», «Ритмика» .- М.: «ГороД», 1999.

Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования — средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. — Нижний Новгородю-1999.

Тупоногов В. К. Ознакомление с окружающим миром // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. — М., 1999.

Тупоногов В.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников // Методические рекомендации. — М.: ИКП РАО, 1999.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Гуманит. изд. центр Владос. -1999..

Направления коррекционной работы

Коррекция познавательной деятельности.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: материалы к урокам для учащихся 1-4 классов. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Ориентировка в пространстве.

Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в детском саду). — М.: «ГороД», 1999

Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве. //Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). — М.: «ГороД», 1999

Читайте также:  Размер компенсации при средней тяжести вреда здоровью при дтп

Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения Феникс 2010

Рельефно- графическое пособие для детей по развитию речи «ЛОГОС» ВОС. М.: 1992.

Азбука в картинках «ЛОГОС» ВОС, М.: 2002.

Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно- графическая грамота «Изобразительные средства» ВОС. М.:2002

Наборы фигур домашних и диких животных.

Наборы объёмных и плоскостных фигур.

Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Развитие зрительного восприятия./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. и проф. образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М. Город.1999.

Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие.- М.1990

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997.

Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

Развитие мимики и пантомимики

Стандарт общего образования незрячих учащихся/ под руководством Лониной В.А.С. -Пб:2000. Методические рекомендации к организации курса «Мимики и пантомимики»

Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. В.Пышма.1997.

Шипицина Л.М., Воронова А.П. Программа развития ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации». С-Пб.1995.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Лечебная физкультура./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999.

Л.Н. Ростомашвили Адаптивное физическое воспитание. Учебно-методическое пособие. М.2002

Сермеев Подвижные игры для детей с нарушением зрения. Мет рек. М.1995.

В.С. Быков «Физическая культура и здоровье» — тетрадь для занятий. Челябинск, ЧГИФК, 1995.

В.Яковлев «Игры для детей». Москва, «ФиС», 1975.

И.Н. Шарабарова «Упр. со скалкой» Москва. «Советский спорт», 1991.

В.А. Уваров «В поход пешком» — физкультурная библиотечка школы. Москва, «Советский спорт», 1989.

С. Шарманова «Морское царство»- сюжетные занятия. Челябинск, 1996.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Социально-бытовая ориентировка./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М. Город.1999.

Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./Под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга «Адэль».1998.

Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учебное пособие.-М:.ВОС,1988.

Шибкова Д.З. Практикум «Наука быть здоровым». Челябинск, 1997.

Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников М.: Олма- Пресс, 2004.

Демонстрационные и раздаточные материалы.

Набор плакатов «Личная гигиена»

Электрооборудование: электрический утюг, пылесос, электрический комбайн, миксер, соковыжималки.

Спец. оборудование для детей с нарушением зрения:

— рельефно-граф. пособие трансп. средств;

— кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т.д.

Часы для слепых.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Ритмика./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999.

Конферов В.Н. Искусство балетмейстера: Учебно-методическое пособие. ЧГИК.1991.

Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе: Учебное пособие для студентов. ЧГИК. 1992.

Предметы для ритмической разминки: мячи, гимнастические палки, обручи

Предметы для развития чувства ритма: погремушки, трещотки, бубны.

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012.

Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня — полное для детей слепых, слабовидящих по рекомендациям ПМПК.

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю.

Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. М.: изд-во ВОС, 1984.

Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. — Л., 1981

Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. — М., 2001.

Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб., 2005.

Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения, КАРО ,

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков (для слабовидящих – 9 часов в неделю, при обучении незрячих — тифлопедагог, владеющий системой Брайля детей 36 часов в неделю).

Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр.- М.: Город Детства, 2008.

Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 4-х часов в неделю

Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2008.

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:

 учитель-дефектолог(со специализацией по тифлопедагогике);

 педагог-психолог (со специализацией по тифлопсихологии);

Источник

Adblock
detector