Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе
Оксана Фокина
Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе
Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь»
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, переломным моментом, переходом от игровой деятельности к учебной (с элементами игры, заложенное в этом возрасте, имеет большое значение для дальнейшего становления и развития личности в среднем и старшем школьном возрасте. Именно поэтому, с самого раннего детства надо воспитывать уважительное отношение к своему здоровью. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Поэтому сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач каждого образовательного учреждения.
Деятельность школыдолжна быть направлена:
— на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни
-создание здоровьесберегающей среды
В данном контексте, важнейшим условием для создания в учебном заведении здоровьесберегающей среды – это применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.
Здоровье Образование
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Санитарно-гигиенические Педагогические Медико-профилактические
-соответствие кабинетов и школьного оборудования нормам СанПин
-освещенность, влажность, проветриваемость помещений
-наличие питьевой воды (куллеры)
-обеспечение горячим питанием
-соответствие расписанию нормам СанПин
-учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости. период высокой продуктивности, период средней продуктивности и период выработки)
-учет возрастных и физических особенностей детей (количество, дозировка и сменяемость видов деятельности на уроках)
-использование физкультурных пауз (на 15-20 минут урока по 1 минуте из 2-3х легких упражнений с несколькими повторами)
-использование динамических пауз (10 минут на третье перемене)
-проведение динамического часа (в первом классе организация занятий на улице три раза в неделю)
-использование зрительной и дыхательной гимнастики
-проведение ежегодного профилактического медицинского осмотра учащихся
-организация и проведение профилактических прививок
-проведение совместной работы с классными руководителями по предупреждению вредных привычек (курение, алкоголизм)
-анализ состояния здоровья учащихся в течение года
-проведение психолого-педагогического исследования по вопросам адаптации учащихся младшего школьного возраста
-выявление уровня тревожности у учащихся младшего школьного возраста
-проведение акции «Красная лента» в рамках борьбы с ВИЧ
-проведение акции «Мы против курения» (конкурс плакатов и рисунков)
-проведение акции «Я люблю тебя жизнь» в рамках борьбы с наркоманией и токсикоманией
В школе №85 начальное звено работает по программе «Школа 21 века», одобренной Минобразованием. Работа по созданию здоровьесберегающей средыведется по следующим направлениям:
1. Организация и проведение ежедневной утренней гимнастики.
И. п. — ноги вместе, руки на поясе. На счет 1- поворот головы влево; 2- вправо; 3- влево; 4- вправо.
ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. на счет 1-2- рывки согнутыми руками назад; на 3-4- рывки назад прямыми руками; 5-6-руки опустить.
И. п. — ноги врозь, руки вверх. На счет 1- поворот туловища вправо; 2- исходное положение; 3- поворот туловища влево; 4- исходное положение.
В целом комплекс утренней гимнастики состоит из 10 упражнений, задействующих различные группы мышц и проводится в течении 8-10 минут.
2. Организация и проведение во время письменных уроков пальчиковой гимнастики, направленной на развитие у учащихся мелкой моторики.
Организация и проведение во время письменных уроков пальчиковой гимнастики, направленной на развитие у учащихся мелкой моторики.
3. Использование на уроках «Минуты тишины»
«Минута тишины» является одним из видов отдыха и одновременно упражнением в умении сдерживать свои порывы и разговоры. смех, быть спокойными в течении определенного времени.
-на доске вывешивается табличка со словом «Тишина!».
Учащиеся должны оставить работу. прекратить разговоры, удобно сесть. положив руки на парту и сидеть очень тихо на протяжении одной минуты. «Минута тишины» это не только физический отдых для нервной системы. но и хорошая гимнастика для развития задерживающихся волевых центров.
4. Проведение комплексных упражнений по зрительной гимнастике.
В первые годы обучения в школе растет количество детей, страдающих близорукостью. Это связано с неправильной посадкой при чтении и письме.
Возрастные изменения рефракции глаза
Возраст Дальнозоркость Норма Близорукость
11-13 47.1 43,9 9,0
Задача школы выявление детей страдающих близорукостью и предупреждение ее развития, через занятия зрительной гимнастикой. Длительность занятий 3-5 минут. Упражнения способствуют усилению кровообращения, повышению тонуса глазных мышц, уменьшению утомляемости глаз. Упражнения выполняются сидя. откинувшись на спинку стула.
-смотреть прямо перед собой в течении 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустиь глаза вниз. Повторять упражнения в течении 30 секунд.
-поднять глаза вверх. сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторять 3-4 раза (длительность 25 секунд)
-крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. открыть на 3-5 секунд. повторить 4-5 раз (длительность 30-50 секунд)
-посмотреть вперед 3-4 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-4 секунды. Повторить 3-4 раза (длительность 30 секунд)
Также можно использовать зрительный тренажер.
5. Проведение на уроках стихотворных физкультминуток.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Взмахи руками интенсивнее)
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Ножки полностью сгибаем,
Чтобы мышцы упражнять.
Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим.
Поднимаем выше ноги,
и не надо нам дороги. (Ходьба на месте)
6. Организация и проведение динамической паузы (динамический час)
Занятия проводятся на улице в соответствии с разработанным и утвержденным планом. (Три раза в неделю. третьим уроком)Занятия включают в себя работу по следующим направлениям:
-изучение комплекса утренней гимнастики
-изучение комплекса дыхательной гимнастики
-изучение простейших элементов акробатики
-изучение комплекса упражнений для осанки и профилактики плоскостопия
-изучение подвижных игр
-изучение комплекса упражнений с предметами (мяч, скакалка, гимнастическая палка)
Выполняя все вышеизложенное надо помнить. что педагогический процесс- есть процесс развития ребенка. что обучая, мы имеем дело не только с интеллектуальным развитием, но и со здоровьем растущего человека одновременно; а для младшего школьника двигательная активность является одним из важнейших факторов. обеспечивающих гармоничное физическое развитие. И каждое учебное заведение должно направить свою работу в данном направлении, руководствуясь словами Сократа «Здоровье-это не все. но все без здоровья – ничто».
1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. Москва. 2004г.
2. Махенева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Москва. 2000г.
3. Закон РФ «Об Образовании»
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО. 2007г.
5. Узорова О. В. Физкультурные минутки в школе. Москва. 2004г.
«Работа по организации здоровьесберегающей среды в старшей дошкольной группе» Организация здоровьесберегающей среды в группе строится через взаимодействие с родителями воспитанников и через различные формы работы с.
Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе посредством использования игровых технологий «Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе через использование игровых технологий» (2 слайд) В. А. Сухомлинский.
Деловая игра: «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ» Организация деловой игры: Воспитатели делятся на равные 4 команды / с помощью жетонов/. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столе.
Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении. Все здоровые.
Создание здоровьесберегающей среды в старшей группе детского сада Миссия проекта Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется.
Проект по созданию здоровьесберегающей среды «Детский сад — планета здоровья» Паспорт проектаВид проекта- поисково-творческийАктуальность: прогрессирующее ухудшение здоровья детей, снижение уровня физического развития.
Проектная деятельность «Организация здоровьесберегающей среды в группе» Актуальность. Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Одной из актуальнейших на сегодняшний день является проблема сохранения жизни.
Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Т. В. Воробьева, педагог-психолог.
Создание среды по оздоровлению детей Все научные исследования, представления, наблюдения детской педагогики и психологии склоняются к общему мнению об уникальности первых лет.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях перехода на работу по ФГОС 1Вашему вниманию предлагаю Инновационный проект Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях перехода работы по ФГОС ДО.
Источник
К 4.1.3 Создание здоровьесберегающей среды
статья
в данном материале описана справка об итогах диагностических работ с указанием конкретных здоровьесберегающих технологий,методик и приемов,применяемых учителем,а также методов диагностики результативности и их применения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_4.1.3.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Советского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Золотая Степь Советского района Саратовской области
413200, Саратовская область, Советский район, с. Золотая Степь, ул. Садовая, д.5,
о создании здоровьесберегающей среды обучающихся при организации образовательного процесса
Администрация МАОУ-СОШ с.Золотая Степь подтверждает, что
учитель начальных классов Печенова Наталья Васильевна за 2016-2017 уч.г., 2017-2018 уч.г.,2018-2019 уч.г. при организации образовательного процесса создавала здоровьесберегающую среду, решала проблемы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся.
1. Аналитическая справка об итогах диагностических исследований, применяемых учителем начальных классов Печеновой Н.В.при организации образовательного процесса.
2. Сводная таблица участия обучающихся в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
4. Копия программы «Разговор о правильном питании».
5.Копии отчётов по программе «Разговор о правильном питании».
6.Копии мониторингов здоровья за 2016-2017 уч.г.,2017-2018 уч.г.,2018-2019 уч.годы.
7.Копии грамот, сертификатов участия обучающихся.
об итогах диагностических исследований, применяемых
учителем начальных классов Печеновой Н.В.
при организации образовательного процесса
Учитель начальных классов Печенова Н.В. внедряет образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает надлежащие гигиенические условия в соответствии регламентациями СанПиНов. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья учитель использует различные приемы и методы:
1. Осуществляет регуляцию учебной деятельности обучающихся, использует педагогику сотрудничества, взаимодействия, диалога.
2. Организует здоровьесберегающий образовательный процесс:
а) ведёт учет возрастных, гигиенических норм режима труда и отдыха школьника;
б) проводит физкультурные минутки на уроках, паузы с пассивным отдыхом с использованием цветовых пятен, изображений природы;
в) создаёт экологически безопасную информационную среду – выполняет гигиенические требования к учебному кабинету, его освещенности, наглядным пособиям, цветовой и звуковой среде;
г) реализует потребности ребенка в движении – организует подвижные перемены;
д) систематически использует на уроках динамические паузы и минутки релаксации с использованием ИКТ;
3. На уроке используется от 4 до 7 видов учебной деятельности. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности меняется через 7 – 10 минут. Использует на уроке эмоционально-смысловые разрядки.
4. Создаёт индивидуальную учебно-оздоровительную среду вокруг ребенка. Оценивает выполнение учебного задания с учетом индивидуального продвижения ребенка относительно его прежних успехов, индивидуального темпа выполнения работы, индивидуальную интенсивность работы и уровень сложности. В зависимости от психофизического состояния ребенка, использует гибкое изменение объема заданий, вариативность домашнего задания.
5.Для родителей учитель проводит различные лектории о здоровье детей. Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий.
Источник