Специальные учебники для детей с ОВЗ. FAQ
Специальные учебники для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) входят в ФПУ (федеральный перечень учебников) и находятся во втором разделе. У педагогов, работающих с такими детьми, возникает достаточно много вопросов по специальной литературе. Давайте рассмотрим наиболее частые из них:
По каким учебникам учить детей с ЗПР?
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения прописаны во ФГОС ОВЗ :
Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья . С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.
Можно ли детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учить по «обычным» учебникам?
Нет, нельзя. В Письме МОиН РФ «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 18.08.2016 говорится:
Обучение умственно отсталых в условиях инклюзии должно быть организовано с использованием только специальных учебников .
В ФПУ дублируются некоторые линии УМК, однако некоторые учебники обозначены как для школ 8 вида, а некоторые — для детей с интеллектуальными нарушениями. Какие нужно использовать?
Обучать детей нужно будет по учебникам для детей с интеллектуальными нарушениями, т.к. в понятие «школа 8 вида» является устаревшим. В Федеральном Законе № 273 «Об образовании в РФ» говорится:
П.1 ч.5 ст.108. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего:
1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
Ко многим учебникам для детей с ОВЗ прилагаются рабочие тетради. Кто должен их покупать?
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ» от 31.01.2017 № ОВ-83/07 дает нам ответ на поставленный вопрос:
Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. №1297, за счет средств федерального бюджета предусмотрено предоставление субсидий на создание в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства федеральной субсидии и консолидированного бюджета субъекта Российской федерации могут использоваться в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью .
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями вводится постепенно. Можем ли мы использовать учебники с логотипом «ФГОС ОВЗ» в 5 классе (и старше) если «специальные» стандарты на них еще не распространяются?
Да. можете. Письмо Министерства образования и науки от 11.08.2016 № ВК-1788_07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» гласит:
Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью , размещенную на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.
Остались еще вопросы? Пишите в комментариях!
Источник
Специальные учебники для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1 дополнительный класс
Изображение материала | Наименование, аннотация | Функционал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. – 87 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047226-5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изображение материала | Наименование, аннотация | Функционал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. – 87 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047226-5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изображение материала | Наименование, аннотация | Функционал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.сост. С.Ю. Ильина и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 95 с. : ил. – ISBN 978-5-09-037067-7. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 128 с. : ил. – ISBN 978-5-09-037200-8. Учебник предназначен для обучающихся интеллектуальными нарушениями и обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика». Учебник состоит из двух частей и является логическим продолжением учебника математики для 1 класса. Система учебных заданий, представленная в учебнике, направлена не только на формирование у учащихся математических знаний и умений, но и коррекцию их психофизического развития. В первой части учебника рассматриваются такие темы, как нумерация чисел второго десятка, сложение и вычитание без перехода через десяток, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, водится новая мера длины – дециметр, происходит знакомство учащихся с лучом и углом, большое внимание уделено работе над простой арифметической задачей. Иллюстрации помогают учащимся наглядно представлять изучаемый материал. Учебник составляет учебно-методический комплект с рабочей тетрадью по математике для 2 класса автора Т.В. Алышевой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология. Ручной труд. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. 6-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 110 с. : ил. – ISBN 978-5-09-038221-2. Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технологии». Содержание учебника является логическим продолжением учебника «Технология. Ручной труд» для 1 класса. Обучение во 2 классе строится на базе тех знаний и умений, которые учащиеся приобрели в 1 классе. В учебнике реализуется идея комплексного подхода к решению задач трудового обучения, развития речи и формирования читательских способностей ребенка. К учебнику прилагается рабочая тетрадь, в которой представлены графические материалы в виде схем для контроля и предметных операционных планов, способствующих создании. условий для подготовки детей к выполнению практических заданий и для формирования и закреплению общетрудовых умений и навыков. Организовать и провести уроки трудового обучения помогут методические рекомендации (приложение к учебнику), адресованные учителям, воспитателям и родителям. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изображение материала | Наименование, аннотация | Функционал | |||||||||||||||||||||
Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.сост. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 118 с. : ил. – ISBN 978-5-09-042037-2. | |||||||||||||||||||||||
Математика. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Т.В. Алышева. — М. : Просвещение, 2018. — 136 с. : ил. — ISBN 978-5-09-057371-9. Во 2-ой части учебника основное внимание уделено изучению нумерации чисел в пределах 100 и выполнению с этими числами сложения и вычитания без перехода через разряд. Обучающиеся должны овладеть приемами устных вычислений, производя данные действия. В учебнике содержатся подробные алгоритмы выполнения этих вычислений. Во 2-й части проводится работа по систематизации знаний обучающихся о величинах и их мерах (меры стоимости, длины, времени), а также дифференциации чисел, полученных при счете и при измерении. Продолжено знакомство с такими понятиями, как «шар», «круг», вводятся понятия «окружность», «центр», «радиус окружности» и «радиус круга». Система заданий направлена не только на овладение детьми математическими знаниями и умениями, но и на коррекцию их психофизического развития. | |||||||||||||||||||||||
Изображение материала | Наименование, аннотация | Функционал | |||||||
Изображение материала | Наименование, аннотация | Функционал |