Меню

Создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ

Ольга Тармашева
Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ

Под организационными формами образования подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой в определённых порядке и режиме. Возникают и совершенствуются они с развитием дидактических систем. Классификация форм образовательного обучения осуществляется:

1. По количеству обучающихся — коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия;

2. По месту учёбы и виду учреждения — дошкольные (занятия, школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, внешкольные (экскурсии, занятия на дому);

3. По продолжительности учебных занятий — уроки (40-45 минут, коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, логопедические, дефектологические занятия) (15-25минут, работа в системе группы продлённого дня (самоподготовка) (60-90 минут);

4. По направленности учебного процесса, целям и задачам обучения — индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия и т. д.

Каждая из указанных форм обучения соответствует требованиям нормативных актов образования, носит государственный, частный и попечительский характер.

Выбор форм определяется системой обучения, организацией и участием соответствующих учреждений системы образования. Теорию обучения впервые разработал и реализовал на практике Я. А. Коменский. Первой попыткой теоретически обосновать и раскрыть основные вопросы учебно-воспитательного процесса с умственно отсталыми детьми явилась коллективная работа А. Н. Граборова, Н. Ф. Кузьмина, Ф. М. Новик «Олигофренопедагогика».

Классно-урочная форма организации учебного процесса в школе-интернат, в отличие от обычной школы,характеризуется следующими особенностями:

1. Каждый урок проводится по конкретному предмету;

2. Состав обучающихся часто бывает разного возраста, а уровень подготовленности к школьному обучению носит индивидуальный характер;

3. Урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных специально для данного вида учреждений;

4. На уроке очень важно использовать различные виды и формы познавательной деятельности;

5. Обучение осуществляется под педагогическим руководством в лице учителя-дефектолога.

Классно-урочная форма организации учебного процесса имеет преимущество перед другими в том, что деятельность учащихся и учителя строго лимитирована временем, происходит экономная организация учебно-познавательного процесса, создаются условия индивидуально-коллективной деятельности. Основным компонентом классно-урочной системы обучения является урок.

В МКОУ «Сузунская ОШ-И» основной формой организации моей дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста. Занятия носят коррекционно-развивающую направленность:

формирование элементарных математических представлений и развитие сенсорного восприятия;

формирование навыка письма и чтения, развитие связной речи;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях на занятиях окружающего мира.

Как для детей, так и для учителя, любое занятие должно проходить интересно и увлекательно, чтобы научить ребят общаться, помочь осознать себя, усвоить знания, умения и навыки, которые они смогут применить в условиях социальной среды.

Мои занятия проходят игровой форме т. к. в дефектологической работе необходимо учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях ребята учатся думать, выполняя порой усиленную работу над собой. Но когда занятие проходит не только с акцентом на умственную работу, но и ещё побуждает интерес, когда даются задания в форме игры, то это смягчает резкость перехода от серьезного этапа занятия к отвлеченным подвижным, энергичным играм, конкурсам и т. д. Таким образом, можно руководить развитием детей и оказать важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни. Например, на занятии по письму и развитии речи все выстроено так, чтобы шел процесс развития интереса и познавательной активности, игровые ситуации и звуковые упражнения на звукоподражание помогают обучающимся освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явления.

Читайте также:  Как справиться со страхом за здоровье

Также на любом занятии (математики, письму или окружающему миру) провожу викторины, конкурсы, загадки.

Были проведены занятия по формированию элементарных математических представлений, например, с темой «Помоги почтальону Печкину», дети решали задачи в конвертах, чтобы доставить до адресата с полными ответами. Помогая почтальону Печкину, искали номера домов, чтобы отправить письмо до адресата. Таким образом, ребята в игровой форме тренировались логически мыслить,решали учебные и практические задачи средствами математики: решали задачи, выполняя арифметические действия. Решение задач укрепляло связь обучения с жизнью, углубляло понимание практического значения математических знаний.

Также обучающиеся узнали много нового на занятии по окружающему миру «Звёздное небо – Великая книга Природы», где не только решали кроссворд, смотрели на звёзды, планеты и космос, как это всё выглядит, но и в игровой форме рассказывали о солнце, слушали музыку космоса и делились своими впечатлениями.

Современные учёные подчёркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса коррекции (Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С. А. Шмаков (1994) считает, что само название игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадёживающе и подчёркивает их обращённость в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности (Кто больше знает? Кто точнее назовёт? Кто самый наблюдательный) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства обучающихся.

В целом коррекционно-развивающее занятие не только помогает восстановить пробелы в знаниях, углубить и закрепить полученные умения и навыки, но и приучает к творческому подходу в период обучения и по его завершении.

Из вышеизложенного следует, что использование на уроке или занятии игровых методов обучения позволяет сделать обучающихся активными участниками педагогического процесса и развивать познавательную активность школьника. Использование этого метода позволит детям при переходе на следующую ступень образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования, а также способствует росту интереса к предмету, ускоряет процесс обучения, улучает качество усвоения материала.

Читайте также:  Квалификация опыт работы состояние здоровья что это

1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. ; Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми МДОУ детский сад №18 с. Тарбагатай Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми.

Доклад «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ» СЛАЙД 1 Роль занятий по развитию психомоторики и сенсорным процессам в учебно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Образование и воспитание.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся с ОВЗ «Моя будущая профессия» Внеклассное мероприятие: «Моя будущая профессия»Составила Пахарева Л. В., воспитатель Цели: формирование представления о будущей профессии;.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями.

Сценарий праздника к Дню матери для обучающихся 1–4 классов с ОВЗ Сценарий посвященный «Дню матери» для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (АООП: ЗПР, вариантI,вариантII,8.2,8.3,8.4) Подготовили и провели:.

Консультация «Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования» Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного.

Выступления на педагогическом совете «Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ» Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через воспитательную.

Источник

Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Соколов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.» — Транскрипт:

1 Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Читайте также:  Фгос медицинский массаж для лиц с ограниченными возможностями здоровья

2 «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

3 Основная задача в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья: подбор адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ; создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ; учет их психофизических особенностей.

4 Условия успешной социализации детей с ОВЗ выявление недостатков в развитии детей, имеющими нарушения, на максимально раннем этапе; своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка.

5 Цель работы ПМПк раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка, поступившего в образовательную организацию; выявление его резервных возможностей; определение содержания, форм и методов специальной (коррекционной) помощи в соответствии с особенностями физического и психического развития воспитанников сопровождение такого ребенка на протяжении всего периода обучения в образовательной организации.

6 Цель работы ПМПК организация помощи детям с ОВЗ на основе проведения комплексного диагностического обследования; определение специальных условий для получения ими образования; определение необходимого психолого- медико-педагогического сопровождения.

7 Состав ПМПК: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги – психологи, социальный педагог, врачи — психиатры, невролог, педиатр, окулист, отоларинголог ортопед

9 Система образовательных организаций для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья для глухих и позднооглохших детей, для слабослышащих детей, для слепых детей, для слабовидящих детей, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития для детей с умственной отсталостью для детей с ранним детским аутизмом

10 «Порядок организации воспитания и обучения детей- инвалидов дошкольного возраста по индивидуальным программам на дому муниципальными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования» Данной услугой воспользовались 50 детей-инвалидов дошкольного возраста.

11 Государственные программы Российской Федерации «Доступная среда» (2011 – 2015 годы); «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» (за 3 учебных года – 240 обучающихся из 51 образовательной организации)

12 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» адрес: г. Ульяновск, б-р Пластова д.4, тел , сайт: rostok73. ru В структуру Центра входят 3 подразделения: психолого-медико-педагогическая комиссия – основной вид деятельности экспертно-диагностический. служба практической психологии – основной вид деятельности психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса; дефектологическая служба – основной вид деятельности коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими различные нарушения.

13 Специалисты Центра включены в состав: комиссии по комплектованию детей в детские сады г. Ульяновска (занимаются комплектованием групп компенсирующей направленности); работают в составе КПДН; проводят психологическую диагностику по запросам судов; принимают активное участие в работе стажировочных площадок а рамках ФЦПРО.

Источник

Adblock
detector