«Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников как направление деятельности педагога-психолога в условиях современной школы»
статья по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskoe_zdorove.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы
В последнее время школьники часто сталкиваются, как в жизни, так и в школе, с разными трудностями, которые оказывают влияние на их психологическое здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все хорошо и прекрасно, он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, способен справляться с жизненными ситуациями. Психологическое здоровье включает в себя совокупность эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферы, проявления человеческих качеств. Это является основой жизнеспособности ребенка, которому приходится иногда решать непростые задачи своей жизни: контролировать собственное поведение и обдумывать свои поступки, научиться жить, работать, учиться и быть ответственным за себя и других, осваивать научные знания и социальные навыки, развивать свои способности и строить образ своего успешного «Я». Когда мы наблюдаем у школьников изменение поведения: нарушение конвенциальных и моральных норм, тревожность, агрессию, замкнутость, и т.п. личностные проявления, в большинстве случаев это свидетельствует о психологическом неблагополучии личности. Ребёнку трудно самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, в силу его личностных особенностей, постоянно повышающихся требований общества, усложнения систем образования, возрастания учебной нагрузки, отсутствия поддержки и доброжелательности со стороны близких из-за повышенной занятости. Школьникам необходимо помочь сохранить и укрепить психологическое здоровье, создать комфортные условия для бучения, совместно с родителями и педагогами, психологом, преодолевать возникающие трудности.
Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут:
- способствовать формированию положительного отношения к себе и принятию окружающих по принципу «я-окей, ты-окей»;
- обучать рефлексивным умениям: навыкам понимания своих эмоций и чувств, и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей (рассматривание изображений лиц людей с выраженными эмоциями и их обсуждение), умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
- формировать потребности в саморазвитии, через создание условий, способствующих реализации творческих потребностей ребенка;
- уделять своему ребенку достаточно внимания, любви и заботы.
В рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо реализовывать диагностику уровня адаптации и универсальных учебных действий учащихся. Проводить занятия с детьми в период адаптации к 1 классу и при переходе из начальной школы в среднее звено, с целью профилактики дезадаптации и сохранения психологического здоровья обучающихся. Данная работа проводится на протяжении всего учебного года. В результате диагностических исследований и наблюдений выявлено, что возникает потребность особого сопровождения детей после длительного отдыха во время каникул. В связи с этим необходимо:
- проводить игровые минутки во время перемен между уроками, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
- организовать конкурсы рисунков, бесед, викторин, игр по станциям на темы: «Мы — за здоровый образ жизни!», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Мой класс» и т.д.;
- вовлечь школьников в коллективную работу по созданию классного уголка «Наш дружный класс»: каждый ученик обводит свою ладошку на листе цветной бумаги, вырезает ее, наклеивает в середину фотографию и в виде солнышка все работы размещаются на ватмане в уголке класса.
Таким образом, проведение данных мероприятий способствует формированию положительного отношения к школе, созданию комфортного психологического климата в классе, повышает уровень адаптации учащихся, что является необходимым для укрепления и сохранения психологического здоровья школьников.
Создание родительского клуба способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. В рамках данного направления, с родителями проводятся тренинги, ведутся дискуссии, предоставляется и разъясняется информация по следующим темам:
- «Адаптация будущего первоклассника»,
- «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к 1-му и к 5-му классам»,
- «Возрастные особенности младших школьников»,
- «Как противостоять стрессу в новых условиях»,
- «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»,
- «Какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и обучения школьников. Как родители могут помочь детям преодолеть возникшие трудности» и т.п.
Информация, полученная на заседаниях родительского клуба, помогает родителям правильно организовать воспитательную работу и направить их внимание на поддержание эмоционального благополучия своего ребенка.
Для педагогов необходимо проводить семинары и консультации, с целью ознакомления с информацией о возрастных особенностях развития детей и с результатами психологической диагностики, способствующих формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Одним из важнейших аспектов сохранения и укрепления психологического здоровья школьников является, создание благоприятного психологического климата на уроке. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — это то, что необходимо педагогу для раскрытия способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит к укреплению психологического здоровья, и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Таким образом, работа по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся организуется со всеми участниками образовательного процесса: родители, учащиеся, педагоги, психологи и другие специалисты образовательного учреждения.
Школа, организует не только процесс обучения и воспитания, но и создает условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, с целью успешного развития личности ребенка, и является психологически безопасным и комфортным пространством.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Офицерова Т. А., Губанихина Е. В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 202-205. — URL https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 14.01.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В.
Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ.
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер.
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .
В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.
Источник
Выступление на педагогическом совете по теме «Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика»
методическая разработка по психологии по теме
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме «Создание благоприятной морально — психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_blagopriyatnoy_moralno.doc | 41.5 КБ |
sozdanie_blagopriyatnoy_moralno.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание благоприятной морально — психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху.
Цель : проследить особенности создания психологической обстановки в школе, направленной на повышение успешности учащегося.
Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик», направленными на достижение успеха.
Проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе.
Выработать ряд рекомендаций для педагогов, направленных на создание благоприятной психологической атмосферы в школе, способствующей саморегуляции и самореализации каждого учащихся.
Развитие благоприятной психологической обстановки в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая напрямую влияет на повышение качества образования.
Повышение благоприятной психологической обстановки осуществляется через создание в общеобразовательном учреждении условий, способствующих повышению социализации и самоактуализации подрастающего поколения.
К таким условиям можно отнести восприятие каждого учащегося как неповторимой личности и атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимоподдержки и взаимопомощи во всех видах взаимодействия учителя и учащегося.
Несомненно, именно от учителя, его педагогического стиля будет зависеть атмосфера на уроке и внеурочное время. Контроль деятельности ученика учителем должен быть щадящим, но результативным.
Современная школа – сложный социальный организм. Широко распространено мнение, что школа готовит ребёнка к жизни, но, как справедливо заметил американский психолог Дж.Дьюи, обучение – это не подготовка к жизни, это сама жизнь.
Вхождение индивида в любую социальную группу связано с исполнением в ней определённой роли. И в школе ребёнок проживает роль ученика.
И то, каким будет этот ученик – «плохим» или «хорошим» зависит от учителя.
Важно не прикрепить к ученику ярлык способного или неспособного, а захотеть и увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, и помочь ей самореализоваться в дальнейшей жизни.
Для любого человека потребность в признании и уважении – одна из базовых потребностей личности.
В условиях, когда личность не находит признаний в социуме, у неё развивается ощущение личностного дискомфорта.
Одним из показателей благополучной обстановки в школе является количество неблагополучных учащихся.
Умению ставить чёткие цели и уметь находить верные пути решения, быть заинтересованным в мотиве достижения успеха через преодоление трудностей – этому важно учить не только учащихся уже с первого класса, но учиться самим.
Нередко мы можем встретить рассогласованность указаний и действий у самого учителя.
Мы развиваем у учащихся коммуникативные навыки, но при этом позволяем себе кричать на ребёнка.
Ругаем ребёнка, если он опаздывает на урок, но при этом часто сами заходим в класс после второго звонка.
Обещаем спросить ребёнка на следующем уроке, но не сдерживаем свои обещания.
Важно помнить, что контроль неразрывно связан с самоконтролем, которому мы должны учить не только учащихся, но и учиться самим.
Важным условием психологической безопасности учащихся в школе является вера в свой успех, а он достигается только через веру учителя в успех ребёнка.
Важно вселить уверенность в ребёнке, что он талантлив. А каждый ребёнок талантлив по-своему.
Особое внимание здесь следует уделить детям с ограниченными возможностями развития.
Главная задача коррекционного обучения – развивающая и терапевтическая. И здесь важно не натаскивание ученика по предметам, а развитие его логического мышления, понимания, поисковой деятельности. Научные данные свидетельствуют о том, что самый благоприятный период для коррекции недостатков в развитии – это возраст от 3 до 10 лет.
Ссылаясь на причину низкой успеваемости учащихся СКО, мы снижаем их способности и склонности.
Порой равнодушие педагога способствует потуханию будущих спортсменов, художников, артистов, певцов. А так важно вовремя разглядеть в ребёнке его способности и помочь им развиться.
К сожалению, мы не привлекаем этих детей и к участию в школьных олимпиадах. А положительный результат есть.
Тактическое и уважительное отношение к личности ребёнка – обязательное условие благоприятной обстановки в школе. Только в сплочённом коллективе возрастает желание что-то сделать лучше, повышается творчество.
Мы должны помочь ребёнку увидеть и осознать свои трудности, помочь ему найти способы выхода из сложившейся ситуации.
А это возможно только через поддержку. Важно не одёргивать постоянно ученика, а поправлять его, учить ребёнка анализировать свои поступки.
И надо помнить, что ребёнок как губка. Он впитывает наше с вами настроение, наше отношение к нему, к уроку, к происходящему вокруг нас.
Создание благоприятной психологической атмосферы невозможно и без внешних условий , таких как:
— организация рабочего места
— создание комфортных условий в школе, в классе (свет, тепло, цвет и др.)
— использование на уроках ИКТ, музыкального сопровождения, физ.пауз
— внешний вид учителя и др.
Школа – дом второй. И все мы в ней жители. Только в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества возможно творчество.
Источник
«Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов
Ольга Чурилова
«Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов
«Сохранение психологического здоровья обучающихся:
профилактика школьного стресса».
Сообщение для педагогов
Одним из важнейших условий создания здоровьесберегающей среды в лицее является обеспечение психологического комфорта в процессе обучения, что реализуется через содействие успешной социально-психологической адаптации обучающихся и сохранение их психологического здоровья. В рамках этого направления очень важно вести работу по профилактике и преодолению школьного стресса обучающихся как варианта нарушения психологического здоровья.
Виды стресса.
Следует различать виды стресса:
• кратковременные и долгосрочные (со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.);
• физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).
Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.
Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.
Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).
Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.
Симптомы стресса.
Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т. д.
Причины стресса.
• Начало школьного обучения. Трудности адаптации ребенка во многом зависят от того, на сколько домашняя обстановка отличается от школьной, на сколько ребенок достиг функциональной готовности к учебе, как быстро он усваивает материал.
• Учебные перегрузки. Причиной перегрузок во многом является острая нехватка времени, которая связана во многом с неэффективными методами учебной работы школьников, когда успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний.
• Страх перед экзаменом, например, боязнь не сдать ЕГЭ.
• Задержка развития, нарушения перцепторно — двигательных функций, воспитание ребенка в неблагоприятной социально-культурной среде.
• Фактор соревновательности, следствием которого является ориентация учащихся на высокие показатели. Отстающих как правило, осуждают. У таких детей легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
• Отсутствие дружеских отношений, неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозам, — все это приводит к возникновению личностных конфликтов, доходящих до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с различными негативными последствиями.
• Смена школьного коллектива. Включение в школьный коллектив может стать для ребенка непосильной задачей. Очень часто трудной проблемой для ученика становится негативное отношение учителя или несдержанное, грубое поведение невротичного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом с позиции силы.
• Педагоги. Авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, как и педагоги с синдромом эмоционального выгорания представляют серьезную опасность для психологического здоровья школьников.
• Семья. Неблагоприятные семейные факторы такие как: воспитание ребенка одним родителем, воспитание ребенка приемными родителями, воспитывающий родитель чувствует себя несчастным, вследствие чего не способен создать ребенку необходимые условия для формирования позитивных чувств и отношения к жизни.
Какие же условия необходимо создать для комфортной образовательной среды?
1. Адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы)
2. Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения.
3. Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса.
4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей и самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.
Экспресс – помощь при стрессе: рекомендации педагогам.
Для релаксации наиболее приемлемым является полное дыхание.
1. Сядьте на стул. Медленно через нос начинайте вдох.
2. Пусть сначала воздухом наполнится нижняя часть легких. Он находится в районе диафрагмы. Внешне это выглядит как небольшое вздутие живота.
3. Потом воздухом наполняется средняя грудная часть. В этот момент грудная клетка расправляется, раздвигаются плечи.
4. Последняя фаза вдоха — наполнение воздухом верхней части легких. Можно почувствовать, как слегка приподнимаются плечи.
5. Теперь на некоторое время необходимо задержать дыхание. Это всего лишь 2–4 секунды.
6. Выдох производится в обратной последовательности: плечи, грудь, живот. Выдыхать необходимо примерно в полтора раза дольше, чем вдыхать.
7. Опять необходимо задержать дыхание. Пауза после выдоха должна быть в полтора раза длиннее паузы после вдоха.
Получается «волна»: сначала снизу вверх, потом сверху вниз. Дышать необходимо естественно, не затягивая и не увеличивая искусственно продолжительность фаз дыхания. Дыхание должно быть ритмичным, сочетаться с позой. За основу можно взять ритм биения сердца или просто считать про себя секунды. Дышать надо носом, а не ртом.
Птица, расправляющая крылья
Представьте, что вы птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так крепко, насколько можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, плавно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение.
Сядьте, так как Вам удобно, комфортно. Закройте глаза. Сделайте вдох и задержите его, по крайней мере, на 6 секунд. А теперь в три приема выдохните. Представьте, что у Вас в ведущей руке лимон, а в нем дырка. Начинайте выжимать из лимона сок. Представьте, как он льется. Нажмите еще сильнее. Выжимайте лимон, пока в нем не останется ни одной капли сока. Вы испытываете напряжение. А теперь пусть пальцы разожмутся, освободятся. Лимон выпал. Вы испытываете легкость в ладонях, пальцах. Затем повторите то же самое с другой рукой и другим лимоном.
Во время стресса идет «разбалансировка» работы полушарий мозга. Чтобы восстановить гармонию, походи, переваливаясь с ноги на ногу – как пингвины. Можно также подвигать глазами, смотря резко то вправо, то влево.
Потрите ладони друг о дружку и положите теплые руки на лицо – это позволит почувствовать себя в безопасности и успокоиться. Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.
Источник