Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».
5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Источник
Специализированные детские сады
Специализированные детские сады (компенсирующего вида) предназначены для детей, имеющих определенные проблемы со здоровьем. Чтобы устроить ребенка в подобный садик нужно приложить ряд усилий, однако результат того стоит, потому что программа детского сада компенсирующего вида разработана с учетом тех или иных проблем и направлена на их устранение.
Кому нужно ходить в специализированный детский сад
Детям, страдающим некоторыми заболеваниями и нуждающимся в определенном уходе и специальных занятиях. Именно это и предлагают детские сады компенсирующего вида. Конечно, вы можете отдать ребенка и в обычный детских сад рядом с домом, но там дополнительные потребности вашего ребенка не будут удовлетворены.
Итак, специализированные детские сады бывают следующих видов:
- Детский сад для частоболеющих детей – как следует из названия, это садик для тех, кто часто болеет. Решение о направлении ребенка в такой детский сад принимает педиатр на основании того, как часто ребенок болел за прошедший год.
- Логопедический детский сад предназначен для детей с задержкой речевого развития и прочими логопедическими проблемами. Направление в детский сад дает логопед.
- Детский сад для детей с нарушением зрения могут посещать дети со слабым зрением, астигматизмом, косоглазием и т.д. Направление в детский сад можно получить у окулиста.
- Ортопедический детский сад подойдет детям с деформацией грудной клетки, врожденными вывихи и подвывихами бедер, поясничным сколиозом, Х-образными и У-образными ногами. Направление можно получить у ортопеда.
- Вдетский сад для детей с нарушением слуханабирают глухих и слабослышащих детей.
- В детский сад для детей с задержкой психического развития принимают детей с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) в результате травмы, перенесенного заболевания или обусловленная наследственностью. Для того чтобы попасть в детский сад вам потребуется заключение невролога (или психиатра), окулиста, логопеда и отоларинголога.
- Детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предназначен для детей с ограниченными двигательными функциями. Это дети, страдающие ДЦП, параличом, кривошеей. В детских садах этого типа проводится комплексная коррекционная работа, направленная на формирование двигательных функций. Дети с вышеперечисленными диагнозами нуждаются в специальном медицинском наблюдении, поэтому в обычный детский сад их не примут. Направление в детский сад должен выписать ортопед и невролог.
Как попасть в специализированный детский сад
Порядок приема в специализированные сады отличается от приема в обычные. Первое, что вам понадобится – направление от врача. Затем с этим направлением и самим ребенком (в обязательном порядке) вы пойдете в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия вынесет заключение о целесообразности посещения ребенком специализированного детского сада, и, если это заключение положительное, вы отправляетесь с ним прямо к заведующей.
Как было сказано выше, возможность посещать специализированный детский сад стоит того, чтобы приложить определенные усилия. Во-первых, группы в специализированных садах значительно меньше, чем в обычных садиках, — 7-15 человек. Соответственно воспитатели уделяют детям больше внимания. А во-вторых, посещая специализированный детский сад, ваш ребенок получит именно то, что ему необходимо.
Есть у специализированных садиков и минусы, связанные с тем, что они не всегда находятся в зоне шаговой доступности. Иногда малыша приходится вести на другой конец города. Именно поэтому многие детские сады компенсирующего вида имеют круглосуточную группу. Однако не каждый родитель готов расставаться с малышом так надолго.
Одним словом, где плюсы, там и минусы. А что перевешивает, решать, разумеется, вам.
Источник
Характеристика групп здоровья детей
Группы здоровья в МКДОУ
Группы здоровья в дошкольном образовательном учреждении классифицируются детским врачом. Возрастная категория детей – это 3-6 лет. Ведь в обязательном порядке, перед началом посещения ДОУ, все малыши проходят медицинский осмотр у целого ряда врачей. Заключение о состоянии здоровья выдает педиатр, внимательно изучив анализы и записи других врачей. Это необходимо, чтобы определиться с направленностью ДОУ, возможно, некоторым крохам необходимы особые условия или постоянное наблюдение медицинского работника. Если есть такие показатели, тогда детей направляют в специализированные детские сады, где за ними устанавливается необходимый уход.
Классификация детей на группы здоровья происходит следующим образом:
- Первая – это дети, у которых нет никаких отклонений или заболеваний. Развитие, как физиологического, так и психологического характера соответствует нормам, которые определены для данной возрастной группы. То есть их общее состояние организма в полном порядке и у них нет никаких ограничений в посещении детского сада.
- Вторая – это детки, у которых выявили небольшие отклонения. Например, это могут быть хронические болезни, не имеющие рецидивов, частые простудные заболевания, аллергически реакции. Все эти проблемы необходимо указывать в медицинских картах детей при посещении ДОУ. Они обязательно должны быть учтены при проведении любых физических упражнений или мероприятий. Если это проблемы желудочно-кишечного тракта, тогда в детском саду малышу готовят индивидуальное питание.
- Третья – это дети, у которых обнаружены хронические заболевания с периодами обострения, но не очень длительными. Состояние здоровья, как физического, так и психологического характера должно соответствовать нормам.
- Четвертая – это дети, у которых хроническая форма заболевания, имеющая долгие периоды обострения. Или малыш, который имеет ограничение функциональных возможностей, или физические недостатки. Таких детей необходимо определять в специализированные ДОУ по направлению, выданному детским врачом. Здесь проводят с ними специальные занятия профилактического или лечебного характера для поддержания их здоровья. А также они под постоянным наблюдением высокопрофессиональных специалистов.
- Пятая – это крохи, имеющие очень большие физические недостатки, психологические или физиологические отклонения в развитии – это дети-инвалиды.
К какой группе здоровья отнести своего малыша?
Как и раньше, определить состояние детей можно исходя из 4 основных критериев:
- есть ли у малыша функциональные нарушения или заболевания хронического характера. Учитывается тяжесть самого заболевания и насколько сильно развита патология;
- функциональное состояние организма, всех его основных органов и систем;
- насколько сильно организм может сопротивляться плохому внешнему воздействию;
- уровень развития детей, насколько он гармоничен и отвечает возрасту.
Группы первая, вторая – это дети, которые будут посещать ДОУ на общих основаниях, без никаких возможных ограничений. Дети, имеющие третью группу здоровья, обычно, требуют особое, индивидуальное, питание или ограничения в физических упражнениях.
Но, родители не должны сильно переживать, так как к этим группам здоровья нужно подходить с тем, что это такая форма учета, а не уже окончательный и бесповоротный диагноз, который ставится медицинским работником малышу. В том случае, когда динамика состояния малыша изменяется к лучшему, то и он автоматически переносится в другую. Тогда, возможно, через некоторое время кроха начнет посещать ДОУ, как и его сверстники на общих основаниях.
В жизни большинства маленьких деток и их родителей когда-то наступает такой очень важный этап, как подготовка к детскому саду. Кто-то приходит к необходимости посещать дошкольные учреждения раньше – в полтора года, а кому-то приходится отправляться в сад позже – после трех лет. Вне зависимости от возраста и индивидуальных характеристик ребенка перед поступлением в детский сад ему придется пройти множество докторов, делающих выводы о его здоровье и возможности нахождения в детском коллективе. При этом родители могут заметить, что доктор определил их к определенной группе здоровья. Что же значит это понятие и по каким критериям определяют группы здоровья в детском саду?
Что такое группы здоровья?
На самом деле такая пометка в детской карточке либо выписке для детского сада предназначается не для родителей, а в первую очередь для педагогов. Доктора сообщают с ее помощью о состоянии здоровья малышей, что позволяется с рациональностью подходить к построению индивидуального плана по обучению либо оздоровлению (в случае коррекционных детсадов).
Группа здоровья является определенной шкалой, в которой учитывается общее состояние здоровья, а также индивидуальное развитие ребенка. Ее может выставить доктор педиатр, либо же специализированный работник в дошкольном учреждении ( инструктор тпо ФИЗО. При определении группы здоровья принимают в учет шесть основных критериев.
Как выставляют группу здоровья?
Первым критерием оценки является фактор наследственности. Специалист принимает во внимание наличие в семье недугов, которые способны передаваться поколениями, а также проводит оценку предрасположенности ребенка к ним. Для этого врач проводит подробный опрос родителей и на основании его делает заключение – может ли ребенок столкнуться с такими болезнями. Кроме того проводится оценка течения беременности, родов и нескольких первых дней жизни крохи.
Второй критерий установки группы здоровья – это показатели физического здоровья, которые подразумевают анализ роста, веса, параметров развития тела. Третий фактор, который рассматривают врачи, это нервно-психические особенности развития крохи. В учет принимают умения ребенка, становление его речи и способности к общению. У доктора при этом есть специальные таблицы, в них указаны средние нормы развития для каждого возраста. При этом не стоит думать, что отклонения от них в разные стороны – это патология, ведь проводится оценка всех умений и навыком в целом.
Во внимание принимаются поведенческие особенности ребенка, общение его с другими людьми, умение самостоятельно питаться, развитие эмоциональности и наличие вредных привычек.
Наконец самым последним критерием оценки является наличие у малыша хронических недугов, а также патологий и пороков развития. Максимальное внимание врачи уделяют тем болезням, которые способны повлиять на жизнь и качество существования ребенка.
Стоит помнить о том, что группа здоровья является не статичным показателем. Доктора могут менять ее несколько раз на протяжении жизни. Однако, в большей части случаев такое изменение происходит в сторону ухудшения.
Перечень групп и их характеристики
Первая группа здоровья включает в себя здоровых деток, которые нормально развиваются нормально в физическом и психическом плане, и не имеющие функциональных отклонений. Такие малыши мало болеют на всем периоде наблюдения, в сам момент обследования они здоровы, сопротивляемость их организма находится на достаточно высоком уровне. Считается, что эта группа объединяет полностью здоровых деток, однако их количество достаточно невелико.
Вторая группа состоит из нескольких подгрупп, в ней вмещаются также здоровые детки, однако с некоторыми нюансами. Так подгруппа А представлена здоровыми малышами, с несколько отягощенной наследственностью либо с наличием проблем на этапе маминой беременности или же родов. Подгруппа В включает в себя часто болеющих малышей, имеющих некоторые функциональные отклонения либо какой-то риск развития хронических недугов.
В третьей группе находятся детки, у которых зафиксированы хронические недуги на этапе компенсации. В ней также вмещаются малыши с врожденными патологиями либо хроническими недугами, при которых редко наблюдаются обострения.
Четвертая группа включает в себя тех детей, у которых диагностированы хронические недуги в стадии субкомпенсации, которые после обострений приводят к нарушениям общего состояния и самочувствия. Такие малыши имеют сниженную сопротивляемость организма. К болезням такого плана относят эпилепсию, гипертонию, тиреотоксикоз, а также прогрессирующую форму склероза.
Пятая группа представлена детьми с хроническими поражениями декомпенсации. Они находятся в состоянии тяжелой инвалидности, не могут ходить либо страдают от разных онкологических поражений. Такие малыши обычно неспособны посещать детские учреждения, им выписывают инвалидность.
Принадлежность ребенка к какой-либо группе здоровья должна учитываться не только педагогами и докторами. Так малыши, относящиеся ко второй группе, должны находиться под постоянным наблюдением. С ними также нужно постоянно заниматься, осуществлять закаливающие мероприятия и всячески укреплять иммунитет. Ограничения физической активности в этом случае не приветствуются, за исключением отдельных случаях, о которых обязательно говорят доктора.
Источник