Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ
Ольга Тармашева
Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ
Под организационными формами образования подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой в определённых порядке и режиме. Возникают и совершенствуются они с развитием дидактических систем. Классификация форм образовательного обучения осуществляется:
1. По количеству обучающихся — коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия;
2. По месту учёбы и виду учреждения — дошкольные (занятия, школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, внешкольные (экскурсии, занятия на дому);
3. По продолжительности учебных занятий — уроки (40-45 минут, коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, логопедические, дефектологические занятия) (15-25минут, работа в системе группы продлённого дня (самоподготовка) (60-90 минут);
4. По направленности учебного процесса, целям и задачам обучения — индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия и т. д.
Каждая из указанных форм обучения соответствует требованиям нормативных актов образования, носит государственный, частный и попечительский характер.
Выбор форм определяется системой обучения, организацией и участием соответствующих учреждений системы образования. Теорию обучения впервые разработал и реализовал на практике Я. А. Коменский. Первой попыткой теоретически обосновать и раскрыть основные вопросы учебно-воспитательного процесса с умственно отсталыми детьми явилась коллективная работа А. Н. Граборова, Н. Ф. Кузьмина, Ф. М. Новик «Олигофренопедагогика».
Классно-урочная форма организации учебного процесса в школе-интернат, в отличие от обычной школы,характеризуется следующими особенностями:
1. Каждый урок проводится по конкретному предмету;
2. Состав обучающихся часто бывает разного возраста, а уровень подготовленности к школьному обучению носит индивидуальный характер;
3. Урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных специально для данного вида учреждений;
4. На уроке очень важно использовать различные виды и формы познавательной деятельности;
5. Обучение осуществляется под педагогическим руководством в лице учителя-дефектолога.
Классно-урочная форма организации учебного процесса имеет преимущество перед другими в том, что деятельность учащихся и учителя строго лимитирована временем, происходит экономная организация учебно-познавательного процесса, создаются условия индивидуально-коллективной деятельности. Основным компонентом классно-урочной системы обучения является урок.
В МКОУ «Сузунская ОШ-И» основной формой организации моей дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста. Занятия носят коррекционно-развивающую направленность:
— формирование элементарных математических представлений и развитие сенсорного восприятия;
— формирование навыка письма и чтения, развитие связной речи;
— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях на занятиях окружающего мира.
Как для детей, так и для учителя, любое занятие должно проходить интересно и увлекательно, чтобы научить ребят общаться, помочь осознать себя, усвоить знания, умения и навыки, которые они смогут применить в условиях социальной среды.
Мои занятия проходят игровой форме т. к. в дефектологической работе необходимо учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях ребята учатся думать, выполняя порой усиленную работу над собой. Но когда занятие проходит не только с акцентом на умственную работу, но и ещё побуждает интерес, когда даются задания в форме игры, то это смягчает резкость перехода от серьезного этапа занятия к отвлеченным подвижным, энергичным играм, конкурсам и т. д. Таким образом, можно руководить развитием детей и оказать важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни. Например, на занятии по письму и развитии речи все выстроено так, чтобы шел процесс развития интереса и познавательной активности, игровые ситуации и звуковые упражнения на звукоподражание помогают обучающимся освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явления.
Также на любом занятии (математики, письму или окружающему миру) провожу викторины, конкурсы, загадки.
Были проведены занятия по формированию элементарных математических представлений, например, с темой «Помоги почтальону Печкину», дети решали задачи в конвертах, чтобы доставить до адресата с полными ответами. Помогая почтальону Печкину, искали номера домов, чтобы отправить письмо до адресата. Таким образом, ребята в игровой форме тренировались логически мыслить,решали учебные и практические задачи средствами математики: решали задачи, выполняя арифметические действия. Решение задач укрепляло связь обучения с жизнью, углубляло понимание практического значения математических знаний.
Также обучающиеся узнали много нового на занятии по окружающему миру «Звёздное небо – Великая книга Природы», где не только решали кроссворд, смотрели на звёзды, планеты и космос, как это всё выглядит, но и в игровой форме рассказывали о солнце, слушали музыку космоса и делились своими впечатлениями.
Современные учёные подчёркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса коррекции (Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С. А. Шмаков (1994) считает, что само название игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадёживающе и подчёркивает их обращённость в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности (Кто больше знает? Кто точнее назовёт? Кто самый наблюдательный) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства обучающихся.
В целом коррекционно-развивающее занятие не только помогает восстановить пробелы в знаниях, углубить и закрепить полученные умения и навыки, но и приучает к творческому подходу в период обучения и по его завершении.
Из вышеизложенного следует, что использование на уроке или занятии игровых методов обучения позволяет сделать обучающихся активными участниками педагогического процесса и развивать познавательную активность школьника. Использование этого метода позволит детям при переходе на следующую ступень образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования, а также способствует росту интереса к предмету, ускоряет процесс обучения, улучает качество усвоения материала.
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. ; Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми МДОУ детский сад №18 с. Тарбагатай Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми.
Доклад «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ» СЛАЙД 1 Роль занятий по развитию психомоторики и сенсорным процессам в учебно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Образование и воспитание.
Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.
Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.
Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся с ОВЗ «Моя будущая профессия» Внеклассное мероприятие: «Моя будущая профессия»Составила Пахарева Л. В., воспитатель Цели: формирование представления о будущей профессии;.
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями.
Сценарий праздника к Дню матери для обучающихся 1–4 классов с ОВЗ Сценарий посвященный «Дню матери» для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (АООП: ЗПР, вариантI,вариантII,8.2,8.3,8.4) Подготовили и провели:.
Консультация «Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования» Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного.
Выступления на педагогическом совете «Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ» Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через воспитательную.
Источник
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Соколов
Похожие презентации
Презентация на тему: » Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.» — Транскрипт:
1 Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
2 «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
3 Основная задача в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья: подбор адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ; создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ; учет их психофизических особенностей.
4 Условия успешной социализации детей с ОВЗ выявление недостатков в развитии детей, имеющими нарушения, на максимально раннем этапе; своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка.
5 Цель работы ПМПк раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка, поступившего в образовательную организацию; выявление его резервных возможностей; определение содержания, форм и методов специальной (коррекционной) помощи в соответствии с особенностями физического и психического развития воспитанников сопровождение такого ребенка на протяжении всего периода обучения в образовательной организации.
6 Цель работы ПМПК организация помощи детям с ОВЗ на основе проведения комплексного диагностического обследования; определение специальных условий для получения ими образования; определение необходимого психолого- медико-педагогического сопровождения.
7 Состав ПМПК: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги – психологи, социальный педагог, врачи — психиатры, невролог, педиатр, окулист, отоларинголог ортопед
9 Система образовательных организаций для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья для глухих и позднооглохших детей, для слабослышащих детей, для слепых детей, для слабовидящих детей, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития для детей с умственной отсталостью для детей с ранним детским аутизмом
10 «Порядок организации воспитания и обучения детей- инвалидов дошкольного возраста по индивидуальным программам на дому муниципальными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования» Данной услугой воспользовались 50 детей-инвалидов дошкольного возраста.
11 Государственные программы Российской Федерации «Доступная среда» (2011 – 2015 годы); «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» (за 3 учебных года – 240 обучающихся из 51 образовательной организации)
12 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» адрес: г. Ульяновск, б-р Пластова д.4, тел , сайт: rostok73. ru В структуру Центра входят 3 подразделения: психолого-медико-педагогическая комиссия – основной вид деятельности экспертно-диагностический. служба практической психологии – основной вид деятельности психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса; дефектологическая служба – основной вид деятельности коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими различные нарушения.
13 Специалисты Центра включены в состав: комиссии по комплектованию детей в детские сады г. Ульяновска (занимаются комплектованием групп компенсирующей направленности); работают в составе КПДН; проводят психологическую диагностику по запросам судов; принимают активное участие в работе стажировочных площадок а рамках ФЦПРО.
Источник