Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклю | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
В последнее время в российских образовательных учреждениях становятся значимыми принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование нацелено в первую очередь на активную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение полноценной социальной жизни, а также формирование у здоровых детей терпимого отношения к своим «особым» сверстникам.
С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья.
Для нормально развивающегося ребенка детский сад – место для совместных с друзьями игр, общения, занятий по интересам, другое дело ребенок с ОВЗ.
Для таких детей детский сад становится местом, где они могут адаптироваться, приспосабливаться к жизни и полноценно развивaться. Это происходит за счет специально разработанной коррекционно-развивающей программы в ДОУ. Реализация такой программы обеспечивает развитие и социaлизацию ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей.
В настоящее время тема инклюзивного образовании в России является актуальной. Инклюзивное ( франц . inclusif включающий в себя , от лат. include заключаю ,
включаю ) или включенное образование- термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.
В основу инклюзивного образования положены принципы, которые обеспечивают равное отношение ко всем людям, но создают особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на
рубеже 1980-1990 гг.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной
педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа
инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).
ФГОС говорит о том, что стартовые возможности всех воспитанников дошкольных обрaзоватeльных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в первый класс школ, должны быть выравнены.
Основные аспекты ФГОС предназначены обеспечить возможность включения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждении и их инклюзивное обучение. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на устранение недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание им необходимой помощи в освоении основной образовательной программы.
Инклюзия помогает формировать у здоровых детей терпимость к психическим или физическим недостаткам своих сверстников, стремление к сотрудничеству, развивает потребность к взаимопомощи, чувство принятия окружающих людей такими, какие они есть.
В свою очередь, у детей с особыми образовательными потребностями инклюзия способствует формированию адекватного поведения в социуме, выработке положительного отношения к другим детям и максимально глубокому развитию и обучению.
Инклюзивное обучение предполагает равный доступ к получению образования и создание специальных условий для достижения максимального результата в обучении всеми детьми.
Реализация инклюзивного образования в ДОУ требует гибкого подхода для каждого воспитанника с ОВЗ, так как не все дети с особыми образовательными потребностями, могут успешно адаптироваться среди здоровых сверстников.
Рекомендации для коррекционной работы с каждым конкретным ребенком должны давать специалисты ЦПМПК в своём заключении.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение и развитие детей с ОВЗ должно проходить по адаптированным рабочим программам.
Для каждого воспитанника с ОВЗ в ДОУ разрабатывается специальная индивидуальная программа развития – СИПР.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст.79 п.3 сказано, что
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья..»
Для достижения наилучших результатов в освоении ребенком с ОВЗ специальной индивидуальной программы развития все специалисты психолого-педагогического сопровождения выстраивают свою коррекционно-образовательную работу с воспитанником в едином тематическом планировании.
К специалистам, организующим коррекционно-образовательную работу с в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ относятся:
Педагог – это основной участник образовательного процесса. Именно педагог реализует процессы инклюзии ребенка с ОВЗ среди здоровых детей, создает необходимые условия для успешной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в социальную среду и образовательное пространство.
Педагог-психолог – специалист, оказывающую психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям и педагогам), Педагог-психолог проводит психологические диагностики, проводит коррекционную работу, в ходе которой происходит изменения особенностей поведения, эмоциональной сферы и развитие всех психических процессов ребенка с ОВЗ.
Учитель-дефектолог — специалист, коррекционный педагог, обеспечивающий максимально успешное освоение образовательной программы, занятия с ним способствуют познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, обогащают знания, умения и опыт ребенка с ОВЗ, что повышает возможность его комфортного включения в жизнь общества. Важным направлением работы дефектолога является адаптация содержания общей образовательной программы к возможностям воспитанника с ОВЗ и оказание в этом вопросе методической помощи педагогу.
Наиболее действенные формы организации обучения и воспитания в инклюзивной группе ДОУ дефектолог выбирает во взаимодействии с логопедом и тьютором.
Учитель-логопед – коррекционный педагог, который занимается выявлением, устранением и профилактикой нарушений речевого развития и коммуникации у детей.
Деятельность учителя-логопеда в рамках инклюзивного образования и воспитания в ДОУ имеет особое значение. Она ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с ОВЗ, но также на их адаптацию и социализацию среди здоровых и нормально развивающихся сверстников.
Тьютор — специалист, выполняющий роль проводника ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.
Тьютор сопровождает ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ в течение всего учебного дня. Работа тьютора направлена на оказание помощи не только непосредственно воспитаннику с ОВЗ, но и его родителям, педагогам, т.е всем участникам образовательного процесса такого ребенка.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях — это возможность избежать многих трудностей социально-психологического характера, с которым в настоящее время в нашей стране сталкивается большинство детей-инвалидов.
Можно с уверенностью скaзать, что инклюзивное образование увеличивает, расширяет личностные возможности всех детей, помогает формированию таких качеств, как толерантность, гуманность, терпимость к чужому образу жизни, поведению, способствует усвоению всеми участниками образовательного процесса в инклюзивной группе системы нравственных и социальных установок, предполагающих необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. готовности к помощи.
Инклюзивное образование в нашей стране является принципиально новой системой, в которой и педагоги , и воспитанники, и родители работают над одной общей целью – сделать качественное образовани доступным и для всех без исключения детей.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
- Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования. Педагогический журнал. 2013, № 1 (44).
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова – М.:
- www.nsportal.ru
- www.infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения мастер — класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ» (предполаг.
Итоговое занятие по математике за полугодие.
Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития, для организации и проведения диагностики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&
i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча.
теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста.
Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального.
Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере.
Источник
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения
статья по теме
Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных форм взаимодействия специалистов с целью освоения образовательной программы, коррекции недостатков в речевом, психическом, физическом развитии детей, их социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulgakova_vzaimodeystvie_specialistov_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения
учитель РСВ и ОП
ГБОУ «Белгородская коррекционная школа-интернат №23»
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, руководителя по изобразительной деятельности. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.
Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателей является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
В ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога являются:
— формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
— развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;
— развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
— обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
— обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
— развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
Музыкальный руководитель формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.
Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.
Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.
Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.
Деятельность руководителя по изобразительной деятельности направлена на развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Совместная коррекционная работа специалистов способствует не только более продуктивному процессу коррекции речи, но и в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки ребенка к письму. Свою работу педагог по ИЗО строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога. На занятиях закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой, используется ритмическое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное, различные загадки, стихи, пальчиковые игры и т.д.
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список использованной литературы
- Волкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007. – 703с.
- Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
- Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
- Шипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005. – 240с.
Источник